В России 64 млн автомобилей.

Люди покупают машины, топливо и масла, платят налоги, меняют водительские удостоверения и уплачивают штрафы за нарушение правил дорожного движения.

Мы посмотрели, сколько денег получает за счет этого бюджет и как они потом тратятся.

Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать
Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Сколько денег в бюджет приносят автомобилисты

Согласно отчету об исполнении бюджета России за 2021 год, 3,4% доходов федерального и 6,9% доходов региональных бюджетов тесно связаны с автовладельцами.

Часть денег, например транспортный налог, платят сами автомобилисты. Другую часть, например акцизы, платят производители автомобилей, бензина, дизтоплива и автомасел. Но мы исходим из того, что все подобные налоги и сборы в конечном счете включаются в розничную цену автотоваров. Получается, их компенсируют покупатели.

Совокупно бюджетная система страны получила от «автомобильных» платежей минимум 1,8 трлн рублей. Расскажем, из чего складывается эта сумма.

Акцизы на бензин и дизтопливо — 842,6 млрд рублей. В стоимость топлива заложены акцизы: в 2022 году это около 18,7 Р за литр бензина пятого класса и около 11,3 Р за литр дизельного топлива. Акцизами облагается как произведенное в России, так и импортное топливо. Правда, у нас оно в основном отечественное: акцизы с импортного топлива в 2021 году составили меньше 0,04% от всех таких поступлений в бюджет.

Утилизационный сбор — 515,9 млрд рублей. Его ввели только в 2012 году, но он уже находится на втором месте по поступлению средств в бюджет. Сбор платится практически с каждого произведенного или импортированного автомобиля — кроме редких случаев вроде отреставрированных раритетов в оригинальной комплектации. Обычно сбор платят импортеры и производители автомобилей, закладывая расходы в цену.

Условный «Автоваз» за произведенную Ладу Гранту с объемом двигателя 1,6 л заплатит 178 400 Р. Обычный человек столкнется с необходимостью платить этот сбор, если решит ввезти автомобиль в Россию самостоятельно. За машину старше трех лет нужно будет заплатить 5200 Р, за новую — 3400 Р.

Транспортный налог — 195,9 млрд рублей. Граждане заплатили за 2021 год 154,2 млрд рублей, или 78,2% всего транспортного налога, организации — 41,6 млрд. Учитывая, что в стране около 64 млн транспортных средств, средний налог на одну машину получается около 3060 Р в год.

Штрафы — 93,6 млрд рублей. В 2021 году ГИБДД возбудила 182,9 млн дел о нарушении правил дорожного движения — примерно по три нарушения в год на среднестатистическую машину. Около 73% правонарушений приходится на превышение скорости, выявленное камерами видеонаблюдения. Причем 95% таких нарушений — на 21–40 км/ч. Можно предположить, что именно этот проступок приносит в казну больше всего денег.

Акцизы на транспортные средства — 66,4 млрд рублей. Акциз на новую Ладу Гранту с двигателем мощностью 90 л. с. в 2022 году — 4770 Р, по 53 Р за каждую лошадиную силу. Но чем мощнее машина, тем выше ставка акциза. Например, акциз на Порше Кайен с двигателем мощностью 340 л. с. — 484 500 Р: по 1425 Р за лошадиную силу.

Платежи в систему «Платон» — 39,6 млрд рублей. В 2015 году в России появился новый вид сборов: нужно платить за проезд грузовиков массой более 12 тонн по дорогам федерального значения, потому что тяжелые машины разрушают дороги. Этот сбор так и называется: «Платеж, уплачиваемый в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам». Ставка сейчас — 2,54 Р за километр пути.

Госпошлины — 27,9 млрд рублей. Например, за выдачу водительского удостоверения полагается уплатить 2000 или 3000 Р в зависимости от формата документа. За выдачу ПТС — 800 Р. Есть и другие виды госпошлин. В сумме за год набегает 26,6 млрд рублей. Еще 1,3 млрд приходится на госпошлины за специальные разрешения на проезд тяжеловесного или крупногабаритного транспорта.

