Бесит!
4K

Бесит, что компании отказываются обучать начинающих специалистов

114

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Аглая Воронова

Страница автора

«У меня нет времени обучать начинающего специалиста. Мне нужен человек, который сам сразу стал работать»

«Почему я должен кого-то обучать?»

«Я обучал людей несколько раз. Это очень неблагодарная работа. Начинающие дергают постоянно, выхлопа нет. При этом половина уходит сразу, четверть получив опыт, а от оставшихся бонусов слишком мало»

Вот что мне говорят, когда я настаиваю на том, чтобы брали людей без опыта в этой сфере, особенно когда людей с опытом нет.

Компании выбирают сидеть без сотрудников вообще, но не берут начинающих.

Бред.

А когда я говорю: «Ну нужно же учить людей и начинающим получать опыт!» — слышу: «Это не моя проблема. За обучение мне ни спасибо не скажут, ни заплатят.

Я лично считаю это бредом.

Но это не мой выбор.

  • Boris KölnВчерашний выпускник института без опыта работы - убыточный сотрудник. Ничего полезного делать не умеет, надо на него тратить время на объяснения, платить зарплату и пр. Было бы выгодно подписывать контракт минимум на пару лет, но ТК это не позволяет. Поэтому набирайте опыт сами и за свой счет.3
  • Горпина ДормидонтовнаМеня тоже бесило. Приходилось врать в резюме, чтобы взяли на работу. Так и довралась до должности в большой компании😁14
  • Системный инженерЕсли сотрудника берут не единственным и не главным на направление, тогда да, возможно, есть смысл брать малоопытного и обучать. Но и то, не с полного нуля, а должна быть база. Но если нужен единственный или главный на направлении - то логично, что его не хотят обучать - может быть и некому, может быть, что нету столько времени ждать, пока он сможет более-менее закрывать обязанности.6
  • Велена4
  • Велена4
  • Boris KölnВелена, чтобы научиться делать операции, надо сначала учиться в мед/вет институте, практиковаться разрезать/сшивать самостоятельно в следующем порядке: на яблоке, винограде, тушке курицы, лягушке, в ветклинике для бездомных животных и лишь потом в коммерческой ветклинике.3
  • Велена3
  • АнонаТ.е. у нас всё настолько плохо, что кого-то уже бесит требование работодателя соответствовать условиям вакансии? Раньше начинающим специалистом был тот, кто не имел развернутого опыта в предлагаемой сфере деятельности. Теперь это человек, который зачастую даже образования соответствующего не имеет, но ТРЕБУЕТ чтобы его всему научил работодатель. Вот это действительно бесит, особенно учитывая тенденцию "начинающих" свалить сразу после освоения необходимого функционала.20
  • АнонаВелена, только в СПб сейчас около 50 вакансий ассистента ветеринарного врача БЕЗ опыта работы с неплохой зарплатой. В некоторых запросах прямым текстом написано: не умеете - научим. А еще у некоторых работодателей (сетевая клиника) есть свой образовательный центр с интернатурой и ординатурой. Думаете, врут?11
  • Andrew> У меня нет времени обучать начинающего специалиста > Почему я должен кого-то обучать? Эти фразы кто конкретно говорит? Если собственник бизнеса, но непонятно, какие к нему претензии. Деньги его, и он решает, как их тратить. Хочет так - его право. Вы, как наёмный работник, можете предложить своё видение, но решать ему. Если так говорит кто-то из наёмного персонала, то надо опять же задать вопрос собственнику бизнеса: насколько это отвечает целям и задачам компании? Если отвечает, значит, так и надо. Если противоречит, то тогда уже идём к автору данных фраз и объясняем, что он не прав. И ему придётся либо изменить своё мнение, либо самому искать другую работу. Ну, или, если компания может себе позволить, чтобы только часть опытных сотрудников занималась обучением новичков, то передать новичка этой части.9
  • Евгений БозылевДа просто надо обходить стороной таких горе работодателей типа конторы Васи Пупкина4
  • Виктор ПлюснинВелена, ну и кто вам виноват, что вы сотоварищи выбрали для «учёбы» именно ту шарагу, в которой есть только микроскоп столетней давности? Вот только не надо врать (себе в первую очередь) что все вузы такие, я как-то водил дочку с её подружками на день открытых дверей в Тимирязевку, там современное оборудование есть совершенно точно.5
  • Сергей ДомнинЯ 3 года работал за троих, сейчас мне дают 2 студентов учениками. Не знаю где буду брать время на обучение, что-нибудь придумаю. Главное, что наконец-то дадут людей! Не хотят обучать, потому что конкретно это их не касается или чувствуют конкуренцию.7
  • Денис АнисимовВ ссср за наставничество доплачивали, сейчас хотят сделать это бесплатным10
  • Эгэин АйлбибековСмотря что за работа. На производствах в большинстве случаев готовы обучать на рабочем месте. Но не всем специальностям. Например, если ты сварщик, то должен быть обучен в учебном заведении, и натренирован на куче испорченного металла, и сдал экзамен, с диагностикой своих сварных швов. Потому что, если ты быстренько научился, как говорят, "присрать", то на реальном изделии ты не проваришь нормально какой-нибудь шов, и это может оказаться фатально для заказа, и чревато серьёзными убытками. Надеюсь, теперь это автору понятно, и его уже будет чуть меньше "бесить". Компании думают о прибыли! Зачем тебя нанимать, зачем платить, если ты прибыль не генерируешь?? А, например, на оператора ЧПУ берут с обучением на месте, либо можно на курсах обучиться в любое время и корочки получить. Монтажником РЭА тоже самое. Курсы в любом учебном центре, коих сейчас десятки, учебники — в дальнейшем на месте уже дообучаешься и осваиваешь технологические операции на конкретном производстве5
  • user3460370Я не знаю , что у вас за компания , но по идее вы правы . Если человек пришел работать, то у него должно быть образование по профилю , учатся в училище или институте. А на работе надо объем выдавать .3
  • essetimereПо-моему, в этом плане компании делятся: они либо берут молодняк и учат его, и как правило платят мало (я сразу после института работала в одной такой известной компании, для которой "кузница кадров " было вторым неофициальным названием; были непрерывные обучения, в т.ч.за границей, но зп была только "на харчи" по факту)... либо не связываются с молодыми специалистами и берут сразу матёрых, но и зп норм, но и справляться надо. Есть промежуточные варианты, но в них ресурсы по обучению не такие большие и поэтому возможное количество неопытных сотрудников ограничено.4
  • Большой КушРынок труда на то и рынок, что работодатель относится к рабочей силе как к товару и хочет получше и подешевле6
  • Юрий ШевченкоВы знаете сколько времени и денег тратит работодатель на такого сотрудника, пока он начнет самоокупаться? 4-6 месяцев. А потом, чуть пондабравшись опыта, такой сотрудник сваливает в закат на более высокооплачиваемую работу. И в чем смысл учить за свой счет молодняк и в этом колесе сансары крутиться годами ?7
  • АналитессаДенис, сейчас в крупных и не очень компаниях тоже доплачивают. Но даже с доплатой не всегда есть желание в это ввязываться. Во-первых само ощущение, что тебе кого-то сверху спустили и ты не можешь выбирать, немного напрягает. Во-вторых обычно менторинг не предполагает снижения рабочей нагрузки, а некоторые студенты требуют на себя внимания практически 100% времени рабочего.8
  • Денис АнисимовАналитесса, согласен. Я прекратил наставничество когда компания не смогла удержать третьего подшефного. Устал каждые полгода обучать новичков бесплатно.5
  • Andrew> Во-вторых обычно менторинг не предполагает снижения рабочей нагрузки Аналитесса, это как? Во всех компаниях, где я работал, было строгое ограничение по 40-часовой рабочей неделе. Овертаймы, конечно, были возможны, но менторинг не являлся обоснованием для этого. Учишь новичка 3 часа в день - значит, остальной работой занимаешься только 5. А чтобы не тратить все 8 часов в день, нужны специальные программы онбординга, с подборками материалов для самостоятельного изучения.0
  • AndrewСистемный, не так все просто. Если компания предлагает зарплату на 40+% больше конкурентов - нет никаких проблем, чтобы брать сразу опытных. Но если зарплата примерно как у всех, то опытные сотрудники просто не будут переходить в компанию (зачем, если на текущем месте платят столько же?). И вот тогда может оказаться, что единственный вариант получить новые кадры - это вырастить их самостоятельно. И даже ставить потом в одиночку на новые направления.3
  • АналитессаAndrew, ну у меня задачи обычно на результат, а не процесс. Есть задача - сделать что-то. Это что-то требует 8 часов работы ежедневно на протяжении недели. Срок готовности как раз неделю заявляют. Но тут появляется товарищ новичок и требует внимания к себе. По итогу на выполнение собственно задачи остаётся значительно меньше времени. И эти задачи имеют для бизнеса куда больший приоритет чем общественная нагрузка в виде студентов4
  • Van clockЮрий, у рабовладельцев крупных фирм как КБ, магнит миллиарды долларов в запасе, неизвестно сколько в оффшорных и крипте так что пусть терпят3
  • AndrewАналитесса, если у вас бизнес не понимает разницы между понятиями "срок" и "трудоемкость" - да, всё плохо. И, к сожалению, так бывает нередко. Даже если этот самый бизнес блокирует вам выполнение задачи, то всё равно спросит, как будто предоставил все условия для работы.0
  • АналитессаAndrew, бизнес обычно считает, что нагрузка студентами это 1-2 часа в неделю. А некоторые новые специалисты не очень самостоятельные и просят на себя чуть ли не 50% времени.2
  • AndrewАналитесса, а для этого как раз нужна разработка комплексных программ онбординга, где будет четко расписано, сколько времени с новичком занимается ментор, а сколько новичок занимается самостоятельно.0
  • АналитессаAndrew, я предпочитаю участвовать в собеседованиях тех новичков, которых мне потом хотят на обучение подсунуть. Обычно можно понять в нужную сторону мысли у человека или это будет очень несамостоятельный душный зумер)))3
  • AndrewАналитесса, да, мне тоже больше нравится, когда обучать надо человека, которого я собеседовал и рекомендовал принять в компанию. Но, к сожалению, так бывает не всегда.0
  • АналитессаAndrew, бывает. Когда в компании доплачивают за менторство, обычно желающих много. Поэтому ну откажусь, коллеги возьмут.0
  • Забаненный за политотуА как получились все эти опытные сотрудники? Сами научились?4
  • Mikhail SergeevЕсть компании, которые в народе называют "кузницами кадров". Вот они как раз нанимают толпы джунов, те учатся и сваливают. Но бизнес-процесс в этих компаниях так устроен, что они не страдают. Зато экономят на квалифицированных специалистах5
  • ПавелС одной стороны: а обучаться самому зумеры не могут? У них лапки? С другой стороны: при зарплате, например, в 200000 net я согласен тратить некоторое время на обучение при условии +50 тысяч в месяц. Не можете это обеспечить? До свидания. Считаете это бредом? Тратьте _свое_ время сами.3
  • HellosamuraiТут беда не в том, что начинающих специалистов не хотят обучать, а что за это обучение компания отказывается платить менторам. Я думаю, что много людей были бы в принципе не против дополнительного заработка, а так получается тебе необходимо существенную часть собственного времени посвятить проблемам и задачам чужого человека, так к тому же тебя все равно спросят не за его задачи, а за твои собственные. По итогу естественно дураков нет, и от такой медвежей услуги народ закономерно оказывается. Не стоит беситься с этого, так как люди не виновны в сложившейся ситуации, тут исключительно вина работодателя, который как обычно хочет всего сразу и за бесплатно.3
  • HellosamuraiAndrew, если в должностной инструкции указано, что дорогой сотрудник в том числе обязан заниматься обучением персонала, то тут можно ещё как-то заставить, а так это сугубо личное желание/нежелание человека делать вещи помимо его должностных обязанностей, и если он не совсем глупенький, то он обязательно в предельно корректной манере напомнит руководству, что ему за это не платит. Я думаю, что ради обучения персонала сомнительно, что кто-то станет трогать сотрудника, к которому никто никаких не имеет претензий.2
  • HellosamuraiСергей, ну тут хоть какой-то стимул. С другой стороны, если вы три года работаете за трёх человек, то велик шанс, что спустя полгода все вернётся к тому, с чего вы начинали. Хотя в любом случае согласен часть задач отдать молодняку нормальная история.2
  • Sergey GrigoryevVan, потому у них и миллиарды, что лишнее не "терпят"...3
  • HellosamuraiАналитесса, с первым согласен. Насчёт второго вынужден возразить - вы всегда можете сказать такому студенту что-нибудь в духе "попробуй разобраться сам, я через n-часов освобожусь". Я бы даже сказал что так лучше говорить всегда, даже если реально время есть, чтобы человек привыкал, что спасение утопающих всегда дело рук самих утопающих, иначе такой студент просто сядет на шею, а его в конце концов на работу не за бесплатно взяли.5
  • HellosamuraiVan, будьте реалистами, но вот они-то терпеть точно не будут. Любой бизнес всегда склонен жёстко оптимизировать расходы, чтобы добиться максимализации прибыли. Сколько таи в загашнике у владельцев бизнеса совершенно точно не будет интересовать какого-нибудь менеджера среднего звена, у которого горит KPI.1
  • HellosamuraiBoris, некоторые конторы обучают бесплатно, а затем заставляют какое-то время отрабатывать, а иначе просят выплатить какую-то фиксированную сумму за обучение. Не знаю, как они это юридически проводит, но такая практика существует5
  • Аглая ВороноваАнона, лично меня возмущает, что не берут на работу начинающих специалистов даже с профильным образованием. Но требований, что бы научили - слишком много, Вы правы.5
  • АналитессаHellosamurai, я с этим согласна и в целом сама за такой подход - изучай максимум самостоятельно. Но люди бывают разные и не всегда адекватные)0
  • AndrewHellosamurai, и? У компании остаётся целых два варианта выбора, кроме как "трогать сотрудника".0
  • HellosamuraiAndrew, может попробовать найти кого-то другого, кто готов, либо отказаться от таких стажировок вовсе0
  • HellosamuraiАналитесса, а это уже другой разговор. Если чуваку говорят времени нет, займись сам, а он без конца тратит время и вообще себя ведёт не адекватно, то надо честно подойти к руководителю, сказать что он не тянет, и с ним надо досрочно расстаться. Что более вы заниматься им не можете и не видете смысла. Дальше пусть руководитель решает сам, может попробовать найти другого ментора, либо последовать совету и расстаться сразу же.2
  • AndrewHellosamurai, конечно, я про это и писал. В первую очередь собственник компании должен решить, нужно ли ему нанимать людей без опыта и учить их, или лучше нанимать только опытных. Если выбран вариант "учить", то надо решать, как именно это делать.0
  • user5836519Скажите а вам бы понравился врач , которого надо учить на вашем примере ? Вот и в остальных серьезных областях такая же реакция2
  • ManАнона, какой плохой народ, разочаровал какого-то айчара с горы2
  • HellosamuraiMan, ничего, переделает. Неприятно, но не смертельно2