«Библиотекарь»: экранизация романа Михаила Елизарова с Никитой Ефремовым

«Библиотекарь»: экранизация романа Михаила Елизарова с Никитой Ефремовым

17
Аватар автора

Андрей Верещагин

ищет книгу Денег

Страница автора

29 июня на стриминговом сервисе more.tv вышел сериал «Библиотекарь» по одноименному роману Михаила Елизарова.

Это история о людях, которые охотятся за волшебными книгами забытого советского писателя. Ради могущественных изданий герои убивают и предают друг друга. Об экранизации «Библиотекаря» говорили еще в 2015 году. Тогда планировали снять полнометражный фильм с бюджетом 500 миллионов рублей. Однако производство так и не завершилось.

До экранов роман добрался лишь в 2023 году — уже в виде сериала. И его первые четыре эпизода вызывают противоречивые чувства. Рассказываем, какой получилась многострадальная экранизация и что она потеряла по сравнению с оригиналом.

Что за «Библиотекарь»

Дата премьеры: 29 июня 2023 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Игорь Твердохлебов, постановщик сериалов «Триггер» и «Территория»
Сценаристы: Илья Тилькин, Александр Грязин, Михаил Елизаров
В ролях: Никита Ефремов, Евгения Дмитриева, Марина Ворожищева, Михаил Тройник, Андрей Мерзликин, Михаил Трухин, Сергей Епишев, Елена Морозова, Мариам Псутури, Игорь Золотовицкий
Жанры: фэнтези, детектив
Фильмы, похожие на «Библиотекаря»: «Ночной дозор», «Девятые врата»
Продолжительность: 8 эпизодов по 50 минут
Где смотреть: more.tv, «Кинопоиск», Wink

📖 У сериала необычная завязка и эстетика

1999 год. Неудачливый актер Алексей Вязинцев приезжает в провинциальный городок, чтобы продать квартиру недавно убитого отца. Герой узнает, что папа состоял в тайном сообществе — читальне.

Подобных читален много по всей России, а заняты они поиском книг советского писателя Дмитрия Громова. Причем за соцреалистической макулатурой скрываются артефакты огромной мощи. Если читать тексты Громова не отрываясь, можно получить сверхъестественные способности. Например, книга «Серебряный плёс» на время делает человека невосприимчивым к боли. А «Счастье, лети!» позволяет управлять другими силой голоса.

Всего таких книг шесть: книга Власти, Терпения, Радости, Силы, Ярости и Памяти. По слухам, существует и седьмая — книга Смысла. Что она делает и где находится, никто не знает. Читальни устраивают кровопролитные сражения за книги. И Алексей невольно вовлекается в эту борьбу. А заодно — и в поиск книги Смысла.

Главный герой в исполнении Никиты Ефремова живет с матерью и мечтает о карьере в Голливуде
Главный герой в исполнении Никиты Ефремова живет с матерью и мечтает о карьере в Голливуде

«Библиотекарь» подкупает оригинальной завязкой и замысловатым волшебным миром. Читальни — это не просто разрозненные группы фанатиков, а части большой организованной структуры. На вершине находится Совет библиотек — в него входят люди, которые самостоятельно открыли силу книг. Например, председатель Совета по фамилии Шульга обнаружил «Счастье, лети!», когда сидел за решеткой. Книга помогла ему подняться в тюремной иерархии, а затем и на воле.

Читальни обращаются к Совету, чтобы решать все спорные вопросы и конфликты. Именно Совет назначает проведение боев. А еще приставляет своих секундантов — ликторов. Только в отличие от древнеримских коллег, эти вооружены не фасциями  , а веслами.

Сначала Алексей кажется наивным и инфантильным. Но потом с ним происходят пугающие перемены
Сначала Алексей кажется наивным и инфантильным. Но потом с ним происходят пугающие перемены

Пафосность тайных сообществ в «Библиотекаре» забавно контрастирует с эстетикой приземленной российской глубинки. Совет собирается не в роскошных залах, а в провинциальном ДК. Да и сражения читален похожи не на масштабные войны, а на массовые драки реконструкторов-любителей. Участники одеваются кое-как и вооружаются чем попало: ножами, топорами, саперными лопатами и самодельными копьями.

