Какие правила водители нарушают чаще всего

И как на это влияют дорожные камеры
33
Аватар автора

Артем Иволгин

ходит пешком

Страница автора

В 2021 году ГИБДД возбудила 182,9 млн дел о нарушении правил дорожного движения — примерно по три нарушения в год на среднестатистическую машину.

С 2011 года число нарушений ПДД выросло в 3,2 раза. При этом полицейские стали выявлять почти вдвое меньше — 22,1 млн против 41 млн, а рост объясняется увеличением количества дорожных камер. За тот же период их стало в 4,3 раза больше.

Число нарушений на одну камеру в последние четыре года почти не меняется, то есть поведение водителей за это время больших изменений не претерпело. Средний комплекс фотовидеофиксации регистрирует около 6800—7000 нарушений в год, или 19—20 в сутки.

Источник: Научный центр безопасности дорожного движения МВД России

Какие нарушения фиксируют дорожные камеры

Камеры могут фиксировать десятки разных правонарушений. Например, с 2021 года в Москве видеосистемы отслеживают разговоры водителя по мобильному и непристегнутый ремень безопасности, но пока таких камер мало и в общероссийской статистике они почти незаметны. По информации «Коммерсанта», уже разработан гост, который унифицирует требования к дорожным камерам, но этот документ еще не принят.

В 2021 году 83% нарушений, зафиксированных камерами, приходилось на превышение скорости. Из них 95% — на 21–40 км/ч, оставшиеся — на 41 км/ч и более. За превышение скорости на 20 км/ч и меньше в России не штрафуют. На втором месте — несоблюдение требований дорожных знаков или разметки. Сюда входит, например, поворот, стоянка или остановка в неположенном месте.

Какие нарушения фиксируют дорожные камеры

Превышение скорости83%
Несоблюдение требований дорожных знаков / разметки10%
Проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию3%
Нарушение правил расположения ТС на проезжей части, встречного разъезда или обгона2%
Движение по выделенной полосе1%
Иные нарушения1%

Какие нарушения фиксируют дорожные камеры

Превышение скорости83%
Несоблюдение требований дорожных знаков / разметки10%
Проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию3%
Нарушение правил расположения ТС на проезжей части, встречного разъезда или обгона2%
Движение по выделенной полосе1%
Иные нарушения1%

Отношение к камерам в обществе двоякое. С одной стороны, в некоторых регионах камеры устанавливают частные компании, которые получают фиксированную плату с каждого выявленного нарушения. Например, в 2018 году в Московской области эта сумма составляла 233 ₽. Из-за этого, по мнению некоторых водителей, камеры устанавливают не чтобы снизить аварийность, а чтобы собрать больше штрафов. Об этом говорил даже генеральный прокурор России.

С другой стороны, исследование НИУ ВШЭ показывает, что в местах установки камер количество ДТП сокращается вдвое быстрее, чем на прочих дорогах. А количество погибших — в 3—6 раз быстрее.

Какие нарушения фиксируют сотрудники полиции

Сотрудники полиции, которые останавливают водителей, чаще всего фиксируют неисправность транспортного средства — чуть ниже мы расскажем, что обычно имеется в виду, — а также отсутствие или просрочку полиса ОСАГО или непристегнутый ремень безопасности. На эти три статьи КоАП приходится 37,6% всех подобных штрафов.

Какие нарушения фиксируют сотрудники ОВД

Управление ТС с неисправностями12,8%
Связанные с ОСАГО12,5%
Неиспользование ремня безопасности / мотошлема12,3%
Нарушения пешеходами7,8%
Неуплата штрафа5,5%
Нарушение требований знаков/разметки5,2%
Непредоставление преимущества пешеходу4,4%
Нарушение правил расположения ТС4,1%
Нарушение правил остановки или стоянки3,4%
Управление ТС водителем, не имеющим документов3,3%
Нарушение правил перевозки людей3,3%
Управление ТС при отсутствии права управления2,3%
Проезд на запрещающий сигнал светофора2,1%
Нарушение правил маневрирования2,1%
Превышение скорости1,7%
Нарушение правил установки знаков1,4%
Управление ТС в состоянии опьянения1,3%
Отказ от медицинского освидетельствования0,8%
Иные нарушения13,5%

