Карьеры
2K

Как я стала VR-иллюстратором

5

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Стаж

Привет! Я — Яна Feska, 3D-иллюстратор и дизайнер с четырёхлетним опытом работы, арт-директор в небольшом диджитал агентстве.

Я работаю из дома, в удалённом режиме еще с 2018 года. Сотрудничала с такими продуктами, как Строки МТС, Мегафон, T&P, Ozon. Меня драйвит 3D-иллюстрация, персонажная иллюстрация, я люблю рассказывать истории через визуальные образы.

Я создаю такие 3D картинки в VR.

Развитие карьеры

Я стараюсь находиться в постоянном поиске интересных решений, плагинов, инструментов, которые могут упростить работу, но придать ей индивидуальности.

В прошлом году я изучала тренды, смотрела обзоры на приложения и наткнулась на рынок VR — шлемов. Я узнала, что есть множество интересных приложений, связанных с анимацией, иллюстрацией, 3D, которые можно использовать в VR.

Но меня интересовал именно скульптинг, я хотела уйти от классического и долгого моделирования объектов в 3D программе, и научиться делать это быстрее руками. VR-шлем дал такую возможность.

В комплект к шлему идут два контроллера-джостика, которые и позволяют лепить руками некую виртуальную глину, а из неё любую форму. Альтернатива классическому 3d моделированию из кубов и сфер и одновременно совершенно другой уровень ощущений в 3D-пространстве и графике, который добавляет больше возможностей и контроля в процесс.

Какие программы я использую в работе

Oculus Meta Quest 2

Для себя я выбрала Meta Quest 2 — один из самых популярных VR-шлемов в мире. Я уже знала, что поставлю на него приложение для скульптинга, которое мне нужно по опыту других ребят — подсмотрела на Ютубе (зарубежные коллеги, студии и блогеры уже давно используют VR в работе).

Но до сих пор не уверена, что это приложение можно установить, например, на китайские VR-шлемы, поэтому не стала экспериментировать. Meta Quest 2 считается уже довольно устаревшей моделью, но для первого опыта оказался в самый раз.

В ноябре 2023 года я потратила на него 38 000 рублей. И позднее докупила различные маски, насадки, usb на 5 метров и крепления на 4000 рублей для комфортного использования на Алиэкспрессе. Потому что держать такой девайс на голове больше 30 минут просто невыносимо, особенно с непривычки.

Так что потратиться на дополнительные аксессуары стоит — станет сильно комфортнее работать. Прочитать подробнее о технических особенностях и видах шлемов можно здесь.

Meduim by Adobe

Вернёмся к тому самому приложению для скульптинга — мне нужно было установить Meduim by Adobe. Тут интересная история, раньше Meduim by Adobe назывался просто Meduim и принадлежал напрямую компании Meta, в библиотеке приложений Meta можно было по умолчанию открыть Meduim в разделе творчества и начать скульптинг.

Потом программу выкупила компания Adobe, как будто подзабыла о её существовании, и тут у пользователей начались проблемы. Есть кнопка «‎купить», но нет ссылки для скачивания и запуска. Решить проблему мне помогли советы на Реддите.

Вам придётся запустить Medium со своего компьютера с помощью usb — кабеля через Quest link или c помощью wi-fi через систему Airlink, если это позволяет сделать скорость загрузки роутера. У меня не очень быстрый интернет, поэтому я подключаюсь через usb, использую такой путь: Настройки — Система — Quest link — Запустить. У меня игровой ноутбук, и я предпочитаю Windows.

Существует ещё несколько достойных приложений для скульптинга в VR, я рекомендую присмотреться к ним и посмотреть обзоры на Ютубе:

  • kodon
  • kanova
  • discovery vr
  • shapelab
  • substance 3D Modeler

Meduim by Adobe — довольно простая, интуитивно понятная программа с удобным интерфейсом. В неё вшито краткое видео-руководство, которое поможет освоить приложение.

Основные преимущества приложения:

1) Cлои. Работают по типу Фотошопа, позволяют оставлять каждый объект на отдельном слое, переименовывать, собирать в группу, объединять и экспортировать всю работу, где все элементы будут отдельно по слоям, супер удобно;

2) Инструменты: глина, набор кистей, цветовая палитра, сглаживание, нож, станок, надувание. Все эти инструменты позволяют сглаживать, выдавливать, перемещать, добавлять, удалять или деформировать глину, нужным образом для пользователя.

Станок — отдельный инструмент, может быть интересен тем, кто планирует лепить кувшины, посуду или просто любую интересную форму. При запуске глина начинает вращаться по кругу, что напоминает гончарный станок и доставляет лёгкое головокружение неопытному пользователю.

По умолчанию в приложение добавлен пак с готовыми пресетами — например, из готовых объектов можно собрать интерьерную сцену или быстро добавить пару готовых моделей. Я им почти никогда не пользуюсь, так как мне интересен именно сам процесс лепки.

