Как правильно обгонять
Авто
55K
Фотография — Oleg Znamenskiy / Shutterstock

Как правильно обгонять

Чтобы не получить штраф и не попасть в ДТП
50
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

специалист по безопасности

Страница автора

Обгон — один из самых опасных маневров на дороге.

В ДТП, связанных с выездом на встречку, в том числе для обгона, в 2023 году каждый месяц гибли от 45 до 97 человек.

С точки зрения ПДД обгон — это когда один автомобиль выезжает на полосу встречного движения, чтобы опередить другой транспорт, который едет по своей полосе. После этого первый автомобиль вновь занимает ту полосу, из которой выехал.

Обгонять транспорт, который движется по своей полосе, могут не только автомобили, но и велосипеды, мопеды. Раздел 11 ПДД предусматривает различные случаи — например, когда велосипед обгоняет тихоходное транспортное средство.

Расскажу, чем опасен обгон, как правильно обгонять и где этого делать нельзя.

Чем опасен обгон

Когда один автомобиль обгоняет другой, основная опасность заключается в том, что на встречной полосе могут быть другие машины. Бывает, что водитель после выезда на встречку не успевает или не может вернуться на свою полосу и либо выезжает на обочину, либо сталкивается со встречным транспортом лоб в лоб.

Источник: stat.gibdd.ru
Источник: stat.gibdd.ru

Чем обгон отличается от опережения

В ПДД есть отдельное понятие: опережение — это когда один автомобиль едет быстрее, чем другой, попутный транспорт. Главное отличие опережения от обгона — автомобиль не выезжает на встречную полосу.

В быту обгоном иногда называют даже объезд стоящего автомобиля или опережение без выезда на встречку. Но с точки зрения ПДД это не так. Например, там, где встречные полосы разделены ограждением, в принципе невозможно кого-то обогнать.

С какой стороны разрешено обгонять и опережать

Если встречные потоки не разделены ограждением, а водитель соблюдает правила и едет по своей полосе, встречка может быть лишь слева от него. Поэтому обгонять можно только слева.

Если автомобиль выезжает на обочину или попутную полосу, по которой машины движутся в том же направлении, — это не обгон, а опережение. Опережать другой транспорт можно как справа, так и слева — главное, чтобы автомобиль при этом не выехал на встречную полосу.

Неудачные попытки обгона часто заканчиваются на обочине. Здесь удалось избежать жертв, но машину пришлось ремонтировать
Если между встречными полосами есть ограждение, невозможно кого⁠-⁠либо обогнать — только опередить
Если между встречными полосами есть ограждение, невозможно кого⁠-⁠либо обогнать — только опередить

Какие знаки запрещают обгон

В некоторых местах запрещено обгонять другие машины. Такие места обозначают специальными знаками.

Знак 3.20 запрещает обгон всем автомобилям. В зоне его действия можно обгонять только:

  1. Тихоходные транспортные средства со специальным знаком — красным треугольником с желтой каймой. Он означает, что транспорт не может ехать быстрее 30 км/ч. Если такого знака нет, обгонять нельзя.
  2. Гужевые повозки  .
  3. Велосипеды, в том числе с электродвигателем.
  4. Мопеды и приравненные к ним квадрициклы.
  5. Двухколесные мотоциклы без бокового прицепа.

Знак 3.22 запрещает обгон только грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, причем обгонять нельзя никакой транспорт — ни тихоходный, ни гужевой, ни мотоциклы, мопеды или велосипеды.

Знаки, запрещающие обгон, действуют:

  1. до ближайшего перекрестка;
  2. до знака 3.21, который обозначает конец зоны, где запрещен обгон;
  3. до конца населенного пункта, обозначенного знаками 5.24.1, 5.24.2 и 5.26.
Дорожные знаки, регулирующие обгон

Какая разметка запрещает обгон

В ПДД нет разметки, которая напрямую запрещает обгонять. Но для обгона нужно выехать на встречную полосу. Если между полосами нанесена сплошная линия разметки 1.1 или двойная сплошная 1.3 — пересекать ее нельзя, поэтому невозможно кого-то обогнать и не нарушить ПДД.

Есть и исключение: обгонять тихоходное транспортное средство с пересечением сплошной линии разметки 1.1 можно, если есть знак 3.20 — «обгон запрещен». В этом случае у знака приоритет над разметкой.

Обгонять тихоходный транспорт в зоне действия знака 3.20 можно и через сплошную линию разметки 1.3, но только если на дороге две или три полосы.

Дорожная разметка, регулирующая обгон

Где еще запрещен обгон

В некоторых местах нет ни знака, запрещающего обгон, ни сплошной линии разметки, но обгонять там все равно нельзя.

На перекрестке — но не на любом. Перекресток обозначают знаками 2.1, 2.3.1—2.3.7.

Вот когда на перекрестках нельзя обгонять:

  1. если перекресток регулируемый и там стоит работающий светофор или регулировщик;
  2. если нерегулируемый — только тем, кто едет по второстепенной дороге.

Выезд с прилегающей территории, например из двора или парковки, не считается перекрестком — если нет запрещающих знаков, перед ним можно обгонять.

Дорожные знаки, регулирующие обгон на перекрестке

На пешеходном переходе — зебре. Его обозначают знаками 5.19.1 и 5.19.2 либо разметкой 1.14.1, 1.14.3.

Дорожные знаки, обозначающие пешеходный переход

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними  есть не только риск лобового столкновения на встречной полосе, но и падения. К тому же столкновения труднее избежать: обочины нет, съезжать некуда.

В тоннеле. Въезд в него обозначают знаком 1.31.

Знак 1.31 Тоннель

В конце подъема и на участках с ограниченной видимостью  . К таким участкам относят и конец любого подъема: водитель не видит встречную полосу.

На опасном повороте, обозначенном знаком 1.12.1 или 1.12.2.

Знаки 1.11.1 Опасный поворот направо и 1.11.2 Опасный поворот налево

На дорогах с четырьмя и более полосами — даже если там нет запрещающих знаков или разметки. Чтобы опередить любой автомобиль, даже тихоходный, левой полосы вполне достаточно, поэтому выезжать на встречку на таких дорогах запрещено.

На железнодорожном переезде — между шлагбаумами, а если их нет, то между знаками 1.3.1 или 1.3.2, которые обозначают границы переезда. Обгонять запрещено не только на самом переезде, но и на протяжении 100 м перед ним. Зону запрета можно определить по дорожным знакам: в населенных пунктах это знаки 1.1 или 1.2, а за городом — 1.4.2 или 1.4.5.

Дорожные знаки, обозначающие железнодорожный переезд

Как правильно обгонять

Чтобы безопасно обогнать другую машину, нужно:

  1. Занять крайнее левое положение в своей полосе движения  .
  2. Посмотреть на встречную полосу: она должна была свободна на достаточном расстоянии, чтобы обгоняющий автомобиль никому не помешал  .
  3. Если автомобиль впереди совершает обгон, объезд препятствия на дороге или включил левый поворотник — обгонять его нельзя. Но можно выехать вслед за ним для обгона, если встречная полоса дальше свободна. Вопреки распространенному заблуждению, обгон «паровозиком» разрешен  .
  4. Посмотреть в левое зеркало, чтобы проверить, не обгоняет ли автомобиль сзади. Если другой участник дорожного движения начал обгон, нужно подождать, пока он проедет мимо.
  5. Включить левый поворотник. Если он неисправен, опустить стекло и подать сигнал поворота рукой  .
  6. Выехать на встречную полосу и обогнать едущий впереди транспорт.
  7. Включить правый поворотник  .
  8. Посмотреть в правое зеркало, убедиться, что нет помех, и перестроиться вправо.

Обгонять несколько транспортных средств — можно. Правила не запрещают обгонять несколько автомобилей подряд, не возвращаясь в свою полосу.

