Как я учусь читать книги вдумчиво с помощью ChatGPT

Опыт читателя
17
Как я учусь читать книги вдумчиво с помощью ChatGPT

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Вячеслав Болотских

учится читать внимательно

Страница автора

Вы знали, что чтение книг может вредить?

Всему виной плохие привычки: «проглатывание» текста, пассивное пролистывание и быстрое толкование прочитанного. Исправить эти ошибки поможет книга из прошлого века и ChatGPT-4o. Расскажу, как чат-бот помогает мне читать вдумчиво и внимательно.

Что за метод Поварнина

Советский профессор философии Сергей Иннокентьевич Поварнин считал, что книги надо читать правильно. Бездумное поглощение сюжетов — пустая трата времени. Только проработка и активное чтение приносят пользу. Эта мысль изложена в руководстве профессора, которое называется «Как читать книги». Вот главные тезисы оттуда:

  1. Если вы торопитесь, в голову будут приходить поверхностные мысли. Мозг просто не успеет задуматься.
  2. Плохо, когда человек читает книгу без пауз — не останавливаясь на интересных моментах и не думая.
  3. Очень важно понять книгу. При неправильном чтении многие мысли ускользают от читателя.
  4. Для понимания текст нужно проработать и продумать. Только тогда будет польза.
  5. Работа с книгой должна быть похожа на беседу и оценку, но никак не на пассивное поглощение страниц.

В общем, анализ в разы повышает нашу производительность при чтении. Правила, которые выделил Поварнин, работают до сих пор. Когда мы обдумываем прочитанное, обращаемся к долгосрочной памяти. Это создает устойчивые нейронные связи, которые, в свою очередь, развивают ум.

Как использовать ChatGPT для вдумчивого чтения

Проработка делает чтение по-настоящему полезным. ChatGPT — инструмент, который способен помочь нам в этом. Нейросеть станет ассистентом, который будет задавать проверочные вопросы.

Цель тренировки — научиться определять тему прочитанного, излагать мысли и глубже понимать смысл книги. Это будет небольшой «самоэкзамен» для контроля чтения. Итак, даем задание чат-боту. Первый промпт:

Ты в роли экзаменатора проверяешь мои знания о прочитанной книге. Фрагмент книги я пришлю тебе следующим промптом. Твоя задача — составить для меня проверочные вопросы. Цель работы: отвечая на вопросы, я должен усвоить из книги больше полезного. Вопросы должны напрямую относиться к содержанию, быть более конкретными. Вопросы должны заставить задуматься о содержании, вспомнить прочитанные моменты. Фрагмент текста и дальнейшие инструкции ты получишь в следующем промпте.

Так выглядит второй промпт, который необходимо послать после отрывка из книги:

Теперь важная информация для тебя: тебе надо придумать один вопрос и прислать его мне в следующем сообщении. Я отвечу на него и напишу «Готов». А ты пришлешь свой вариант ответа с фрагментом из текста для подтверждения своей правоты.

Обязательно пишите вторую часть промпта. Просите прислать фрагмент текста, чтобы убедиться, что нейросеть вас не обманула. Для продолжения тренировки дайте чат-боту задание придумать еще один вариант вопроса.

Вопросы получаются интересные. Нет абстрактных, которые можно применить к любому тексту, типа «что автор хотел сказать» или «какая у отрывка тема»
Вопросы получаются интересные. Нет абстрактных, которые можно применить к любому тексту, типа «что автор хотел сказать» или «какая у отрывка тема»

Книги по гуманитарным дисциплинам чат-бот отлично понимает. Задает не самые очевидные вопросы, а отвечает вразумительно и заставляет вспомнить содержание прочитанного.

Думаю, можно заниматься похожей проработкой почти с любыми книгами — от художественных до обучающих. Например, с книгами по копирайтингу и философии нейросеть справилась.

Итоги

Считаю, что тренировка будет полезна для самообучения. По своему опыту могу сказать, что читать как читается — плохое решение. Я понял, что работаю с книгой невнимательно. Тороплюсь при чтении, а потом не могу ответить на треть вопросов. Кроме того, многие мои ответы на тест получаются короткими — в тексте было намного больше информации.

С помощью проработки вы можете проверить свою память. Провести тест, насколько хорошо помните то, что читаете. Сможете ли ответить на все вопросы через неделю? Внимательно ли читали книгу? Самоэкзамен с помощью нейросети наглядно покажет, что вдумчивое чтение полезнее быстрого. Мне проверка дала стимул работать усерднее.