Необычная, почти комиксовая эстетика — одно из главных достоинств сериала. Авторам удается гармонично встроить мистическую историю о тайной организации в знакомые реалии. Из-за этого происходящее на экране выглядит убедительно. Легко поверить даже в старушку, которая лихо размахивает крюком от подъемного крана во время сражения читален.

У некоторых персонажей необычное оружие — например, вязальные спицы
У некоторых персонажей необычное оружие — например, вязальные спицы

📚 Расхождения с оригиналом не идут шоу на пользу

Книга Михаила Елизарова вышла в 2007 году, получила премию «Русский Букер» и вызвала немало споров. Одни критики обвиняли автора в фашизме, другие — в романтизации СССР, третьи — в литературном реваншизме. Якобы Елизаров оправдывал соцреализм.

В сериале ничего спорного из оригинальной задумки не осталось. Авторы шоу изрядно переписали сюжет и наполнили его штампами. Так, отец Алексея в книге не играет никакой роли, а в шоу становится одним из центральных персонажей.

Его история — это типичная драма родителя, который по независящим от него причинам не может быть с ребенком и чувствует вину. По законам жанра Алексей прощает отца и продолжает его дело. Выглядит это приторно, пошло и совсем не подходит мрачной истории про поиск таинственных книг.

Отца Алексея сыграл Андрей Мерзликин
Отца Алексея сыграл Андрей Мерзликин

Меняется и суть волшебных романов Дмитрия Громова. В первоисточнике книги второсортного советского писателя обладают магической силой. Это раскрывает основную мысль Елизарова: идея важнее воплощения. Кому-то казалось, что так автор говорит об идеальном социализме. А кто-то ссылался на зверства, которые творят герои «Библиотекаря» из-за книг Громова — и утверждал, что литератор критикует СССР.

В шоу за произведениями Громова не стоит никакой идеи. Книги в сериале становятся просто волшебными артефактами непонятного происхождения. Например, в романе при чтении книги Памяти герою видится абстрактное и коллективное советское детство с мороженым по семь копеек и журналом «Мурзилка». В сериале же Алексей вдруг вспоминает, как отец отчаянно хотел объясниться с сыном.

В первых трех сериях все подчинено конфликту отцов и детей. И он подан слишком клишированно: от лиричных флешбэков с фразой «я тебя никогда не забуду» до чтения предсмертного письма под грустную музыку.

Перед каждым сражением участникам зачитывают одну из книг Громова — нараспев, как псалтирь
Перед каждым сражением участникам зачитывают одну из книг Громова — нараспев, как псалтирь

🤓 Экшен в сериале не впечатляет

Шоу начинается с демонстрации одного из самых ярких второстепенных персонажей романа — Ольги Данкевич. Той самой старушки с крюком от подъемного крана. Потом следует эффектное и жестокое сражение между коалицией читален и войсками пенсионерок. Оператору удается здорово передать сумбур битвы: всюду кровь, люди разлетаются в стороны от ударов.

Дальше демонстрируют еще больше насилия. Причем орудиями жестоких убийств становятся самые разные предметы: от деревянного кола до книги и телефонной трубки. Но ни одна экшен-сцена не впечатляет так, как начальная.

В книге отряд пенсионерок называли «мамками». Сериал наверняка расскажет их историю в следующих сериях
В книге отряд пенсионерок называли «мамками». Сериал наверняка расскажет их историю в следующих сериях

Первая битва с участием Алексея — беспорядочное и плохо смонтированное мельтешение кадров. Камера скачет от героя к герою. Ракурсы меняются без какой-либо логики. В одну секунду персонаж машет мечом. В следующую — ставит противника на колени и пытается его убить. А еще через мгновение — держит за воротник уже другого врага и сам умирает от удара ножом. Понять что-то в этом хаосе очень тяжело. Невозможно не вспомнить легендарную сцену с прыжком через ограду из «Заложницы 3»: кадры в ней сменяются так резко, что напряженный эпизод вызывает лишь смех.

Почти все экшен-сцены — суматошные и дерганные. И дальше, скорее всего, их будет еще больше. Ведь значительную часть романа Елизарова занимают описания жестоких битв.

👍 Плюсы «Библиотекаря»:

  1. В сериале оригинальный мир с продуманными деталями.
  2. Шоу удивляет необычной эстетикой.
  3. Интриги между читальнями по-прежнему захватывают.

👎 Минусы «Библиотекаря»:

  1. В «Библиотекаре» много мелодраматических штампов.
  2. Экшен сумбурный и его тяжело смотреть.
  3. Сериал потерял глубину первоисточника.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Андрей ВерещагинУже посмотрели сериал? Поделитесь впечатлениями:
  • Сосимба«Ногти» шикарный сборник рассказов, юмор и невероятная лёгкость написания. Возможно это просто не ваш жанр, попробуйте Донцову или 50 оттенков серого2
  • СосимбаТак какой человек? Талантливый?4
  • СосимбаГоворят что человек видит в других свои недостатки. Задумайтесь3
  • Полина КалмыковаМне в целом нравится, но с оговорками. Например, видно, что год действия — это скорее условность: мало что выдает, что это не современность. В первом сезоне Пищеблока вышло показать реальность другого времени (во втором кстати нет), а в Библиотекаре с этим как-то слабо работают. Еще странное ощущение, что серии должны вроде как быть связаны между собой, а по факту — их можно и по отдельности смотреть с тем же успехом. Скорее всего досмотрю сериал, он довольно неплох, но явно не будет в списке моих любимых.5
  • Lexa LexaТак себе. Я может просто глупый, объясните мне пожалуйста кто-нибудь мотивацию персонажей? Они обладают сверхъестественными вещами с такими же характеристиками и пользуются ими только в своем закрытом клубе ролевиков? Они готовы убивать друг друга просто ради того, чтобы чахнуть над книжками и пользоваться ими раз в месяц, серьезно? Какой смысл вообще во всех этих действиях? У Гарри Поттера больше смысла доучиваться в Хогвартсе, чем тут вступать в эти клубы. И что за бред с костюмами на их сходках?4
  • Вячеслав МашковскийLexa, Они типа хранители, отнимают книги у дурных читален и хранят у себя, чтобы книги не нанесли никому вреда. А отец Алексея хотел книги дать человечеству, и его за это убили. Ну и правильно, ведь идея дать эти книги людям абсолютно глупа. Люди в основном дурные, а не мудрые. Это как ядерная бомба, лучше бы такое в руки человека не попадало никогда.4
  • Пухоспинка ЦарственнаяПервоисточник не читала, экранизация очень зашла. За последнее время это первый российский сериал, который меня заинтересовал и который хочется досмотреть, а после картонных актеров из Пищеблока он смотрится особенно хорошо) Зацепила именно эта полу-комиксовая эстетика И заставка красивая, кстати2
  • Egor AlexandrovichКурочка, соболезную2
  • Василий ФранцовСравнивая сериал с романом заметил одно неприятное отличие. Я не про расхождения с сюжетом, в этом нет ничего страшного. Разница в том, что сериал наполнен пошлостью. Да, в романе был и секс и насилие и все что угодно, но не было пошлости. А сериал прям таки наполнен её. Это грустно0
  • Татьяна ЗарембоНевероятный сериал, существенно интереснее книги. Жду последней серии. Но в защиту сериала могу сказать точно, что сюжетная линия более гармоничная и интересная, чем в книге. И отличная игра актеров! Хотя бы тот же Алексей В. смотрится куда более живым и интересным персонажем в фильме, чем в книге бесхребетный товарищ.0
  • 2Зачем обсуждать что-либо с участием Елизарова и Мерзликина?0
  • Вова ЧижовФэнтези ущербный жанр с момента рождения. Опошляет историю до уровня лубочных картинок, которые пользовались успехом у безграмотной публики. После успешного ликбеза дела с образованием народных масс как будто пошли на поправку, но буржуазная контрреволюция вернула всё на круги своя. Кто хочет поспорить, пусть решит пример на доске в картине "Устный счёт" на картине Богданова-Бельского, а потом поговорим. И ещё замечание: вы так уничижительно отзываетесь о батальных сценах, словно не видели экранные подвиги "неудержимых". Тошно смотреть на неуклюжих супергероев пенсионеров.0