Как я три года работала аудитором

9

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Выбор профессии

Аудитор — моя первая серьезная профессия.

Как аудит пришел в мою жизнь. Часто студенты, заканчивая университет, сталкиваются с суровой реальностью — без хоть какого-нибудь опыта их не готовы никуда брать по специальности, а те места, где их ждут — низкооплачиваемы. Меня это тоже коснулось. После долгих поисков у меня на руках был оффер в один банк в качестве консультанта по работе с терминалом в зале. Хоть там и предполагался карьерный рост, консультировать в зале совершенно не хотелось.

Мое резюме без релевантного опыта висело на hh.ru все лето и его почти не просматривали, но однажды в августе мне позвонили из аудиторской компании. По окончании университета я получила диплом со специальностью «Финансы, кредит и биржевое дело». Тогда мне казалось, что в аудит идут ребята с соседней специальности — «Бухгалтерский учет, анализ, аудит», я же видела себя в банковской сфере. Конкретно кем, я сейчас уже не помню, но не консультантом в зале. Поскольку иных предложений мне не поступало, я приняла оффер на младшего специалиста по аудиту, сразу, как только мне его сделали.

Собеседования. Все собеседования проходили по скайпу, кажется, что зум тогда не был так распространен. Головной офис компании находился в Москве, а искали они сотрудников во все города присутствия. Этапы были стандартными — вначале hr рассказал о профессии, а на втором этапе мне задавали вопросы по бухгалтерскому учету. Хотя я и закончила экономический факультет, с бухучетом была знакома довольно поверхностно. Об этом я сказала почти сразу же, но меня успокоили тем, что начало работы планируется в сентябре, и времени что-то изучить у меня хватит.

К тому же, что меня очень удивило, после трудоустройства планируется командировка в Москву на обучение, где все новые сотрудники будут несколько дней посещать лекции об аудите. Все это — билеты, проживание и само обучение — за счет компании. Для меня это звучало слишком хорошо, чтобы быть правдой, но после ресерча в интернете, я узнала, что компания действительно существует и сомнения отпали.

Правда, определенные знания им нужны были уже на входе. Спрашивали, из каких форм состоит бухгалтерская (финансовая) отчетность и задавали несколько вопросов про бухгалтерские проводки — даже если ты не помнишь нумерацию самих счетов в РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета), то можно вполне обойтись терминами — это своеобразный тест на понимание, как вообще работает учет и двойная запись — дебит и кредит. Я ответила на все вопросы и узнала, что конкретно меня приглашают в группу индустриальной практики — то есть в основном будут привлекать на проверки предприятий промышленной сферы.

Суть профессии

Немного про аудит в целом. Процесс аудита устроен таким образом, что необходимо сделать много мелких проверок, чтобы понять, достоверна отчетность в целом или нет. Часть проверок весьма трудозатратна, но каких-то особых навыков и умений она не требует, поэтому вчерашние студенты эконома (да и не только эконома, буду откровенна) вполне подойдут для такой работы. Каждый год аудиторские компании набирают себе студентов и обучают их. Да, кто-то скоро увольняется, столкнувшись с первыми трудностями, но много младших аудиторов остается, чтобы дальше развиваться в этой сфере.

В аудите, если ты справляешься со своими задачами, то вначале будешь расти в должности (часто это называется грейд) каждый год — то есть за три года вполне реально стать старшим специалистом по аудиту, но дальше уже сложнее.

Ступени примерно такие:

  • младший специалист по аудиту;
  • специалист по аудиту;
  • старший специалист по аудиту;
  • ведущий специалист по аудиту;
  • ассистент менеджера;
  • менеджер;
  • директор;
  • партнер.

Это примерно, но суть отражает. И если на первой ступени в основном аудитор занимается мелкими проверками, то чем выше становится, тем сложнее задачи ему попадаются. В основном в первый год младший специалист по аудиту тестирует первичку — первичную документацию, то есть сверяет то, чему у предприятия есть документальное подтверждение и то, что оно отразило в своих бухгалтерских системах.

Также много времени занимает документирование. В аудите есть одно правило — «не задокументировал, значит, не было». Под этим я подразумеваю вычитку разных договоров и копирование ключевых пунктов в свои рабочие документы. Я начинала работу аудитором 9 лет назад, и электронный документооборот не был так распространен, как сейчас, поэтому нередко приходилось работать именно с бумажными документами. Надеюсь, что сейчас ситуация улучшилась.

От проверки к проверке меняются проверяемые «участки» — разделы отчетности. Тут тоже есть свои особенности, например, аудитор, на чью долю выпало проверять «Запасы» или «Основные средства», скорее всего, отправится на склады или в цеха, убеждаться в их непосредственном наличии. И здесь как раз «группа» имеет значение — так как у меня была индустриальная, то часто я ходила по производственным цехам, рассматривая огромные станки. Но однажды мы проверяли автодилера, и моя коллега ходила пересчитывать мерседесы в наличии — тут уж как повезет.

На более старших грейдах сотрудники ходят по цехам реже, а уделяют больше времени общению с менеджментом и бухгалтерией. Но чтобы общаться конструктивно, надо понимать процесс производства — поэтому часто экскурсии являются неотъемлемой частью работы даже у старших грейдов, к тому же это просто интересно и необычно.

Из чего состоит аудиторская проверка. Как сотрудник, я узнавала о том, что предстоит новая проверка, в разные сроки — иногда все могло поменяться за неделю, но чаще всего я знала об этом уже за несколько месяцев. В момент заключения договора с клиентом и составления бюджета менеджеры уже «букируют» сотрудников на проверки.

Дальше я расскажу о том, как проверка выглядит изнутри, для аудитора низких грейдов. Оговорюсь, что я работала аудитором до ковида и, возможно, сейчас, большинство проверок проводится удаленно, но у меня преобладал другой тип, о котором я расскажу ниже.

За несколько дней до начала проверки может состояться общая командная встреча, на которой руководитель проверки (эту роль обычно занимает старший или ведущий аудитор) расскажет о распределяемой ответственности и напомнит о важных деталях — когда и куда нужно подойти и что надо не забыть. Такой встречи может и не быть, вместо нее можно получить письмо со всей вышеперечисленной информацией.

В назначенный день вся аудиторская команда собирается в офисе проверяемой компании. Обычно все коллеги встречаются где-то в холле и ждут, когда им подготовят пропуска, заказанные заранее — так как определенное время (а иногда почти все) аудитор физически проводит на предприятии, то без пропуска никак не обойтись. Бывает, что предприятие работает с гостайной и тогда подготовка к проверке затягивается прохождением комиссии и получением нужных документов.

После получения пропуска начинается сама проверка. Работа строится таким образом, что вся бухгалтерская отчетность компании делится между членами команды аудиторов и проверяется. Где-то достаточно самостоятельного анализа, но часто приходится обращаться к сотрудникам бухгалтерии за комментариями.

Ближе к концу проверки, когда работа аудиторов низких грейдов заканчивается, коллегами «постарше» готовится аудиторское заключение (АЗ) и отчет. АЗ это необходимый документ, его отправляют в различные государственные органы, обязательно ЦБ, а также размещают на сайте, а отчет необходим для менеджмента. Какие-то недочеты аудиторы могут вынести в отчет, чтобы обратить на них внимание, но в АЗ они не появятся.

А может ли компания не пройти аудит? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать про аудит еще несколько вещей. Не любая ошибка в отчетности будет расценена аудиторами, как критическая. Грубо говоря, у аудиторов есть определенный порог, выше которого ошибок лучше не совершать (или не находить). Есть, конечно, много других деталей — но в общих чертах это так.

Но даже если компания не допустила в отчетности существенную ошибку, то это еще не значит, что аудиторы выдадут положительное заключение. Тут надо напомнить, что на заключение будут смотреть разные люди и организации — банки, акционеры и прочие инстанции. И банк, взглянув на АЗ, сделает вывод, стоит ли давать компании кредит и на какой срок. Поэтому аудиторы также прикидывают, может ли компания продолжать свою деятельность в том же темпе, иными словами — не обанкротится ли она в скором времени. И если у аудиторов нет такой уверенности, то они так и говорят — отчетность этого года мы считаем достоверной, но с оговоркой на то, что сомневаемся в будущем компании.

Без чего нельзя представить работу аудитора

Командировки. Одна из составляющих работы аудитором это командировки. Я любила командировки и рассматривала их как прекрасную возможность посетить разные города. Кроме того в командировках платили суточные и можно было не тратить свою зарплату. В 2017 году суточные составляли 1000 рублей, но при поездке на Дальний Восток — 1200 рублей, а в Москву всего 800 рублей (что удивительно).

За три года своей аудиторской практики я посетила следующие крупные города:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Пенза;
  • Иркутск;
  • Южно-Сахалинск;
  • Екатеринбург.

Во время поездок в Москву и Питер я ходила по музеям и театрам, виделась с друзьями и родственниками, да и в других городах старалась посетить достопримечательности — во время поездки в Пензу мне удалось посетить Дом Мейерхольда.

Стоит ли говорить, что самая любимая командировка была на Сахалин, где я увидела вживую Охотское море и впервые поела крабов. Туда я летала дважды и каждый раз с нетерпением ждала поездки.

Два раза мне удалось побывать на Байкале, во время командировки в Иркутск. Там я впервые поела местные буузы и байкальского омуля.

На горнолыжном курорте «Горный воздух»
Крабы, которых мы съели на берегу Охотского моря
Охотское море зимой
Во время командировки в Иркутск мы с коллегами покатались по Кругобайкальской железной дороге
Во вторую поездку мы совершили восхождение на одну из бурятских вершин — пик Любви
Рынок в поселке Листвянка на берегу Байкала

Практически во всех командировках мне везло с командой. Это тоже очень важно, так как предстоит проводить с этими людьми не просто 8 часов, а вместе завтракать, обедать и ужинать, ездить до офиса клиента и обратно, да и вы просто можете оказаться соседями в гостинице. Часто вечером мы шли вместе гулять, а в выходные могли пойти открывать новые места — так с коллегами мы устроили пикник на берегу Байкала.

Выше я рассказывала о положительной стороне командировок, но, вероятно, такой характер работы не подойдет людям с детьми. Моя самая долгая командировка длилась почти месяц, а самый короткий промежуток между проектами был один день. На собеседовании озвучивают, что командировки будут и на первом этапе уже происходит отсев. Кроме того, поездки могут быть в отдаленные города и тут без перелета не обойтись, поэтому для тех, кто по каким-то причинам не летает на самолетах — работа тоже не подойдет.

Хоть я и люблю летать, но один раз добираться на Сахалин мне пришлось четырьмя самолетами подряд. Что уж тут говорить, на последнем сегменте от любви к перелетам ничего не осталось.

Проживание в гостиницах. С гостиницами мне часто везло — на Сахалине, например, в гостинице был свой бассейн и тренажерный зал для постояльцев.

Но во время поездки на одну из инвентаризаций я на два дня поселилась в квартире сотрудницы предприятия, потому что в городе не было «приличных» гостиниц. Это была поездка в маленький город с населением меньше 20 тысяч человек. Там и сейчас всего две гостиницы на выезде из города, а оценка по ним не превышает 2,5. В квартире я жила одна, мне выдали чистые простыни и полотенца, но в целом было не очень уютно.

А во время поездки в Иркутск мы с командой жили не в самом Иркутске, а в городе Шелехове и не в обычной гостинице, а в реабилитационном центре. И закрыв глаза на диетические завтраки, сейчас я вспоминаю прекрасный хвойный лес на территории, где я бегала по утрам.

Но от коллег я слышала совершенно разные истории о предоставляемом жилье и надо понимать, что не все командировки будут в интересные города, могут попасться места без развитой инфраструктуры.

Номер гостиницы в Южно-Сахалинске
Номер гостиницы в Южно-Сахалинске
А это номер в гостинице Санкт-Петербурга. Он был небольшой, зато окна выходили на Фонтанку
А это номер в гостинице Санкт-Петербурга. Он был небольшой, зато окна выходили на Фонтанку
1/2
Номер гостиницы в Южно-Сахалинске

Интересный опыт. Поскольку аудит — это череда проверок различных компаний, то я за три года увидела, как строят суда на верфях или как выглядит производство кабеля, из чего делают все пластмассовые изделия или как работает вагоноремонтное депо. Кроме того, что я посещала разные города, сами предприятия иногда располагались в местах, где я вряд ли бы оказалась, если не работа. Офис одной из компаний, например, располагался в московской высотке на Красных воротах, или же пару недель я была на проверке в технополисе «Москва», застав там несколько интересных выставок.

Сложности в работе

Если вам работа аудитором показалась прекрасной профессией, то самое время рассказать про сложности.

Переработки. У любой проверки есть свои сроки. Они прописаны в договоре на аудит и связаны, в свою очередь, со сроками сдачи отчетности, установленными законодательством. А так как сроки проверки ограничены, то вся работа должна быть сделана вовремя. Поэтому сложно обойтись без переработок или работы в выходные.

