«Режим — золотая вещь»: как я стала мамой и потратила много сил, чтобы наладить сон ребенка
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Первые месяцы после рождения сына были сущим кошмаром.
Но не потому, что с ребенком что-то не так, а потому, что мы, родители, оказались тотально не готовы к особенностям малыша. Во время моей беременности каждый второй считал своим долгом сказать, что первое время младенец спит сутками, поэтому не стоит переживать. И я это убеждение бережно держала в голове, а на деле все оказалось иначе.
Поделюсь опытом, как жить с малоспящим ребенком и что делать, чтобы не извести себя.
Роды
Сашка родился на 41-й неделе после кесарева сечения, которое пришлось сделать экстренно из-за начавшейся гипоксии. Никогда не забуду, как во время родов уже на финишной прямой — после восьми сантиметров раскрытия — врач взглянула на КТГ и закричала: «Быстро в операционную!» Пока меня с невероятной скоростью везли туда, где погрузили во тьму, одна из акушерок сочувственно или осуждающе покачала головой: «Не справилась».
Когда меня вывели из забытья, я мало чем отличалась от овоща: говорить не могла, только мычала, как во сне. Думала о ребенке, ведь неведение — самое страшное. Но мозг услужливо напомнил, что врачи, сопровождавшие из операционной в реанимационную, весело шутили о чем-то своем, врачебном. Разве можно шутить, если случилось что-то плохое? Я успокоилась и принялась отсыпаться после самой тяжелой ночи в жизни. А днем принесли Сашку — и он был прекрасен.
Проблемы со сном
В первый же день, который мы провели с сыном вместе, мой парень орал так, что пришла медсестра, отобрала ребенка и отправила меня отсыпаться. Сама мастерски его укачала. После выписки Сашка нормально спал несколько дней.
А потом сон сломался. К такому повороту событий я была не готова, это вызывало непонимание и протест. Мне же говорили, что будет спать!
Долгие укладывания. В этом возрасте время бодрствования совсем небольшое — 50—60 минут. Спустя неделю после родов мы пришли с прогулки, где не спали 40 минут, — я решила, что пора укладываться. Уложила сына и радостно убежала пить чай. Требовательный плач вернул меня в спальню — и так еще 15 раз. В тот день мы с мужем укачивали малыша с 16:00 до 21:00. Примерно в таком режиме жили месяц — длительные укладывания, куча нервов и страхов. В голове постоянно сидела мысль: «С моим ребенком что-то не так, он же должен спать».
Короткие сны. Иногда бывало так: час укладываешь — 10 минут ребенок спит, затем снова час укладываешь — 20 минут ребенок спит. Сон на полтора или два часа был несусветной редкостью, на 20—30 минут — нормой. При этом он был чутким, поэтому отойти и заняться своими делами я не могла: чуть за порог — Сашка открывает глазки. Спал сын только на руках, в кроватке просыпался через пять минут.
Первые два месяца с ребенком помогала мама, которая героически укладывала его не только днем, но и ночью, чтобы мы с мужем немного отдохнули. Сначала у нее отлично получалось: Саша засыпал спустя 20—30 минут. Вроде бы ничего экстраординарного она не делала, просто укачивала более интенсивно, что ли. Но затем и бабушкины методы перестали работать. Почему — не знаю.
Пытаясь найти способ уложить ребенка спать, мы прошли огонь, воду и медные трубы. Вот что испробовали:
- Укачивать, прижимая к себе, легонько покачиваясь вперед-назад.
- Использовать быстрый или, наоборот, медленный темп укачиваний.
- Укладывать в кроватке, так как моя мама обнаружила, что, если прижимать ручки Сашки, он засыпает. Какое-то время это даже работало, правда недолго.
- Петь колыбельные.
- Включать белый шум.
Мои переживания
В большинстве статей, которые я читала, были прописаны нормы сна и бодрствования. Поэтому два-три часа без сна казались мне чем-то ненормальным. Я очень переживала, что, если сын так мало спит, он будет хуже развиваться, потому что мозг малыша должен больше отдыхать. Все время себя накручивала, что это критично и нужно принимать какие-то меры.
Состояние тревоги сменяла апатия от усталости — и наоборот. Я все время орала на мужа, нуждаясь в поддержке и купаясь в волнах гормонов, которые в первые месяцы после родов бушуют.
В один из мартовских дней у меня чуть не случился нервный приступ, когда я укачивала малыша с восьми утра, а он отключался на 20 минут максимум. КПД стремился к нулю, а нервы были оголены. Рассказы о том, что груднички могут проспать несколько часов подряд, казались легендами. Тогда я еще не знала, что меня ждет много разных открытий и нужно выкинуть из головы убеждение о том, что «все младенцы спят сутками».
Изучение проблемы
Все стало меняться, когда примерно на втором месяце жизни сына я заставила себя принять ситуацию: спит мало, чувствует себя хорошо — значит, в целом это норма моего ребенка.
Еще, чтобы не сойти с ума, я стала больше общаться с другими родителями и изучать тему по материалам экспертов. На «Ютубе» огромное количество авторитетных источников, где структурировано и по пунктам озвучены причины определенного поведения ребенка. Особенно мне понравились каналы педиатра Екатерины Юрьевой, перинатального психолога Людмилы Шаровой, консультанта по сну Татьяны Кремневой.
Вот что, по мнению экспертов, часто вызывает расстройства сна:
- Родоразрешение и разлука с ребенком в первые сутки. Могло повлиять то, что я лежала в реанимационной палате и мы с сыном были не вместе.
- Большие отрезки бодрствования. Из-за них нервная система ребенка перегружается, и впоследствии его сложнее уложить, он начинает спать короткими отрезками — по 20 минут.
- Позднее укладывание в ночь. Специалисты советовали делать это до 21:00. Мы попробовали, и нам понравилось: Сашка стал спать дольше и лучше. Хотя знаю, что не у всех семей работает.
Оказалось, что многие родители сталкиваются с подобными проблемами, поэтому существует даже профессия «консультант по детскому сну», и она довольно востребованная. Я решила, что для начала попробую справиться сама, а если не получится, обращусь за помощью. Нашла во «Вконтакте» группу «Бесплатные консультации по детскому сну от ИСС», где мамы наперебой рассказывают о том, что переживала и я. Читала их истории и чувствовала облегчение: я не одна.
Когда расспрашивала друзей и знакомых, сталкивались ли они с расстройствами сна у детей, несколько человек сказали, что да. Многие дети, как выяснилось, просыпаются очень рано, в четыре-пять утра, в то время как мой Сашка встает в семь-восемь часов. Значит, у нас еще не все так плохо.
Опыт других людей стал для меня своеобразной терапией, потому что ранее я чувствовала себя невероятно одинокой наедине с этой проблемой.
Что помогло
К тому времени, как сыну исполнился месяц, я напичкала себя всевозможной информацией, наслушалась друзей, знакомых и поняла, что нужно работать над ошибками.
И вот как я все перестроила.
Правило «золотого часа». Я узнала, что ребенка нужно уложить в так называемый золотой час или золотой мостик. Малыш трет глазки или зевает — бегом в спальню. Если перевозбудится, ему будет невероятно сложно уснуть из-за незрелости нервной системы. Мы обожглись о незнание: не должен ребенок в месяц бодрствовать четыре часа. Иначе — перегул, и здравствуйте, сны по 20 минут.
Четкий режим сна и бодрствования рекомендуют вводить с трех-четырех месяцев, но я ввела его раньше. Выписала все нормы сна и научилась жить по часам, не позволяя сыну бодрствовать больше положенного.
Да, моя жизнь стала похожа на день сурка: встали — поиграли — спать — встали — поиграли — прогулка. Да, я была сутками привязана к маленькому требовательному человеку. Но это серьезно облегчило укладывание, и я вернула контроль в нашу жизнь. Режим — золотая вещь. А мой главный помощник на пути к режиму — приложение «Дневник малыша: сон».
Засыпание на груди стала практиковать, потому что для нас укачивания оказались неэффективны: мы тратили на них огромное количество времени, но на Сашку они не действовали. То, что ребенок отлично засыпает после кормления, стало приятным открытием.
Правда, такой сон, мягко говоря, неудобен в перспективе, так как привязывает маму к малышу. В период отвыкания от груди может быть тоже непросто. Но когда я позже рассказала об этом способе одной из подруг, она удивилась: «А разве можно убаюкать ребенка по-другому?» У каждого своя история.
Забота о себе. На втором месяце жизни Сашки я начала больше отдыхать, потому что поняла: когда я спокойна, спокоен и сын. Большой радостью стала расслабляющая ванна.
Родные и близкие не вносили разлад, поддерживали, старались помогать и не мешать, когда Сашка спал. Считаю, что такое взаимопонимание тоже важно.
Итоги
Сон наладился на третьем месяце жизни ребенка, когда он начал засыпать в одно и то же время на груди, — на укладывания уходило всего 5—10 минут. Да, 20-минутные сны ушли, но они все равно были небольшими — по 30—40 минут. Один из дневных снов мог продолжаться чуть больше часа, очень редко в коляске сын спал два часа. Но я уже приняла, что Сашка — малоспашка. Общее количество сна у него никогда не укладывалось в норму.
С пяти-шести месяцев, пережив ад регресса сна, я воспрянула духом. Дневных снов становилось все меньше, а бодрствований — больше. Сын спал отрезками по 40—60 минут. Сейчас Саше почти десять месяцев, и днем он в общей сложности спит полтора часа. Но ничего страшного. Главное, что ребенок чувствует себя прекрасно, у него есть энергия на игры и активное познание мира.
Советы
Когда Сашка родился, знакомая, которая пережила похожий треш, сказала, что все обязательно наладится. Я тогда не особо верила, а теперь знаю: да, со временем все налаживается. Просто каждый день ты чуточку растешь как родитель, становишься терпеливее, спокойнее и мудрее. Сейчас сыну десять месяцев, и я счастлива быть его мамой.
Я не консультант по детскому сну, поэтому мои советы не претендуют на экспертность, но вот что я бы порекомендовала другим:
- Найдите оптимальный способ отхода ко сну. В первые месяцы мы как полоумные укачивали ребенка, но это не приносило ничего, кроме стресса и разочарования. Потом я подумала, не уложить ли малыша с помощью груди. Получилось весьма успешно, и мы до сих пор так делаем. Хотя на восьмом месяце стало не всегда работать, поэтому иногда возвращаю покачивание.
- Соблюдайте режим сна и бодрствования. Понятно, что во время очередного кризиса роста — а их очень много — сон будет неминуемо портиться, но все это временно. Просто постарайтесь не отходить от режима. Не стоит отправлять ребенка спать, когда он еще не нагулялся, иначе он будет делать это ночью. Но и растягивать периоды бодрствования тоже не надо.
- Примите факт, что ребенок малоспящий. Это было сложнее всего, если честно. Я откровенно жалела себя, потому что была привязана к сыну сутками. А еще завидовала подругам, которые рассказывали, как их дети спят по два часа днем. Но со временем стала относиться к ситуации спокойнее, перестала сравнивать, научилась наслаждаться короткими минутами отдыха. Тем более что на третьем месяце вернулись длинные часовые сны днем, и я смогла неспешно гулять и наслаждаться природой.
- Поищите плюсы. В нашем случае они были очевидны: Саша за редкими исключениями хорошо спал ночью. Мы вставали и встаем до сих пор в районе восьми утра.
- Не корите и не гнобите себя за плохие чувства.
- Давайте себе отдых — старайтесь больше спать, находить поводы для радости. Ребенок как губка впитывает состояния тревоги, недоумения, стресса и начинает хуже себя вести — сон расстраивается. У меня было так. Просите мужа и бабушек-дедушек максимально вас разгружать. Если бы я могла отмотать все назад и прожить эти дни по-другому, то посоветовала бы себе расслабиться, хорошо питаться и по возможности включать здоровый пофигизм.