«Другой человек» от А24: драмеди с Себастианом Стэном про красоту и принятие себя
3 октября в российский прокат выходит картина «Другой человек» — о том, что характер важнее внешности.
Малоизвестный режиссер Аарон Шимберг снял необычную историю о принятии себя. Для этого он пригласил на главные роли Себастиана Стэна, который прославился благодаря роли Баки Барнса в киновселенной Marvel, и актера Адама Пирсона с нейрофиброматозом первого типа .
В результате получилась неожиданная история, переосмысляющая фильмы о проблемах с внешностью. Рассказываем, почему стоит посмотреть кино на больших экранах.
Что за «Другой человек» (A Different Man)
Дата премьеры: 3 октября 2024
Страна производства: США
Режиссер: Аарон Шимберг
Сценарист: Аарон Шимберг
В ролях: Себастиан Стэн, Ренате Реинсве, Адам Пирсон, Майлз Дж. Джексон, Патрик Ванг, Нил Дэвидсон, Марк Геллер, Джеймс Фостер мл., Лоуренс Арансио
Жанры: драма, комедия
Фильмы, похожие на «Другого человека»: «Маска», «Связанные по жизни», «Субстанция», «1+1»
Продолжительность: 1 час 52 минуты
Где смотреть: в кинотеатрах
💉 Это «Субстанция», но про мужчин
У Эдварда нейрофиброматоз первого типа — на лице мужчины растут опухоли. Несмотря на это, он работает в индустрии продаж и мечтает стать актером. Однажды Эдвард знакомится с соседкой и начинающим драматургом Ингрид, у них завязывается близкое общение.
Но герой стыдится своей внешности, поэтому соглашается на экспериментальное лечение. После укола некоего препарата у него буквально частями отваливается лицо, под которым оказывается новое — конвенционально красивое.
Эдвард меняет имя на Гай и выдает себя за другого человека. Но вскоре он узнает, что Ингрид ставит пьесу, частично основанную на его биографии. Тогда герой решает сыграть там главную роль. Но все его планы портит Освальд — человек с тем же заболеванием, но совершенно не стесняющийся себя. Он быстро перетягивает все внимание, отодвигая Гая на второй план.
«Другой человек» выходит в прокат практически бок о бок с «Субстанцией» — боди-хоррором, в котором главная героиня не может смириться со своим старением. Персонажи обоих фильмов вкалывают себе инновационный препарат и придумывают новую личность. Но после этого сюжеты превращаются буквально в зеркальные отражения друг друга.
Героиня Деми Мур в «Субстанции» отказывается принимать себя, а Эдвард постепенно приходит к выводу, что перемена во внешности толком ему ничего не дала. Да, в прошлом он периодически сталкивался с испуганными взглядами, но все равно находил занятия по душе и даже познакомился с девушкой.
Теперь он стал привлекательнее, но оказывается, что проблема была скорее в его собственной неуверенности. Это подчеркивает как поведение самого Эдварда, так и появление Освальда. Первый отделяет свои личности одну от другой. Второй же, кажется, вообще не волнуется из-за внешности: он становится душой компании, у него была жена и растет ребенок, он тут же привлекает Ингрид.
В итоге из обычного фильма о стандартах красоты и проблемах людей с необычной внешностью «Другой человек» превращается в размышление о восприятии себя и борьбе с собственными комплексами.
👀 В фильме необычная репрезентация
Фильмы про людей с нестандартной внешностью или с заболеваниями — не редкость. Но Аарон Шимберг решил создать картину, которая нарушает традиционную структуру подобных историй.
Режиссер родился с палатосхизисом — расщеплением неба, которое еще называют «волчья пасть». В школьном возрасте он регулярно сталкивался с травлей. Но именно поэтому автор критикует подобные сюжеты, даже знаменитую «Маску» Питера Богдановича. В них всегда показывают, как человека травят, а потом он либо мстит, либо идет по «нисходящей спирали» — то есть события становятся все хуже.
Шимберг поступает иначе. Герой поначалу считает, что проблема только в его внешности. Но потом он раз за разом возвращается к своему старому образу, когда надевает маску с прошлым лицом и репетирует на сцене.
Мало того, в какой-то момент оказывается, что Ингрид больше привлекал Эдвард, а не Гай, — это показывают через довольно неловкую постельную сцену. Но дальше появляется Освальд, и у героя отбирают все связи с его прошлым. Смириться с этим ему крайне непросто.
Два персонажа показывают разное восприятие мира. Режиссер предлагает зрителю самому разобраться, кто же из них больше достоин симпатии или жалости. Мораль картины даже слишком очевидна, но от этого не менее важна: внутренняя красота и открытость важнее привлекательной внешности.
Заодно Шимберг будто иронизирует над всеми фильмами с подобными сюжетами — возможно, и над своим тоже. Ведь Ингрид, придумывая свою пьесу, то и дело использует манипулятивные приемы.
Она берет на главную роль Освальда, но подумывает к финалу «превратить» героя в Гая — он якобы должен стать красивым для своей возлюбленной. И забавно, что это больше раздражает Эдварда, а Освальд совершенно не волнуется из-за такой подмены.
😮 Фильм одновременно смешной и тревожный
Авторы уже упомянутой «Субстанции» постоянно меняют жанры: зрителю показывают то очень красивые сексуальные сцены, то некомфортные телесные метаморфозы. «Другой человек» обходится с сюжетом настолько же необычно, но чуть иначе.
Как и в «Субстанции», здесь есть элементы боди-хоррора, но лишь в начале — будет даже отсылка к «Мухе» Дэвида Кроненберга. В остальном же картина Шимберга движется очень медленно: Себастиан Стэн обретет свое реальное лицо только через 40 минут после экспозиции, Адам Пирсон появится через час с лишним.
Большую часть времени автор аккуратно совмещает тревожную драму с черной комедией. Например, Эдвард постоянно борется с дырой в потолке. Постепенно станет понятно, что она отражает его отношение к себе, — так что нетрудно догадаться, что он сделает в финале.
И точно так же изящно зациклят неожиданное появление бывшего ухажера Ингрид: герой сначала будет наблюдать за их скандалом со стороны, а потом сам окажется на месте покинутого бойфренда.
По трейлерам можно подумать, что в какой-то момент «Другой человек» превратится в триллер: Освальд окажется злодеем, захватившим жизнь Эдварда, — как в «Двойнике» с Джесси Айзенбергом. Но это просто милейший персонаж, который смешит и слегка раздражает своей мягкостью и постоянным позитивом.
Юмор здесь в основном построен на неловких моментах, связанных с общением героев: Эдвард старается не проговориться про свою прошлую жизнь, а Освальд постоянно окружен женским вниманием, что у всех вызывает удивление.
К финалу режиссер позволяет себе уйти в гротеск и посмеяться над персонажем Стэна. Главная ирония кроется в самом конце. Ведь то, на чем так зациклен Эдвард, оказалось просто этапом в жизни Ингрид и Освальда. Они вспоминают его как что-то забавное и не слишком значительное.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult