Компания Paradox Interactive выпустила глобальную стратегию Victoria 3 — спустя 12 лет после релиза второй части. Фанаты в шутку сравнивают это событие с выходом Half-Life 3.

Увы, далеко не все ожидания оправдались. Victoria 3 — это качественная стратегия с комплексной экономической системой, но прочие ее аспекты недоработаны, а оптимизация превращает компьютер в духовку.

Рассказываю, что происходит в Victoria 3, и делюсь советами по прохождению. Заодно объясняю, что с ней не так и почему стоит дождаться патчей и дополнений. В конце рекомендую три классные стратегии, которые помогут дождаться доведенной до ума версии Victoria 3.

Кому понравится: любителям истории и глобальных стратегий

Где поиграть: на ПК в Steam

Примерная продолжительность: можно играть, пока не надоест

Нужно ли играть в предыдущую часть: нет, игра полностью самодостаточна

Перевод: игра переведена на русский язык

Можно ли купить Victoria 3 в России?

Игра продается в Steam и доступна пользователям из России. Ее можно купить в самом магазине, пополнив кошелек Steam, или приобрести ключ на сторонней площадке. Как это сделать, читайте в нашей инструкции.

О чем Victoria 3

Это глобальная стратегия. Действие разворачивается на карте реального мира, а происходящее поначалу стремится к исторической достоверности. Из выдуманного на первых порах — лишь несколько африканских государств.

Однако со временем Victoria 3 превращается в симулятор альтернативной истории, где может произойти что угодно. В одной игре Зигмунд Фрейд возглавит нацистскую партию Германии, в другой — станет папой римским. Но психоаналитик в любом случае останется нигилистом с кокаиновой зависимостью.

События игры начинаются в 1836 году. Индустриализация идет полным ходом, по всему миру зреют революции. Где-то в Европе империалисты готовятся делить планету между собой.

В начале партии вы выбираете любую страну на карте и становитесь ее всесильным менеджером. Теперь вы можете строить здания, заказывать исследования, командовать торговлей и промышленностью, а еще — создавать колонии, объявлять войны и отправлять армии на фронт. Другие государства живут по тем же правилам.

Дела нужно вести так, чтобы страна продержалась как минимум до финального 1936 года — и при этом заняла в местном рейтинге строку повыше за счет сильной армии и мощной экономики. Victoria 3 увлекает, даже если вы проигрываете все войны и становитесь банкротом. Она продолжит генерировать истории о том, как часть южных штатов США внезапно взбунтовалась и провозгласила себя Новой Африкой.

Альтернативная история во всей красе. Германия так и не сформировалась, а королевство Буганда захватило центр Африки. Причем уровень жизни там выше, чем во Франции. Источник: Paradox Interactive
Альтернативная история во всей красе. Германия так и не сформировалась, а королевство Буганда захватило центр Африки. Причем уровень жизни там выше, чем во Франции. Источник: Paradox Interactive

Как играть в Victoria 3

Victoria 3 очень комплексная даже по меркам глобальных стратегий. Некоторые вещи лучше прояснить до того, как сядете играть.

В игре все крутится вокруг доходов страны. Деньги идут на зарплаты и закупку товаров для госучреждений. Чем больше доход, тем активнее можно вкладываться в армию, науку и бюрократический аппарат.

В основном казна пополняется за счет налогов. Их можно регулировать самостоятельно и получать из разных источников. Например, взимать плату с продаж целой категории товаров. Но нужно быть осторожным: допустим, если обложить потребительским налогом зерно, бедняки потеряют все свои деньги. Когда население обнищает, доходы государства начнут убывать, а люди — восставать и умирать с голоду.

Более оптимальный вариант — увеличивать ВВП и улучшать уровень жизни в стране. Для этого нужно строить новые промышленные здания. Или же улучшать старые: с развитием науки появляются все более эффективные способы производства. Когда товары пользуются спросом на рынке, предприятия приносят больше дохода. А чем выше товарооборот и богаче население, тем больше налогов вы соберете.

Греческий завод по производству бумаги только наращивает свой капитал, но уже выплачивает неплохую по меркам Балкан зарплату. Когда достроятся серные рудники, можно будет улучшить производственные методы, чтобы делать еще больше бумаги. Источник: Paradox Interactive
Греческий завод по производству бумаги только наращивает свой капитал, но уже выплачивает неплохую по меркам Балкан зарплату. Когда достроятся серные рудники, можно будет улучшить производственные методы, чтобы делать еще больше бумаги. Источник: Paradox Interactive

Нужно постоянно искать баланс в производстве. Население страны и разные индустрии постоянно нуждаются в определенных товарах. Если задрать на них цены или застопорить производство, заводы встанут, а люди взбунтуются. А если товара будет слишком много, заводы и фермы начнут разоряться. Зарплаты упадут, часть населения останется без работы.

Поэтому не забывайте прокладывать торговые маршруты в другие державы. Так вы обогатитесь, избавитесь от излишков и ввезете в страну нужные товары.

У каждой державы есть стартовые условия. Допустим, Япония поначалу придерживается изоляционизма — в страну не проложишь торговый путь. А разные категории населения придерживаются противоположных политических взглядов и готовы сражаться за них.

Скажем, интеллигенция жаждет отмены крепостного права, но крупные землевладельцы хотят его оставить. Если изменить законы и разозлить недовольных правительством помещиков, начнется гражданская война.

Внутренняя политика Японии. Интеллигенты счастливы, а монахи готовы развязать гражданскую войну из-за того, что у женщин есть права. Источник: Paradox Interactive
Внутренняя политика Японии. Интеллигенты счастливы, а монахи готовы развязать гражданскую войну из-за того, что у женщин есть права. Источник: Paradox Interactive

Выгодный способ улучшить экономику — захватить богатый регион. Когда страна заявляет о таком намерении, начинается «дипломатическая игра». Если другие державы заинтересованы в регионе, то в рамках игры они будут решать, кого поддержать в зреющем конфликте.

Поэтому с соседями по карте полезно дружить. Чем лучше ваши отношения, тем выше шанс получить поддержку в конфликте и избежать войны на несколько фронтов. Если соперник увидит, что у вас сильная армия и больше союзников, он может отдать свои территории просто так.

Причем эта тактика работает не только при захвате земель. С мощной армией и союзниками легко заставить другую страну отменить рабство или открыть рынок для иностранцев. Но войны не избежать, если страны не договорятся во время «дипломатической игры».

Успешное наступление русско-японско-китайской армии на Сахалине. 216 дивизий все-таки больше нуля французских. Источник: Paradox Interactive
Успешное наступление русско-японско-китайской армии на Сахалине. 216 дивизий все-таки больше нуля французских. Источник: Paradox Interactive

Victoria 3 еще только предстоит доделать

Victoria 3 — неплохая игра, но она напоминает релизы в раннем доступе. Оптимизация хромает, важные геймплейные аспекты не доработаны. Для Paradox Interactive не в новинку выпускать базовую версию игры, а потом улучшать ее патчами и дополнениями. Но Victoria 3 сырая даже на фоне других базовых игр студии. Ждать ее доработки придется еще год-два.

В игре плохо работает один из главных аспектов — сражения. Разработчики хотели показать, что война — это продолжение экономики. Но механики урезаны настолько, что вся военная составляющая похожа на заглушку.

Во-первых, в Victoria 3 нельзя напрямую управлять армией — ни формировать состав войск, ни двигать солдатиков по полю. Вы просто назначаете генералов и отправляете их на фронт, а они там разбираются сами. Для Paradox Interactive это очень странно: обычно в ее играх нужно вручную управлять всеми армиями.

Во-вторых, войны по-плохому хаотичны. В сражении участвует случайное количество дивизий, которые получают рандомные усиления. Невозможно понять, почему побеждаешь или проигрываешь. Более того, фронт может на ровном месте поделиться на несколько частей. Войска решают, что раз старого фронта нет, то пора спокойно уплывать домой на другой конец света.

Политическая жизнь игрового мира нереалистична. В разных державах возникают одни и те же политические группировки: аграрии, анархисты, коммунисты. Их требования одинаковы и не меняются по ходу игры. Так, интеллигенция любой страны всегда выступает за равноправие — вопреки тому, что происходило в реальном 19 веке.

Настоящих идеологий в игре нет. Интеллигенты назовут себя коммунистами, но не поменяют требований. Они так и продолжат игнорировать большинство экономических законов. Иногда к партии присоединяются и другие категории граждан. Ради небольшого закона помещики могут объединиться с интеллигенцией и профсоюзами, хотя в остальном их интересы несовместимы.

Интеллигенты назвали себя коммунистами. Что изменилось? Ничего. Источник: Paradox Interactive
Интеллигенты назвали себя коммунистами. Что изменилось? Ничего. Источник: Paradox Interactive

Страны различаются только на старте игры. К примеру, у Японии в начале партии меньше изученных технологий, в стране действуют крепостное право и изоляционизм. Больше никаких особых отличий от какой-нибудь Швеции. Стоит принять еще пару законов, и экономика обеих стран будет почти одинаковой.

Словом, рано или поздно игра превращается в рутину. Начинаешь предугадывать, что произойдет в ближайшее время и куда это приведет. Разнообразить игровой процесс могли бы случайные события — но они, как назло, не меняются всю игру. То политики устроят дуэль, то представителей меньшинства предложат ущемить в правах, то какой-нибудь правитель захочет продвинуть закон.

Получается, что на дворе эпоха великих изменений, но в Victoria 3 развитие застывает. Новые технологии не переворачивают правила игры, по миру не может прокатиться волна антифеодальных революций. Африку колонизируют крайне неспешно — в основном из-за вялого ИИ, который уступит даже начинающему игроку.

А мировые войны попросту не случаются. Интерес к «дипломатической игре» проявляет только пара крупных держав, а к уже развязанной войне другие страны подключиться не могут. Вот и выходит, что где-то рубятся два-три гиганта, пока остальной мир живет как ни в чем не бывало.

Великобритания в каждой партии настолько плохо ведет свои дела, что от нее постоянно откалывается Австралия. Новое государство становится задворками мира с восстаниями во время восстаний. Источник: Paradox Interactive
Великобритания в каждой партии настолько плохо ведет свои дела, что от нее постоянно откалывается Австралия. Новое государство становится задворками мира с восстаниями во время восстаний. Источник: Paradox Interactive

Развивать экономику скучно. Все торговые маршруты нужно прокладывать вручную — это неисторично и попросту утомительно. Промышленность чаще всего организовываешь по одному шаблону. Смотришь, какой товар самый дорогой на рынке страны, и строишь производящее его предприятие. На эту схему не влияет даже экономический строй: и в капиталистическом раю, и при диктатуре пролетариата все работает одинаково.

Кроме того, в игре не существует складов. Если вы произвели слишком много единиц одного товара и не нашли покупателя, продукцию придется выбросить. Даже ценные слитки железа.

Интерфейс сломан. Часть экранов со статистикой ничего не показывает. Идешь оценить динамику цен на какой-нибудь товар, а видишь пустой график. Куча важной информации скрыта в глубине интерфейса. Чтобы узнать, насколько хорошо армия оснащена оружием, приходится лезть через три экрана, скроллить до нужного места и делать выводы по статистике отдельной дивизии.

Всплывающие окна с подсказками порой будто издеваются над тобой. Наводишь курсор на «Основные товары», а игра тебе: «Основные товары — это основные товары».

Оптимизация разочаровывает. Пейзажи красивые, но они сильно нагружают видеокарту. Если не справится еще и процессор, ПК может сильно перегреться и перезагрузиться. Если у вас не особо мощный компьютер, советую сбавить настройки графики.

Приятно смотреть на почти игрушечные паровозы. Но еще приятнее, когда они не пытаются убить процессор. Источник: Paradox Interactive
Приятно смотреть на почти игрушечные паровозы. Но еще приятнее, когда они не пытаются убить процессор. Источник: Paradox Interactive

Во что поиграть, пока ждете доработки Victoria 3

Victoria 2. Логично, что на новинку больше всего похожа предыдущая игра серии. Она устроена так же: начинаете на карте мира в том же 1836 году и в течение столетия ведете страну к процветанию.

В Victoria 2 полно своих странностей. Если в триквеле страдаешь от микроконтроля при прокладывании торгового пути, то в сиквеле — при строительстве железной дороги. Внешний и внутренний рынки сообщаются друг с другом по мозголомной схеме. Так, каждое предприятие производит по две копии товара — для страны и на экспорт.

В остальном Victoria 2 проработана гораздо лучше третьей части. В базовой версии тоже не хватает уникальных событий для разных стран, но модификации Historical Project Mod и Historical Flavour Mod это исправляют. Victoria 2 хорошо передает дух эпохи: короли постоянно воюют с либералами, капиталисты строят заводы, не считаясь с государством, а спор о колониях в Сахаре легко перерастает в мировую войну.

К 1897 году почти весь мир поделили на колонии и сферы влияния. Япония пытается инвестировать в персидскую промышленность, чтобы догнать Францию и Великобританию в индустриальной гонке. Источник: Paradox Interactive
К 1897 году почти весь мир поделили на колонии и сферы влияния. Япония пытается инвестировать в персидскую промышленность, чтобы догнать Францию и Великобританию в индустриальной гонке. Источник: Paradox Interactive

Europa Universalis 4 с модификацией MEIOU and Taxes. Еще одна игра компании Paradox Interactive. Выбираете любую страну на карте и пытаетесь сделать ее самой сильной в мире. Или просто пишете свою альтернативную историю. События начинаются в 1356 году, а заканчиваются в 1856.

Как и Victoria, Europa Universalis 4 прекрасно моделирует экономику и внутреннюю политику. Мод MEIOU and Taxes кишит багами, но достоверно симулирует отношения между разными сословиями. При грамотном управлении раздробленное феодальное государство за несколько веков превратится в централизованную страну с капиталистической экономикой.

Византийский Константинополь в 1356 году. Большая часть населения — православные. Значит, будет меньше проблем из-за религиозных меньшинств. Источник: Paradox Interactive, MEIOU and Taxes
Византийский Константинополь в 1356 году. Большая часть населения — православные. Значит, будет меньше проблем из-за религиозных меньшинств. Источник: Paradox Interactive, MEIOU and Taxes

Anno 1800. Вас отправляют на архипелаг, похожий на абстрактное западноевропейское государство 19 века. Цель — построить людям дома и обеспечить максимально высокий уровень жизни, поэтому приходится постоянно удовлетворять нужды населения. Со временем их становится все больше.

Anno 1800 — одна из лучших экономических стратегий. Если соберетесь играть, приготовьте калькулятор: придется точно высчитывать, сколько определенных товаров нужно при освоении новой индустрии. В отличие от разработчиков Victoria, авторы Anno 1800 умалчивают о негативе: рабстве, колонизации, торговле опиумом. Но игра и без того передает дух эпохи, полной открытий и перемен.

Типичное поселение спустя пару часов игры. Еще через несколько часов его придется перестроить, чтобы оптимизировать территорию. Источник: Ubisoft Blue Byte
Типичное поселение спустя пару часов игры. Еще через несколько часов его придется перестроить, чтобы оптимизировать территорию. Источник: Ubisoft Blue Byte

👍 Плюсы Victoria 3:

  1. Приятная графика.
  2. Комплексная экономическая система.
  3. Зигмунд Фрейд может стать папой римским.

👎 Минусы Victoria 3:

  1. Громоздкий и запутанный интерфейс.
  2. Нереалистичная внутренняя политика.
  3. Плохо проработанные сражения, нельзя управлять армией.
  4. Со временем начинаешь предугадывать дальнейшие события.
  5. Ужасная оптимизация — следите, чтобы ПК не перегрелся.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.