Как я заплатил за ремонт прокатной машины в Марокко из-за ошибки заправ­щика

Негативный опыт читателя
17
Как я заплатил за ремонт прокатной машины в Марокко из-за ошибки заправ­щика
Аватар автора

Эдуард Солодин

задавал вопросы

Страница автора

В рубрике «Дорожные ситуации» мы публикуем истории читателей Т⁠—⁠Ж о том, что может произойти за рулем автомобиля.

Герой этого материала в январе 2023 года провел двухнедельный отпуск в Марокко вместе с супругой. Чтобы посетить как можно больше достопримечательностей, они взяли в аренду автомобиль в аэропорту Марракеша. Планировали проехать около 2400 км, но из-за поломки машины маршрут пришлось немного изменить. Читатель рассказал, как это случилось и почему прокатная компания заставила его заплатить за чужую ошибку.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Выбор компании и машины

Аватар автора

Адам Северянин

путешествовал по Марокко

Страница автора

Это был мой первый опыт аренды машины за границей. Я сравнил предложения нескольких международных прокатчиков и остановился на Europcar. Компания международная, известная, поэтому сюрпризов не должно было быть даже в Марокко.

Мы не планировали съезжать с дорог, поэтому внедорожник не рассматривали. Основное требование к автомобилю — автоматическая коробка передач. Машину не выбирали, нам досталась Toyota Corolla Hybrid 2020 или 2021 года. Зафиксировали все внешние недостатки автомобиля и заплатили около 550 €⁣ (52 613,18 ₽) за 11 дней аренды. Кроме того, менеджер заблокировал на моей карте депозит 2000 €⁣ (191 320,64 ₽).

Запланированный маршрут на двухнедельный отпуск: Марракеш — Атласские горы, Айт⁠-⁠бен⁠-⁠Хадду — Мерзуга — Фес — Шефшауэн — Касабланка — Эссуэйра — Агадир — Марракеш
Запланированный маршрут на двухнедельный отпуск: Марракеш — Атласские горы, Айт⁠-⁠бен⁠-⁠Хадду — Мерзуга — Фес — Шефшауэн — Касабланка — Эссуэйра — Агадир — Марракеш
Машина была свежая, но с небольшими царапинами по кузову
Задний бампер тоже пострадал

Дороги и достопримечательности Марокко

Марокко — удивительная страна, ее природа сочетает океанические побережья, засушливые пустыни, где дождя не было уже четыре года, голые каменистые горы, где ведется добыча ископаемых, и горы, покрытые вечнозелеными хвойными лесами. Для нас такое разнообразие стало самым ярким впечатлением от страны.

Машина оказалась резвой, комфортной, экономичной и удобной в управлении. Пользовались навигатором в смартфоне. Основные дороги в Марокко хорошие, четырехполосные, с барьерным разделителем. Даже в самом дальнем районе, в пустыне около Мерзуги, на границе с Алжиром, на дорогах было хорошее покрытие.

В первый день мы добрались до Мерзуги уже в темноте. Проехали от Марракеша более 600 км. Утром узнали, что последние километры до нашего кемпинга пролегают через пустыню. Местные говорят, что нельзя съезжать на песок с наезженных грунтовых дорог: машины вязнут. Через пару дней мы преодолели путь Мерзуга — Фес через Атласские горы.

Из Феса выдвинулись в сторону Шефшауэна — голубого города, где все здания в медине  выкрашены в ярко-голубой цвет. Вокруг города в горах кедровые леса чередуются с фруктовыми садами и виноградниками.

Дорога до города пролегала по региональной трассе, поэтому асфальтовое покрытие местами было плохим. Но один участок протяженностью 30—50 км запомнился особенно. Такой дороги я не видел никогда: половина полосы с каждой стороны отвалилась, поэтому было трудно разъехаться со встречной машиной, а на оставшемся асфальте были огромные дыры.

Ошибка на заправке

Примерно за 120 км до Шефшауэна мы решили заправиться. Система заправок в Марокко отличается от российской и европейской. Оплатить топливо можно только наличными, поэтому везде есть заправщик, который вставляет пистолет в бак и берет деньги.