Часто в командировках я работала по вечерам из отеля, таким образом, рабочий день растягивался иногда до полуночи. Так могло быть чуть ли не каждый день. Сейчас вспоминая, я не могу назвать ни одну проверку без переработок, хоть на час — они были всегда. Даже если мы проверяли завод, который буквально закрывается в 6 вечера, то я могла еще поработать из дома после.

Взаимоотношения с командой. Стоит отдельно поговорить о коллективе. Начинала я работать в филиале в своем городе, где у нас был постоянный штат и по возвращении из командировки почти всегда можно было застать кого-то из коллег в офисе и вместе сходить на обед. К тому же часто бывало, что мы оказывались вместе на одних проектах, то есть жили в одной гостинице и летали вместе.

Через пару лет работы я переехала в Москву и стала работать в головном офисе. Тогда ситуация изменилась — коллеги, с которыми я познакомилась во время очередной проверки, могли мне больше нигде не встретиться. Часто мне было не с кем пообедать и поэтому я очень радовалась, когда в составе команды приближающейся проверки находила знакомую фамилию. Не исключаю, что меняющаяся команда для кого-то окажется плюсом, для меня это больше стресс.

Взаимоотношения с клиентом. Отношение бухгалтеров к аудиторам может быть разным и тут есть два лагеря: в одном — бухгалтера, воспринимающие аудиторов, как коллег, которые могут им что-то подсказать, в то время как другой лагерь видит в аудиторах лишь источник бесконечных запросов, постоянно отвлекающих от работы.

Да, действительно, во время проверки команда запрашивает много информации и часто обращается с вопросами. На одной из первых моих проверок сотрудник компании просто отказался со мной разговаривать и попросил направлять все запросы через главного бухгалтера.

Но чаще я встречала доброжелательное отношение. Одна из моих проверок проходила в два этапа, и возвращаясь на предприятие второй раз, я привезла всем бухгалтерам, с кем общалась во время проекта, магнитики из своего города.

Опять же, если вы экстраверт, то постоянные контакты с бухгалтерией не доставят проблем, часто я встречала очень интересных и открытых людей. На одной проверке, например, можно было хорошо попрактиковать английский, так как в компании работало несколько экспатов.

Сама организация рабочего пространства в офисе клиента тоже была разной. Так как я была в индустриальной практике, то часто проверяла заводы. Кабинеты на старых заводах вы можете себе представить — часто это плохо отапливаемые помещения. И хорошо, если клиент предоставлял чайник и воду, иногда же не было и этого.

Один день я заменяла отсутствующего члена команды и это была проверка режимного объекта, который в течение дня не рекомендовано было покидать, так как постоянного пропуска у меня не было. Но погреть еду тоже оказалось негде.

Обычно после первого дня уже складывается понимание, как будет организована дальнейшая работа — есть ли на предприятии столовая и можно ли там поесть не сотрудникам, можно ли выйти с предприятия и есть ли рядом какие-то кафе. Бывает по-разному, кабинет может оказаться удобным, недалеко от кулера, с чайником и дешевой, но вкусной столовой.

Выделенный нам кабинет в преддверии 8 марта
Выделенный нам кабинет в преддверии 8 марта

Отсутствие постоянного рабочего места. В офисе моего города у нас был маленький штат и у каждого сотрудника был свой стол. Но такое сложно представить в головном офисе, учитывая, что постоянно большой процент сотрудников находится в командировке или у клиента. Поэтому для всех сотрудников ниже должности ассистента менеджера предполагалась свободная рассадка в опен спейсе.

Стоит понимать, что география проверок весьма обширна и иногда очень много времени уходит просто на дорогу. Однажды у меня была проверка организации, расположенной в Подмосковье. И, так как я на тот момент не жила в Москве, то мне сняли гостиницу. Я тогда ходила на работу пешком, в то время как мои московские коллеги по проверке каждый день ездили кто на машине, кто на общественном транспорте.

Итоги

Я уже говорила, что в аудите присутствует довольно быстрый карьерный рост и уже на третий год работы можно начать руководить маленькой командой. У меня был один такой в целом положительный опыт, но обнаружив проблемы с делегированием, я поняла, что совершенно не хочу быть руководителем. Так что это хорошая возможность понять, ваше это или нет. Кроме этого в какой-то момент мне захотелось стабильного рабочего места, я устала от разъездов.

Мне нравилось работать аудитором, я получила действительно много опыта, который в дальнейшем пригодился. Также посетила потрясающие места, куда, возможно, сама так и не собралась бы. Да, было временами тяжело, но сейчас в памяти остались в основном положительные моменты.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество