Как вести бизнес с другом и не разругаться
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Есть много примеров, как друзья открывают дело и дружба сохраняется, а бизнес процветает, — но бывают и ситуации с точностью до наоборот.
Например, два друга начинают бизнес и понимают, что, возможно, ставят под угрозу свою многолетнюю дружбу — памятуя общепринятое «дружба дружбой, а деньги врозь», — поэтому решают договориться обо всех нюансах, так скажем, на берегу. И вроде бы все ничего, но затем что-то вдруг идет не так…
Как не потерять друга и партнера, даже если в бизнесе сложности
Мы с моим партнером по бизнесу Андреем давно дружим — несмотря на то, что во время знакомства, почти 20 лет назад, мы друг друга не поняли и даже слегка разругались.
Мы вместе долго занимались футболом и организовали несколько взрослых команд в любительских лигах. Нам обоим присущи определенные ценности: честность, трудолюбие, здравый смысл и отсутствие любых пакостей за пазухой — все это проверено временем.
В какой-то момент мы устали от взрослого футбола и решили, что можем запустить общее дело, которое будет доставлять нам положительные эмоции, — так мы открыли детскую футбольную школу. Тем более у нас обоих по двое сыновей, которые увлекаются этой игрой. Андрей на тот момент закончил работу по найму в крупном издательском доме и был готов начать что-то новое.
Распределить обязанности. Мы считаем, что любой бизнес, где есть несколько партнеров, зависит от договоренностей, поэтому сразу поделили зоны ответственности.
Андрей взял на себя всю организационную работу: поиск полей, аренду, обеспечение инвентарем, работу с тренерами, проведение тренировок, а также все, что связано с дизайном. Я же отвечаю за документы, продвижение, финансовые вопросы, ну и даю мудрые советы — в этом мне помогает опыт работы топ-менеджером в найме.
Принимать сложные решения вместе. Наше мнение: два адекватных человека всегда смогут договориться. Например, когда искали первого тренера — а для нас на тот момент это была непонятная задача, — мы делали это вдвоем. Отсмотрели около сотни резюме, поговорили с десятками кандидатов, встретились очно с финалистами и вместе сделали тяжелый выбор. Сейчас это кажется мелочью, но тогда задача была неизведанной, и мы решали ее сообща.
Как мы разделяем личные и рабочие отношения? Это, наверное, нереальная задача. Мы постоянно общаемся и затрагиваем обе темы. Разве в найме не так? На работе многие люди строят личные отношения, которые превращаются в дружбу, любовь, семью, и вполне успешно вместе работают.
Серьезных конфликтов у нас не было, а какие-то мелкие обиды важно просто не копить и периодически проговаривать.
Уникального рецепта, как действовать в спорной ситуации, не существует. У меня и Андрея большой опыт в управлении людьми, который, наверное, в случае чего поможет нам договориться. Пока мы делим только убытки — поэтому, может, и предметов для спора нет.
Обсудить возможные проблемы. Когда мы начинали — обговорили, что если уйдем в минус на определенную сумму, то закроем бизнес. Мы приблизились к ней вплотную летом 2024 года, но сейчас наступил момент, когда стало легче. Думаю, эта договоренность о некой предельной границе и позволила нам не разругаться по дороге.
Стараться получать удовольствие от бизнеса. На гармонию в наших отношениях влияет еще и то, что для меня это не последние деньги и как минимум этими убытками я заплатил за опыт и хорошие эмоции, несмотря ни на какие проблемы.
Я считаю, что такой микробизнес надо делать не только ради заработка, но и для того, чтобы прожить несколько иную жизнь. Тем более работа с детьми — это не столько про бизнес, сколько про хорошее, доброе и правильное. Когда видишь несколько десятков счастливых мальчишек и девчонок на тренировках, не заморачиваешься насчет убытков.
Дам несколько советов на основе нашего опыта:
- Не бойтесь начинать совместный бизнес.
- Не копите вопросы, а разговаривайте друг с другом. Это нормально, когда один партнер может пожаловаться другому. Главное, чтобы одновременно в нытье не скатились двое, иначе все эти страдания приведут к проблемам.
- Четко разделите, кто за что отвечает и как принимаются решения, как распределяются убытки и прибыль.
- Не забудьте про финансовую гигиену — правильное юридическое оформление, уплату налогов и работу по правилам.