В водительском удостоверении в моем имени написали лишнюю букву
Когда я менял права, в латинской транслитерации моего имени написали лишнюю букву. Я тут же указал на ошибку и предъявил загранпаспорт, чтобы они посмотрели, как правильно. Но мне сказали: как система написала, так и написала, исправить никто не может.
Затем мою фамилию в латинской транслитерации неправильно указали в СТС, когда я ставил машину на учет. В одном СТС все правильно, а во втором фамилия с двумя ошибками. С тем, как написано в загранпаспорте, тоже не совпадает. При этом оба своих автомобиля я ставил на учет в одном подразделении ГИБДД.
В ГИБДД на мое замечание, что написано неправильно, ответили то же самое: так сделала система, редактировать нельзя.
Ошибка в водительском удостоверении недавно не позволила мне зарегистрироваться в европейском каршеринге. А из-за ошибки в СТС я побаиваюсь ехать на своем автомобиле в Европу: вдруг на границе будут вопросы.
Могу ли я обратиться куда-либо с жалобой, чтобы мне заменили оба документа на правильные?
М. А.
Я рекомендую вам жаловаться. С высокой долей вероятности после жалобы вам заменят водительское удостоверение и СТС на те, где фамилия и имя будут соответствовать вашему загранпаспорту.
Основной вопрос: придется ли вам платить госпошлину за замену или ГИБДД признает свою ошибку и не возьмет с вас денег?
Я расскажу, как все сделать правильно, — и возможно, у вас получится сэкономить на госпошлине.
Почему появляются документы с разным написанием
В водительском удостоверении все данные дублируются на латинице. Это делается для того, чтобы за рубежом дорожная полиция смогла правильно прочитать данные владельца. В СТС данные владельца тоже дублируются на латинице.
Но единых правил транслитерации фамилий, имен и отчеств в ГИБДД не принято, поэтому одну и ту же фамилию и имя в разных документах могут написать по-разному.
У сотрудников полиции за границей теоретически действительно могут возникнуть вопросы к таким документам.
Правила оформления водительского удостоверения и СТС предусматривают, что по желанию владельца транспортного средства записи в свидетельстве могут транслитерироваться иначе, то есть писаться латинскими буквами не так, как захочет система, а как, например, указано в загранпаспорте.
В правилах нигде не указано, что если человек хочет транслитерировать свои личные данные иначе, чем предлагает система, то ему нужно подавать письменное заявление и платить госпошлину. При оформлении нового водительского удостоверения или СТС гражданину достаточно показать загранпаспорт и изъявить свое желание. Этого должно быть достаточно.
А ссылки на то, что система якобы не позволяет писать на латинице иначе, чем это в ней предусмотрено, в нормативных актах МВД нет.
Как можно сэкономить
Чтобы выезжать за границу без проволочек, вам придется менять и СТС, и права. Конечно, можно сделать это в любом другом подразделении ГИБДД — возможно, там лучше знают, как работать с собственными базами данных, и таких проблем не возникнет.
Зато вас почти наверняка попросят уплатить госпошлину. За выдачу СТС — 500 ₽ при оплате через банк или 350 ₽ при оплате через госуслуги. А за замену водительского удостоверения — 2000 ₽ через банк или 1400 ₽ через госуслуги.
Платить из собственного кармана за ошибки сотрудников ГИБДД и их неумение пользоваться собственной базой данных навряд ли покажется вам удачным решением. Поэтому я рекомендую вам другой способ — пожаловаться на них.
Составляем жалобу
Расскажу, что нужно написать в жалобе, чтобы ее рассмотрели.
В чей адрес направляем жалобу. Я рекомендую начать с руководителя того подразделения ГИБДД, сотрудники которого неправильно транслитерировали ваши данные. Даже если там вам откажут, это не помещает вам жаловаться дальше.
Как направить жалобу. Можно написать ее от руки, отнести в дежурную часть ГИБДД и отдать дежурному. Но это не самый лучший вариант, тем более в период, когда пандемия еще не закончилась. Можно воспользоваться сервисом приема обращений ГИБДД России или сервисом доставки заказных писем Почты России. В этом случае вам потребуется загрузить вашу жалобу в систему в формате ПДФ и указать адрес получателя.
Что написать в жалобе. Укажите, что вы обратились в подразделение ГИБДД по вопросу замены водительского удостоверения и оформления СТС. При этом вы попросили сотрудников ГИБДД сделать транслитерацию так, как указано в вашем загранпаспорте, но получили отказ со ссылкой на «систему, которая сама решает, как ей писать». А поскольку системой все же управляют сотрудники ГИБДД, вы считаете, что их отказ нарушил требования пункта 8 приложения № 4 к приказу МВД России от 23.04.2019 № 267 и абзаца 7 приложения 3 к приказу МВД России от 13.05.2009 № 365. В связи с этим вы просите заменить водительское удостоверение и СТС на новые, в которых ваша фамилия и имя будут указаны так, как в загранпаспорте.
Не забудьте указать в жалобе свои полные данные, подпись и дату.
Сколько будут рассматривать жалобу. Как правило, любое обращение рассматривают не больше месяца.
Результат. У сотрудников ГИБДД, оформлявших вам водительское удостоверение и СТС, скорее всего, возьмут объяснения. И в зависимости от того, как они будут пояснять свои действия, возможны два варианта развития событий.
Первый вариант: сотрудники честно расскажут, что отказали, потому что не смогли справиться с системой. Маловероятно, что их руководство признает, что машины восстали, поэтому, скорее всего, сотрудников заставят сделать все как надо. Поскольку в данном случае вашей вины нет, платить госпошлину вам не придется.
Второй вариант: сотрудники ГИБДД могут сослаться на плохую память и сказать, что не помнят, что вы обращались к ним с такой просьбой. Если у вас не найдется свидетелей, доказать свою правоту будет сложно. В этом случае вам все равно поменяют документы, но, скорее всего, госпошлину придется заплатить.
Что делать в таких ситуациях
Оптимальный вариант — не получать документы с ошибочным написанием на руки, а на месте требовать правильного оформления. Когда человек уже расписался в получении, это означает, что он проверил все данные и согласен с ними. Тогда доказывать свою правоту становится сложнее.
Но в вашем случае ситуация уже такая, какая есть. И далеко не все потеряно. Жалобы часто помогают исправлять ошибки в документах.