3) Возможность подразделять сетку скульптуры. То есть в моменте делать модель низкополигональной или высокополигональной, что очень удобно. Например, в Blender есть похожая функция, она представляет из себя модификатор Subdivision Surface.

4) Функция добавления фотоматериалов, что позволяет обложиться референсами со всех сторон. В одной из работ я хотела добиться повторения формы и текстуры вязаного свитера для персонажа, и собрала в программе сразу все необходимые для этой цели референсы.

5) Экспортирование. Выгружать работу можно в двух популярных форматах fbx и obj. Эти форматы подходят большинству профессиональных 3D программ и позволяют сохранить большое количество информации о файле.

6) Камера. Можно снять фото или видео процесса работы, настроить ракурс камеры. Удобная возможность для тех, кто собирает бэкстейджи и делиться процессом в портфолио или соцсетях.

7) Освещение и текстуры. Напишу о существовании этих функций, но я ими никогда не пользуюсь в Meduim. Могу лишь набросать цвет, чтобы сразуопределиться с цветового гаммой. На мой взгляд, остальные возможности в Meduim довольно скудны, я предпочитаю работать с материалами и освещением уже в Blender.

Больше всего я ценю в VR необычный иммерсивный опыт, cкорость работы за счёт использования рук и возможности большего контроля, более органичную и живую форму в 3D иллюстрации. Сейчас я использую VR во всех своих работах, мой рабочий день начинается с 20-минутной сессии каждый день.

Стратегия на будущее

Мне нравится идея, что любой человек может использовать высокие технологии по довольно доступной цене и увеличивать стоимость своих услуг, расти как специалист. Пока для массового обычного пользователя VR — это что-то такое сложное и ассоциируется только с игровым опытом.

Я думаю, эта гипотеза сильно поменяется в процентом соотношении в ближайшие годы. Ещё 5-7 лет назад 3D-иллюстрации были диковинкой на российском рынке, а сейчас всё больше людей стали интересоваться трёхмерной графикой. 2D иллюстраторы понимают, что нужно укреплять свои навыки и идут в 3D. Освоение нового навыка — это не только классный опыт, но и плюс к вилке своей зп.

В будущем я планирую идти дальше развиваться в 3D не только с помощью VR, но и укреплять свои навыки в анимации с помощью костюма по захвату движения.

Неплохо для этого иметь собственную студию, чтобы свободно записывать амплитудные движения своего тела в таком костюме при хорошем освещении и не упираться руками, например, в гладильную доску или цветочный горшок. Обязательно поделюсь опытом, если из этого что-то получится!

  • Аватаркалюбопытно.3
  • FrancheskaCazattiСтатья очень интересная! Но это ведь только для тех, у кого изначально есть художественное образование? Скажите, вы учились на какую-то родственную специальность?0
  • Галина Варизовакак мне нравится ваш стиль!0
  • Yana FeskaГалина, благодарю✨0
  • Yana FeskaFrancheskaCazatti, мне кажется, что образование никак не влияет на освоение нового навыка или программы) Так вышло, что у меня нет художественного образования, есть историческое. Уже на этапе института я поняла, что мне хочется рисовать, и пожалуй, это дело всей жизни для меня. Но я ничего не имею против художественного образования, наоборот — это ценное преимущество. Если есть возможность и желание, нужно обязательно идти и учиться у лучших или опытных людей-практиков. Если нет возможности — не критично, сейчас столько курсов и материалов в сети, которые вам могут помочь на любом этапе. По моему опыту и наблюдениям — на найм образование тоже зачастую не влияет, нанимающие руководители смотрят прежде всего на то, что вы за человек, комфортно ли с вами будет работать, как вы мыслите, как оформлено ваше портфолио. Здесь всё, конечно, бывает по-разному и сильно индивидуально. Но точно не делится на чёрное и белое, всегда есть шанс. Что касается конкретно этой статьи, то тут вы верно подметили, она скорее ориентирована не на нулевых людей в 3d. А на конкретную публику, которая видит в соцсетях рисующих людей в шлемах, и ничего не понимает. Очень много ребят уже рисуют в 2d и присматриваются к 3d. Бывает иначе — люди с навыками в любой 3d-программе (C4D, Blender, 3d Max, Zbrush может быть и т.д) хотят попробовать связку 3d + VR и смотрят уже в эту сторону из любопытства. Как правило, широкая аудитория не пробовала VR в принципе, не все играют в игры, не у всех есть приставки, то есть опыт виртуальной реальности вообще не понятен большинству людей на базовом пользовательском уровне пока что, поэтому много вопросов возникает у всех. Я верю, что в ближайшие годы это направление станет популярнее и доступнее, как Procreate и Ipad в своё время. Добавлю, что если у вас вообще нет никакого художественного опыта сейчас или вы только рисуете традиционными материалами, а может быть не знакомы совсем ни с одной классической 3d-программой, — это не страшно. Просто для освоения VR и 3D вам потребуется чуть больше времени и практики. Главное, чтобы искренне нравилось то, чем вы хотите заниматься, и всё обязательно получится)1