Как я ездила с детьми в круиз по Италии
Я всегда мечтала посмотреть Италию и покататься на настоящем круизном лайнере: с аквапарком, дьюти-фри и шведским столом. В 2019 году моя мечта исполнилась.
Летом 2019 года я поехала в пятидневный круиз по трем морям: Адриатическому, Ионическому и Тирренскому. Со мной путешествовали две дочки — трех и десяти лет. Маршрут включал Венецию, Неаполь и Мессину в Италии, хорватский Сплит и албанский Саранде.
От редакции
Да, мы знаем, что сейчас в шенгенскую зону не попасть из-за коронавируса. Но все равно опубликуем эту статью, чтобы поностальгировать о прошлых поездках и, возможно, спланировать будущие.
Чтобы лучше рассмотреть Венецию, мы приехали туда за день до круиза. А после него еще пять дней отдыхали на итальянском острове Искья и два дня смотрели Рим.
Наш маршрут на 12 дней и 11 ночей
23 июня | Вылет из Москвы и прибытие в Венецию поздно вечером |
24 июня | День в Венеции. Посадка на круизный лайнер |
25 июня | Сплит (Хорватия) |
26 июня | Саранде (Албания) |
27 июня | Мессина (Италия, остров Сицилия) |
28 июня | Неаполь. Высадка с круизного лайнера и паром до острова Искья (Италия) |
28 июня — 3 июля | Отдых на Искье, днем паром до Неаполя и поезд в Рим |
4 июля | День в Риме и вылет в Москву |
Наш маршрут на 12 дней и 11 ночей
23 июня | Вылет из Москвы и прибытие в Венецию поздно вечером |
24 июня | День в Венеции. Посадка на круизный лайнер |
25 июня | Сплит (Хорватия) |
26 июня | Саранде (Албания) |
27 июня | Мессина (Италия, остров Сицилия) |
28 июня | Неаполь. Высадка с круизного лайнера и паром до острова Искья (Италия) |
28 июня — 3 июля | Отдых на Искье, днем паром до Неаполя и поезд в Рим |
4 июля | День в Риме и вылет в Москву |
Расскажу, как покупала круиз, бронировала жилье и планировала передвижение по Италии вне круиза. А еще опишу достопримечательности на маршруте и посчитаю, сколько стоил наш отдых.
Как я покупала круиз
Сначала я купила круиз, а потом спланировала дальнейший отдых. Мы собирались в отпуск в конце июня — начале июля 2019 года. Но я услышала от знакомых, что ближе к дате цены будут выше, а кают для троих не останется. Так что круиз я стала искать за шесть месяцев, в декабре 2018 года. Хотела, чтобы он был не дороже 50 000 ₽, включал новые для нас города и длился пять-шесть дней: тогда бы в отпуске осталось время на пляжный отдых и Рим. Еще мне было важно, чтобы на лайнере хватало развлечений для детей.
Я нашла в интернете агрегатор по круизам «Круизтипс-ру». Указала в фильтре июнь 2019 года и количество ночей от одной до шести. А из предложенных вариантов выбрала пятидневный круиз «Из Венеции в Неаполь» на лайнере MSC Lirica 4*. Он шел по маршруту Венеция — Сплит — Саранде — Мессина — Неаполь. Ни в одном из этих городов я не была, а три как раз расположены в Италии, куда я очень хотела. Описание лайнера мне тоже понравилось. А главное, там был бесплатный детский клуб с аниматорами.
Агрегатор показал примерную цену круиза для двоих — 45 433 ₽. Внизу была приписка, что за младшую дочь придется заплатить только портовый сбор — 100 € (9188 ₽). Общая сумма меня устроила, но на агрегаторе туры не продавались — пришлось искать агентства.
По названию лайнера и маршруту я нагуглила два агентства — «Круклаб» и «Дримлайнс». Оказалось, цена круиза зависит от каюты. Для троих самой дешевой была однокомнатная двухъярусная каюта без окна, так называемая внутренняя. Там стояла двуспальная кровать, а над ней висели две откидные полки, как в купе поезда. Но круиз в такой каюте стоил 70 000 ₽. За аналогичный вариант с окном — внешнюю каюту — пришлось бы доплатить еще 400 € (36 754 ₽) за пять дней, а с балконом — 700 € (64 320 ₽). Не говоря уже про сьюты за 150 000 ₽ — это вроде люксов в отелях.
Плюс на сайтах предупреждали: чаевые — обязательны. При посадке на борт на карте заблокируют 250 € (22 971 ₽) и будут вычитать из них по 10 € (918 ₽) в день за взрослого и по 5 € (459 ₽) за каждого ребенка. Остаток разблокируют после поездки. То есть за пять дней я бы отдала 100 € (9188 ₽). С такими чаевыми путешествие в каюте без окна стоило бы около 80 000 ₽. Для меня это было слишком.
Я стала гуглить этот круиз у зарубежных туроператоров и наткнулась на сайт немецкого агентства E-hoi. Там тур стоил 737 €: за меня и старшую дочь — по 349 €, а за младшую — только 39 € портовых сборов. Еще я подписалась на рассылку агентства и получила за это скидку 30 €. С ней круиз обошелся в 707 €.
- 707 €
Сразу после бронирования я внесла 20%. А в мае, за месяц до круиза, — остальное. Евро за это время подешевел, и в итоге круиз обошелся в 50 200 ₽. Правда, за перевод денег в другую страну банк взял с меня комиссию 35 € (3216 ₽). Зато раз тур куплен на немецком круизном рынке, я смогла на корабле отказаться от чаевых и сэкономила 100 € (8948 ₽).
Но на зарубежных сайтах круизы не всегда дешевле. Иногда бывает наоборот. Например, 24 августа 2020 года на MSC Lirica стартовал восьмидневный круиз. Маршрут: Венеция — Дубровник — Корфу — Аргостоли (Кефалония) — Валетта — Сиракузы — Венеция. У российского оператора «Круклаб» этот круиз стоил от 69 672 ₽ с человека. А у немецкого E-hoi — от 77 314 ₽, 899 € по курсу тех дней. Так что всегда стоит сравнивать цены у турагентств из разных стран.
Оплатив круиз, я ради интереса следила за ценой. Сначала радовалась, что он постепенно подорожал на 200 € и стал стоить 74 023 ₽. Но за месяц до отправления вдруг подешевел на треть — до 620 €, то есть 48 980 ₽. Правда, остались только двухместные каюты — нам они не подходили.
Сколько стоили авиабилеты
Я не люблю покупать билеты на сайтах-посредниках вроде «Туту-ру» и «Авиакасса»: если рейс задержат или отменят, деньги будет трудно вернуть. Поэтому сначала я смотрела цены на сайте авиакомпании «Алиталия». Мы прилетали из Москвы в Венецию, а улетать собирались из Рима. Три билета на троих туда и обратно стоили примерно 60 000 ₽. Для меня это было дорого.
Я все же сравнила цены у посредников и купила билеты на «Озон-тревел» за 36 990 ₽. Это оказалась самая низкая цена.
По нашему тарифу в самолет можно было взять только ручную кладь: до 8 кг на человека. Я прикинула, что нам понадобится два пляжных полотенца, летняя одежда, обувь и купальники. Плюс аптечка: пластырь и средства от температуры, насморка и расстройства желудка. А для детей — карандаши, планшет, игральные карты, пара книг и бустер размером с книжку для поездок на такси. Вышло 15 кг. Получилось бы разложить все это на два чемодана, но мне неудобно было бы их таскать. Я сложила все в один, доплатила за него 3950 ₽ на сайте «Алиталии» и потом сдала в багаж. С багажом перелет обошелся в 40 940 ₽.
- 40 940 ₽
Из Москвы в Венецию нет прямых рейсов, поэтому туда мы летели с пересадкой: три часа до Рима и еще час до Венеции. А обратно — прямым рейсом из Рима в Москву. В полете старшая дочь читала и рисовала на планшете, а младшая что-то раскрашивала или смотрела в окно. Обе летают с младенчества и не доставляли хлопот.
Как мы оформляли визы
У меня уже была шенгенская виза: перед круизом мы с мужем ездили в Испанию. А визы дочкам я делала в итальянском визовом центре в Москве.
Я хотела, чтобы визы у них были длинные, на два года, как у меня. Для этого понадобилось перекрестное согласие от меня и мужа на их выезд. То есть мы разрешали друг другу вывозить детей за рубеж. Мы не знали, что это делается одним документом, а нотариус не подсказал. Оформил нам два: от меня на мужа и наоборот. Взял за это 2200 ₽. А единый документ стоил бы вдвое дешевле.
Еще понадобились копии свидетельств о рождении, моей визы, справка из школы старшей дочери, бронь авиабилетов, круиза и отелей. Плюс всем троим нужна была медицинская страховка. Я нагуглила компанию по туристическому страхованию «Черехапе» и выбрала там самый дешевый вариант. Три полиса обошлись в 1800 ₽.
Детям до 12 лет не обязательно присутствовать при подаче документов, так что я справилась без них. Заплатила визовый сбор — около 7000 ₽. В итоге им дали шенгенские визы на два года.
Как мы жили на круизном лайнере
В 2017 году я путешествовала на пароме по Балтике, но кроме ресторана на борту ничего не было. Теперь я мечтала попасть на настоящий круизный лайнер. MSC Lirica как раз таким и оказался.
Развлечения на борту. На MSC Lirica было два больших и два детских бассейна, две гидромассажные ванны и небольшой водный парк. За доплату предлагалась сауна, турецкая баня и мини-гольф. Плюс можно было отдохнуть в казино, баре или прогуляться по магазинам дьюти-фри. По вечерам на судне давали концерты, а днем аниматоры устраивали конкурсы для пассажиров.
С утра до вечера работал бесплатный детский клуб. Многие оставляли там детей, а сами гуляли по городам. Я так не делала, но рассчитывала на клуб по вечерам, чтобы немного отдыхать одной.
Но аниматоры в клубе говорили только на английском и итальянском, и моим дочерям там не понравилось. Они все время были со мной, и я не ходила ни в бары, ни в сауну, а лежала с детьми у бассейнов. Там не было ничего особенного, да и водный парк оказался с низкими и короткими горками. Но нам нравилась атмосфера путешествия, и мы все равно отлично отдохнули.
Каюта. Я не пожалела, что мы сэкономили на окне и балконе: каюта все равно была уютной. Вместо окна на стене висело зеркало, а чтобы ночью не было темно, мы включали в ванной свет, и он мягко лился из-под двери. Детям очень понравилось так спать.
Мы с младшей дочкой заняли кровать, а старшая — полку. Она говорила, что ей там удобно. Еще в каюте были стол, шкаф и сейф, а в санузле — унитаз, душ, раковина, жидкое мыло, шампуни, полотенца и фен. И убирались там каждый день. Так что каютой мы остались довольны.
Питание. Рядом с бассейнами располагался ресторан со шведским столом. Он закрывался только ночью и всего на четыре часа. Ассортимент был как в приличном европейском отеле. Особенно вкусными показались салаты «Цезарь» и «Греческий», свиные отбивные и свежие фрукты. На отдельном столе можно было самим собрать бургеры — это обожали делать дети. Из напитков предлагали воду, чай и кофе, а утром еще соки. Другие напитки можно было оплачивать отдельно. Иногда мы брали воду, соки, газировку по 2,5—4 € за 0,5 л. Всего потратили на них около 24 € (2205 ₽).
- 24 €
Завтрак, обед и ужин проходили в крытых ресторанах на нижних палубах. Но на завтраках и обедах почему-то медленно обслуживали, и мы питались на шведском столе у бассейна. А вот ужин не пропускали: в меню было много вкусного. На выбор предлагали шесть-семь салатов и закусок, три-четыре варианта горячего и столько же десертов. Мы брали разные блюда и пробовали их друг у друга. Особенно полюбили салат с кальмарами, стейки с овощным салатом, мороженое и тирамису. А младшая дочь оценила картошку фри с котлетами.
На чем мы передвигались до и после круиза
До и после круиза ездили по Италии самостоятельно. Сначала добирались из аэропорта в отель в Венеции, потом из Неаполя на Искью, затем в Рим и оттуда — в аэропорт. Я рассчитывала ездить только на общественном транспорте. Но на Искье и в Риме все-таки пришлось один раз брать такси.
