Как я побывал в Брунее-Даруссаламе и потратил 500 $ за пять дней

Меня зовут Айдар. Я практикую тревеливинг, но, в основном, живу во Вьетнаме. Для очередного визарана я решил выбрать Бруней-Даруссалам, в котором я еще не был. Маршрут получился на удивление плотным и разнообразным: Бандар-Сери-Бегаван — Деревня Кампонг-Айер — Парк «Tасек Лама» — Мангровые заросли — Отель «Эмпайр»— «Музей королевских регалий».

Бандар-Сери-Бегаван

26 марта рейсом из Хошимина я прибыл в Бандар-Сери-Бегаван — столицу Брунея. Билеты в оба конца обошлись в 250 USD. «Королевские Брунейские авиалинии» удивили предполетным чтением Корана, а единственный международный аэропорт страны — своей компактностью. Я добрался до хостела и отправил электронную заявку на визу, правда, пришлось попросить об оплате 25 USD своего друга, так как сообщения от моего казахстанского банка не приходили.

Утром я с помощью администратора вызвал такси и переехал в другой хостел той же сети, но в центре.

Бандар-Сери-Бегаван — довольно гулябельный город, несмотря на адскую даже после Вьетнама жару. Я прогулялся по набережной реки Бруней, полюбовался на центральную достопримечательность — мечеть «Омара Али Сайфуддина» — и по одноименному пешеходному мосту перебрался в Муким Тамой — часть плавучей деревни Кампонг-Айер.

Деревня Кампонг-Айер

В Юго-Восточной Азии деревни на воде встречаются практически в каждой стране, но я до подобного добрался впервые. Тут есть вся инфраструктура: электричество, водопровод, интернет, канализация, школы, больницы, полицейские и пожарные станции. В город народ катается на катерах. Я же по деревянным дорожкам добрался до мечети «Аль-Мухдати Биллах» и уже по суше вернулся в свой Co. Living Hostel Bandar, за который платил около 10 USD в сутки.

Местных пешеходов я практически не встречал. Частично это было связано с жарой и Рамаданом. До заката вся жизнь в стране замирала, даже рестораны работали только навынос. К слову, полноценный прием пищи стоил от 5 USD. Иностранцев было мало, но компания в хостеле с лихвой компенсировала недостаток людей на улицах. Каждый вечер мы организованно ходили на ифтар в мечеть «Омара Али Сайфуддина», а дни посвящали изучению окрестностей.

Парк «Тасек Лама»

Бруней-Даруссалам расположен на Борнео — третьем по величине острове в мире и единственном острове, который делят три государства. Борнео — это малайское название острова, который я знаю по его индонезийскому названию Калимантан. А Калимантан я помню еще по мультфильму «КОАПП», где мартышка и леопард катаются по миру верхом на ките и спасают эндемичных животных.

Эндемиков на Борнео много. Чтобы познакомиться с ними, я отправился в Tasek Lama Recreational Park. Парк бесплатный, но экскурсия сюда стоит 110 USD. Для того, чтобы сэкономить, я снарядил экспедицию, состоящую из индуса Виджая, француза Джереми и японки Юраги и добрался до парка менее, чем за 5 USD. Парк вполне заурядный, ни других людей, ни животных-эндемиков мы не увидели, но, в целом, весело провели время.

Мангровые заросли

Организованная экскурсия по мангровым лесам Борнео на моторной лодке стоит около 20 USD на человека. Я собрал отряд из подобных себе трипопатов и за эту сумму нанял целую лодку. Целью нашей экспедиции была фотоохота на эндемичных обезьян-носачей и крокодилов. У крокодилов был не сезон, но план по обезьянам мы успешно выполнили. В тот же вечер была готова моя виза во Вьетнам.

Не могу не написать пару слов про попутчиков. Француз Джереми на год младше меня, но у него за плечами на семь стран больше. Но он и начал на семь лет раньше, да и паспорт у него посильнее. Буду догонять. Швейцарец Арну в сентябре 2022 года выдвинулся из Женевы, чтобы добраться до Папуа-Новой Гвинеи, избегая перелетов. Уже скоро он планирует закончить свой поход и, возможно, издать свой рукописный путевой дневник.

Отель «Эмпайр»

На следующий день мы с Джереми отправились в отель «Эмпайр». В моих планах не было этой локации, но отсутствие привычных развлечений и всего 20 USD на человека за целый день в этом мусульманском раю заставили меня передумать. The Empire Hotel & Country Club — это целый комплекс бассейнов, отелей, ресторанов, спортивных и развлекательных залов, полей для гольфа и прочих богатых радостей, между которыми курсируют электрокары.

В наш билет входили все бассейны. Людей было мало, хотя, признаюсь, мы очень хотели устроить pool-party. Мы провели на разных объектах курорта весь день и не потратили ни копейки. За такси в отель через приложение мы заплатили около 10 USD, обратно вечером пришлось ехать за 30 USD. В тот вечер в моей копилке появился еще один мегакрутой закат. Солнышко упало прямо в мой уходящий в горизонт, возможно, самый большой в мире бассейн.

«Музей королевских регалий»

31 марта у меня было полдня, чтобы посетить «Музей королевских регалий». Для полноты картины нужно дать справку о главе королевской семьи. Султан Хассанал Болкиах — один из богатейших людей планеты, который почти 60 лет правит Брунеем. Помимо полумиллионной страны и бизнесов по всему миру, его активы составляют самый большой и самый золотой замок в мире, автопарк из десяти тысяч люксовых авто, десятки яхт и самолетов, бесчисленное количество наложниц и дорогущие вечеринки с мировыми звездами.

В «Музее королевских регалий» собраны, главным образом, подарки иностранных лидеров и партнеров Брунея и султана лично. Экспонаты музея в очередной раз убедили меня в бесполезности сувениров. Билет стоил меньше 5 USD, еще 10 USD я отдал за такси в аэропорт. Уже в аэропорту я вновь встретил девочку Цуку из Ханоя, которой помогал долететь до Брунея, а днем ранее помог разобраться с отелем и обратными билетами, так как она совсем не говорила по-английски. И в этот раз не обошлось без романтики, а поездка в целом побила рекорд по социализации.

Бруней-Даруссалам стал моей сорок пятой страной и второй абсолютной теократической монархией. Местный уголовный кодекс базируется на нормах шариата. Смертная казнь предусмотрена не только за убийство или терроризм, но и за лжесвидетельство, богохульство, супружескую измену, наркотики, гомосексуализм или критику султана. В стране официально не продаются алкоголь и сигареты. Суровое описание никак не соответствует уютному и ухоженному облику Брунея.

На деле смертная казнь применяется очень редко. Тут безопасно, комфортно и чисто, а основной неприятностью для туристов могут стать разве что очень медленный интернет и отсутствие ночной жизни. Забавно, но чаще всех мне встречались здесь молодые соло-путешественницы из Японии и Тайваня. Россияне же без визы могут находиться в Брунее до 14 дней, перед прилетом достаточно заполнить онлайн-декларацию. Мои суммарные расходы не превысили 500 USD, что стало еще одним приятным бонусом.