«Быть лучше: История Робби Уильямса»: ироничный мюзикл про обезьяну-певца
26 декабря в российский прокат вышел байопик про Робби Уильямса от режиссера «Величайшего шоумена».
Картина охватывает более 20 лет жизни певца. А также делает акцент на его борьбе с наркозависимостью и попытками справиться с сомнениями в себе. Но есть один важный нюанс: главный герой — обезьяна.
Рассказываем, почему стоит посмотреть этот необычный музыкальный байопик.
Что за «Быть лучше: История Робби Уильямса» (Better Man)
Дата премьеры: 26 декабря 2024 года
Страны производства: США, Великобритания, Китай, Франция, Австралия
Режиссер: Майкл Грэйси
Сценаристы: Саймон Глисон, Оливер Коул, Майкл Грэйси
В ролях: Робби Уильямс, Джонно Дэвис, Стив Пембертон, Элисон Стэдмен, Кейт Малвэйни, Фрейзер Хэдфилд, Дэймон Херриман, Рашель Банно, Том Бадж, Джейк Симманс
Жанры: мюзикл, биография
Фильмы, похожие на «Быть лучше: История Робби Уильямса»: «Рокетмен», «Тик-так… БУМ!», «Меня там нет», «Восьмая миля»
Продолжительность: 2 часа 14 минут
Где смотреть: в российском прокате
🐵 У фильма необычная задумка
Юный Роберт Уильямс живет в небогатой семье в городке на севере Англии. У него есть верный друг, любящая бабушка и отец, с которым мальчик обожает петь песни Фрэнка Синатры перед телевизором.
Уильямс проходит отбор в бойз-бенд Take That — скорее за счет наглости, чем таланта. Там он и получает сценическое имя Робби. Но в группе ему не дают раскрыться, оставляют на вторых ролях, и это в итоге приводит к развитию наркозависимости. После расставания с Take That парень начинает сольную карьеру. Но ему все труднее справляться с наркотиками, которыми он глушит неуверенность в себе.
По описанию «Быть лучше» кажется совершенно типичной биографией известного исполнителя и во многом действительно построен по стандартной схеме. Идет вступительное слово самого музыканта, потом действие отматывают к началу, показывают восхождение звезды, проблемы в личной жизни, падение и восстановление. А в финале зрители видят триумф героя.
Но картина отличается от музыкальных байопиков вроде «Богемской рапсодии». Первая особенность сразу бросается в глаза: Робби Уильямса превратили в шимпанзе. Режиссер Майкл Грэйси хотел показать певца так, как тот видит себя сам. И на вопрос, с каким животным он бы себя сравнил, Уильямс ответил, что с вытащенной на сцену цирковой обезьяной.
Главный герой однажды говорит, что, в отличие от окружающих, он просто «не эволюционировал». Больше этот прием никак не объясняют и не делают на нем акцента. Робби живет и творит в мире людей, и ни у кого нет вопросов к его внешности.
Такой прием сразу добавляет картине некий градус абсурда, если не пародии. И это снижает требования к достоверности. Конечно, поклонники и знатоки творчества Уильямса заметят, что некоторые события сильно изменены, а концерты идут не в хронологическом порядке. Но есть ли смысл придираться к неточностям, когда в кадре курящая обезьяна?
Рассказывая о ранних годах и становлении Take That, создатели намеренно преувеличивают все стереотипные ходы подобных историй: например, разделение ролей в группе и поведение Уильямса, который якобы лежал на сцене без сознания. Кажется, что фильм в любой момент превратится в сатиру на байопики и получится комедия в стиле «Странного Эла».
👀 Авторы показывают личный взгляд артиста
В рассказе о Take That картина то ли копирует, то ли пародирует клише о злобном окружении, которое вставляет палки в колеса. Но тем удивительнее, что дальше история полностью меняет тон.
Зрителям часто показывают гениев, которым мешают развиваться, и они должны преодолевать трудности. В фильме о Робби Уильямсе все наоборот. С самого начала и на протяжении всей картины и окружающие, и сам герой понимают: забавный и средне одаренный подросток вытащил золотой билет. Для успешной сольной карьеры ему нужно лишь стать честным и прекратить угождать толпе.
То есть в «Быть лучше» у экранной версии Уильямса нет буквально ни одной преграды в карьере. Кажется, авторы специально не показывают какие-то реальные детали биографии, чтобы подчеркнуть это. Такой ход превращает фильм в историю борьбы с собой: зависимостями, травмами детства и неуверенностью.
Необычней всего показаны сомнения Робби в своем таланте. Во время выступлений он начинает видеть в зале обезьян, которые отражают его прошлое: они одеты в костюмы от предыдущих образов певца. И чем более популярным становится герой, тем больше приматов там появляется. Что приводит к очень забавной сцене, когда концерт перерастает в фэнтезийную драку. В итоге оказывается, что с прошлым бесполезно бороться, его можно только принять.
«Быть лучше» иногда сваливается в клише биографических фильмов. Авторы пытаются рассказать слишком много, поэтому значимые события проскакивают за считаные минуты. Иногда получается красиво: важную часть отношений Уильямса и Николь Эпплтон уложили в один танцевальный номер.
Но в других случаях остаются просто обрывочные упоминания. Например, друг и соавтор Гай Чемберс выглядит скучной функцией, а не полноценным героем, хотя он сильно повлиял на творчество и карьеру певца.
История с наркозависимостью тоже остается фоном. К ней можно отнестись двояко. Поначалу кажется, что трагичность ситуации неочевидна: она не портит карьеру Робби, а с окружающими он ссорится просто из-за ужасного характера. Но вскоре мы видим, как популярнейший артист дает самый большой концерт в истории Великобритании, и никто не знает, что в действительности этот человек разбит и несчастен. Он ищет утешение в наркотиках, но это лишь отдаляет его от окружающих.
Зато много времени уделяют сложностям в общении Робби с отцом. Питер Уильямс, он же Пит Конвей, привил мальчику любовь к музыке, но бросил семью. Потом он снова появился в жизни сына, но, кажется, лишь попытался прибиться к его славе. Во многом «Быть лучше» — это история прощения.
😎 Фильм просто очень красивый
Картину снял бывший клипмейкер Майкл Грэйси, работавший над «Величайшим шоуменом» и документальным фильмом-концертом «Пинк: Все, что я знаю на данный момент». Этому режиссеру отлично удается все, что связано с музыкой.
По постановке биография Робби Уильямса напоминает все того же «Величайшего шоумена», а также «Рокетмена» про Элтона Джона. Здесь песни становятся частью сюжета, а действие периодически распадается на отдельные клипы.
Зрителю показывают настоящий мюзикл: Робби выступает на сцене, танцует с Take That прямо на улице и поет во время наркотических приходов. Возможно, это отчасти притормаживает основное действие. Но зато превращает картину в аттракцион — на пресс-показе после некоторых номеров зрители начинали хлопать.
К тому же авторы не ограничивают себя рамками реализма. Главный герой улетает на машине в воду, его тянут ко дну жуткие тени, он оказывается подо льдом и моментально перелетает от одной локации к другой. Все это делают, чтобы показать субъективные переживания Робби, а не конкретные факты его биографии.
Обстановка концертов, костюмы и шоу воссозданы с большой любовью и точностью — не хуже, чем в «Богемской рапсодии». Но все же в центре остается то, что чувствует сам артист. И это касается не только упомянутой драки с обезьянами, но и, например, совместного выступления с отцом.
Так что даже те, кто посчитает «Быть лучше» слишком стандартной биографией и не оценит иронию с обезьяной на сцене, могут просто порадоваться ярким съемкам и отличным музыкальным номерам. Все-таки Робби Уильямса в первую очередь любят как прекрасного исполнителя, а песни, к счастью, оставили в оригинале.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult