Бизнес: броши из Челябинска
Алина Юзепчук занялась рукоделием, выйдя в декрет.
Сегодня девушка продает свои украшения в Россию и за рубеж, а еще проводит мастер-классы. Бизнес приносит 40—100 тысяч в месяц.
Как пришла идея
В 2015 году Алина руководила отделом на мясном производстве в Челябинске, а потом ушла в декретный отпуск. Сидя дома с ребенком, она шила детские подушки, бортики и одеяла.
Весной 2017 девушка увидела в интернете брошь из жемчуга и кристалла. Украшение ей понравилось, но покупать его не стала: остановила цена 3 тысячи рублей. Алина решила, что сделает не хуже сама.
Для начала она посмотрела видеоуроки по созданию брошей на Ютубе. Ни материалы, ни внешний вид изделий Алине не понравились. Тогда она нашла подходящие модели украшений в сети «Пинтерест» и сделала похожее.
Для первой броши девушка использовала репсовую ленту, искусственные блестящие камни, застежку и кружево. На материалы потратила 96 рублей, а продала брошь за 500 рублей через созданный в Инстаграме* аккаунт.
Для следующих моделей Алина использовала материалы, которые нашла дома: пластиковый жемчуг и китайский кристалл. Позже закупила кристаллы и хрустальные жемчужины у российских дистрибьюторов компании «Сваровски». Материалы обошлись в 5,5 тысячи рублей. Рабочий процесс девушка решила снимать на фото и видео, чтобы потом ничего не забыть и при необходимости повторить.
Первые украшения совсем не продавались. За месяц купили только одну брошку.
- 3500 ₽
Регистрация и первый мастер-класс
Дела улучшились, когда в сентябре Алина продала через Инстаграм* первый онлайновый мастер-класс. Его основой стали сделанные во время изготовления брошей снимки. Урок принес за вечер 2,5 тысячи рублей: его купили пять человек.
В ноябре 2017 года Алина решила провести очный мастер-класс в Москве. Девушка надеялась хотя бы окупить билеты из Челябинска в Москву и обратно. Алина анонсировала событие на «Таймпэде» и в Инстаграме*. Один мастер-класс стоил 4,5 тысячи рублей. В итоге она набрала шесть человек и вышла в плюс.
После возвращения из Москвы Алина завела ЦРМ-систему, записала туда потенциальных покупателей и каждого прозвонила. Контакты брала из комментариев в Инстаграме* под постами и из личных сообщений.
Такая работа с покупателями сработала: в ноябре девушка продала изделия и мастер-классы на 100 тысяч рублей. Она поняла, что пора регистрировать ИП.
Для торговли украшениями в интернете Алина выбрала ОКВЭД 47.91 и 47.99, для проведения мастер-классов — 62.02 и 62.09. Для рекламных акций с другими компаниями в Инстаграме* — 73.11. Несколько кодов включила на будущее. Например, 70.22 — чтобы консультировать, как открыть ИП.
Параллельно заказала в агентстве интернет-магазин для продажи своих товаров. Сайт обошелся в 200 тысяч рублей. Еще Алина попросила настроить ей онлайн-кассу. За это отдала 30 тысяч. В интернет-магазине можно автоматически выбрать способ доставки и оплатить товар картой, электронным кошельком или через «Пэйпэл».
Сначала Алина отправляла украшения Почтой России за свой счет. Но потом поняла, что это ей невыгодно, и перенастроила доставку. Покупатели выбирали между Почтой России, курьером или самовывозом из ближайшего отделения службы доставки. Выбранный вариант оплачивали сами.
В феврале 2018 года Алина начала работать с официальным дистрибьютором «Сваровски» в России. Обычно в партнеры принимают мастеров с многолетним опытом и победами в международных конкурсах, но дистрибьютору понравился мастер-класс и броши Алины. Теперь девушка закупает материалы у «Сваровски» со скидкой, которую дают и ее ученикам. Алина указывает, где закупает материалы. Для компании это дополнительная реклама продукции.
Запуск в декабре 2017 года — 236 300 ₽
Сайт | 200 000 ₽ |
Покупка онлайн-кассы | 30 000 ₽ |
Материалы | 5500 ₽ |
Оформление ИП (госпошлина) | 800 ₽ |
Запуск в декабре 2017 года — 236 300 ₽
Сайт | 200 000 ₽ |
Покупка онлайн-кассы | 30 000 ₽ |
Материалы | 5500 ₽ |
Оформление ИП (госпошлина) | 800 ₽ |
Материалы
Для украшений Алина использует хрустальный жемчуг, кристаллы и стразовую ленту, бусины и подвески «Сваровски», японский бисер «Миюки» и «Тохо», чешский бисер «Прециоза», японские застежки, натуральную итальянскую кожу и итальянский шелковый бархат.
Девушка заказывает материалы каждый месяц. Все, что не от «Сваровски», находит в интернет-магазинах в Инстаграме*. Эксклюзивные детали заказывает за границей через друзей и знакомых. Например, японские булавки присылают из Японии, где живет знакомая русскоговорящая девушка. Жемчуг и бисер привозила знакомая, которая отдыхала в Чехии. Дизайнерские элементы для брошей-орденов Алина подбирала в местных лавках портных во время отдыха в Тунисе и Турции.