Превышать скорость при обгоне — нельзя. Если машина впереди едет с максимальной разрешенной скоростью, обгонять ее нельзя.

Какой будет штраф, если нарушить правила обгона

Чтобы обогнать другой транспорт, нужно обязательно выехать на встречную полосу, поэтому за нарушение правил наказывают по статье 12.15 КоАП РФ. Если водитель выехал на встречку там, где делать этого нельзя, ему грозит штраф 5000 ₽ или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев  .

Если водитель нарушил правила и выехал на встречку повторно, могут лишить прав на год. А если нарушение зафиксирует автоматическая камера, оштрафуют на 5000 ₽  .

Запомнить

  1. Чтобы совершить обгон, нужно выехать на встречную полосу.
  2. Это один из самых сложных и опасных маневров на дороге.
  3. Запрещают обгонять не только знаки, но и разметка, дорожные сооружения и условия видимости.
  4. Если нарушить правила обгона, можно не только получить штраф, но и лишиться прав.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевПопадали ли вы в опасные ситуации при обгоне? Расскажите о своем опыте:
  • AlexОдна из самых опасных ситуаций при обгоне создается если обгоняющий водитель решил неукоснительно соблюдать ПДД и не превышать скорость во время обгона. Если ТС впереди едет, скажем, 89 км/ч при разрешенных 90, то ПДД разрешают его обогнать (и многие так делают), но нельзя превысить 90, следовательно, в таком случае придется находиться на встречке десятки секунд, что само по себе небезопасно. В реальной жизни большинство водителей используют всю доступную им мощность автомобиля при обгоне, и правильно делают, по моему мнению. Опять же, на практике, полезно будет набрать скорость для обгона, будучи еще в своей полосе, а не на встречке. Особенно на авто мощностью до 200 лс. Для этого надо перед обгоном немного нарастить дистанцию до обгоняемого ТС и начать ускоряться. Не все так делают, к сожалению. Лично я предпочитаю, когда это возможно, обгоны заменять опережениями. Но для этого нужна хорошая динамика авто :)21
  • 14
  • AleksandrМощность это конечно хорошо, но важна тогда еще и масса авто) Я могу ошибаться и быть не таким опытным водителем, но что-то мне подсказывает, что эти опережения по полосе, предназначенной для поворота направо (а не для опережений), которая достаточно часто появляется как раз таки перед перекрестками, причем достаточно оживленными, отнюдь не безопаснее обгонов и скорее вводят в заблуждение других водителей (если исключить ситуации с откровенным "подрезанием") =)6
  • AleksandrОдна из самых опасных ситуаций при обгоне - когда не уверен. Не уверен - не обгоняй. Если в обгоне нет смысла (как в примере выше - 89км/ч против 90км/ч) - не обгоняй.15
  • AlexAleksandr, >нет смысла (как в примере выше - 89км/ч против 90км/ч) В целом, согласен. Теперь большегрузам это расскажите. И да, для них, кстати смысл есть уже при разнице 5 км/ч1
  • AleksandrAlex, инициаторам "черепашьих бегов" на трассе приготовлен отдельный котел)) Для большегрузов может и имеет смысл, но имхо, если у тебя камаз перегружен арбузами в 2 раза и едет на смеси солярки и масла в соотношении 1:1, то не в твоем праве пытаться экономить эти 5 км/ч, рискуя жизнями других водителей при обгоне.7
  • AleksandrAlex, ну в целом да, среднестатистическая такая легковушка у которой хотя бы 400-500 лошадок под капотом... именно ее я всегда ожидаю внезапно (благодаря "мягкому" ускорению) увидеть в правом зеркале, опережающую меня по полосе, предназначенной для поворота направо..)) В общем, подобное имеет место быть, но имхо, совсем не безопасно, учитывая внезапность появления транспорта со стороны полосы, которая для этого не предназначена... если мне память не изменяет, на подобных полосах даже разметка сплошная с закруглением в сторону поворота и стрелка там соответствующая) К слову, шашечники в плотном потоке тоже считают, что никому не мешают и безопасно объезжают всех этих тошнотов на скорости в 180км/ч))6
  • AleksandrAlex, видимо я вас не так понял, не про тот пунктир подумал. Я имел ввиду опережальщиков, которые въезжают на полосу поворота, а выезжают уже с полосы выезда на трассу с правой примыкающей)0
  • AlexAleksandr, да, такой маневр, как Вы описали, запрещен разметкой, как минимум, потому, что высок шанс пересечься с машиной, которая на малой скорости выезжает для поворота направо с перпендикулярного направления. Не считаю его безопасным1
  • Андрей ДавиденкоAleksandr, иногда наоборот - слишком много уверенности, из-за прут на обгон где только можно, а потом подрезают в всех полосе4
  • ViОднажды обгоняла колонну грузовиков. Встречка пустая, прямая и отлично просматривается. Обошла несколько машин. И тут фура, которую я в тот момент обгоняла, внезапно выворачивает на встречку. Не знаю, то ли водила по зеркалам не смотрел, то ли я попала в слепую зону - это уже не важно. В общем подрезает и прёт кузовом на меня. Я по тормозам, чтобы этой "колбасой" не прибило. Машину мою начинает мотать из стороны в сторону, управление теряется, ухожу в занос (зима, скользко). Каким-то чудом не врезаюсь в другие авто. Происходит разворот на 360° и снос на обочину в сугроб. Отделалась повреждённым бампером. Но стрессанула тогда нехило.7
  • Нехетти ГринАндрей, вот именно. Дедушка, с которого давеча все началось на М11, тоже был очень уверен.0
  • Нехетти Грин"Только в России при обгоне можно получить удар в зад". Вообще этот маневр не люблю и стараюсь избегать его. Иногда работает старое доброе "тише едешь - дальше будешь". Могу самую смешную рассказать. Едем как-то на юг, ну и дежурные пробки после Новороссийска. И вот на одном пробочном участке в пригороде увидела: один человек обгоняет (не опережает!), а второй... обгоняет этого первого. Именно обгоняет. По обочине!!! Со скоростью 20 в час!! Давно я так не ржала.9
  • Сергей...могут не только автомобили, но и велосипеды, мопеды, средства индивидуальной мобильности... Автор точно юрист? На велосипеде даже не всегда левый поворот разрешен, а вы про выезд на встречку пишете.3
  • СергейAlex, в честь чего это они запрещены? Пункт ПДД можно?0
  • А"Вопреки распространенному заблуждению, обгон «паровозиком» разрешен" - разрешено и с обрыва прыгать, но это не значит, что стоит рекомендовать читателям всё, что не запрещено в ПДД. При обгоне "паровозиком" в относительной безопасности только сам "паровозик", а следующие за ним по встречке "вагончики" оказываются в ловушке, потому что с одной стороны не могут его перепрыгнуть и завершить обгон быстрее, а с другой имеют ограниченный обзор и могут не увидеть встречные авто и другие препятствия. В интернете полно видео, когда неуверенно обгоняющий "паровозик" кое-как успевает вернуться в свою полосу в последний момент, а вот следующий за ним "вагончик" уже нет.9
  • Sergey AveryanovДвухполосные дороги могут быть только там, где трафик один автомобиль в полчаса. С какой головой такими строят федеральные трассы мне не понятно.0
  • AlexSergey, можно было бы оправдать экономией бюджета, наверное. Но, иной раз, там строят обочину шириной как еще один ряд. Вот это уж совсем не поддается осмыслению1
  • AlexМаргарита, в нашей стране некоторые водители воспринимают обгон как личное оскорбление и даже всерьез пытаются ему препятствовать, хоть ПДД это запрещают. Поэтому мощность бывает далеко не лишней. Ну и на мощной машине обгонять приятнее, чего уж там0
