ПРОМО
Освойте инвестиции и получите до 20 000 ₽

«Стажерам нужно преодолеть много препятствий»: 6 причин, почему в 2022 году не так просто зайти в ИТ

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Вообще любой вход в профессию — это сложно. Это такой парадокс: что бы найти работу нужно иметь этот самый опыт работы. И преодолеть его не просто. Вопрос не только во вредных работодателях, но и в незнании сферы. Каждый преодолевает этот не простой кейс самостоятельно.

Сейчас я хотела бы рассказать, что, на мой взгляд, изменилось за последние годы. Часто что-то там слышу и читаю, что типа сфера ИТ не пострадала и вход в ИТ не изменился. Да, есть разные случаи. Но я очень четко вижу одно: вход в ИТ стал во много раз сложнее, а те, кому это легко удалось, исключение и говорят о своем личном опыте. Вот что вижу я.

Стажерских программ стало гораздо меньше. Да, они есть, и есть хорошие. Но стало их во много раз меньше. Во-первых, ушли гиганты с их очень хорошими стажерскими программами типа «Люксофт» и «ЕПАМ». Да-да, остались благословенный «Тинькофф» и наше все «Сбер». Однако оставшиеся никак не возместят ушедшие компании.

Во-вторых, с началом пандемии и удаленки перестали обучать стажеров огромное количество маленьких, не знаменитых компаний. Просто у них не было никакой программы обучения, они просто изредка брали стажеров из-за их низкой стоимости. И искать систему обучения стажеров на удаленке они не хотели и не были должны. А ведь таких компаний сотни, и существенная часть из них перестала брать стажеров.

Стажеров стало больше. У меня нет четкой статистики, но я очень вижу: кандидатов в айтишники за последние года 3 стала во много раз больше. От чего и почему — хз. Я подозреваю, что подросло поколение студентов, которые изначально учились на айтишников, а так же те, кто начитался дневников трат, наслушался про зарплаты айтишников и решился-таки войти в ИТ. Ну не было так много кандидатов в 2019-м году!

Стажеры решили, что сразу будут получать хорошую зарплату. Вообще отличительная черта всех начинающих специалистов, что они хотят очень большую зарплату. Так было всегда. Однако сами стажеры (не я и не мои начальники, а сами стажеры) готовы были начинать свой путь в ИТ еще в 2019-ом году с зарплатными ожиданиями достаточно скромными.

Самое большие зарплатные ожидания от стажера в 2019-м году, которые лично я слышала, были 100 тысяч. И это парень был без коммерческого опыта, но со своими проектами, профильным высшим и оконченными хорошими курсами. Ребята с нулевыми опытом, как правило, просили 25—50 тысяч. И ребята, которые были готовы работать бесплатно — были правилом. Не реже раза в месяц такие кандидаты сами писали и звонили мне.

Сейчас же стажеры с совершенно «нулевым» опытом требуют от 60 тысяч за полный день и искренне считают, что просят очень мало. (Удивляются только, что год работу найти не могут).

Выпускников курсов стало как-то… запредельно много. Курсы были и в 2019-м году (и еще раньше), и я часто выпускников каких-то курсов брала на работу. И ничего не имею против и выпускников курсов и самих курсов. Однако их количество, таких выпускников, настолько много, что эти курсы и обесценились. Они сейчас имеют реальный «плюс» для кандидатов уже с опытом.

Необходимость профильного высшего образования. Профильное высшее образование для стажеров и джунов было всегда «плюсом». Однако до нынешнего момента не было каким-то обязательным требованием. Сейчас становится обязательным требованием. Просто потому что кандидатов очень много, и выбрать из них с оконченным высшим очень просто.

В ИТ есть кризис. Впервые за 6 лет зарплаты айтишников России перестали расти. Это чистой воды статистика. Как и уменьшение количества вакансий. Да, есть ребята, которые не потеряли в доходах или увеличили его. И все же статистика говорит четко — зарплаты перестали расти.

Вот что я думаю. Ситуация меняется. И новым стажерам, чтобы стать айтишниками, нужно преодолеть много препятствий. От всей души желаю им найти свое место в жизни!

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
темич

Указывали бы кем автор работает в таких статьях) а то пришлось весь профиль ее поднять, чтобы узнать, что она эйчар, которого бесят собеседования)

47
Ерофей Дорогин

Очередная статья барышни, ничего не понимающей ни в деле чем занимается, ни вообще в том, что происходит в стране и мире.

>кандидатов в айтишники за последние года 3 стала во много раз больше. От чего и почему — хз>

А вы подумать не пробовали ? Посмотреть на динамику вакансий в разных сферах и/или городах страны, на динамику ЗП и пр. ? На падающие уже 8й год подряд реальные доходы населения, на "отрицательный рост" ВВП при цене нефти $100+ ? На растущий размер микрокредитов у населения ?

В начале 90х абсолютно такая же ситуация была в сфере экономики/финансов/бухгалтерии. Туда ломанулись абсолютно все. На моём экономическом факультете стояли очереди желающих перевестись с технических факультетов. Причины были те же что и сейчас - желание заработать там, где это можно было сделать. Желание совпавшее с тотальным обвалом и занятости, и ЗП, и общей востребованности инженерных и около-специальностей.

Абсолютно такая же картина сейчас в части желания уйти там, где можно заработать, а ещё точнее - вырваться из нищеты, ну или хоть попробовать. Вот и все причины.

А вывод катастрофически печален - за 30 лет новой экономики в стране не появилось ни нормального рынка труда, ни нормальных ЗП. Как в советское время все пытались попасть в дипломаты/внешторг (чтобы иметь доступ к заграничным поездкам), в партийные и околопартийные структуры (чтобы иметь доступ к распределению дефицита), в спортсмены и академики (чтобы иметь и то, и то), так сейчас пытаются попасть либо в Газпром и ЛУкойл, либо в ИТ. Не было и нет цивилизованного рынка и, главное, спроса на труд. И ситуация будет дальше только хуже.

>с началом пандемии и удаленки перестали обучать стажеров огромное количество маленьких, не знаменитых компаний.>

Отсутствие стажёрских программ + желание получить сразу же готового спеца, да не просто получить, а ещё и выбирать - стабильное желание любого работодателя любой сферы в любое время. Так было и в 90е, и в 2000е, так дело обстоит и сейчас. Отдельные исключения лишь подтверждают правило. И тут вы не открываете Америку. А после 24.02 отсюда бегут просто все. В том или ином виде. У меня бывший коллега с профильным образованием, в отрасли более 20 лет, создал свою компанию... После 24.02 его выкинули абсолютно со всех контрактов из-за границы, те кто к нему в очередь вставал сейчас не желают знать как его зовут. Он сократил пол-офиса, порезал всех ,в т.ч. разработчиков. И таких историй - масса. Вот поэтому и не растут ЗП.

Одна знакомая звезда хантинга мне вчера призналась - сейчас на рынке люди с выдающимся опытом от 20 лет, в разных отраслях, те которых даже на первое знакомство было не зазвать. На рынке уже ео 4-5 мес и для них нет ничего.

А единственные горячие вакансии - на западном фронте. Только в виде пушечного мяса в России нужны люди, особо мужчины. Больше никак.

Поэтому ещё раз: переключайтесь на цветы ! Мне все знакомые цветочники сказали, что вот этот рынок вообще не упал, ни один поставщик не ушёл ! Мы были и есть цветочным рынком №1 в мире. Вам там найдётся место, а персоналом заниматься - не ваше совсем !

40
Михаил Нежник

Ерофей когда комментарий полезнее и интереснее статьи

3
Сергей Старовойтов

Ерофей, вывод очень простой - массы как всегда ищут золотую жилу. Зарабатывать можно много на чем, даже в РФ. И руками, и головой. Но это же сложно. Легче записаться на волшебные курсы и думать, что 100к в кармане.

1
Big Bug

Порог вхождения в IT не стал выше. Понизился уровень людей, которые приходят в эту сферу.
Абсолютное большинство выпускников ИТ-курсов, не тянут даже на уровень студента старших курсов технического вуза.
У меня был опыт собеседования таких людей, и это всегда провальные собесы. Люди не имеют никакого технического кругозора и не знают ничего за пределами той узкой, базовой программы которую им дали на курсах.

Компании не испытывающие дефицита бюджета, таких «специалистов» отсеивают на этапе просмотра резюме.

23
Togamy

Big, а я знавал таких собеседующих, которые заваливают абсолютно нерелевантными вопросами и на каждый неправильный ответ закатывают глаза по типу "боже как можно этого не знать". Вам нужен бекенд разработчик или "правильный парень"? Вот знаете по моему в айти никогда не было дефицита специалистов-людей которые могут выполнить задачу, дифит был только "правильных программистов" которые обладают знаниями от полного устройства компьютера до всех алгоритмов даже если собеседуются лишь на вакансию фронтендера. На вопрос зачем, всегда только невнятное мычание. Если не заниматься фигнёй, то и раньше нужный человек находился моментально.

30
Riot Sam

Togamy, поддержу вашу точку зрения своим примером. На прошлой работе искали андроид разработчика уровня мидл/мидл+. Собес проводил СТО и задавал вопросы типа : чем отличается "большая" java от java на андроид, в чем какое-то там отличие java от python и какие ещё языки и технологии знаете и изучаете. За час собеседования я могла спросить 2-3 вопроса непосредственно по андроиду. На мой вопрос зачем все эти вопросы, не касающиеся андроида, он говорил, что хотел видеть в команде универсалов, а не узкоспециализированных сотрудников.
Думаю тут понятно, что с таким подходом мы за 7 месяцев не нашли ни одного адекватного человека, хотя по плану надо было нанять аж 4 андроидщиков. Зато в отчаянии СТО взял !!!Джуна!! лишь бы уже закрыть недобор команды.

18
Дмитрий Спамерский

Togamy, как есть плохие кандидаты, так есть и плохие собеседующие, которые в основном спрашивают потому что "я страдал и учил это и вы должны значит знать". По правде, если приводить по аналогии, то нужен и бэкен-разработчик и "правильный парень" в одном лице. Методы выявления таких нужны грамотные просто. В разных компаниях разные требования к кандидату, и для кого-то это "лишь фронтендер", от которого требуется клепать лендинги не ничего больше, а для кого-то это человек, на которого можно положиться и он, если надо сделает и лендинг, и более сложные приложения, понимая весь цикл разработки, а не только кодинг. Но при этом, и те, и те кандидаты обзываются одинаковым направлением в профессии, а уровень совершенно разный, как и зарплаты. Из-за этого, по-моему мнению, и искажается всё. Кандидат видя большие зарплаты, хочет такую же т.к. он же тоже фронтендер, а работодатель удивляется почему приходят на такую зарплату, люди, которые не знают алгоритмы и вот это всё, что не нужно обычно в рутине, но если вдруг понадобится, то займет много ресурсов и времени на освоение.

6
Светлана Счастливая

Big, вот, скорее с этим соглашусь. Все кто так или иначе причастен к найму в айти говорят что поток желающих большой, а выбрать некого, потому что знаний хорошо если база, желания развить их почти нет, и не дай бог если компания со спецификой (медицина, транспорт итп)

2
Ольга Сычева

А у людей тоже есть кризис. Сюрприз!) И в 2019 были совсем другие цены, чем сейчас после Украины. На 30 тысяч или тем более бесплатно работник себя уже не просодержит. 60 тысяч - это не хорошая зарплата, а так, поддержать штаны.

16
Влад Беляков

Жужу, там ещё такая причина: людям рекламируют гарантированное трудоустройство и зп от 100к рублей. Вот они потом и требуют такого от работодателей.
При этом, даже если студент ничего не делает весь курс, ему всё равно выдают бумажку о том, что он прослушал курс.

11
Слава Монохромный

Могу частично ответить на вопрос о том о куда столько "IT специалистов" появилось.
Госуслуги и центр занятости населения направо и налево швыряют направления на эти самые курсы российских платформ skillbox, yandex, нетологии.
Сам прохожу курс и наблюдаю как приходят люди которые считают что сразу после курса их возьмут на проект и дадут зарплату порядка 100к руб и чуть ли не релоцируют :)

11
Пенни
Герой реалити Т—Ж 🏅

Слава, почему «чуть ли не релоцируют»?
У меня реально были на собеседованиях джуны без коммерческого опыта и говорили, что мое предложение рассмотрят (моя компания в РФ), но в приоритете релокация.
Я уточнила: «Куда?»
Он ответил: «В Калифорнию»

1
Слава Монохромный

Пенни, одно дело когда человек имеет ну хотя бы опенсорс опыт или просто пилит проект в стол и учиться, а также у него есть знание языка для релокации.
Но когда человек после двух месяцев курса по c# с нулем опыта в it и математике начинает требовать чего либо тут уж извините.
Вижу много таких людей с надеждой в глазах изменить жизнь и место работы, но понимаю что эта мечта сгорит.

1
Пенни
Герой реалити Т—Ж 🏅

Слава, да ясен пень, что от опыта и языка очень многое зависит. И от удачи.
Однако из того, что вижу я…
Хороших офферов на релок уже редко получают даже крутые синьоры. Но это лично мое наблюдение.

1
темич

Жужу, а мне грустно, что теперь ещё надо учиться проходить собеседования) казалось бы есть кандидат с нужным набором навыков и/или хорошим резюме, но абсолютно не умеющий произвести впечатление на эйчара, и вот те тупик)

10
Влад Беляков

Я бы предпочел пособеседовать человека без опыта, но с профилем на гитхабе. Где этот человек или ведёт свой проект, или участвует в разработке сторонних проектов.
Таким образом видно:
1) уровень кода, который человек пишет
2) как он общается с другими людьми в баг-репортах или на код-ревью (сомневаюсь что компания хочет видеть у себя токсика-истеричку)
3) какие вообще проекты интересны человеку.
Ни разу не видел ничего путного среди выпускников всяких скиллбоксов и им подобным. Там к учебным программам и преподавателям часто есть сомнения в адекватности происходящего.

10
Сергей Старовойтов

Влад, для вас IT ограничивается разработчиками?

0
FF
Отредактировано

Пенни, То, что люди 60 с хорошим опытом получают, это говорит о том, что уровень зп по стране никакущий в любых сферах. Джуны в штатах согласно стате из indeed получают 4к$ в месяц. Конечно это может быть преувеличено и еще влияет экономика, но все же, думаю косарь в в месяц они точно имеют и это показывает, насколько они ценятся, насколько их готовы взращивать как спецов, а не как в рф - все жопят деньги, но хотят серьоров-помидоров)
Так что резонно, что джуны и интерны просят 60+ в месяц, особенно если живут в МСК или СПб. Кстати, я молчу о том, что в этом году в принципе 60к - это фантики уже.

10
Кира Ганди
Герой реалити Т—Ж

Я в этом году похоронила идею попасть в айти. Буду делать проекты в стол, потому что нравится и интересно, на что-то большее не нахожу сил. Куда себя отправить вместо айти ещё не решила, плыву по течению, читаю книжки

9
Олег Аверьянов

Кира, начните делать какой-то крутой проект, и полезный по вашему мнению проект, даже если он пиздос сложный, просто начните с мелкого и гуглите. Я так создал сайт где можно посмотреть ожидания + исторические ожидания инвест аналитиков, думал организую стартам и тд, даже что то пытался, но этот проект здорово помог мне в устройстве, сейчас после курсов у всех проекты плюс минус одинаковые. Выделяйтесь и берите измором, вот мой месседж)

18
Пенни
Герой реалити Т—Ж 🏅

Олег, выход есть. И сейчас работу находят.

2
Олег Аверьянов

Жужу, соглашусь, но если делать как все, то и результат будет как у всех, выделяйтесь, смотрите что делают все и не делайте так, или делайте сложнее )

2
Светлана

Просят зарплату. Так ведь молодые, семью создавать надо, детей кормить- одевать-обувать, за квартиру платить, за еду заплатить. Всё дорого. Их понять можно. И вас можно, тем более табунами ходят готовые полный рабочий день работать бесплатно или за 25000(грязными) .

7
Ерофей Дорогин

Аглая/она же Гога/она же Жора/она же Гоша,

>Я устала, честно, из потока Вашего хейта вычищать здравые мысли и их комментировать.>

Вы меня с кем-то путаете, хейта у меня нет, есть голая лобовая неприятная вам правда. Признайтесь уже в этом самой себе - мне не обязательно признаваться .

Если устали - сходите в отпуск/наладьте режим питания и режим дня. И станет легче - я сам пробовал.

7
темич

Полина, спустя неделю решили уточнить?) предварительно удалив все комментарии?)
Но все равно отвечу: вопрос не про личность, а про работу был, чтобы знать насколько точны Ваши наблюдения. Ведь мнение эйчара из айти будет явно весомее, чем мнение какого-нибудь случайного человека, верно?)

7
Darry Dou

я рекрутер в ИТ, подтверждаю, очень сложно. Особенно сложно людям без ИТ-образования, которые закончили курсы тестировщиков и ищут первый проект, почти не реально или по знакомству, потому что кандидатов армия, раньше было в 100 раз реальнее.
Наверное стратегия: учится и делать практику "в стол", копить навыки, периодически прощупывая почву, не бросать не ит-работу, если она есть.

7
Пенни
Герой реалити Т—Ж 🏅

Darry, спасибо, товарищ.
Мне кажется, в 2018-ом и 2019-ом в ИТ брали всех.
И после этих фиговых курсов.
На какие деньги- другой вопрос.
Сейчас без серьёзных курсов или вышки… Не знаю…
Если только по связям (как в юриспруденции, честное слово).

1
Ivan V
Герой
Отредактировано

Пенни, в IT никогда не брали "всех". Какой бы кадровый голод не испытывала компания, ни кто не будет брать бесполезного специалиста, которого нужно еще обучать несколько месяцев прежде чем он станет полезен бизнесу.

Так было в 18-19 годах, так и сейчас. Если можешь быть полезным бизнесу, работу найдешь. Если нет, то нет.
"Связи в IT" это максимум помочь попасть на собеседование.

1
Пенни
Герой реалити Т—Ж 🏅

Ivan, ну, может, «брали всех», это некоторое преувеличение, однако реально спокойно находили люди стажировки после курсов. За неделю- две.
Сейчас люди того же уровня ищут работу месяцами.

1
Ol Boy

" У меня нет четкой статистики, но я очень вижу: кандидатов в айтишники за последние года 3 стала во много раз больше. "

Не надо так) особенно "во много раз "! Если вы в IT, то должны понимать что "во много раз" - это в 5-10-15) точно во столько раз???) Вы "очень видите" искаженную картину , хотя направление как мне кажется верное

6
Пенни
Герой реалити Т—Ж 🏅

Ol, количество откликов на джунов и стажеров на мои вакансии выросло более чем в три раза в январе 2020.
Так хорошо?

1
Ol Boy

Пенни, да, это лучше, спасибо)
В сравнении с январем 2019 или декабрем 2019?) Ну и конечно без сравнения количеств вакансий джунов в отрасли за аналогичный период картина будет не полной, но это и так кажется очевидно)

0
Пенни
Герой реалити Т—Ж 🏅
Отредактировано

Ol, вообще без разницы. Количество откликов в течении года было примерно одинаковым. Да, больше в январе и сентябре, чем в декабре. Но не сильно (на 20-30 штук).
Реально вал начался позже. Детальнее не скажу- с марта 2020-го до июля 2022-го не искала стажеров и джунов.

0
Ali G
Отредактировано

"почему в 2022 году не так просто зайти в ИТ".
Вы ж уточняйте - "в России". В остальном мире то все ок, никакого глобального падения спроса на IT специалистов, в том числе на джунов, начинающих и совсем без опыта, нет.
А в России это вдруг стало "не так просто" по вполне очевидным причинам, о которых не принято говорить)

6
Ерофей Дорогин

Аглая, И ещё:

Вы очень некрасиво соскочили с темы, которую сами же задали, по сути, не сказав ни слова. Означает это одно - я как обычно прав, а вам нечего сказать. Вы не видите сути обсуждаемой проблемы и делаете поверхностный вывод из серии дважды два - четыре/капитан очевидность.

5
Ерофей Дорогин

Жужу, только после вас, она же Жора/она же Гога/она же Гоша

4
Ерофей Дорогин

Полина/она же Гога/она же Жора/она же Гоша,


А вам - научиться перестать обижаться и научиться принимать правду, даже не всегда приятную.

И подумать про цветы вместо того что сейчас - вам сразу станет лучше, уставать будете меньше.

4
эль гато

"%count% причин, почему в %year% году не так просто зайти в IT"
Такие статьи можно каждый год клепать (собственно, их и клепают каждый год). Западные галеры ушли — да, в остальном же ничего глобально не изменилось за последние несколько лет. Выпускников курсов стало больше — спасибо агрессивному маркетингу, — но это в конечном итоге ни на что не влияет. Действительно способные и мотивированные и сейчас найдут работу, все остальные не нашли бы её и шесть лет назад, год тут ни при чём. Просто количество безуспешных попыток "войти в айти" стало кратно выше из-за поверивших в то, что их, независимо от способностей, научат нехитрому ремеслу "айтишника" и они будут получать з/п 100к+ на старте после курсов, попивая коктейльчик на Бали. Такие и раньше бы не нашли работу, просто раньше их было значительно меньше и статистику они особо не портили. Всё это создаёт иллюзию, что вот именно сейчас стало сложнее, но нет, сложнее стало только работодателям отсеивать редкие таланты среди тонн мусора.

4
Юлия Марусевич

Как хорошо, что я никогда не рвалась в айти

3
Михаил Городилов

"Впервые за 6 лет зарплаты айтишников России перестали расти"
Горе-то какое.

3
Дмитрий Малахов

Про зп не согласен - приходит тьма народа с очень скромными зп пожеланиями
Как раз желающие "войти".

Но курсы учат странно - 90% вообще не знают что такое транзакции.
Рассказать своими словами как строчка из базы данных оказывается на экране не могут.
Очень часто за "используем связку ** библиотек" оказывается вообще непонимание того, как оно работает.

3
темич

Жужу, я уже запутался в беситесь или нет))))

2
темич

Жужу, надеюсь, что Вы так кандидатам не говорите) на тему дошло - я скорее сразу недооценил Ваши слова) а вообще обидно конечно, что Вы так..

2
stwm

Пенни, В-третьих, все же платить сотруднику за то, что его обучают… Вы уж простите))))

Действительно, так же никто не делает. Интересно, а почему до сих пор существует целевое обучение, надеюсь у вас есть высшее образование и вы знаете в чем его суть.

Будучи hrом вы не можете смоделировать ситуацию, когда грамотный и способный человек попадает в новую для себя сферу? Как ваша статья была написана в порыве эмоций, так и ваш поток мыслей, который вы изливаете в комментарии - четко показывает ограниченность вашего мышления. Работайте над собой, волей случая вы способны влиять на судьбы людей. Словно охранник в пятерочке, получая мнимую власть, очень легко поддаться желанию возвысить себя над другими.

Надеюсь вам никогда не придется работать за воду из кулера, хотя может тогда до вас дойдет, что это не возможность сэкономить для фирмы, а простая эксплуатация.

2
Павел Васильев

Пускай развивают другие сферы экономики, а то начитались дневников трат, и думают, что одной из обязанностей будет заказ еды на самокате на 5к в неделю

2
Фаина

Златеника, вот почему бы не спорить вежливо?
Не понимаю.
Упорно не понимаю.

1
Златеника

Фаина, я вроде не спорю

1
Фаина

Златеника, я Вам поддакиваю))))))))))))))
Все тут бедную Пенни захетили, а она пишет все верно.
Я не про статью, а про комментарии.

1
Златеника

Фаина, это синдром выученной беспомощности ) абьюзивные отношения публики с конкретным комментатором

Соловьёва вон тоже регулярно лайкают )

1

Сообщество

Популярное за неделю