- 5000 ₽
Иногда качество подводит и Алина меняет продукцию или поставщика. Раньше девушка покупала чешский бисер с металлизированным покрытием. Он полинял на нескольких готовых изделиях, и Алина перестала его покупать. В другой раз ей попался японский бисер серебряного цвета, который со временем приобрел дешевый желтый оттенок. Помимо бисера возникали проблемы с застежками. Некоторые разваливались прямо в руках или оставляли следы на одежде.
Упаковочные коробки Алина заказывает в мастерской из Санкт-Петербурга, которую нашла в Инстаграме*. В квартал на упаковку уходит 2,5 тысячи рублей.
Украшения
Алина работает без помощников и делает по 5—6 украшений в месяц. Если схему она уже придумала, то на украшение уходит от одного до пяти часов. Если нужно создать новую, процесс может занять больше недели. Изделия на заказ делает редко, потому что любит импровизацию.
Себестоимость зависит от использованных материалов, их количества и качества. Например, в броши-ордене из репсовых и бархатных лент элементы стоят 500—600 рублей, при этом цена готового изделия — 3,5 тысячи рублей.
- 4500 ₽
Помимо одиночных брошей Алина продает сеты — наборы подходящих друг к другу украшений, которые можно носить вместе. Стоимость сетов начинается от 4500 и доходит до 16 500 рублей. Еще Алина продает серьги и шатлены и наборы для самостоятельного изготовления брошей. Серьги и наборы стоят от 2 тысяч, шатлены дороже — около 4,5.
Уроки плетения
Занятия по изготовлению украшений Алина проводит по интернету и очно. Стоимость онлайн мастер-классов — 2 тысячи рублей, но иногда девушка устраивает акции со скидкой 50%.
Также Алина продает плетение в чате. Она организует беседу в «Вотсапе», куда добавляет людей, которые хотят сплести брошь в режиме реального времени вместе с ней. Такой урок стоит 1500 рублей, плюс участники самостоятельно закупают материалы. Девушка проводит чаты раз в два месяца. В последнем участвовали 17 человек.
- 1500 ₽
Онлайн мастер-классы покупают люди, которые уже торгуют украшениями ручной работы и хотят расширить ассортиментную линейку. На очные занятия приходят те, кто хочет самостоятельно сделать первое украшение для себя и близких.
В Москве Алина проводит очные мастер-классы в шоуруме официального дистрибьютора «Сваровски» в России, а в Челябинске — в учебном классе магазина, где в ассортименте есть «Сваровски». Очные мастер-классы стоят от 4500 до 6000 рублей с человека с учетом материалов. В каждом участвует по 5—6 человек.
Продвижение и клиенты
Алина решила, что у Фейсбука* деловая аудитория, которой не интересны покупки украшений, а пользователям Вконтакте не понравится цена ее украшений. Поэтому девушка бросила силы на Инстаграм*. Он подходит для продаж, потому что броши легко сфотографировать красиво: клиент принимает решение о покупке по фотографиям.
За полтора года аккаунт Алины в Инстаграме* вырос со 120 подписчиков до 15,7 тысячи. Она ни разу не использовала платную рекламу, зато использует взаимные репосты с другими рукодельницами и магазинами и организует конкурсы с подарками.
Полтора месяца назад Алина предложила семи онлайн-магазинам бусин, фурнитуры и кристаллов обменяться аудиторией. Пользователи подписывались на аккаунты предпринимательницы и магазинов и оставляли комментарии под постом о конкурсе. Победители, выбранные генератором случайных чисел, получили сертификаты на покупку продукции.
Один конкурс приносит до 2 тысяч новых подписчиков. Сколько из них покупают украшения или мастер-классы, отследить сложно. Конкурсы Алина проводит раз в два месяца.
Коллекции с моделями Алина снимала три раза. На выходе получалось 14—30 фотографий: 3—5 можно использовать в продвижении.
В феврале 2018 года Алина вложила в контекстную рекламу, ведущую на сайт, 10 тысяч рублей, но результата не было.
Оптовых клиентов у девушки пока нет, но она продает броши и мастер-классы за границу: их покупали девушки из Белоруссии, Азербайджана, Эстонии, Латвии и Австралии.
Результаты и планы
Среднемесячная прибыль до вычета налогов в 2018 году составляет в среднем 42 тысячи рублей. Иногда выходит более 100 тысяч в месяц — это выше, чем зарплата Алины на мясном производстве до ухода в декрет.
Продажа готовых изделий дает 15% дохода, готовых наборов для создания брошей — 20%, очных мастер-классов —15%, электронных мастер-классов — 50%.
Алина планирует договориться о продаже с другими площадками и открыть интернет-школу мастеров рукоделия, где будет размещать уроки — не только свои, но и других мастериц. Еще она хочет консультировать рукодельниц: как оформить ИП, продвигать работы в Инстаграме* и создать свой сайт.
Операционные расходы в месяц, 2018 год — 6770 ₽
Материалы | 5000 ₽ |
Фотографии продукции | 937 ₽ |
Фирменная упаковка | 833 ₽ |
Операционные расходы в месяц, 2018 год — 6770 ₽
Материалы | 5000 ₽ |
Фотографии продукции | 937 ₽ |
Фирменная упаковка | 833 ₽ |