  • WTFКогда был молодым, считал, что если есть возможность обогнать, обгонять нужно обязательно, появился просвет на встречке, педаль в пол и погнал. Затем подобное желание всех обгонять появилось когда купил первую более менее динамичную по тем временам машину. Сейчас, несмотря на то, что динамические показатели у машины очень хорошие, совершенно не стремлюсь к обгонам без веских причин (например, впереди фура, из под которой летит песок и камешки или грузовик, из кузова которого летит всякое дерьмо, либо передо мной еде кто-то уж с очень неадекватной скоростью или поведением, но того, кто едет очень медленно и обогнать проще и безопаснее). А так, спокойно еду в потоке и с улыбкой наблюдаю, как валят люди на бюджетных авто типа Октавии или Рио, и рискуют, пытаясь сократить время в пути на несколько минут.5
  • ПОЖИЛАЯ РАКЕТАВ статье в 4 пункте советов при обгоне написано: "Посмотреть в левое зеркало, чтобы проверить, не обгоняет ли автомобиль сзади. Если другой участник дорожного движения начал обгон, нужно подождать, пока он проедет мимо.". А разве не нужно ждать пока второй автомобиль закончит обгон? Если он просто проедет мимо, но еще не завершит обгон и тут выезжаете на встречу еще и вы, то это получается парный обгон. Разве он не запрещен? Корректнее было бы подождать пока другая машина закончит обгон.1
  • МаргаритаWTF, 99% водителей начинает обгон из положения "уткнувшись в ж...пу впереди-едущему авто", вываливаясь практически вслепую на встречку и судорожно пытаясь разогнаться. Вот тут то и начинается "нехватка мощности" у авто.0
  • WTFЖаль, что не упомянули, что при обгоне желательно контролировать не только обгоняемого и встречную полосу, но и примыкающие к своей и встречной полосе дороги и их обочины, иногда водители, находящиеся на примыкающих дорогах или припарковавшиеся на их обочинах, видя, что полоса движения свободна, начинают выезжать на нее, часто с ускорением, и тут навстречу также выезжает обгоняющий, поэтому, лучше если видите в указанных местах автомобили, от обгона лучше воздержаться.1
  • СергейДмитрий, ?? В описании обгона указано, что для него надо вначале занять крайнее левое положение на проезжей части, что УЖЕ ЗАПРЕЩЕНО велосипедисту. Или вы умеете телепортироваться и можете оказаться на встречке прямо с правого края дороги? ))0
  • Дмитрий СергеевСергей, спасибо что заметили неточность про обгон СИМ! Сейчас поправим. А насчет велосипедов - прямого запрета обгонять для них нет.0
  • Себастьян ПерейроПредмет спора, который не описан в статье: нужно ли выключать поворотник, при выезде на встречную полосу или надо им моргать, пока обгоняешь? У вас этот нюанс не затронут. Согласно ПДД 8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения. Обгон состоит из нескольких маневров. По идее, первый маневр завершается, когда мы выехали на встречную. Значит должны немедленно его выключить. Дальше опережаем вообще без поворотника. Затем включаем правый и возвращаемся. Правильно?0
  • Дмитрий СергеевСебастьян, спасибо за вопрос. Поворотник нужно выключать сразу после перестроения на встречку, чтобы не вводить других водителей в заблуждение - иначе они могут решить, что машина будет поворачивать налево или разворачиваться. А статью обязательно дополним!0
  • Дмитрий КлимовAlex, да уж, приходили мне штрафы за превышение скорости не встречке. Тут либо соблюдаешь ПДД и принимаешь на себя все риски, либо обгон платный...1
  • Ольга БеликоваДобрый день! Фактическая ситуация сегодня утром: обгон или опережение осуществила с улицы двухстороннего движения на улицу с односторонним. Обгон и опережения авто, который поворачивал налево. При этом это регулируемый перекресток, с пешеходными полосами. Инспектор засчитал нарушение п. 11.4. ПДД. Насколько правомерно и какой административное нарушение могут выписать.0
