«Игру надо понимать и чувство­вать»: режиссер спортив­ных трансля­ций — о работе в прямом эфире

3
«Игру надо понимать и чувство­вать»: режиссер спортив­ных трансля­ций — о работе в прямом эфире
Аватар автора

Станислав Хитрин

работает режиссером спортивных трансляций

Аватар автора

Никита Саянский

смотрит телевизор только ради хоккея

Страница автора

Трансляции важны для любой профессиональной спортивной лиги.

Продажа прав на их показ приносит ощутимую прибыль организаторам и клубам, а каналы зарабатывают на рекламных контрактах. Просмотр спорта на экране стал настолько будничным, что зрители редко задумываются, благодаря кому и чему можно смотреть игру дома.

Мы поговорили с режиссером спортивных трансляций телеканала «Матч ТВ» Станиславом Хитриным о том, кто и как снимает хоккейные матчи, и выяснили, в чем заключается секрет успешной трансляции.

Кто проводит хоккейную трансляцию

Всего в составе команды около 50 человек. В ПТС  находятся продюсер, режиссер, звукорежиссер, оператор компьютерной графики и три режиссера видеоповторов. На стадионе работают корреспондент, два комментатора, 16—17 операторов с камерами и 20 инженеров. На топовых событиях может присутствовать споттер.

Продюсер. Старший сотрудник ПТС, который отвечает за целостность продакшена  , видит работу команды и при необходимости дает указания и подсказки. Если происходят технические неполадки или другой форс-мажор, именно продюсер принимает решения и связывается с организаторами и комментаторами. Но если все хорошо, он не вмешивается.

Режиссер трансляции. Собирает видеоряд эфира воедино. Для этого он планирует расстановку камер и приоритеты, а затем руководит съемочной командой. Он решает, что вывести на экраны, когда показать повтор игрового момента или инфографику.

Режиссеры видеоповторов. Наличие этих специалистов отличает спортивные трансляции от остального телевизионного контента. Они отвечают за появление в эфире повторов опасных моментов и спорных эпизодов.

Звукорежиссер. Он не только отвечает за звук в эфире, но и настраивает связь бригады друг с другом. Нужно следить за тем, чтобы рабочие переговоры случайно не попали в трансляцию и телезрители слышали только комментаторов и интершум  .

Комментаторы и корреспонденты. Ведут репортаж. Комментаторы говорят о происходящем на льду, обсуждают спорные моменты, иногда рассказывают факты о матче и его участниках. Корреспонденты берут интервью у игроков и тренеров до матча, в перерывах и после игры.

Операторы. Работают с камерами — крупного плана, плечевыми, закрепленными над или за воротами и другими. Каждая из них специфична. Например, камеры в штрафных боксах управляются дистанционно джойстиком.

К системе видеопросмотров  съемочная бригада матча отношения не имеет. На каждой арене стоят судейские камеры, которые работают без операторов. Это дорогое и уязвимое оборудование, которое снимает изображение недостаточно высокого качества, чтобы регулярно выпускать его в эфир. Но иногда мы используем в трансляции видеоповторы с него. И наоборот — если аппаратура не засняла нужный эпизод, арбитры обращаются к отснятым нами кадрам.

Оператор компьютерной графики. Отвечает за отображение счета, таймера и формата игры. Окошки с информацией об удалениях, голах и передачах — это его работа. Еще он визуализирует статистику — например, про юбилейный матч игрока или процент реализации большинства командой.

Инженеры. Отслеживают работу диафрагмы  каждой камеры. Кадры с площадки настроены так, чтобы не засвечиваться из-за белого льда. Если с этими же параметрами давать картинку скамейки запасных или трибуны, она будет темной. Если сам оператор будет менять установки, он отвлечется от съемки и упустит важный момент.