Плата за парковки — 10,2 млрд рублей. В 2012 году стартовал пилотный проект по внедрению платной парковки на улицах Москвы. Сегодня платные парковки есть во многих крупных городах. По информации «Газеты-ру», Минтранс исследует вопрос о распространении проекта по всей стране.

Акцизы на моторные масла — 3,8 млрд рублей. На пятилитровую канистру масла акциз составляет около 30 Р, это 6,075 Р за килограмм. Акцизы на моторные масла распределяются между федеральным и региональным бюджетами примерно поровну.

Прочее — 4,2 млрд рублей. Мы не знаем, кто и почему перечислил в бюджет 2,8 млрд рублей по статье «Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности», но решили учесть и эти доходы.

Еще 1,3 млрд рублей принесло использование имущества государственных автодорог, например сдача в аренду земель в полосе отвода. Также в группу «Прочее» мы отнесли небольшие поступления: например, по отмененному еще в 2003 году налогу на пользователей автомобильных дорог бюджет за год получил 11,8 млн рублей, а по итогам взимания сборов за проезд иностранных автомобилей — 3,5 млн.

Что мы не учли. Например, в 2017 году ввели экологический сбор на шины: 7109 Р за тонну, или около 240 Р за комплект на четыре колеса, если считать массу средней шины равной 8,5 кг. По расчетам Счетной палаты, этот сбор принес 3,57 млрд рублей за 2017—2019 годы. Сейчас он приносит, видимо, не меньше — то есть как минимум 1,2 млрд рублей в год, но данных, чтобы точно рассчитать его долю, мы не нашли.

Доходы бюджета, которые связаны с автомобилями опосредованно, не поддаются оценке. Допустим, процесс заправки машины на АЗС: известна сумма поступивших в бюджет акцизов на бензин, возможно — доходы от аренды земельного участка, если он находится в государственной собственности. Но НДС, налог на прибыль и тому подобные косвенные доходы с бензина и купленного на заправке кофе учесть сложно.

Наконец, отдельного упоминания заслуживают платные дороги. За проезд по российским платным дорогам в 2021 году автовладельцы заплатили 40,1 млрд рублей. Однако сама по себе госкомпания «Автодор», которая управляет этими дорогами, убыточна: на строительство, ремонт и эксплуатацию дорог за тот же период потратили 427,9 млрд рублей.

Разницу компенсируют субсидии из бюджета и частные инвестиции. Вероятно, какие-то деньги в бюджет приносят компании вроде ОССП — подрядчики «Автодора», но подсчитать эти суммы также невозможно.

Источник: Росказначейство, расчеты Т—Ж
Источник: Росказначейство, расчеты Т—Ж
Источник: Росказначейство, расчеты Т—Ж
Источник: Росказначейство, расчеты Т—Ж

Куда тратят все эти деньги

В 2011 году в России появились дорожные фонды: это специальные копилки, деньги из которых тратятся на строительство, ремонт и обслуживание дорог общего пользования.

Дорожные фонды бывают федеральными, региональными и муниципальными, и каждый такой фонд отвечает за обслуживание своего уровня дорог. Например, 25,1% всех собранных «автомобильных» акцизов получил федеральный бюджет, 74,9% — региональные. При этом минимум 10% региональных акцизов перечисляется еще ниже — в местные бюджеты. Значит, примерно пропорциональны будут и траты «автомобильных» акцизов на дороги.

Согласно законодательству, дорожные фонды формируются именно из «автомобильных» доходов бюджета: акцизов, транспортного налога, штрафов и так далее.

Из платежей, о которых мы говорили, в дорожные фонды не идут доходы от парковок: они поступают в бюджет муниципалитета, где находится парковка, и теоретически могут уходить на что угодно. А еще — утилизационный сбор: вопреки названию, его тратят в основном не на утилизацию автомобилей, а на субсидирование российских автопроизводителей. По оценке экспертов, из более чем 500 млрд рублей, поступивших в бюджет, в виде субсидий автопроизводителям вернут около 75%.

За вычетом этой суммы бюджет получил в 2021 году от учтенных нами «автомобильных» сборов 1,41 трлн рублей. При этом фактически на дорожное хозяйство государство потратило 2,44 трлн рублей, то есть ремонт и строительство дорог почти на 40% финансируются из других налогов и сборов.