Дэниэл Крэйг разоблачает богачей: каким вышел детектив «Достать ножи: Стеклянная луковица»

8
Дэниэл Крэйг разоблачает богачей: каким вышел детектив «Достать ножи: Стеклянная луковица»

23 декабря на Netflix вышло продолжение детектива «Достать ножи» про гениального сыщика Бенуа Бланка в исполнении Дэниэла Крэйга.

В этот раз компанию актеру составили Эдвард Нортон, Кейт Хадсон, Дэйв Батиста и другие звезды. А главную тайну припрятали еще глубже, чем прежде.

Рассказываем, почему фильм стоит посмотреть на новогодних каникулах — и что может разочаровать давних фанатов жанра.

Что за «Достать ножи: Стеклянная луковица» (Glass Onion: A Knives Out Mystery)

Дата премьеры: 23 декабря 2022 года

Страна производства: США

Режиссер: Райан Джонсон, постановщик фильмов «Звездные войны: Последние джедаи» и «Достать ножи»

В ролях: Дэниэл Крэйг, Эдвард Нортон, Жанель Моне, Кэтрин Хан, Лесли Одом — мл., Кейт Хадсон, Дэйв Батиста, Джессика Хенвик, Мэдлин Клайн

Жанр: детектив, комедия

Продолжительность: 140 минут

Где смотреть: Netflix. Сервис официально недоступен в России

🤯 За: «Достать ножи: Стеклянная луковица» — стильный фильм-головоломка

Гений, миллиардер и плейбой Майлз Брон — его играет Эдвард Нортон — приглашает пятерых друзей на ежегодную вечеринку. Встреча пройдет на роскошном изолированном острове.

Среди гостей гламурная дива Берди Джей, бывшая коллега миллиардера Энди Берд, ученый Лайонел Тусэн, политик Клэр Дебелла и скандальный стример Дьюк Коди. А еще их ассистенты, любовники и легендарный сыщик Бенуа Бланк. При этом богач Майлз Брон уверяет, что не приглашал детектива. Значит, это сделал кто-то из друзей-злопыхателей. Кажется, быть беде.

Всех гостей играют фактурные актеры: от кинозвезд Эдварда Нортона и Кейт Хадсон до Лесли Одома — младшего, известного по мюзиклу «Гамильтон». Источник: Netflix
Всех гостей играют фактурные актеры: от кинозвезд Эдварда Нортона и Кейт Хадсон до Лесли Одома — младшего, известного по мюзиклу «Гамильтон». Источник: Netflix

Режиссер Райан Джонсон снова испытывает нервы и ожидания зрителей на прочность. Первая половина «Стеклянной луковицы» обманчиво проста и предсказуема. Бенуа Бланк шагает по роскошному особняку местного Илона Маска и вслушивается в сплетни гостей. Он точно знает, что скоро что-то случится — и хочет поскорее вывести богачей на чистую воду.

Но расследование Бенуа Бланка хитрее, чем кажется. Во второй половине зрителей ждут неожиданные флешбэки, сложные многоходовки и интеллектуальные дуэли. Как и в любом хорошем детективе, увиденные события раскрываются с новой стороны: ключом к разгадке тайны может оказаться незаметно брошенный взгляд или случайный журнал на столе.

Шутка в том, что в первой половине фильма, по сути, и нет никакой загадки, ведь формально еще никто не умер. Но все к этому идет.

Над костюмами работали не меньше, чем над детективной историей. В интернете появляются статьи о том, как с помощью одежды заранее разгадать фильм. Источник: Netflix
Над костюмами работали не меньше, чем над детективной историей. В интернете появляются статьи о том, как с помощью одежды заранее разгадать фильм. Источник: Netflix

Для Райана Джонсона жанр whodunit — лишь набор бессмертных клише: остроумный сыщик, смертельная вечеринка, обязательный изобличительный монолог в финале. Однако оживить классический сюжет нетрудно — нужно лишь переставить слагаемые. Например, показать убийство только во второй половине фильма или сделать самого очевидного подозреваемого протагонистом.

Не просто так герои сравнивают себя с персонажами настольной игры Cluedo: режиссер обращается с ними, как с фигурками на картонном поле.

😡 Против: фильм слишком хочет понравиться

«Достать ножи: Стеклянная луковица» выглядит как экранизация трендовых новостных заголовков двухлетней давности. Действие разворачивается в разгар пандемии коронавируса, поэтому герои ходят в масках и говорят о самоизоляции. Причем об этом нюансе забываешь уже через полчаса — она нужна лишь для того, чтобы сделать фильм чуть более актуальным.

В фильме полно отсылок к знаменитостям вроде Джареда Лето и Джереми Реннера. Да и заносчивого техномагната в исполнении Эдварда Нортона не зря сравнивают с Илоном Маском. Правда, издевки над одиозным бизнесменом не вызывают восхищения: после скандальных заявлений и чехарды с покупкой «Твиттера» Маск стал чересчур легкой мишенью для сатиры.