Споттер. Находится на арене и передает на ПТС информацию о достойных показа вещах, которые не видны с сосредоточенных на игре камер. Это могут быть как игровые моменты со скамейки, так и что-то на трибунах. Например, уход хоккеиста в подтрибунное помещение из-за травмы или перформанс болельщиков. Для этой работы нужно разбираться в нюансах конкретного спорта, иногда этим занимаются даже бывшие игроки.

Как съемочная команда готовится к эфиру

Я знаю свое расписание на месяц вперед и готовлюсь за две-три недели до каждого матча. Например, сегодня у меня игра «Спартак» — СКА. В последнее время пристально слежу, как играют обе команды, и делаю заметки. СКА забросил по восемь шайб «Куньлуню» и «Витязю», а у «Спартака» после травмы вышел Порядин и провел один не очень удачный матч. Такие вещи подмечаю и понимаю, кого из игроков мы будем чаще показывать в предстоящей игре.

Некоторые технические задачи тоже делаются заранее. Несколько дней назад я подготовил схему расстановки телевизионных камер на матч и отправил ее продюсеру, а сегодня утром дал задачу инженерам ПТС настроить к моему приходу режиссерский пульт. Они подготовят визуальную информацию — например, заставки с эмблемами команд и изображениями игроков, которые, вероятнее всего, забьют голы.

Передвижная телевизионная станция расположена в белом Мерседесе
Передвижная телевизионная станция расположена в белом Мерседесе

На матчах часто пересекаюсь с известными игроками и тренерами, а с кем-то даже знаком лично. Режиссеру трансляций важно понимать, что это за люди и какой у них характер: так проще выбрать, кого показать в определенном моменте. Но для этого необязательно общаться с ними — достаточно следить за новостями и статистикой. Мне интереснее поговорить со своими телевизионными коллегами — режиссерами, продюсерами, комментаторами и корреспондентами, — чтобы лучше понимать, как выстраивать эфир.

В КХЛ у меня есть любимая команда из Москвы, и я часто провожу трансляции ее матчей. Но за свой клуб не сильно переживаю, в моей работе достаточно других эмоций. Супер, если моя команда выигрывает по делу. Если нет, стараюсь акцентировать внимание на ее ошибках, показываю, в чем причина плохой игры. Но важно уделять достаточно экранного времени обеим сторонам.

Как проходит день эфира

Работа начинается уже за три часа до начала игры — режиссеры видеоповторов снимают приезд команд и пустые раздевалки, а после монтируют материал для показа в трансляции.

Примерно за два с половиной часа до стартового свистка я приезжаю на арену и осматриваю ПТС. Спустя час мы проводим собрание с операторами и еще раз обсуждаем, на чем делать акценты. После этого проверяю телевизионное оборудование и общаюсь с режиссерами видеоповторов, звукорежиссером и продюсером.

Оператор снимает раскатку команд
Оператор снимает раскатку команд

За час до начала матча я уже за режиссерским пультом. Снимаем интервью с тренерами, а за 40 минут — раскатку игроков. Примерно в это же время получаем протоколы и смотрим, кто в стартовом составе и в какой тройке играет. После корректируем оговоренные акценты с операторами, если нужно. Затем переходим к трансляции самого матча. Начинается активная работа, но она уже отлажена. Главное — ничего не забыть, не ошибиться и не расслабиться.

На съемку одного хоккейного матча в среднем уходит шесть-семь часов. Если это трансляция важной игры, работа может растянуться и на девять-десять часов. В месяц я провожу 15—20 эфиров. Меньше работаю в межсезонье, когда основные виды спорта уходят на перерыв.

В разгар сезона матчей много, и большинство из них приходится на выходные или поздний вечер будней. Получается очень насыщенный график.

Рабочий день смещен, а отдых выпадает чуть ли не случайно, но мне такой режим нравится.

Мы часто ездим в командировки, несмотря на наличие своих телевизионных бригад в каждом городе. Например, мой коллега сейчас уезжает в Серпухов на 10 дней снимать чемпионат России по женскому боксу. Потом — хоккей в Нижнекамске и Сочи.

Путешествий хватает — к концу года золотая карта «Аэрофлота» закрывается спокойно. Перелеты, отели и суточные оплачивает телеканал.

Ошибки в прямом эфире

Право на ошибку есть у всех, если она действительно случайная. Плохо, если упущения систематические или происходят из-за того, что человек расслабился и подумал, будто он все знает и ко всему готов.

Потеря шайбы из виду. От такого никто не застрахован: бывают очень неожиданные отскоки и рикошеты, за которыми не успевают операторы. В таком случае даем видеоповтор с другого ракурса, чтобы болельщики увидели момент.

Проблемы с инфографикой. Очень обидно, когда происходит. Показываешь видеоряд без таймера, счета и статистики — это обедняет картинку. В некоторых видах спорта из-за этого становится непонятно, что происходит на площадке.

Выбор игрока для показа. Случается, что сфокусировался на каком-то спортсмене со звездным потенциалом, а он проводит плохой матч. Тут нужно перестроиться в моменте и вытащить трансляцию на ходу через других ярких игроков.

Неудачная работа с повторами. Самая грубая ошибка — когда даешь повтор, а в это время забивают гол. Чтобы такого не произошло, надо следить за игрой. Если решаешь показать важный момент, ты должен быть уверен, что ничего опасного следующие несколько секунд на льду не случится.

Более тонкий недочет — когда режиссер видеоповторов не так хорошо показывает важный хайлайт. Я в моменте понимаю, что можно было лучше, что это могла быть вишенка на торте. Но зритель об этом не узнает, так что трансляция от этого не разваливается.

Несовпадение с комментатором. Иногда у нас случаются нестыковки. Например, комментатор обратил внимание на какой-то эпизод и говорит в эфире — сейчас должен быть видеоповтор. А мы его не даем. Комментатор не находится в ПТС и не знает, что у нас происходит. Может, оператор не отработал, видеоповторный сервер сломался или режиссер прозевал. В итоге у нас нет этого эпизода — получается заминка в репортаже. Бывает и обратная ситуация — я даю крупный план и графику на игрока, а в эфире в это время идет рассказ про другого спортсмена.

Комментатор обычно сидит на стадионе и напрямую видит все, что происходит на поле. А мы на ПТС смотрим игру только глазами операторов и можем что-то упустить. Хорошие комментаторы в такой ситуации отключают эфирный звук и сообщают нам, как споттеры: «Ребят, посмотрите, там важный момент, направьте камеру».

Почти на всех хоккейных аренах России комментаторы ведут репортаж прямо с трибун — комментаторские сиденья виднеются на верхнем ряду. Справа от них располагается ведущая камера — большую часть трансляции показывают кадры с нее
Почти на всех хоккейных аренах России комментаторы ведут репортаж прямо с трибун — комментаторские сиденья виднеются на верхнем ряду. Справа от них располагается ведущая камера — большую часть трансляции показывают кадры с нее

Как сделать трансляцию интересной

Игру надо понимать и чувствовать — это ключ к успешной трансляции. Но и этого мало: эмоции надо передать зрителю.

Например, произошел опасный момент у ворот. Ты понимаешь, что сейчас тренер на это отреагирует. Показываешь его крупным планом — недовольного, кричащего или аплодирующего. Эти вспышки эмоций длятся всего несколько секунд.

Если ты предвосхитил событие, успеешь передать живое чувство зрителю и зацепить его.

Трансляция может пройти ровно, но ее посмотрят и подумают: совсем неинтересно было. И не всегда в этом виноваты игроки: режиссер продумывает видеоряд. Надо понимать, что ты хочешь рассказать зрителям о событиях на площадке в каждую секунду. Чтобы все сложилось в прямом эфире, все должны быть максимально сосредоточены и заряжены.

Расслабляться нельзя, даже когда в кадре вроде бы все нормально. Расскажешь анекдот, посмеешься — и в этот момент теряешь нить игры. Режиссер должен контролировать все, что происходит, как профессор Мориарти  .

Бывает, что неинтересную игру режиссер вытаскивает за счет грамотной расстановки акцентов и передачи эмоционального фона. Потом руководство и зрители говорят: «Вот это матч был!» А можно и наоборот — провалить топ-событие. Полный стадион, заряженные игроки и болельщики, а эфир скучный.

Как пришел в профессию

Изначально я не стремился работать на телевидении, но спортом интересовался всегда. Поэтому для меня первична привязанность к хоккею, а не к профессии. Быть режиссером легче, когда понимаешь и любишь, что снимаешь.

Чтобы работать в этой области, надо понимать спорт. Причем не только хоккей и футбол, но и неигровые виды — атлетику, бокс, фигурное катание и другие. А чтобы дорасти до режиссера, необходимо поработать на нескольких должностях и понять их функции: что делают режиссер видеоповторов, ассистент режиссера и так далее.

Не слышал про официальные курсы и образовательные программы по этой профессии в России. На обычного режиссера можно выучиться, например, в Институте кино и телевидения, но в нашем деле намного важнее практика.

Хоть я и учился в Московском техническом университете связи и информатики на факультете «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», поначалу работал не по специальности.

В 1993 году устроился механиком телевизионного оборудования на Шаболовку  . После стал режиссером монтажа в спортивной редакции, а потом — режиссером повторов. Тогда я и начал двигаться к тому, чтобы стать режиссером спортивных трансляций. В этот же период понял, что образование никак не поможет реализоваться в профессии, и бросил учебу — даже не забрал документы из университета.

И вот в 1997 году впервые попробовал себя в роли режиссера спортивных трансляций. Правда, чувство состоятельности в профессии пришло позже — только 20 лет спустя.

Сейчас провожу на «Матч ТВ» трансляции практически всех популярных видов спорта: футбола, волейбола, баскетбола, гандбола, легкой атлетики, спортивной гимнастики. Но мой приоритет — хоккей.

Главная гордость в профессии

Как ни странно, это не игровое событие. Вершиной режиссерской карьеры считаю церемонии открытия и закрытия паралимпийских игр в Сочи. Еще горжусь тем, как мы сейчас показываем спортивную гимнастику и легкую атлетику.

Если говорить про хоккей, то матчей было слишком много. Я бы выделил не одну игру, а серию — финал западной конференции КХЛ в сезоне-2014/15, ЦСКА против СКА. Тогда за московский клуб выступал Александр Радулов, а комментатор Сергей Гимаев произнес легендарную фразу: «Зрители вам простят все, но они не могут простить равнодушия! Идите и бейтесь». Для меня это было золотое время спорта.

Цели

Для спортсменов предел мечтаний — участие в Олимпийских играх. То же самое и для нас. Отработать на Олимпиаде телевизионной бригадой — это топ-уровень, признание твоей работы и профессионализма. Я работал режиссером видеоповторов на двух — в 1996 году в Атланте и в 2000 году в Сиднее. На первой мы снимали групповой этап женского футбола, а на второй — волейбол.

Чему научила работа

В американском футболе есть квотербеки, задача которых — в динамике просчитать игру на несколько шагов вперед. Некоторые настолько хороши, что после окончания карьеры их нанимают кризис-менеджерами в топ-компании.

Спортивная трансляция учит чему-то подобному — становишься наблюдательным, организованным и стрессоустойчивым. Режиссер должен постоянно принимать лучшие возможные решения за считаные секунды.

Из других, менее очевидных, навыков — мотивация заниматься спортом. Когда всю жизнь смотришь на спортсменов, хочется поддерживать форму.

Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Никита СаянскийРасскажите о самом запоминающемся спортивном событии, которое вы смотрели по телевизору:
  • NatashaСпасибо за статью! Редкая и интересная работа3
  • MargaritaСпасибо большое за статью, очень интересно!3
  • Поликарп БенедиктовичСпасибо! Очень интересно! Побольше бы таких статей)1