Мы три раза заправлялись на разных сетевых заправках уровня Shell. На каждой я говорил: «No diesel, only petrol», — и проблем не возникало. Но таких названий я не видел — на всех заправках были обозначения SP и Gasoil. Я решил не разбираться с видами топлива и довериться заправщикам. Это и стало ошибкой. Позже выяснил, что SP в Марокко означает бензин, а Gasoil — дизель.

На заправке работник не понял нас: мы говорили по-английски, а он — на ломаном французском. Возможно, мы неверно ответили ему на один из вопросов. В итоге получили полный бак топлива, половина которого — дизель, а вторая половина — остатки бензина с прошлой заправки. Диаметр горловины бензобака и пистолета специально не совпадают, чтобы избежать ошибки. Для меня по-прежнему загадка, как заправщик умудрился это сделать.

Поломка и эвакуация

Через несколько десятков километров машина начала странно кряхтеть и рычать, но продолжала ехать. У Toyota Corolla была система «старт-стоп» в сочетании с электродвигателем. В движении ДВС то запускался, то глох, и машина переходила на электродвигатель. Я стал замечать, что, когда стартует ДВС, машина тарахтит.

Подумал, что нас заправили некачественным топливом, и не хотел верить, что могли залить дизель. Я выжимал из машины все и старался не сбавлять темп. Не хотелось остаться ночевать на региональной дороге в горах Марокко. В таком режиме мы проехали около 120 км и добрались до промежуточной точки — Шефшауэна.

Два дня мы наслаждались голубым городом. Дальше должны были отправиться в Касабланку — финансовую столицу Марокко. Но утром машина не завелась, а на приборной панели появилась ошибка check engine. Попытался дозвониться до офисов Europcar по телефонам, указанным в памятке, но безуспешно. Возможно, из-за того, что было воскресенье, не отвечала ни столица, ни аэропорты, ни остальные офисы.

Удалось дозвониться только до сервисной службы. Но они не могли напрямую решить мою проблему, так как обслуживают арендодателя и принимают заказы на ремонт только от него. Мне дали десяток номеров телефонов Europcar, по одному из которых ответил сотрудник, плохо говорящий по-английски. Он не знал, что нам делать, и посоветовал дозваниваться в головные офисы Марракеша или Касабланки.

Мы потеряли половину дня в попытках решить проблему, но поняли, что в понедельник придется самостоятельно ехать в ближайший город, где есть офис Europcar. В южном направлении это был Рабат, поэтому мы продлили гостиницу в Шефшауэне на ночь и купили билеты на автобус. Бронь жилья в Касабланке сгорела, но оплачивать отель на Booking не пришлось: я объяснил ситуацию и мне пошли навстречу. Ближе к вечеру сервисная служба направила к нам эвакуатор, который забрал автомобиль и выдал подтверждающий документ.

Сервисная книжка с номерами телефонов офисов Europcar
Сервисная книжка с номерами телефонов офисов Europcar
Документ об эвакуации автомобиля
Документ об эвакуации автомобиля

Подменная машина и окончание автопутешествия

Утром мне удалось дозвониться в офис Рабата, объяснить ситуацию и потребовать подменную машину. Сначала пообещали новый автомобиль только во вторник, но нас это не устраивало, потому что мы потеряли бы бронь и в следующем городе — Эссуэйре. Удалось уговорить их поискать машину на понедельник. Через три часа, пока мы еще были в пути до Рабата, мне сообщили, что машина будет готова к вечеру.

В офисе Europcar нам выдали аналогичный автомобиль — Toyota Corolla Hybrid. Но у нее было преимущество: на лючке бензобака была наклейка с типом топлива. Еще сервис подтвердил, в чем была проблема с предыдущей машиной: нам залили дизель вместо бензина, поэтому потребуется капремонт двигателя.

Напрямую никто не говорил, что я оплачу этот ремонт, но тонко намекали.

Мои объяснения, что я даже не притрагивался к пистолету на заправке, слушали и молча кивали. Машину арендовал я, значит, несу ответственность, а как заставить заправщика заплатить за ремонт — непонятно.

Мы отправились в Эссуэйру — город, где снимали некоторые эпизоды «Игры престолов», где царит вечная весна, а свежие морепродукты продают и разделывают на берегу океана. Нам так там понравилось, что мы решили не ехать в Агадир и остаться. Еще мы устали от дороги, потому что происшествие испортило настроение. Но Эссуэйра — настолько магический городок, что он помог забыть все неприятности.

Через три дня мы вернулись в аэропорт Марракеша и отдали машину в офис Europcar. О предыдущей машине сотрудник не говорил: мы не узнали ни стоимости ремонта, ни того, кто будет за это платить. На все вопросы отвечал, что нам надо обращаться в головной офис в Касабланку. По его отношению было понятно, что он ждет, когда мы уйдем, сядем в самолет, улетим и больше не доставим ему хлопот. Желания решить проблему или хотя бы ответить на вопросы я не увидел. Поэтому пришлось уйти.

Из плюсов — залог вернули в полном объеме через несколько дней. Я вывел все с этой карты и заблокировал, но это не помогло. Europcar смог снять деньги даже с карты с нулевым балансом — он стал отрицательным.

Подменная машина тоже была Toyota Corolla Hybrid
Подменная машина тоже была Toyota Corolla Hybrid

Счет за ремонт

Через три недели после возвращения из Марокко с карточного счета, который я заблокировал, сняли 394 €⁣ (37 690,17 ₽), а на почту пришел счет от менеджера Europcar за ремонт двигателя. К тому моменту я уже смирился с потерей этих денег и считал их расходами на отпуск. Понимал, что вся ответственность на мне как на арендаторе автомобиля и наивно предъявлять претензии к неграмотному заправщику из марокканской деревни, который не говорит ни по-английски, ни по-французски.

Но у меня было одно желание — получить возврат денег за день, что я провел без машины. Поэтому я отправил скан документа об эвакуации менеджеру и сообщил, что машину забрали в воскресенье, а новую я получил только в понедельник. Но менеджер решил, что официальный документ ничего не значит, а машину забрали на основании моего устного заявления. Я долгое время бился за компенсацию неиспользованного дня аренды просто из интереса. Предполагал, что деньги не вернут. Так и произошло: они просто перестали отвечать на письма.

Счет за ремонт машины 394 € выставили в марроканских дирхамах
Счет за ремонт машины 394 € выставили в марроканских дирхамах
Менеджер прислал отписку, что машину эвакуировали на основании моего устного заявления
Менеджер прислал отписку, что машину эвакуировали на основании моего устного заявления

Итоги и советы

Вот какие выводы я сделал после этого случая и что могу посоветовать:

  1. Марокко — замечательная страна. Хочется посетить ее еще, снова побывать в горах и поесть свежих устриц на побережье Атлантики.
  2. Europcar — никогда больше. Только за то, что не работают по воскресеньям и не готовы решать проблемы своих клиентов. Когда я пытался до них дозвониться, мне случайно попался телефон офиса Hertz. Оказалось, что они работают. Поэтому в следующий раз лучше воспользуюсь их услугами.
  3. Советую перед арендой машины в другой стране изучить, как называются виды топлива. Привычных слов «бензин» и «дизель» на заправке можно не встретить.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

РедакцияА вам приходилось брать машину в прокат за границей?
  • QuaintrellePetroleum benzine is a hydrocarbon-based solvent mixture that is classified by its physical properties (e.g. boiling point, vapor pressure) rather than a specific chemical composition. This complicates distinction within the long list of petroleum distillate solvent mixtures: mineral spirits, naphtha, petroleum naptha, white gas, white spirits, turps substitute, mineral turpentine, petroleum ether, ligroin, and Stoddard solvent. Надеюсь Cambridge для вас авторитетный источник0
  • QuaintrelleАдам, оставляем псевдоэрудицию для заправщиков и учимся гуглить. Раз0
  • QuaintrelleQuaintrelle, два1
  • Ариша Шипиловаприходилось, но не сталкивались с такой проблей и спасибо за статью, предупрежден - значит вооружен2
  • Anton ChehovМой совет по Марокко - не надо бояться ручной коробки и местных контор. Брал Дансию новую дизель за 300 дерхам в день в эссувейре. В агадире 350 наверно. Залог только деньги или 2й загран. Денег долларов 500. В эссувейре прокат нашел беззалоговый.3
  • Леха С ГорОднажды в Германии, в последний день двухнедельного автопутешествия, поймал на капот камушек. Камушек оставил вмятину размером с грецкий орех, но краска была цела. Это случилось уже по пути в аэропорт и времени на решение вопроса не было. Косяк конечно заметили при приемке машины, обвели жёлтым маркером. Я подписал бумажку, сел в самолёт и улетел. Думал пару сотен евро с меня наверное снимут, что ж, бывает. Через 10 дней с меня сняли 1400 евро. Я прифигел, заблокировал карту, и ещё через день сняли ещё 700. Итого больше 2000 евро за вмятину. Опущу долгий опус с переписками, московским, немецким и ещё какими то офисами Hertz. Они ссылались на 'матрицу повреждений', согласно которой был рассчитан ущерб. В результате сработал чардж бэк. Тинькофф (а это была его кредитка) отбил все деньги, вся сумма полностью вернулась. Респект банку! Потом мне ещё полгода писал сначала Hertz, а потом ирландские (?) коллекторы. Угрожали последствиями, но ничего не произошло.7
  • беспонтовый пирожокпроблема конечно знатная, но не сталкивались слава богу..0
  • Alexey PichuginСейчас всё меньше людей, которые умеют ездить на механике. Среди моих знакомых, которые сели за руль в последние 15 лет их единицы. Сначала меня это удивляло. Меня даже просили дать мою машину на ручке прокатиться, типа экзотика. А теперь уже неумение пользоваться мкпп - норма1
  • Alexey Pichugin400 евро, конечно, жаль, но это не стоимость капиталки. Скорее, стоимость полной промывки двс с заменой свечей. Я однажды по привычке от 2 дизельных машин залил в бензиновую полный бак солярки и поехал. Обошлось эвакуатором и промывкой.5
  • Просто МарияВ 2009 г. в Швейцарии брали в прокат смарт. Удачный опыт - машина была новая, с небольшим пробегом, обошлась не дорого. Единственный момент - надо было вернуть с полным баком, а взяли практически с пустым. В 2019 г. бронировали машину заранее в Budget на конец декабря. Но бронь отменили. Узнали мы об этом уже когда пришли в прокат взять машину. Мы так и не поняли, почему ее отменили - никаких писем не было, прокатчик ничего объяснить не смог - только что "сейчас Рождество и свободных машин нет на ближайшие 4 дня". Пришлось осваивать автобусы, что вышло даже удобнее и дешевле.2
  • Сергей ЯсинецЭто что теперь перед каждой заправкой нужно с собой словарь возить, чтобы не нарваться на дизель вместо бензина? И как вообще с такими сервисами аренды быть, если они даже в воскресенье не отвечают?0
  • АлексейВ 2011 году катались на своей бензиновой Мазда5 по Европе и обратили внимание, что на многих их заправках на колонке было до 5 разных видов дизеля (Disel, Super Disel, Super Plus Disel.....). и всего один пистолет "Bensino" (такое название было в Италии) 😄 Так что не мудрено, что они просто по инерции залили солярку. Причем никакого упоминания об октановом числе, просто "Bensino". На кассе, сказали, что для получения нужного октанового числа требуется купить отдельно и залить в бак флакончик с присадкой. Махнули рукой и заправились просто "Bensino" без присадок, а потом уже в Австрии залили нормальный 95-й0
  • АлексейВ прокат брали машину на Кипре и два раза в Израиле. Кипр в 2015 обошелся без последствий. Первый раз в Израиле(2012) попали на штраф за неполный бак бензина при возврате авто. Уже не успевали найти заправку перед отлетом домой и заплатили за недостающий бензин двойную сумму, потом только узнали, что была заправка прямо в аэропорту БенГурион. А по итогу второй поездки в Израиль (2019) словили где-то штраф за превышение скорости и с кредитки уже после возвращения в Россию сняли уж не помню какую сумму. Я кредитку тоже заблокировал и выпустил новую. Больше не снимали ничего - может потому, что новая кредитка, а может потому, что штраф был один🤷‍♂️0