Как я стал зарабатывать на своем детском увлечении и открыл школу шахмат

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Гагик Аветунци

Страница автора

Когда я начал работать с детьми в сентябре 2020 года, то осознал, насколько они счастливы. Один из моих пятилетних учеников ходит минимум на шесть кружков. Когда мне было 5, я ходил только на одну секцию, потому что возможностей в Хабаровске в начале века было значительно меньше.

Некоторые из вас скажут, что это не счастье, а мука для ребенка. Возможно, но учитывая, что благодаря тому единственному кружку я через 20 лет строю свою жизнь, кажется, такие инвестиции в ребенка все же имеют смысл.

Предыстория

В 5 лет меня отдали на шахматы. Вначале я показывал результаты чуть лучше среднего, но ничего специфического. Ближе к 7 начал лидировать в Хабаровске, и родители отправили меня в Кострому на чемпионат России среди детей до 8 лет за свои деньги. Узнал я об этом только в аэропорту, когда меня сдали тренеру.

Это был огромный риск. До сих пор удивлен, что они пошли на такой шаг. У меня был всего лишь 3 разряд, ниже не было никого из 300-400 детей со всей России. Но неожиданно я выиграл первые 4 партии, сыграл вничью с Григорием Опариным (сейчас занимает 88 место в мировом рейтинге). Дальше, конечно, сказалось отсутствие опыта и минимальная тренерская работа, так что в призы попасть не удалось.

После этого успеха следующие несколько лет были предопределены. Шахматы, шахматы, и еще раз шахматы. Пару раз я попал в топ-10 на чемпионате России, занял 7 место на чемпионате мира, в 11 лет получил звание КМС. И после этого начал стагнировать.

Проблем было несколько:

  • тренер, который приходил ко мне, мог похвастаться только перегаром и храпом на занятиях, а онлайн в 2007 году не был развит;
  • низкая конкуренция: лет с 9 играл в основном с бухими мужиками;
  • не было возможности регулярно участвовать в крупных турнирах: надо каждый раз лететь в Москву и далее, а мои родители не Ротенберги.

В 14 лет (9 класс) я переехал в Москву, и тогда же принял решение завязать с шахматами, сфокусироваться на учебе. Через 10 лет оказалось, что я лишь взял паузу.

До окончания школы я не трогал шахматы, даже не было особого порыва. Но в университете появились турниры, за которые можно было получить зачеты и любовь администрации, так что потихоньку интерес к игре возобновился.

Меня мотало по разным работам. Еще со второго курса стажировался в социологии, маркетинге, пробовал консалтинг (выиграл McKinsey Business Diving), HR, но всегда что-то не срасталось и больше года я нигде не задерживался. Так продолжалось почти 6 лет, пока меня окончательно не добили два последних работодателя.

С ноября 2019 года я начал тренировать шахматы индивидуально взрослым. Было свободное время, пока работал в «Ростелекоме», поэтому решил подзаработать и заодно расширить круг знакомств. В июне 2020 года контракт закончился, продлевать я его не стал. Решил, что надо на время уйти из офиса.

Я всю жизнь знал, что если ничего не будет получаться, всегда есть шахматы как план Б. Поэтому не торопился открывать школу шахмат, хотел попробовать разное, хотя ученики подговаривали меня заняться именно этим.

Открытие Школы шахмат

Вернемся в сентябрь 2020. Я думал, что делать дальше, и было 3 параметра при выборе:

  1. Что-то свое.
  2. Что-то, в чем я разбираюсь.
  3. Что-то, что можно делать онлайн.

Другого варианта как школа шахмат не нашлось. И сразу же мы сделали ошибку — запустились в конце сентября, когда большинство детей уже пристроены по кружкам. Нам достались «огрызки» от общего пирога учеников. Первые 2 месяца мы тщетно пытались найти B2B-клиентов. Я надеялся на свой опыт и контакты из Executive Search, но не учел конец года (бюджеты растрачены) и вторую волную пандемии (что не растрачено — оптимизировалось). Так что денег на обучение и сплочение сотрудников и не нашлось, хоть интерес был.

Но везет тому, кто везет. Случайно в ноябре на нас вышел один детский центр. У них была типичная для этого рынка проблема — та школа шахмат, с которой они работали, отправляла ужасных тренеров. Неопрятных, не умеющих завлечь детей, словом типичных шахматистов. Пример: тренер ругает пятилетку за то, что тот неразборчиво пишет шахматные ходы. Пятилетнего ребенка! В таком возрасте еще читать не все умеют. Понятно, что родители забирали своих чад, центр не получал выручку и пытался эту проблему решить.

Мы изначально не планировали работать с такими центрами, но грех было не проверить гипотезу. К Новому году стало ясно, что эксперимент удался, и теперь у нас 20 детских центров. А к сентябрю их число увеличится в несколько раз. Уже знаем, что будут и школы с нами работать.

Уже после 5 месяцев мы вышли в небольшой плюс, но значительно расшириться получится скорее всего в сентябре. После него будет понятно, насколько успешной оказалась вся эта затея. Но как бы он ни закончился, я ни о чем не пожалею. Уже немало учеников прошло через нас (200 детей, 50 взрослых). Самый лучший опыт я получаю прямо сейчас.

А мораль текста такова: не бойтесь учиться чему-то новому, вполне возможно это принесет вам пользу не сейчас, а через десятилетия. Такое случилось не только у меня, но и у некоторых наших тренеров. Они не планировали работать в шахматах, но благодаря нам смогли раскрыться с новой стороны.

И я уверен, что мой пятилетний ученик, который ходит из кружка в кружок, спустя годы скажет родителям «спасибо».

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество