Company of Heroes 3: что нужно знать перед игрой, стоит ли покупать, что с мультиплеером

Впечатления от мультиплеера и одиночной кампании
3
Company of Heroes 3: что нужно знать перед игрой, стоит ли покупать, что с мультиплеером
Аватар автора

Илья Цуканов

стал лисом пустыни

Страница автора

Стратегии в реальном времени сейчас выходят редко. Поэтому у Company of Heroes 3 практически нет конкурентов среди новинок.

Очередной выпуск серии визуально впечатляет, а геймплей затягивает на часы. Но эти достоинства трудно разглядеть из-за множества досадных недочетов. При этом одиночные кампании откровенно разочаровывают, особенно на фоне прошлых частей.

Рассказываем, какие впечатления оставляет Company of Heroes 3 и ради чего в нее все-таки стоит поиграть.

Что за Company of Heroes 3

Дата выхода: 23 февраля 2023 года
Платформы: ПК — Steam. Дата релиза на Playstation 5 и Xbox Series пока неизвестна
Жанр: стратегия в реальном времени
Режимы игры: одиночный и многопользовательский
Издатель: Sega
Разработчик: Relic Entertainment
Кому понравится: любителям стратегий, напряженного мультиплеера и тем, кто интересуется историей Второй мировой
Игры, похожие на Company of Heroes 3: прошлые части франшизы; Iron Harvest; серия Warhammer 40 000: Dawn of War; World In Conflict; серия «В тылу врага»
Примерная продолжительность: 30 часов на обе одиночные кампании
Перевод на русский: отсутствует
Нужно ли играть в предыдущие части Company of Heroes: нет
Можно ли купить Company of Heroes 3 в России: игра официально не выходила в России, но ее можно приобрести обходными путями. Как сейчас покупать игры, читайте в нашей инструкции
Подробнее: на сайте игры

Минимальные системные требования:

  1. 64-битная Windows 10.
  2. Процессор Intel Core i5 шестого поколения или AMD Ryzen с четырьмя ядрами.
  3. 8 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта Nvidia GTX 950 или AMD R9 370.
  5. DirectX 12 и 40 Гб оперативной памяти.

Рекомендуемые системные требования:

  1. 64-битная Windows 10.
  2. Процессор Intel Core i7 восьмого поколения или AMD Ryzen с 8 ядрами.
  3. 16 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта Nvidia GTX 1660 или AMD RX 5600.
  5. DirectX 12 и 40 Гб оперативной памяти.

Сюжет Company of Heroes 3

Игра посвящена боевым действиям в районе Средиземного моря, начавшимся в 1940 году. В ней две одиночные кампании, каждая охватывает свой период войны.

В одной кампании нужно играть за англо-американские войска во время высадки в Италии и наступления на Рим. В другой — провести Немецкий Африканский корпус от взятия ливийского города Бенгази до первого сражения при египетском Эль-Аламейне. Мультиплеерные битвы проходят в тех же регионах.

Кадр из ролика, стилизованного под кинохронику из Северной Африки
Кадр из ролика, стилизованного под кинохронику из Северной Африки

Геймплей Company of Heroes 3

В плане игрового процесса триквел почти не отличается от предыдущих частей. Сначала вы учитесь управлять войсками. Затем выбираете кампанию, смотрите короткий вступительный ролик и отправляетесь выполнять миссии. В африканской кампании их восемь, в итальянской — более тридцати.

В начале почти каждой миссии ваши войска появляются на базе. Это комплекс зданий, позволяющий призывать новых бойцов и покупать для них улучшения. Обычно база располагается где-то на краю игрового поля. На противоположной стороне карты — вражеский штаб, откуда на вас идет противник.

Цели миссий различаются в зависимости от режима игры. В мультиплеерных матчах нужно уничтожать вражеские лагеря или удерживать особые контрольные точки дольше противника. В одиночных кампаниях могут поручить не только захватить точки, но и, например, взорвать все топливные цистерны на карте. Или выполнить цепочку заданий: допустим, занять аэропорт и удерживать его несколько минут.

Особые контрольные точки нужны не только для того, чтобы игра засчитала вам прогресс в миссии. В отличие от обычных, они позволяют ускорить приток одного из трех ресурсов: топлива, боеприпасов или личного состава. Ресурсы позволяют покупать отряды, открывать улучшения для бойцов или строить дополнительные здания, которые открывают новые виды войск.

С выполнением каждой миссии вы приближаетесь к глобальной цели кампании. В североафриканской она незамысловатая: пройти все восемь миссий. А в итальянском сценарии нужно завершить на глобальной карте цепочку заданий, открывающих дорогу к Риму.

Увеличенная мини-карта боя, где за врагов и союзников играет искусственный интеллект. Справа — моя и дружественные базы. Слева — вражеский лагерь, скрытый туманом войны. Карта поделена на области, в центре каждой из них — ресурсные контрольные точки. Победные точки обозначены звездочками
Увеличенная мини-карта боя, где за врагов и союзников играет искусственный интеллект. Справа — моя и дружественные базы. Слева — вражеский лагерь, скрытый туманом войны. Карта поделена на области, в центре каждой из них — ресурсные контрольные точки. Победные точки обозначены звездочками

Итальянская кампания проходит на глобальной карте. Это новый для серии тип локации. На ней армией нужно управлять в пошаговом режиме: отправлять ее на разведку и захват городов, устраивать бомбардировки. Немцы во время своего хода делают то же самое. В конце каждого хода вы получаете небольшое количество ресурсов. Их можно потратить на новые войска и улучшение старых.

При столкновении с немецкой армией на глобальной карте включается режим локальных битв. Вы можете сразиться с немцами в реальном времени или же отступить. Если сбегать не хочется, а сражаться лень, можно автоматически рассчитать результаты сражения. Компьютер не всегда точен, зато вы сэкономите несколько минут в каждом бою.

Поражения в локальных сражениях и бомбардировки на глобальной карте уменьшают полоску здоровья армии. Если она дойдет до нуля, войска исчезнут.

Глобальная карта. Британские танковые войска готовятся подойти к городку Камино. Дорогу преграждает немецкая армия
Глобальная карта. Британские танковые войска готовятся подойти к городку Камино. Дорогу преграждает немецкая армия

Company of Heroes 3 во многом удобнее прошлых частей. Интерфейс все такой же громоздкий, зато игрокам упростили жизнь в других аспектах, например в строительстве базы.

Нельзя сказать, что раньше механика была сложной: вы выделяли инженерный отряд и отправляли его строить здания у командного пункта. Но в третьей части даже инженеры не нужны. Достаточно дважды кликнуть по иконке в меню штаба — и постройка тут же появится в определенном месте на территории базы.

Другое улучшение: теперь пехота сама перепрыгивает через заборы и другие ограждения. А потрепанные отряды автоматически восстанавливают свою численность на базе. Благодаря нововведениям можно сосредоточиться на сражениях и не думать о мелочах.

Иногда войска нужно контролировать вручную. Во время перестрелок вы должны находить укрытие солдатам. Сойдет даже случайный кустик. Можно засесть и в здании, но постройки легко поджигают вражеские огнеметчики. Приходится следить и за гранатами, которые противник швыряет в вашу сторону. Если вовремя не прикажете отряду укрыться, весь личный состав может погибнуть.

Немецкий отряд на точке вот-вот исчезнет под огнем трех пехотных подразделений. У одного из них есть ручной пулемет
Немецкий отряд на точке вот-вот исчезнет под огнем трех пехотных подразделений. У одного из них есть ручной пулемет

Войск немного, берегите каждое подразделение. Ваш максимум — около сотни человек. Но большую часть игры армия будет еще скромнее.

Набрать новый отряд с нуля дороже, чем восстановить старый. Поэтому игра подталкивает вас перебрасывать раненых на базу, чтобы подлечить. К тому же подразделения со временем получают очки опыта и становятся лучше в бою. Например, начинают быстрее и точнее стрелять. Правило действует и для техники: починить сломанную проще, чем создать новую, а танк-ветеран эффективнее в сражениях.

Отводите войска так, чтобы они обходили вражескую технику сзади или сбоку. Если решите повредить ее, нанесете больше урона. Грамотные маневры помогут победить противника, у которого в пять раз больше солдат
Отводите войска так, чтобы они обходили вражескую технику сзади или сбоку. Если решите повредить ее, нанесете больше урона. Грамотные маневры помогут победить противника, у которого в пять раз больше солдат

В бою помогают особые способности командующего. Их дают в награду за уничтожение врагов и в качестве компенсации за потерю бойцов. За очки командующего можно открывать способности для армии. Например, увеличить число солдат в инженерном подразделении или вызвать на поле боя тяжелый танк.

Любую атаку противника можно отбить нужным подразделением. Допустим, противотанковое орудие справляется со средним танком за пару выстрелов, но его легко уничтожают пехотинцы. Пулеметное звено, за десять секунд убивающее отряд солдат, бессильно перед бойцом с минометом. Баланс нарушится лишь в том случае, если вы потеряете большую часть армии, ресурсов и контрольных точек.

Простая пехота уничтожает танк. Такие бои затягиваются и вынуждают тратить кучу боеприпасов. К тому же приходится отводить пехоту от танкового пулемета. Но тактика вполне рабочая, особенно против глуповатых компьютерных противников
Простая пехота уничтожает танк. Такие бои затягиваются и вынуждают тратить кучу боеприпасов. К тому же приходится отводить пехоту от танкового пулемета. Но тактика вполне рабочая, особенно против глуповатых компьютерных противников

Графика и технические детали

По уровню проработки моделей и анимаций Company of Heroes 3 превосходит многие современные RTS. В триквеле можно в подробностях увидеть, как солдаты перезаряжают артиллерийское орудие, рассмотреть пуговицы на их униформе и фрукты на торговых прилавках. Окружение полностью разрушаемое: под натиском армий ломаются кусты и крошатся жилые дома.

Однако детальные модели и анимации не спасают Company of Heroes 3 от плохих эффектов и освещения. Из-за них новинку можно принять за игру шестилетней давности. Дым от огня и взрывов рассеивается за секунду, будто водяной пар. У картинки беда с контрастностью, а плохо проработанные тени делают ее откровенно блеклой. Более того, при приближении камеры затемнения на поверхностях практически исчезают. Это портит как окружение, так и лица солдат.

Разнообразных погодных эффектов очень мало. Почти все миссии проходят при свете солнца — бурь, тумана и ночных уровней нет. Погружению мешает и аудиодизайн: звукам выстрелов не хватает баса, а однотипные фразы бойцов и монотонные музыкальные темы вы запомните за пару часов.

Зато Company of Heroes 3 неплохо оптимизирована. Большую часть времени она без проблем работает на максимальных настройках. Багов немного, разве что иногда тормозит глобальная карта, а солдаты застревают в текстурах.

Техника во время боя покрывается копотью, будто по ней прошлись огнеметом
Техника во время боя покрывается копотью, будто по ней прошлись огнеметом

Одиночные кампании Company of Heroes 3: плюсы и минусы

🤩 Геймплейная основа, как всегда, хороша. Сюжетные миссии постоянно предлагают что-то новое. В одном задании итальянской кампании вы с парой подразделений ищете в городе шифровальную машину, а затем сбегаете с ней, отстреливаясь от преследователей. В другом — наступаете по узким горным тропинкам. В третьем — пробиваете плотную оборону врага танками и артиллерийскими обстрелами.

Североафриканская кампания еще разнообразнее. В отличие от итальянской, она не разбавляет уникальные сюжетные миссии одинаковыми сражениями на глобальной карте.

😡 Сюжет обеих кампаний недостаточно проработан. В итальянской будто нет центральной истории. Многие задания основаны на реальных операциях, но вы ничего не узнаете о положении на фронте.

На глобальной карте с вами взаимодействуют три персонажа: рьяная партизанка Валенти и два генерала — напористый американец Бакрэм и рассудительный британец Нортон. Деталей, кроме их звания и характера, вы не узнаете. Если герои препираются, игра может предложить поддержать кого-то из них. Выбор ни на что не повлияет.

Сюжет о событиях на итальянском фронте ограничивается рассказом одного солдата. В начале кампании он сообщает, что отправляется воевать в Италию. А в финале объявляет о взятии Рима и хвалится тем, что Бакрэм, Нортон и Валенти все-таки сработались.

Цели миссий в итальянской кампании проговаривает капрал Джо Конти, один из персонажей первой части. Причем в любом сражении — даже если вы управляете подразделением индийских артиллеристов
Цели миссий в итальянской кампании проговаривает капрал Джо Конти, один из персонажей первой части. Причем в любом сражении — даже если вы управляете подразделением индийских артиллеристов

Североафриканская кампания рассказывает о тяжелой судьбе еврейской семьи из города Бенгази. Отец семейства Изим ушел воевать за британцев, а его жена Ханни и дочка Салима остались в оккупированном немцами городе.

История подается только в кат-сценах между миссиями. Ни одного сюжетного персонажа нет в сражениях. Из-за этого героями невозможно проникнуться, тем более что они появляются в кадре буквально на десять минут. Вы ничего не узнаете ни об африканских евреях, ни о ходе североафриканской кампании.

В африканских миссиях есть только один реальный исторический персонаж — немецкий генерал Роммель. Он запоминается лишь пафосными речами и похвалами самому себе.

Финал североафриканской кампании. Вместо эпического сражения — толпы британцев, бегущих убиваться об ваши танки
Финал североафриканской кампании. Вместо эпического сражения — толпы британцев, бегущих убиваться об ваши танки

😡 Постановка совсем минималистичная и неинтересная. Это особенно досадно на фоне прошлых частей Company of Heroes, которые могли похвастаться зрелищными кат-сценами на движке.

В триквеле сюжетных роликов очень мало, да и те сложно назвать роликами. Это подборки едва анимированных картинок, сменяющих друг друга под монотонный закадровый голос. Их будто делали наспех, не заморачиваясь интересной режиссурой или сценарием.

Так выглядит большая часть сюжетных кат-сцен
Так выглядит большая часть сюжетных кат-сцен

😡 Глобальная карта итальянской кампании раздражает примитивностью. Противник атакует ваш город только один раз, по сценарию кампании. Все остальное время немцы не нападают на захваченные вами поселения — только на армии. Поэтому города можно не защищать.

Автоматический расчет итогов сражений часто обрекает ваши войска на поражение. По логике игры американские десантники почти всегда проигрывают немецким танковым дивизиям. Но во время боев на локальных картах у противника, по сути, нет никаких преимуществ. Там можно легко разгромить любую армию.

Шкала здоровья ваших войск бессмысленна. Даже если армия пострадает, раз в ход полоску можно почти целиком восстановить за небольшое количество ресурсов. А их всегда избыток. Поэтому войска союзников на глобальной карте неубиваемы.

Сама глобальная карта не предусматривает какой-либо стратегии. Никакие решения игрока не улучшат и не ухудшат его положения. Может, чуть ускорят прохождение. Вы просто атакуете врага, участвуете в локальных сражениях — и все, победа в кармане. По сути, кампания определяет только последовательность сюжетных миссий. Без глобальной карты Company of Heroes 3 ничего бы не потеряла.

Вражеские орудия бьют по авиации и наносят урон проходящим мимо войскам игрока. Если их уничтожить, дают немного ресурсов. Но атаковать их бессмысленно. Вред от них незначительный, а после сражения ваша армия не сможет двигаться до начала следующего хода
Вражеские орудия бьют по авиации и наносят урон проходящим мимо войскам игрока. Если их уничтожить, дают немного ресурсов. Но атаковать их бессмысленно. Вред от них незначительный, а после сражения ваша армия не сможет двигаться до начала следующего хода

😡 Итальянская кампания сильно затянута. Поначалу шаблонные сражения кажутся интересными. Где-то вы на протяжении минуты удерживаете точки у вражеской базы, где-то уничтожаете несколько вражеских отрядов. Но вскоре становится ясно, как их проходить, — и начинается рутина. Иногда мне приходилось выполнять по шесть-восемь однотипных миссий, чтобы добраться до уникальных заданий.

Еще сильнее кампания затягивается из-за долгих ходов Германии. Например, немцы постоянно отправляют к вам авиаразведку. Самолет прилетает и пять секунд кружится на месте. За ним могут последовать еще несколько — и это в рамках одного хода. Другие действия противника настолько же утомительны.

😡 Искусственный интеллект врагов ужасен. Солдаты ведут себя пассивно и не могут скоординироваться. Они беспорядочно носятся по карте или топчутся на месте. Противник совершает сомнительные тактические маневры: допустим, отправляет три танка на вашу базу, но не пытается вытеснить ваших солдат с особых контрольных точек. Я легко захватывал большую часть карты за несколько минут и зажимал противника у его штаба.

Высокий уровень сложности не исправляет проблему. Он дает врагу больше ресурсов и какое-нибудь преимущество, но ИИ остается таким же пассивным. Враг засядет в обороне и напрочь забудет об укреплении своих позиций. Не станет поддерживать техникой пехоту. В наступление пошлет один-два отряда, которые вы без труда разгромите. Проиграть компьютеру в Company of Heroes 3 почти невозможно.

Если вы пока не играли в Company of Heroes, советую начать знакомство с предыдущих частей. В них нет раздражающих одинаковых заданий и несбалансированной глобальной карты. Сюжет подается через зрелищные кат-сцены, а не слайд-шоу. К тому же прошлые выпуски гораздо дешевле и на них регулярно бывают большие скидки.

Вы можете победить в сражении даже одним легким танком
Вы можете победить в сражении даже одним легким танком

Мультиплеер Company of Heroes 3: стоит ли играть

Геймплейно Company of Heroes 3 раскрывается только в мультиплеере против других игроков. Вы наконец получите сложные тактические сражения, которых не хватало в одиночной кампании. ИИ можно разгромить за шесть-восемь минут, битвы с людьми нередко затягиваются на час.

Сражения с другими игроками показывают, насколько хорошо в игре продуманы карты. На одних есть узкие улочки, на других — открытые пространства, требующие другой тактики. Линия фронта на таких картах слишком широкая, а количество солдат у вас ограниченно. Все точки защитить не получится, придется выкручиваться.

Нужно помнить и о защите тылов, ведь точки дают ресурсы только при связи с вашей базой. Ради победы приходится гонять войска по всей карте. Матчи получаются невероятно динамичными.

В сражениях два на два, три на три и четыре на четыре игрока есть свои особенности. Простора для маневра уже не так много, зато выстроить оборону куда проще. Поэтому участники постоянно пытаются совершать массированные прорывы. Во время них случаются самые массовые побоища, где горят десятки танков.

В игре есть кооперативные матчи против искусственного интеллекта. Они скучнее битв с живым противником: компьютер такой же беспомощный, как и в сюжетной кампании. Зато так можно потренироваться перед игрой против людей.

Финал сорокаминутного мультиплеерного матча один на один. Игрок с американскими войсками упорно пытался завалить вермахт пехотой, но в итоге проиграл в ресурсной гонке
Финал сорокаминутного мультиплеерного матча один на один. Игрок с американскими войсками упорно пытался завалить вермахт пехотой, но в итоге проиграл в ресурсной гонке

На старте доступны четыре фракции. Это американские и британские войска, Немецкий Африканский корпус и силы вермахта в Италии.

Американцы универсальны, их пехота справится почти с любой задачей. Можно прямо на поле боя дать им ручной пулемет, чтобы они еще лучше противостояли вражеским пехотинцам, или снабдить противотанковым оружием. У британцев мощная пехота и артиллерия, но эта фракция медленно добирается до топовых юнитов: для этого нужно построить вообще все свои здания.

Немецкий Африканский корпус предельно мобильный. Он может с первых секунд создать броневик, зато пехота стоит дорого. Вермахт так же гибок, как и американцы, но за счет множества узкоспециализированных подразделений. К примеру, егеря хороши только на открытой местности, а панцергренадеры — только в перестрелках на близкой дистанции.

Сейчас мультиплеер позволяет проворачивать маневры, с помощью которых можно легко победить противника. В командном матче четыре игрока на Африканском корпусе могут послать 16 легких танков громить базу противников уже на восьмой минуте матча. Тогда подобная техника только начинает появляться, а средств против нее очень мало.

Другая эффективная тактика — высаживать десант на контрольной точке и ставить там мощное противопехотное орудие. Ему почти нечего противопоставить, особенно на ранних этапах матча, когда нет тяжелой техники и поддержки артиллерии. Но это легко исправить будущими патчами.

ИИ совершенно бессилен против противопехотного орудия вермахта
ИИ совершенно бессилен против противопехотного орудия вермахта

Мультиплееру не хватает многих базовых элементов. Рейтинговых матчей пока нет, после сражения нельзя посмотреть повтор игры. Профиль никак не настроить, даже аватарку не сменить.

Статистика матча отображается, только пока из него не вышел хост. Если во время игры у вас отключится интернет, в матч нельзя будет перезайти. Вы не найдете подробных описаний войск — только то, против каких видов хорош конкретный отряд. Сдаться нельзя даже при явном проигрыше. Остается надеяться, что и это исправят обновлениями.

У мультиплеера смутное будущее. В игре уже есть отдельная вкладка интерфейса для внутриигрового магазина. Пока что она не открывается. Возможно, магазин будет организован как в прошлой части: там приходилось постоянно платить за новые способности командующего.

Кроме того, студия Relic Entertainment быстро забрасывала поддержку некоторых своих игр, Warhammer 40 000: Dawn of War III тому пример. Есть опасения, что и Company of Heroes 3 может быстро «умереть», так и не раскрыв свой потенциал.

👍 Плюсы Company of Heroes 3:

  1. Разрушаемое окружение.
  2. Проработанные модели — на униформе солдат можно разглядеть даже пуговицы.
  3. Основной геймплей затягивает на часы.
  4. Мультиплеерные матчи против других игроков до конца держат в напряжении.

👎 Минусы Company of Heroes 3:

  1. Визуальный стиль и аудиодизайн плохо проработаны.
  2. ИИ-противник слишком слаб даже на высоком уровне сложности.
  3. Глобальная карта мешает наслаждаться игрой.
  4. Сюжет подается в виде слайд-шоу.
  5. Мультиплеер пока недоработан.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Илья ЦукановКакая у вас любимая одиночная кампания в стратегиях?
  • Сергей ВасильцовЭх, первый coh - потрясающий. Одиночную компанию всю прошёл, в кооперативный режим (втроём против трёх ИИ), до 2021 года несколько раз в год играли с друзьями. "молотки и гвозди, дамочки, молотки и гвозди" (с)6
  • Валерий ЗавалкинHomeworld первый и второй. Первая CoH.0
  • Toad Rash>>> Какая у вас любимая одиночная кампания в стратегиях? StarCraft 2 Wings of Liberty - шедевр, следущая часть хуже, а протосековская вообще зевота0