Какие нарушения фиксируют сотрудники ОВД

Управление ТС с неисправностями12,8%
Связанные с ОСАГО12,5%
Неиспользование ремня безопасности / мотошлема12,3%
Нарушения пешеходами7,8%
Неуплата штрафа5,5%
Нарушение требований знаков/разметки5,2%
Непредоставление преимущества пешеходу4,4%
Нарушение правил расположения ТС4,1%
Нарушение правил остановки или стоянки3,4%
Управление ТС водителем, не имеющим документов3,3%
Нарушение правил перевозки людей3,3%
Управление ТС при отсутствии права управления2,3%
Проезд на запрещающий сигнал светофора2,1%
Нарушение правил маневрирования2,1%
Превышение скорости1,7%
Нарушение правил установки знаков1,4%
Управление ТС в состоянии опьянения1,3%
Отказ от медицинского освидетельствования0,8%
Иные нарушения13,5%

Неисправности транспортного средства — это обычно недостатки, связанные с колесами, тонировкой и фарами автомобиля. Среди машин, попавших в ДТП, обнаруженные неисправности распределяются так:

  • 18,5% — установка шин разного размера или с разными рисунками протектора;
  • 12,5% — тонировка стекол;
  • 10,8% — установка шин, по размеру или допустимой нагрузке не соответствующих модели машины;
  • 9,9% — неисправность внешних световых приборов;
  • 7,7% — износ рисунка протектора;
  • 3,4% — внешние повреждения шин;
  • 1,9% — отсутствие ремней безопасности;
  • 1,7% — повреждение ремней безопасности;
  • 1,2% — неисправность тормозов;
  • 27,1% — разные конструктивные изменения, не внесенные в регистрационные документы.

Какие нарушения опаснее всего

Статистика ГИБДД учитывает только ДТП, в которых есть пострадавшие. 87,5% таких аварий связаны с тем, что водитель машины нарушил правила дорожного движения. Среди ДТП с погибшими эта доля составляет 85,3%. И по числу аварий, и по числу погибших первое место с большим отрывом занимает превышение скорости. Каждая шестая авария — 17,4% — связана с тем, что водитель нарушил правила очередности проезда перекрестков.

Из ДТП со смертельным исходом почти каждое четвертое было связано с выездом машины на встречную полосу. По итогам многолетних наблюдений ГИБДД отмечает, что чаще всего это происходит в ноябре и декабре, когда на дорогах формируется снежный покров: водители не видят разделительную полосу, попадают в заносы и выезжают на встречку, где и случаются тяжелые аварии.

Источник: Научный центр безопасности дорожного движения МВД России

Артем ИволгинЗа какие нарушения надо наказывать жестче, а на какие можно закрыть глаза?
  • Anton Karmanov>> Как часто платите автоштрафы? За полгода с момента получения прав ни разу не получил штраф, ездил в основном по Москве, наезд 2000 км2
  • Дамир Палашовв общем как и везде, нарушают разметку, скорость и знаки0
  • Aleksandr K.Бесят не включающие поворотники, например когда тебе выезжать со второстепенной, а этот «олень» без поворотника заворачивает, а ты мог бы и вывернуть уже давно. Мне кажется, в свете ужесточения законодательства за гейпропоганду, невключающих поворотники нужно квалифицировать по этой статье 😂 Ps кроме шуток, надо еще дифференцировать нарушения по типу дороги - например превышение 20-40 не так опасно для других участников дорожного движения на автомагистрали, как совершаемое на улично-дорожной сети, обгон/опережение на пешеходных переходах карать нужно очень жестко, агрессивное вождение и «учителей», занятие левой полосы при доступной правой (бесят «тошноты» двигающиеся в левой, особенно «строем», т.е. с той же скоростью и рядом с машинами в других рядах🤬)44
  • ТиграБенгальскаяDarth, за какие такие заслуги?0
  • Aleksandr K.Aleksandr, частота попадания на штрафы у меня зависит от «расположения звезд» - могу за год или большое автопутешествие (~4000км) ни разу не залететь, а могу и парочку на пути с работы домой или на дачу собрать… Последний раз год назад попал на пятерик из-за того, что забыл оплатить платную парковку 🤷‍♂️1
  • Алексей ПетровЗа рулём лет 17, штрафы платил раза три. Вот такой я скучный водитель. Что касается камер - частных и скрытых камер быть не должно, в остальном камеры - это правильно. Только штрафы надо жёстче взыскивать, а не как сейчас, у урода штрафов на полмиллиона, а он все катается, и выясняется это тогда, когда он кого-то убьёт.26
  • Екатерина ВысоцкаяЕздящих на красный нужно наказывать. Слишком много их стало.7
  • Майская ночьОлег, тот кто пользуется программами, предупреждающими о наличии камер, например?)5
  • Олег МельникМайская, ездить надо так, чтобы по умолчанию казалось, что везде камеры. Тогда и программы будут не нужны.7
  • Майская ночьОлег, надо, но вы же не об этом говорили) а про сказочников3
  • LentenУправление ТС в состоянии опьянения 1,3% у меня такое впечатления что менты только пьяных и ловят1
  • ivan petrovDarth, дорого нынче парковать самокат ) может пробить на парковку блат?0
  • Юрий МельниковAnton, свежо предание, но верится с трудом...0
  • Лана СчастливаяЮрий, а 400+тыс и всего три штрафа как вам?1
  • AnastasiyaОтменить к чертям нештрафуемое превышение и снизить максимальную скорость. А за алкашку в крови исправительные работы и лишение прав. И чтобы система работала для всех одинаково.1
  • Lyudmila BurakovaAleksandr, Разговаривающие или пишущие по телефону за рулём тоже бесят - они непроизвольно начинают замедляться перед тобой при свободном проезде.4
  • ВилкоВ разных городах пожил - разная культура. Пешеходов не пропускают почти нигде(0
  • Aleksandr K.Lyudmila, у меня был случай, ехал в пробке по однополосной дороге за БЧД (большим черным джипом), на уширении дороги обогнал его по полосе, предназначенной для поворота налево, и бросил взгляд на водителя - там дядя за рулем читал ГАЗЕТУ! 😲2
  • Ещё один торгашВилко, не знаю, я всегда пропускаю и меня тоже всегда пропускают2
  • ВилкоЕщё, здорово. наверное я просто много хожу пешком.0
  • AndyAleksandr, хотел написать такой же коммент, но вы прочитали мои мысли :) Считаю, что это самое опасное нарушение в принципе. А почему - потому что на него все кладут болт, и из-за этого очень много аварий. И про скоростные режимы тоже согласен. С какого перепуга на пустой М-11 я должен ехать 130 (149 с учетом "бесплатных" 19 км/ч)? Трасса и современные автомобили предназначены для бОльших скоростей.2
  • AndyВсе нарушения прекратятся за один день (максимум - за неделю) только при соблюдении следующих условий: 1. Повышение штрафов за общественно-опасные нарушения в разы. Это, например, езда по тротуару (равно как и парковка на нем), езда по обочине, невключение поворотников, занятие своей полосы максимально близко к ней (это когда из крайних рядов перестраиваются в соседние аккурат перед нужным съездом, тормозя весь поток своим перестроением). Например, обочина - 50к, тротуар - 100к, и т.д. 2. ГИБДД разрешить наконец беспроблемно принимать видео/фото нарушений от граждан. А то у них то "устройство съемки не сертифицировано", то "приедьте в отделение для дачи свидетельских показаний" (ага, а фото/видео мои вам на что?), то еще что-нибудь. 3. Возможно, изменять размер штрафа в зависимости от стоимости машины и/или дохода владельца. 3. Перечислять процент от штрафа снявшему его. Вот это самое главное условие. Ибо завтра же все анти-"стукачи" первыми же побегут скупать все видеорегистраторы и дешевые смартфоны. Понятия-понятиями, а деньги не пахнут.4
  • Ещё один торгашВилко, пока не сел за руль в 2016, я тоже много ходил пешком, всегда все пропускали на пешеходных переходах0
  • Roman IНарушить ПДД, это как испортить воздух. Иногда это можно сделать, главное чтобы это не создало дискомфорта и проблем окружающим.0
  • НиколайЗа превышение скорости, выезд на встречную полосу и запрещающий сигнал светофора на перекрестке0
  • Фан-клуб Валентина СтрыкалоAndy, хотите die Autobahn? :)0
  • AndyФан-клуб, а почему нет?0
  • Фан-клуб Валентина СтрыкалоAndy, для России хорошо с её расстояниями. Но нужно обеспечить безопасность на такой дороге0