Эдвард Нортон прекрасно воплотил образ экстравагантного выскочки. Но это не делает персонажа менее плоской сатирой. Источник: Netflix
Эдвард Нортон прекрасно воплотил образ экстравагантного выскочки. Но это не делает персонажа менее плоской сатирой. Источник: Netflix
Зато любимого актера всегда приятно снова увидеть на экранах. В последние годы Нортон нечасто снимается в кино. Источник: Netflix
Зато любимого актера всегда приятно снова увидеть на экранах. В последние годы Нортон нечасто снимается в кино. Источник: Netflix

«Достать ножи: Стеклянная луковица» пытается быть актуальным даже в незначительных деталях. Скажем, в одном из эпизодов сыщик Бенуа Бланк лежит в ванне и играет в Among Us. Сцена выглядит нелепо: кажется, будто Райан Джонсон подмигивает молодой аудитории и ждет, что фильм растащат на скриншоты в соцсети. Для ретроградов пасхалки тоже есть — вместе с Бланком в Among Us играет актриса Анджела Лэнсбери, звезда детективного сериала «Она написала убийство».

Хватает в фильме и размышлений о культуре отмены. Герой Дэйва Батисты — бывший стример с Twitch. Его выгнали с платформы за сексистские высказывания. А персонаж Кейт Хадсон — редакторка модного журнала. Она сравнивала себя с темнокожими артистками и даже рабыней Гарриет Табмен, за что тоже попала в немилость медиа.

В прошлой части Райан Джонсон не заигрывал с актуальными темами настолько открыто, поэтому фильм за три года после премьеры не слишком-то устарел. Скорее всего, спустя пару лет половина шуток из «Стеклянной луковицы» потеряет всю злободневность.

🕵️ За: Дэниэл Крэйг и все, все, все

Как и первая часть «Достать ножи», «Стеклянная луковица» не скупится на талантливых актеров. Из старых знакомых — лишь звезда «бондианы» Дэниэл Крэйг. Он вернулся к роли манерного детектива Бенуа Бланка.

Чтобы вспомнить необычный южноамериканский акцент персонажа, Крэйг несколько месяцев посещал специалистов по диалектам. Сначала кажется, что британец жутко переигрывает, но даже у этого недостатка вскоре найдется абсолютно логичное объяснение.

Дэниэл Крейг — бессменная звезда и лицо франшизы. Источник: Netflix
Дэниэл Крейг — бессменная звезда и лицо франшизы. Источник: Netflix
Дэниэл Крэйг снова доказывает, что умеет играть не только галантных британских шпионов. Источник: Netflix
Дэниэл Крэйг снова доказывает, что умеет играть не только галантных британских шпионов. Источник: Netflix

Впрочем, в фильме есть кому затмить Крэйга. Допустим, Эдварду Нортону и его постоянной импровизации. Однажды он без одобрения художников пришел на съемочную площадку в костюме Тома Круза из фильма «Магнолия». Райану Джонсону так понравился наряд, что он оставил его в фильме.

Остальным актерам тоже достались фактурные роли. Дэйв Батиста играет дуболома-здоровяка, а Кейт Хадсон — самовлюбленную светскую диву. Все персонажи поначалу кажутся шаблонными, но затем постановщик постепенно рушит ожидания. Следить за откровениями и ссорами этого токсичного коллектива — одно удовольствие.

😡 Против: авторы повторяются

В продолжении повторяются многие приемы из первой части. Райан Джонсон снова критикует богатых, а победителем в истории становится схожий по архетипу персонаж, обставивший всех в оригинале. В прошлый раз антикапиталистическая сатира освежала детективный сюжет, теперь прием работает гораздо хуже — ведь сразу понимаешь, как будет складываться история.

Джонсон использует похожие сценарные приемы. Флешбэки, ненадежные рассказчики и сознательный отказ от детективной интриги — все это мы уже видели в первой части «Достать ножи».

Новые герои и декорации помогают сменить обстановку. Но не сильно — между двумя фильмами нет особой разницы. Источник: Netflix
Новые герои и декорации помогают сменить обстановку. Но не сильно — между двумя фильмами нет особой разницы. Источник: Netflix

Единственная заслуга сиквела — едкая и нетипичная мораль. Если первый фильм критиковал богачей за жадность и лицемерие, то второй больно бьет по их самолюбию.

Обычно убийц представляют изощренными криминальными умами, но у Райана Джонсона они беспробудно глупы. Чтобы совершить зло, не нужно быть гением — достаточно идти на поводу у своей алчности.


Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

Какая часть «Достать ножи» понравилась вам больше?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество