Как продуктивнее общаться с врачами?

82
Аватар автора

Аноним

спросил в Сообществе

Мне часто приходится иметь дело с врачами в государственных больницах, и я не понаслышке знаю, что среди них много выгоревших специалистов и тех, кто навязывает свой стиль общения. Могу ли я как пациент как-то повлиять на то, чтобы общение с доктором было более продуктивным?

Аватар автора

Екатерина Бровчук

часто общается с врачами

Страница автора

Многие привыкли к иерархичности отношений между врачом и пациентом. Приходя на прием, пациент чувствует себя немного ребенком, стесняется задавать «глупые» вопросы, переспрашивать назначения, открыто говорить о сложностях со здоровьем. А врач может брать на себя роль старшего взрослого: давать непрошеные советы, поучать, комментировать простые действия или неуместно шутить.

Такую модель взаимоотношений называют патерналистской. Альтернатива ей — более современная автономная модель, когда пациент сам принимает решения, касающиеся его здоровья, а доктор выступает как консультант, общаясь на равных и объясняя, какие есть варианты. Это может повысить приверженность терапии, а значит, и улучшить ее результат.

Расскажу о том, как вести себя на приеме, чтобы процесс лечения был более приятным и эффективным.

Рассылка о том, как быть здоровым
Поможет лечиться эффективно и недорого. В вашей почте дважды в месяц, бесплатно

Основные правила общения с врачами, которые помогут найти общий язык

Пациент напрямую влияет на продуктивность общения с доктором: эти взаимоотношения равные и объединены общей целью. Лучше всего воспринимать друг друга как партнеров. Врач не сможет достичь результата лечения без действий пациента, а пациент не сможет сам себя вылечить без знаний врача.

При этом врачи, особенно в государственных поликлиниках, часто перегружены — в том числе потому, что ограничено время на прием одного пациента. Например, терапевт должен принять первичного пациента за 15 минут, а повторные приемы еще короче. За это время надо выслушать и осмотреть человека, заполнить все документы, сделать назначения. Нехватка времени, необходимость отвечать на одни и те же вопросы, сложности в коммуникации и другие причины приводят к тому, что врачи часто сталкиваются с профессиональным выгоранием.

Я рекомендую на приеме пользоваться правилами вежливой коммуникации. Это может помочь снизить тревожность и сделать общение качественнее, даже если у врача мало времени или немного не задался день.

Вести себя уважительно. Любой врач и любой пациент заслуживают базовой вежливости в общении друг с другом. В частности, важно не грубить, не перебивать, здороваться и прощаться. Также стоит выяснить имя и отчество врача. Это можно сделать до приема или во время него — представиться самому и спросить у доктора, как к нему обращаться. Общение сразу переходит в чуть более личную плоскость, нежели в продуктовом магазине.

Некоторые пациенты обращаются к специалисту обезличенно, например «девушка». Такое часто случается, если пациент значительно старше врача. Однако это может задеть. Если имя и отчество выяснить или запомнить не удалось, лучше обратиться просто «доктор».

Еще не стоит комментировать возраст врача и сомневаться в его квалификации. Если возраст для вас — показатель опытности, лучше выбрать другого специалиста.

Хорошим тоном будет уточнить, где лучше положить вещи и куда можно присесть, если это не очевидно. Не надо стесняться об этом спрашивать. В кабинете врача вы находитесь в незнакомой обстановке, где все происходит по установленным правилам, — вы не обязаны все знать по умолчанию.

Например:

❌ «Ой, вы такая молодая, мне даже страшно!»

✅ «Татьяна Сергеевна, где мне лучше присесть?»

Подготовиться к приему, собрать все предыдущие заключения и исследования, выписать вопросы. Лучше держать нужные бумаги под рукой или открытыми на телефоне, чтобы не отнимать у себя и врача время на поиски.

Уместнее всего задать вопросы в конце приема, чтобы не сбивать доктора с его привычного сценария. Но если есть ощущение, что врач торопится, лучше в какой-то момент уточнить, будет ли у него время ответить на вопросы после осмотра. Если нет, стоит спросить: может быть, можно их прислать на почту или в мессенджер.

Показывая заключения других врачей, лучше их не критиковать. Доктора обычно считают друг друга коллегами, такими комментариями можно поставить врача в неудобное положение.

Например:

❌ «Предыдущий специалист так небрежно провел осмотр и назначил мне лишние анализы!»