Автобус из аэропорта в Венеции. На сайте общественного транспорта Венеции я узнала, что из аэропорта до города каждые 10—20 минут ходят автобусы. Билеты продаются в автомате на остановке возле аэропорта. Туда мы дошли по указателям.
Проезд для одного человека стоил 8 € — 576 ₽ по курсу на июнь 2019 года. А ехать было 20 минут. За себя и старшую дочь я заплатила 16 €. Детям до четырех лет проезд бесплатный, так что младшей дочке билет не понадобился.
Паром Неаполь — Искья и обратно. В Неаполе мы высаживались с круизного лайнера и плыли на Искью на пароме. Сайта паромных компаний я не нашла и ориентировалась на месте.
Мы могли доплыть за час и заплатить 45 € (4134 ₽): за меня — 30 € (2756 ₽), за старшую дочь — 15 € (1378 ₽), а проезд для младшей был бесплатный, потому что ей не исполнилось четырех лет. Но мы выбрали более долгий вариант и плыли полтора-два часа. Зато билеты обошлись в 22 € (2021 ₽): 11 € (1010 ₽) за меня и по 5,5 € (505 ₽) за детей. Столько же стоила дорога обратно через пять дней. Так мы сэкономили 46 € (4226 ₽).
Такси на Искье и в Неаполе. Я знала от знакомых, что такси в Италии дорогое, и убедилась в этом сама. Наш отель на Искье был недалеко от порта, куда мы прибывали. Но идти пришлось по брусчатке с перепадом высот без тротуара. Добираться в отель с чемоданом и детьми мне было тяжело, и на обратном пути мы вызвали такси. Заплатили 15 € (1378 ₽), хотя ехали пять минут.
А в Неаполе нам нужно было десять минут проехать от порта до вокзала. Таксист запросил 30 € (2756 ₽), но я сторговалась за 25 € (2297 ₽).
Поезд Неаполь — Рим. После отдыха на Искье мы вернулись на пароме в Неаполь и сели на поезд до Рима. Билеты я покупала за две недели на сайте компании «Трениталия». Они обошлись в 25,5 € (2343 ₽). Это был тариф Bimbi gratis для группы от двух до пяти человек, где хотя бы одному ребенку нет 14 лет. Без детей столько или даже дороже стоил бы билет для меня одной.
Поезд шел до Рима два часа. Вокруг столика располагались удобные кресла, а в вагоне работал кондиционер. Еду и напитки не предлагали, но нам и так было комфортно.
В Риме от вокзала Термини до отеля было всего 400 м, и мы прошли их пешком.
Поезд-экспресс Рим — аэропорт. Перед поездкой я сравнила цены на трансферы на сайте «Трейнлайн-ком». Выбрала Leonardo express — аналог московского аэроэкспресса. Он ходил от вокзала Термини до аэропорта Леонардо да Винчи каждые 20 минут. Дорога занимала полчаса.
Билет для себя я купила в автомате на вокзале за 14 € (1286 ₽). А детям до 12 лет проезд был бесплатный.
Где мы жили до и после круиза
Мы прилетали в Венецию за день до круиза, чтобы посмотреть город. А потом пять дней отдыхали на острове Искья и два дня провели в Риме. Отели я бронировала за полгода до поездки. Смотрела, чтобы до них было легко добраться на общественном транспорте. А на Искье выбирала отель с трехразовым питанием и бассейном: мои дети привыкли к разнообразной еде и не очень любят море.
В Венеции я забронировала на Booking.com отель Casa Sant’Andrea. Из аэропорта до него можно было доехать без пересадок. Недалеко находились достопримечательности: мост Риальто, площадь Сан-Марко, собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари. А до набережной, где происходила посадка на корабль, было всего полтора километра.
Двухместный номер с завтраком обошелся в 101 € (9280 ₽). Окно выходило на стену соседнего дома. А сам отель располагался в здании 17 века и напугал нас лифтом. В кабине не было трех стенок: поднимаясь, мы смотрели на голые стены шахты. Но в отеле мы собирались просто переночевать и не обращали внимания на такие мелочи. Главное, в номере было чисто и тихо.
Завтрак в отеле включал хлеб, сыр, ветчину, вареные яйца, круассаны, маленькие кексики и напитки: чай, кофе, сок. Но это лучше, чем ничего.
На Искью мы добирались на пароме. Поэтому я искала отель максимум в километре от порта, чтобы дойти туда пешком.
Подходящие варианты с «Букинга» были слишком дорогими. Самым бюджетным оказался отель Don Pedro в 15 минутах от моря и с крошечным бассейном. Да и отзывы о нем на «Букинге» были средненькими. А двухместный номер с дополнительным спальным местом стоил 150 € (13 783 ₽) в сутки. Я посчитала, что это дорого.
Я открыла «Гугл-карты» и стала искать отели там. Выписывала названия тех, что были у моря, но не попадались мне на «Букинге». А потом находила их сайты через поиск. Так и нашла отель Aurum Ischia Lido 4*. Он идеально подходил под мои требования и был близко от порта. Заранее нужно было оплачивать только первую ночь. А если отменять бронь максимум за два дня до поездки, деньги возвращали. В путешествиях с детьми это важно.
За пять ночей я отдала 626 € (57 521 ₽) — по 125 € (11 485 ₽) в сутки. Номер был большой, с четырьмя кроватями, но мебель старовата. Зато из окна в просвете между зданиями виднелось море. И в целом отель был чистый и тихий, нам там понравилось.
На территории оказалось два хороших бассейна: большой прохладный и маленький с теплой водой. Для детей еще был бесплатный детский клуб. Но там все говорили по-итальянски, и младшая дочь ходила только на детские дискотеки, а старшая сидела со мной в номере.
Питание было в виде шведского стола, но лишь с итальянской кухней. Пиццу там не готовили, зато предлагали несколько видов пасты — за пять дней она нам надоела. Вода, чай, кофе и соки входили в стоимость. От 3 € пришлось бы платить только за стакан газировки и шот спиртного. Но мы ничего не брали.
В Риме я искала жилье в центре, недалеко от вокзала, потому что мы хотели добраться туда на поезде. Мне понравился простенький гостевой дом Buonarroti Home. От вокзала до него всего 400 м, но вокруг были дома, и в номерах оказалось тихо. А в 200 м находилась важная достопримечательность — собор Санта-Мария Маджоре.
Трехместный номер с завтраком стоил на «Букинге» 74 € (6799 ₽). Он был небольшим: места хватило для трех кроватей, маленького шкафа, стола и пары тумбочек, но больше ничего и не требовалось. Нам не понравилась лишь звукоизоляция в санузле: было слышно, как соседи моются в душе.
Завтрак оказался почти таким же, как в Венеции, только здесь дали еще апельсины и яблоки. Но с утра нам и этого было достаточно.
Что мы посмотрели в путешествии
По Венеции, Риму и Искье мы гуляли сами. А в круизе посмотрели Сплит, Саранде, Мессину и были проездом в Неаполе. Ежевечерне в каюту приносили список из пяти-десяти экскурсий в каждом городе. Они стоили около 30 € (2756 ₽) за пешеходную и примерно по 150 € (13 783 ₽) за далекие поездки. Например, в Сплите предлагали пешую экскурсию по городу за 25 € (2297 ₽). А из Мессины можно было съездить на вулкан Этна за 80 € (7350 ₽).
Но мы экскурсии не покупали: я сама продумывала маршруты по «Гугл-картам» и «Трипэдвайзору». Главным было вовремя возвращаться на лайнер. Стоянки были примерно с 8 до 17 часов, а опоздавших ждали, только если они покупали экскурсии на борту и опаздывал весь автобус.
Я старалась выбирать маршруты, которые понравятся и мне, и детям. Расскажу, что нам запомнилось в каждом городе. День прилета в Венецию считать не буду.
Венеция
За два часа мы прошли всю островную часть Венеции. Для знакомства времени хватило, но я бы с удовольствием вернулась сюда еще на пару дней.
Больше всего нам понравилось бродить по узким улочкам, переходить по мостикам и разглядывать дома в окружении воды. Из достопримечательностей запомнились площадь Сан-Марко с Дворцом дожей и мост Риальто.
Дворец дожей по-итальянски — Палаццо Дукале. Он построен в 14 веке в стиле венецианской готики и выглядит как резная каменная шкатулка. Раньше он служил резиденцией правителям Венеции — дожам, а сейчас работает как музей. В день нашего приезда он был закрыт, так что внутрь мы не попали. Но полюбоваться им снаружи тоже стоило.
Мост Риальто построен в конце 16 века. Он проходит через Гранд-канал — самый широкий в Венеции. Нам трудно было поверить, что в основе моста 12 тысяч свай, и он сохранился в первозданном виде. На мосту были толпы туристов, но мы все равно по нему прогулялись и полюбовались живописными домиками вокруг.
Еще мы хотели прокатиться по каналам на гондолах, но это оказалось слишком дорого, от 100 € (9188 ₽) за час. Поэтому мы сели на вапоретто — этот теплоход заменяет в Венеции автобус. За себя и старшую дочь я заплатила по 8 € (735 ₽), а для младшей дочки проезд оказался бесплатным. Мы полчаса плавали по каналам и смотрели на красивые здания.
Конечная станция была рядом с нашим отелем. Мы забрали вещи и пошли в морской порт, где сели на круизный лайнер. Посадка заняла полтора часа: быстро пропускали только граждан Евросоюза, а другие туристы стояли в огромной очереди, чтобы поставить штампы в паспортах.
Сплит
Нашей первой стоянкой в круизе был хорватский Сплит. Это один из древнейших городов в Европе, ему 1700 лет. Там предлагали экскурсии по городу от 25 € (2297 ₽) и поездку в Национальный парк KRKA за 45 € (4134 ₽).
Мы прогулялись по Старому городу сами и полюбовались его старинными домиками, соборами и башенками. Но больше всего нас поразила главная достопримечательность Сплита — дворец римского императора Диоклетиана. Он занимает три гектара и впечатляет величественной архитектурой.
Потом мы отправились на пляж. Он оказался песчаным, с пологим входом в воду и маленькими волнами. Там был душ и кабинки для переодевания. За 100 HRK (1213 ₽) получилось бы арендовать шезлонги, но мы устроились на полотенцах.
Саранде
Вторым городом в круизе был албанский Саранде. Здесь корабли не подходят близко к причалу, и до суши нас везли на прогулочных корабликах. Из-за этого на входе и выходе с лайнера случились очереди. Если поедете по аналогичному маршруту, уезжайте и возвращайтесь на лайнер первыми, чтобы их избежать.
Саранде — курортный городок, в нем нет ничего особенного, кроме пляжей. А ехать за город к развалинам древнего Бутринта мы не захотели. Это стоило бы 55 € (5053 ₽). Так что во время стоянки мы просто загорали и купались. Пляж был песчаный, вода теплая, почти без волн. Правда, вход в воду резкий, а на пляже не оказалось кабинок для переодевания. Но мы все равно расслабились и хорошо отдохнули.
Мессина, остров Сицилия
Третьей стоянкой была сицилийская Мессина. На лайнере предлагали экскурсии на вулкан Этну за 80 € (7350 ₽) и в соседний городок Таормину за 45 € (4134 ₽), но дети туда не захотели. Старшая дочь и вовсе осталась на корабле. Так что мы с младшей просто прогулялись по городу, покатались вдоль берега на обычном трамвае и вернулись на корабль. Проезд на трамвае стоил 1 € (91 ₽).
В Мессине было не особенно интересно. Нам показался красивым только огромный фонтан Зевса и здание местного театра. Еще в городе много необычных металлических скульптур: ангелов, людей, животных и птиц.
Неаполь и остров Искья
Круиз заканчивался в Неаполе. Но там мы ничего не смотрели: я решила, что пора отдохнуть от достопримечательностей. На лайнере предлагали интересную экскурсию на вулкан Везувий за 70 € (6432 ₽), но ехать туда с чемоданом было невозможно, а отель в Неаполе мы не снимали. Так что, сойдя с корабля, мы сразу пошли к парому на остров Искья.
Остров Искья появился в нашем маршруте случайно. Я понимала, что между Неаполем и Римом нам нужно море. Но никак не могла найти на побережье подходящий отель с бассейном и трехразовым питанием. Одни были далеко от пляжа, в других номера стоили от 15 000 ₽ в сутки. Подходящий вариант нашелся только на Искье.
Достопримечательностей там нет, зато есть хороший песчаный пляж с пологим входом в воду — то что нужно для отдыха с детьми. Правда, на пляже всегда было много народу, но отдыхать никто не мешал, и мы хорошо проводили время.
Аренда двух лежаков и зонтика стоила 20 € (1837 ₽) в день, но постояльцам нашего отеля давали скидку 50%. Однако мы приходили ненадолго: чаще отдыхали у бассейна в отеле. Так что обходились полотенцами.
Рим
В Риме мы пробыли полтора дня. Стояла жара +35 °С, так что мы гуляли неспешно и с остановками. В первый день дошли только до Колизея и фонтана Треви.
Очередь в Колизей вилась на десятки метров. И я пожалела, что не купила билеты заранее на сайте. Стоять в очереди мы не стали и осмотрели Колизей снаружи. Он гигантский, с изящными сводами и арками. А главное, хорошо сохранился, хотя был построен в 1 веке до нашей эры.
От Колизея до фонтана Треви мы взяли велорикшу за 15 € (1378 ₽). Он крутил колеса огромного трехколесного велосипеда, а мы сидели в кабине. Младшая дочь — между мной и старшей, чтобы не выпасть на повороте. Ехали 20 минут по проезжей части, в потоке машин. Но страшно не было: в Риме ездят аккуратно и не стараются друг друга обогнать.
Фонтан Треви — самый большой в Риме. Нас действительно поразили его размеры: ширина — 49,8 м, а высота — 25,9 м. Фонтан очень красивый, но толпы туристов не дали толком его рассмотреть. Мы смогли только быстро сфотографироваться и бросить в фонтан монетки. Потом еще час погуляли по Риму и пошли домой пешком. В этот момент я порадовалась, что отель расположен в центре.
На второй день мы меньше ходили и больше ездили. Оставили в отеле вещи и купили на вокзале Термини билеты на двухэтажный туристический автобус CitySightseeing. Маршруты и цены я узнала заранее на сайте. За себя я заплатила 24 € (2205 ₽), за старшую дочь — 12 € (1102 ₽), а младшая поехала бесплатно.
Полуторачасовой маршрут включал семь остановок: собор Санта-Мария Маджоре, Колизей, концертный зал Чирко Массимо, площадь Венеции, Ватикан, площадь Испании и площадь Барберини. Мы сидели в первом ряду, оттуда был отличный обзор. Нам выдали наушники, и мы слушали истории о достопримечательностях. Узнали, что памятник на площади Венеции установлен в честь короля Витториано, а здание концертного зала Чирко Массимо — это бывший ипподром.
Из автобуса можно было выйти на любой остановке, погулять и сесть в следующий. Мы доехали до Ватикана и хотели там погулять. Но в тот день вход перекрыли из-за приезда иностранной делегации. Так что мы посмотрели на собор Святого Павла только издали.
Мы решили покататься на кораблике по Тибру. Сели на него рядом с Ватиканом: там была остановка. Кольцевой маршрут на час обошелся нам в 16,5 € (1516 ₽): 11 € (1010 ₽) — мне, 5,5 € (505 ₽) — старшей дочери, а младшая поехала бесплатно. Но прогулка нам вообще не понравилась: окрестности Тибра оказались не слишком живописными, а река — узкой и грязной. Как и в автобусе, здесь выдали наушники, но по-русски гид не говорил.
Кораблик привез нас к Ватикану, мы дождались очередного туристического автобуса и поехали к вокзалу. Оттуда дошли до отеля, забрали чемоданы и отправились в аэропорт.
Мелкие траты в поездке
Мобильная связь. Для связи в отпуске я подключила в МТС услугу «Забугорище» за 350 ₽ в день. С ней в Италии у меня сохранился пакет минут, трафика и смс, который был в России. Но мы почти везде находили вайфай, так что я пользовалась пакетом только два дня и потратила 700 ₽.
Сувениры. Бабушке мы купили магнитики на холодильник по 1,5—3 € (137—275 ₽). А себе привезли из Венеции маску за 11 € (1010 ₽). Младшей дочери достались очки в цветах итальянского флага и сумочка Ciao Bella по 2 € (183 ₽), а старшей — рюкзак за 3 € (275 ₽). На все сувениры потратили около 25 € (2297 ₽).
Перекусы. Во время круиза мы питались на лайнере, а на Искье — в отеле. Кое-что из еды приходилось покупать только в Венеции и Риме. В городах по маршруту мы обычно покупали воду в среднем по 1 € (91 ₽) за бутылку, холодный чай или газировку по 2,5 € (229 ₽) и мороженое по 2,5—3 € (229—275 ₽) за рожок или креманку. Всего на это ушло около 50 € (4594 ₽).
Вне отелей и лайнера мы полноценно ели только в Риме. В первый день ужинали в крошечной пиццерии рядом с отелем. Итальянская пицца показалась нам вкуснее московской. Еще мы брали два стакана сока, по спецпредложению все это стоило 12 € (1102 ₽), и мы отлично наелись втроем. На следующий день пошли туда же обедать, только добавили еще порцию спагетти карбонара. Отдали 20 € (1837 ₽).
Перед отъездом в аэропорт мы зашли в «Макдональдс» на вокзале Термини: я люблю пробовать бигмак в разных странах. В Риме, как в Мадриде и Париже, маринованные огурцы заменили солеными, но в остальном вкус был вполне привычный. За бигмак, картошку фри, наггетсы, два чизбургера и газировку мы отдали 16 € (1470 ₽).
Потратили на путешествие 188 508 ₽
Отели в Венеции, на Искье и в Риме | 57 692 ₽ |
Круиз и комиссия банка | 52 965 ₽ |
Авиабилеты с доплатой за чемодан | 40 940 ₽ |
Визы для дочерей и страховка | 11 000 ₽ |
Транспорт до и после круиза | 8531 ₽ |
Перекусы | 7056 ₽ |
Велорикша и катание на кораблике в Риме | 4860 ₽ |
Сувениры | 1800 ₽ |
Расходы на борту | 1740 ₽ |
Катание на вапоретто в Венеции | 1152 ₽ |
Мобильная связь | 700 ₽ |
Трамвай в Мессине | 72 ₽ |
Потратили на путешествие 188 508 ₽
Отели в Венеции, на Искье и в Риме | 57 692 ₽ |
Круиз и комиссия банка | 52 965 ₽ |
Авиабилеты с доплатой за чемодан | 40 940 ₽ |
Визы для дочерей и страховка | 11 000 ₽ |
Транспорт до и после круиза | 8531 ₽ |
Перекусы | 7056 ₽ |
Велорикша и катание на кораблике в Риме | 4860 ₽ |
Сувениры | 1800 ₽ |
Расходы на борту | 1740 ₽ |
Катание на вапоретто в Венеции | 1152 ₽ |
Мобильная связь | 700 ₽ |
Трамвай в Мессине | 72 ₽ |
Как сэкономить в таком круизе
- Бронировать тур хотя бы за полгода: потом цены растут. Туры дешевеют только перед началом, но выбор кают или номеров уже маленький.
- Сравнивать стоимость тура у российских и зарубежных операторов. Цены на один и тот же круиз могут отличаться в полтора раза.
- Покупая круиз, проверять, обязательны ли на лайнере чаевые. Если покупать тур в зарубежных агентствах, чаевые иногда можно не платить.
- Выбирать отели недалеко от достопримечательностей, чтобы ходить туда пешком. И чтобы до отеля было удобно добираться на общественном транспорте.
- Сравнивать цены на авиабилеты у разных авиакомпаний и на агрегаторах, например «Озон-тревел», «Авиасэйлз», «Скайсканер».
- Заранее изучить маршруты общественного транспорта и цены. Ездить по городам на автобусах и трамваях дешевле, чем на такси, туристических трамвайчиках или лодках.
- Выстраивать маршрут по городу самостоятельно, с помощью «Гугл-карт» и сайтов вроде «Трипэдвайзора». Это поможет сэкономить на экскурсиях.
- Покупать билеты в музеи заранее на сайтах. Деньги это не сэкономит, но сэкономит время: не придется стоять в очередях.