РедакцияИспользуете нейросети для обучения? Поделитесь опытом:
  • user3264272Я всегда читал книги 'запоем'. Через неделю мог не вспомнить, о чем шла речь. Сейчас читаю книги на английском с предварительной подготовкой, т.е. разбираюсь с самыми частотными словами из текста. Стал обращать внимание даже на происхождение имен гг и подробности по локациям, слава богу подробные данные сейчас можно получить нажатием одной кнопки. А недавно понял, что содержание книг на английском я запоминаю лучше, чем на русском. И ведь это просто дополнительная работа со словами, даже не с содержимым! Если работать с текстом так как предлагаете Вы, то и пользы будет ощутимо больше! В общем, попробую взять на вооружение :) 'Глотать' книги может быть и приятно, но в плане саморазвития вряд ли полезно.24
  • Вячеслав Болотскихuser3264272, Спасибо за развёрнутый ответ! Ваш способ работы с книгой тоже очень интересный. Думаю, что это хорошая тренировка для ума.4
  • Александр Левинuser3264272, скажите, пожалуйста, как вы на практике это делаете - "разбираюсь с самыми частотными словами"?1
  • user3264272Посмотрите 'метод пяти фраз', программа 5phr2
  • ЗефиркаЯ раньше читала по 100-120 книг в год, но похоже поняла, что я просто их «глотаю», и через какое-то время не могу вспомнить подробностей. Так, я стала делать пометки в блокноте, а затем на телефоне, об основных тезисах книги, или записывать цитаты, которые мне понравились, или мысли, которые пришли в момент чтения. Еще вариант- это пересказ прочитанного кому- то близкому: мужу, сестре, подруге. От них можно получить уточняющие вопросы да и просто запомнишь больше когда пересказываешь. Главное, чтобы им самим хотелось эти пересказы слушать. Теперь я читаю меньше, от силы 20 -30 книг в год, но более вдумчиво и могу вспомнить о чем они, и это радует:) Автору спасибо за статью! Такой неочевидный способ тоже интересный.9
  • Udi ErzaНе художественные книги читаю так: 1) Формулирую для себя вопросы, на которые потенциально должна ответить книга. 2) Пролистываю оглавление, смотрю, отвечают ли главы вопросам, или нет. Возможно появляются вопросы, о которых я не догадывался. Пытаюсь выстроить логическую цепочку, почему автор именно так рассуждает, к чему он ведёт, и где в книге находится главная мысль. Возможно есть смысл читать не всю книгу. 3) Перед каждой главой записываю вопросы на которые надо ответить, по прочтению сверяюсь - на что есть ответы, на что нет. 4) По прочтению главы приблизительно пересказываю логику автора своими словами через ключевые понятия, тезисно. 5) По итогам прочтения книги сверяюсь с вопросами из пункта 1. 6) Если книга оч важная, делаю карточки Анки для ключевых моментов. Таким образом информация многократно прокручивается и большая часть запоминается хорошо. Однако если знания не использовать, память очищается, это наверное ключевое правило.9
  • Ник ЗавадскиА что насчет галлюцинаций? Не встречались? Или если текст задан вами, то и вопросы от ЧатЖПТ будут всегда адекватные? Помню, нравились мне обучающие видео от Skyeng, когда к каждому видео в конце вопросы были. Сразу в сто раз внимательнее слушать начинаешь. P.S. Художественную литературу читаю как хочется, просто в удовольствие. То, что надо запомнить - конспектирую в тетрадку, от руки, потом перечитываю.1
  • Вячеслав БолотскихНик, здравствуйте. Когда пользовался, то галлюцинаций у нейросети не встретил. Специально проверял каждый вопрос, когда готовил статью. Но, возможно, мне просто повезло. Может, выбирал не самые сложные книги. Я думаю, что нейросеть вполне может ошибиться. В промте я попросил её прилагать фрагмент из текста, чтобы было проще заметить ошибки.1
  • Вячеслав БолотскихЗефирка, Спасибо за ваши теплые слова! Рад, что вам понравилась статья)2
  • Hellen KА я вот если и читаю что-то важное, и отмечаю то года через 3 это все равно улетучивается из памяти. Это обидно. У всех так? Видела тут работу с карточками анки, мне кажется мне это подойдёт0
  • Ник ЗавадскиHellen, так у всех, знания, с которыми не взаимодействуете, постепенно улетучиваются :)1
  • Мария КовалевскаяВо время чтения книги деоаю записи по системе ППП. А затем прошу нейросеть сделать выжимку с мыслями на внедрение. Выбирает действительно актуальную информацию. Сравниваю со свомми мыслями.0
  • Чисто БыдлоХорошая статья и крутой совет. Наконец что-то полезное на тж!1
  • Victoria AnaninaВеду конспекты по методу ZettelKasten, начала недавно, но книги стали в разы медленнее читаться. Статья топ)0
  • Ainura AbdullinaБольшое спасибо за интересную статью! Недавно столкнулась с проблемой запойного чтения и поняла, что не хочется читать серьезную литературу. Стараюсь с этим справиться. Надеюсь, ваш эксперимент в этом поможет)))0
  • Вячеслав БолотскихAinura, и вам спасибо за добрые слова!)0
  • АККруто, спасибо!1