✅ «Предыдущий специалист назначил мне вот такое лечение. Эффект был вот таким».

Быть честным и откровенным. Лечение теряет смысл, если врач не видит всю картину целиком. А еще можно упустить из виду важные моменты или симптомы. Лучше рассказать чуть больше, чем недорассказать. Если какие-то проявления вызывают вопросы, но нет уверенности, что они важны, — можно поделиться сомнениями с доктором.

При этом не надо отвлекать врача вопросами «про жизнь», даже если кажется, что это улучшает коммуникацию и заполняет неловкие паузы. Лучше акцентировать внимание на важных вопросах о своей ситуации: это всегда уместно, тем более когда времени на прием не так много.

Если вам страшно или вы чувствуете себя неуверенно, стоит сказать об этом. Так будет проще справиться с волнением, а доктор поймет, что вам нужно чуть больше внимания и объяснений.

Например:

❌ «Много ли сейчас платят врачам?»

✅ «Возможно, это лишнее, но из симптомов были еще головокружение и тошнота».

✅ «Иван Петрович, это мой первый в жизни визит к гастроэнтерологу. Я не знаю, что меня ждет, поэтому немного волнуюсь».

✅ «Мария Викторовна, я никогда раньше не делала такую процедуру и тревожусь. Расскажите: как все будет проходить? Сколько это длится, какие у меня будут ощущения?»

Уточнять назначения врача, если они непонятны, — а потом соблюдать их. Нет ничего плохого в том, чтобы спросить, зачем назначен тот или иной препарат, какого эффекта ждать, почему врач выбрал такую методику лечения. Главное, делать это корректно и вежливо. Если вы мама и кормите ребенка грудью, нужно сообщить врачу об этом для подбора безопасного препарата.

Например:

❌ «Зачем вы вот это назначили? Я читала в интернете, что это вредное лекарство».

✅ «Татьяна Сергеевна, я правильно поняла, что для снижения давления нужно каждый день принимать вот этот препарат? А какие у него могут быть побочные эффекты?»

✅ «Сергей Викторович, почему мне нужно такое лечение, есть ли другие варианты? Что будет, если не сделать операцию?»

В случаях, когда врач ничего не объясняет, а свой выбор объясняет большим опытом и тем, что так лечит всех, — вероятно, стоит сменить доктора, если есть такая возможность.

Не менее важно соблюдать назначения врача. Есть рекомендации, которые значительно влияют на качество жизни и здоровье. Кроме того, так пациент сотрудничает с врачом и прилагает усилия для решения вопроса — повторные приемы будут проходить комфортнее. Если вы не доверяете врачу и его назначениям, лучше сменить доктора.

Убедиться, что правильно поняли дозировку и особенности приема. Врачи часто говорят быстро и используют непонятные термины. При этом важно соблюдать правила приема препаратов и выполнения других назначений, чтобы лечение было эффективным.

Лучше всего уточнять все, что непонятно, а также проверять, правильно ли вы поняли, — для этого можно воспроизвести услышанное.

Например:

❌ «Я ничего не понял, почему вы так сложно говорите, расскажите еще раз».

✅ «Татьяна Сергеевна, я правильно поняла, что вот это лекарство надо пить три раза в день после еды?»

Советы о лечении принимать только от врача. Ни медсестра, ни врач диагностики не назначат вам лечение — это компетенция лечащего врача. Не получится запретить им высказывать свое мнение, но можно постараться не относиться к нему всерьез.

Например, часто бывает, что доктора на УЗИ комментируют увиденное и говорят нечто пугающее, — лучше переспросить потом у своего доктора, потому что только у него есть полная информация о ситуации, включая результаты анализов. А специалисту или медсестре, которые дают непрошеные советы, можно сказать, что с тактикой лечения поможет определиться лечащий врач.

Не ждать многого. Врач общей практики должен ответить на вопросы, разъяснить тактику лечения, быть вежливым. На нем не лежат обязанности психотерапевта. Здорово, если врач оказывает дополнительную поддержку, но не стоит забывать, что у каждого доктора свой характер и свой подход к пациентам.

Не стоит также принимать эмпатию врача за симпатию. Если врач искренне выражает сочувствие и заинтересованность в вашем здоровье, это не приглашение к сближению. Не нужно расспрашивать доктора о личной жизни и просить контакты.

Например:

❌ «А у вас есть молодой человек?»

✅ «Татьяна Сергеевна, спасибо, вы мне очень помогли».

Примеры ситуаций, с которыми можно столкнуться на приеме

Врач без тщательного осмотра ставит диагноз. В этом случае стоит попробовать перевести разговор в конструктивное русло. Врач может высказывать свои предположения, но серьезные и сложные диагнозы, как правило, не ставят молниеносно.

Например: «Татьяна Петровна, ваши слова пугают меня. Я не врач, и мне сложно оценить серьезность вопроса. Еще мне важно понимать, на чем вы основываетесь. Расскажите, пожалуйста, какие конкретно признаки указывают на эту болезнь? Может быть, стоит провести детальное обследование?»

Бывает, что врач произносит сложные или пугающие термины. Не надо делать вид, что понимаете, о чем он говорит, если это не так: пациент всегда вправе задавать вопросы о диагнозе и его последствиях.

Врач перебил и не дослушал симптомы. В таком случае стоит попробовать вежливо вернуть доктора к обсуждению проблемы: «Иван Иванович, я бы хотел рассказать вам все симптомы. Пожалуйста, выслушайте меня. Мне кажется, эта информация может повлиять на тактику и качество моего лечения».

Врач что-то печатает в компьютере и не реагирует на рассказ о симптомах. Лучше уточнить, чтобы потом не пришлось повторять: «Иван Петрович, я могу продолжать? Или мне подождать, пока вы заполните документы?» Если вы волнуетесь, что врач что-то пропустит, стоит высказать свой страх: «Иван Петрович, мне важно знать, что вы меня слушаете, — я очень волнуюсь».

Врач не дает конкретики. Например, коротко говорит, что все нормально, либо просто дает понять, что что-то не так: «Для вашего возраста это высокое давление».

В такой ситуации надо не стесняться задавать дополнительные вопросы, например: «Иван Иванович, а я увидела, что в анализах повышен вот этот показатель, почему это так, если со мной все хорошо? Нужно ли мне что-то делать для профилактики?» или «А какое давление у меня должно быть? Насколько сильно оно повышено? Нужно ли что-то с этим делать?»

Так можно перевести разговор от абстрактных советов и высказываний к четким рекомендациям.

Врач говорит обидные слова и сам этого не замечает. Например: «У меня впервые такой больной ребенок на участке». В такой ситуации стоит вежливо попросить так не делать: «Мария Петровна, мне неприятно слышать, что мой ребенок больной. Вы не могли бы так не говорить?»

Когда человек говорит, что конкретные слова его ранят, — это нормально. Главное, в первый раз попросить вежливо и спокойно, не отчитывать и не учить врача: возможно, он сказал лишнее случайно и без злого умысла.

Если же после просьбы врач продолжает делать то же самое, терпеть не стоит. Любой человек достоин вежливого и деликатного диалога. Если коммуникация не складывается не по вашей вине, всегда можно прервать прием, пожаловаться главному врачу или сменить доктора.

Начало приема задержалось. Некоторые пациенты считают, что в таких случаях оптимально начинать разговор с угроз о жалобе на врача, но это не так. Не всегда задержки в расписании зависят от длительности предыдущих приемов. Если прием начался на несколько минут позже намеченного, лучше не отнимать у себя время негодованием и сконцентрироваться на вопросе. Врачу, так же как и пациенту, комфортнее общаться в доброжелательной обстановке.

Если время ожидания превышает 30—60 минут, есть смысл общаться не с врачом, а с заведующим отделением или поликлиникой: скорее всего, виноват недостаток кадров или другие организационные проблемы.

Как действовать, если с помощью диалога проблема не решается

Если врач ведет себя агрессивно и неконструктивно, стоит сохранять спокойствие и искать другие варианты получить помощь. Коммуникация — процесс двусторонний, и когда одна сторона отказывается идти на компромисс, сложно говорить о работающих примерах.

Если с врачом по каким-то причинам некомфортно — например, он отпускает язвительные комментарии или не отвечает на вопросы, — стоит по возможности сменить его. Вы вправе прикрепиться к другому терапевту или другой поликлинике.

Если такой возможности нет, терпеть нежелательное поведение тоже не нужно. Можно обратиться к руководству поликлиники, в страховую компанию и другие инстанции. Подробнее об этом — в другой статье Т⁠—⁠Ж.