  • ВераAlex, а опережение авто с включенным заблаговремено левым поворотником(поворот налево) разве не по правилам обгона?1
  • AlexВера, не совсем понял Ваш вопрос - у кого из них включен левый поворотник? Поворотник нужен при опережении если меняешь ряд. После смены ряда его можно выключить. В РФ, на практике, опережение вообще чаще делается справа, чем слева, так как люди любят занимать левый ряд при свободном правом "Опережение по правилам обгона" без пояснений звучит, как оксюморон - откуда там возьмется выезд на встречку? какие именно правила имеются в виду, поясните?0
  • ВераAlex, такая ситуация:двухполосная дорога(по одной полосе в каждую сторону) ширина полосы 4 м, в центре города, в основном едут медленно и в один ряд. Грузовичок для доставки продуктов готовится к развороту, включил поворотник принял чуть правее на своей полосе(в связи с габаритами своими) и ждет когда закончатся машины на встречке. И уже поворачивая, уже угол на встречке, в него вьезжает Л. А., не тормозя типа обьезжает и врезается сильно(сработали подушки.) в припаркованную машину(новую почти0
  • ВераAlex, (часть 2) Гибдд составили схему, запросили видео, предварительно нарушен п. 11.2.но водитель Л. А. пишет, пошел на *Опережение*, И гаи типа ждут какие то экспертизы... Продлили срок разбора0
  • Selen StМне кажется, здесь ошибка, которая может дорого стоить: >Есть и исключение: обгонять тихоходное транспортное средство с пересечением сплошной линии разметки 1.1 можно, если есть знак 3.20 — «обгон запрещен». В этом случае у знака приоритет над разметкой. У знаков приоритет над разметкой, если они друг другу противоречат. В данном случае противоречия нет. Знак запрещает обгон всего, кроме перечисленного выше. Разметка не запрещает и не разрешает обгон, она просто запрещает ее пересекать, т.е. выезжать на встречку, вне зависимости от целей (обгон-разворот и тд). Точно так же, например, если разметка сплошная и стоит знак "конец зоны запрещения обгона" - противоречия нет, обгонять нельзя.1
  • Александр Осипов0
  • Юрий КочкинЗдравствуйте, да попадал.я начал обгон нескольких автомобилей. Обогнал двух водителей, а третий включил поворотник и немного сместился на встречку, я ему начал моргать дальним светом.он прекратил смещение, и продолжил движение прямо, я продолжил обгон. Но при приближении к повороту, автомобиль начал поворачивать,когда я с ним уже поравнялся.произошол удар.В ГАИ просят видеорегистратор.0
  • Ольга МамонтоваЮрий, и что у вас в результате? видеорегистратор показали? кого виновным признали?0
  • ТатаТак, когда тебя объезжают по обочине, это значит они опережают тебя?0
  • Selen StЧто будет, если в процессе обгона мной ближайшее впереди авто включило левый поворотник и собирается само обгонять/поворачивать? Я обязана вернуться в свою полосу или нет?0
  • ВячеславОбгоняя колону, перестроиться в свой ряд не получилось, так как водитель большегруза не стал меня пропускать, стал сигналить и подпирать сзади. Пришлось плотно прижаться к машине справа и после проезда встречки, завершить маневр. Что в такой ситуации нужно было делать, правильно ли я поступил?0
  • Игорь МорозовЕхал ночью с опережением , впереди сужение на одну полосу и полосатая белая разметка ,при возвращении в правую полосу наехал на разметку , а с сзади ДПСники. Обогнали и включили мигалку . Все0
  • Юлия ЕрофееваЯ обогнал впереди идущий транспорт и быстро уехал. То же меня догнал и предъявил мне, что я его подрезал.0
  • Полина ЧекасинаПри обгоне не было никаких нарушений, но инспектор окончил экзамен, сказав, что не была соблюдена дистанция между автомобилями при выезде на полосу встречного движения. Правильно ли это0