Сколько клиентов должно быть у ИП, чтобы не получить штраф от налоговой
Хочу задать вопрос о минимальном количестве клиентов для ИП. Мой знакомый утверждает, что налоговая штрафует индивидуальных предпринимателей, у которых всего один источник дохода. То есть если я открыл ИП и заключил только один договор с любой организацией, то меня могут оштрафовать по причине «ухода от налогов».
Никаких ссылок на статьи федеральных законов и налогового кодекса я не услышал. Только истории о том, что «парней вызвали в налоговую и оштрафовали, потому что источников дохода должно быть более одного».
Но я знаю огромное количество предпринимателей, которые работают с одним контрагентом, и никаких претензий к ним не было. Помогите разобраться в этом вопросе.
Благодарю!
Дмитрий
Дмитрий, вы правы: в законодательстве нет никаких ограничений по минимальному количеству клиентов для ИП. Предприниматель может работать с сотнями клиентов, а может — всего с одним. Например, когда есть крупный заказчик, который загружает работой и щедро платит. Зачем искать еще кого-то, если и так все устраивает?
Но ваш знакомый тоже отчасти прав: ИП, которые получают весь доход из одного источника, в зоне риска. Налоговая считает, что это — один из признаков схемы уклонения от уплаты налогов.
Скажу сразу: риски связаны только с оказанием услуг и выполнением работ для организаций или других ИП. Если работаете с физлицами, вам ничего не грозит.
Суть схемы
Работодатель обязан удерживать и перечислять в налоговую 13% НДФЛ от доходов работника. Еще работодатель платит за работника взносы на случай болезни и материнства, оплачивает пенсионное и медицинское страхование, травматизм. Получается крупная сумма, которую жалко отдавать государству.
Директор организации думает, думает и наконец придумывает: а давайте откроем на сотрудника ИП и оформим его так, как будто он оказывает услуги компании, а не работает по трудовому договору.
ИП получает полную сумму по договору на руки, а потом самостоятельно платит с нее налог 6% и фиксированные страховые взносы. Причем налог уменьшается на сумму уплаченных взносов
Для организации это выгодно и удобно: не нужно платить взносы, удерживать и перечислять НДФЛ, сдавать отчетность. А еще не приходится тратиться на отпускные и больничные, заморачиваться с соблюдением трудового кодекса. Сэкономленными деньгами организация может поделиться с сотрудником, который согласился поучаствовать в этой хитрой схеме.
Некоторые компании в стремлении обмануть ФНС доходят до безумия: в штате остается только директор, а остальная работа как будто бы передается на аутсорсинг. ИП Мария Сергеевна оказывает комплексные услуги по сопровождению бизнеса: сидит на ресепшене, принимает звонки и варит кофе. ИП Любовь Тихоновна отвечает за клининг: моет полы и выносит мусор. ИП Федор Алексеевич занимается разработкой и реализацией маркетинговой стратегии — в костюме хот-дога раздает рекламные листовки на улице.
Схема хорошо известна налоговой. Когда придет проверка — а она придет, — договоры на оказание услуг могут признать трудовыми и доначислить налоги, взносы, пени и штрафы.
Какие признаки указывают на уклонение от уплаты налогов
Налоговая посчитает подозрительным, если индивидуальный предприниматель:
- Постоянно находится в офисе клиента, где ему безвозмездно выделено рабочее место.
- Бесплатно пользуется имуществом клиента: компьютером, станками, программами.
- Подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка: приходит в офис и уходит в определенное время.
- Получает оплату за сам процесс работы, а не за результат: в договоре нет конкретной задачи, которую он должен выполнить, а сумма его вознаграждения примерно одинакова в каждом месяце.
- Подчиняется клиенту: выполняет поручения руководства организации.
- Подписал договор о материальной ответственности.
- Привлекался к дисциплинарной ответственности, писал объяснительные, получал выговоры.
- Не может объяснить, как он зарегистрировал ИП, какую отчетность сдает, на какой системе налогообложения находится и какую деятельность осуществляет.
- Обязан все услуги оказывать лично: не может передоверить никому свои обязанности или привлечь кого-нибудь себе на помощь.
- Выполняет функции, которые соответствуют определенной штатной должности: например, водителя, бухгалтера, офис-менеджера.
- Проходил инструктаж, расписывался в журналах инструктажа, знакомился под подпись с нормативными документами организации.
- Оказывает услуги не разово, а постоянно. Например, договор составляется на год, а потом подписывается такой же новый.
Ну и наконец, у работника, замаскированного под ИП, обычно один клиент — его работодатель. Все эти признаки рассматриваются в совокупности. Если налоговая найдет повод придраться, доказывать свою правоту придется в суде.
Что будет, если налоговая признает договор трудовым
Если налоговая решит, что на самом деле ИП — это работник, а его клиент — работодатель, то достанется всем. Организация получит штрафы и пени, а еще ее заставят заплатить страховые взносы. Индивидуальному предпринимателю начислят НДФЛ — 13% от доходов.
Сумму, которую ИП заплатил в качестве налога на УСН, могут не принять в зачет. Тогда придется подавать уточненную налоговую декларацию, чтобы вернуть эти деньги.
Как избежать проблем с налоговой
Проверьте договор: он не должен содержать признаков, по которым его можно отнести к трудовому. При составлении договора не стоит скачивать первый попавшийся документ из интернета, лучше воспользоваться помощью юриста.
Бывает, что ИП должен постоянно находиться в офисе заказчика, пользоваться его имуществом. В таком случае нужно прописать в договоре, что услуги оказываются или работы выполняются с использованием оборудования и иного имущества заказчика. Либо можно составить отдельный договор аренды.
Но дело тут не только в договоре. Налоговая смотрит и другие документы — например, журналы инструктажа, штатное расписание, приказы, журналы посещений — и опрашивает свидетелей.
Общительная секретарша с радостью поделится с проверяющими информацией: «Да это ж Вася — наш сисадмин. Он тут работает: каждый день приходит к девяти, а в шесть уходит домой. В прошлом месяце у нас сервер сломался, вся работа встала, так шеф его оштрафовал».
Поэтому следует проанализировать ваши отношения с заказчиком: если они похожи на трудовые, нужно менять формат сотрудничества либо работать по трудовому договору. Налоговая явится с проверкой — это вопрос времени. Если заказчик не понимает всех последствий, объясните ему.
Кратко
Закон не ограничивает минимальное число клиентов, с которыми может работать индивидуальный предприниматель.
Есть схема, когда организация оформляет своих сотрудников как ИП и экономит на налогах и взносах. Это незаконно.
Если ИП получает весь доход от одного клиента, налоговая может заподозрить неладное. Но это лишь один из признаков схемы по уходу от налогов, который сам по себе еще ни о чем не говорит. Если остальное не про вас, беспокоиться не о чем.
Если ФНС признает, что договор подряда или оказания услуг маскирует трудовые отношения, то насчитает налоги, взносы, штрафы и пени. Тогда придется отстаивать правоту в суде.