Примерный алгоритм общения с врачом во время приема

Можно предложить такой алгоритм общения с доктором, который поможет не упустить ничего важного:

  1. Представиться, рассказать о проблеме, описать симптомы.
  2. Задать вопросы, которые тревожат. Лучше заранее подготовить список симптомов и вопросов, чтобы ничего не забыть.
  3. После осмотра и консультации убедиться, что вы правильно поняли предварительный диагноз и тактику лечения, задать дополнительные и уточняющие вопросы, которые появились уже на приеме.
  4. Уточнить рекомендации по дополнительным исследованиям или анализам, если такие есть. Если анализы специфические, спросить, в какое время суток их сдавать, как срочно это нужно сделать, прислать ли результаты врачу до повторного приема.
  5. Уточнить схему приема препаратов — все ли названия вы записали, понятна ли продолжительность курса и дозировка.
  6. Обсудить, когда прийти на повторный прием или с какой периодичностью посещать этого специалиста.

Что в итоге

Важно помнить, что врач тоже человек, — он может казаться невнимательным по разным причинам, в том числе из-за ограничений времени на прием. Поход к доктору не должен превращаться в борьбу и ссоры. Помните, что он так же, как и пациент, заинтересован в комфортной обстановке на приеме.

А если диалог не складывается не по вашей вине — не стоит терпеть: можно пожаловаться в вышестоящие инстанции или сменить специалиста.


Екатерина БровчукА у вас бывали конфликты с врачами? Расскажите об этом:
  • ТатьянаОртопед в детской поликлинике вопила, что к дочке даже прикасаться нельзя, жить по принципу "день прошел и слава богу". Зав.в одной из детских больниц орала, что не надо нам в москву, никто ее оперировать не будет и проблема никогда не решится. Съездили в москву, меньше чем через месяц после ее воплей ребенка прооперировали. С ортопедом-пошли на реабилитации. Ребенок, который в 4,5 месяца голову не держал, в год с опорой пошел. Бестолковых, некомпетентных и злых врачей не мало. Если врач не устраивает, надо идти к другому. Не всегда легко бывает найти золотых специалистов, но важно знать, что они есть и кто ищет, тот найдет. Сдашься-загубишь жизнь. К сожалению, примеров загубленных жизней очень много13
  • ЗаурДоктор, мне кажется лечение не очень помогает. Вы не могли бы выписать во много раз более дорогое лекарство, которое согласно законодательству положено пациенту бесплатно.0
  • ТатьянаЗаур, "не, вы попробуйте вот этот дженерик. Да, он протестировался на 36 здоровых взрослых, которым выдали по 1 таблетке и никто не умер, но он точно хороший, я знаю владельцев компании, они врать не будут"5
  • «Возможно, это лишнее, но из симптомов были еще головокружение и тошнота». «Иван Петрович, это мой первый в жизни визит к гастроэнтерологу. Я не знаю, что меня ждет, поэтому немного волнуюсь». - Волнуется она видите ли.. что за глупость такая разговаривать так с врачом? Если не можешь разговаривать с врачом, как взрослый человек, бери с собой родителей.0
  • Я привыкла к сериалу ER, приходишь, чётко спрашиваешь: - что за диагноз? - как лечить? - если лекарство не подойдёт (побочки и т.п.)? - когда к вам на приём? - а если не лечить? другие методы? Всё! Но врачи не любят отвечать на эти вопросы. Они молча выписывают лекарства и идите и мучайся потом, как часто нужно наблюдать очередную свою хронь, что сдавать, что делать, когда приходить.1
  • АватаркаТатьяна, продается только в гомеопатической аптеке? )0
  • Zimalettoдк вот кто составлял фразы для английских аудио учебников в 90х!3
  • Максим, Ой, как не стыдно?. Столько историй, не верит он. Повезло тебе просто. Меня чуть врачиха не убила во младенчестве. Живёт рядом. А в моей детской медкарте страничка заботливо заклеена и история болезни переписана.3
  • ТатьянаАватарка, нет, к сожалению цитата из жизни и речь об очень серьезном препарате, оригинал которого появился 30 лет назад и за это время спас очень многих детей, дав им шанс на нормальную жизнь, а не жизнь тяжелейших инвалидов. У нас этот препарат так и не зарегистрировали, минздрав закупал через пень-колоду после судов (в основном родители сами покупают, рискуя сесть в один прекрасный день), а теперь появился этот непонятный дженерик, и оригинал вообще закупать перестали. До этого схожая ситуация была с другим препаратом, там у дженерика очень тяжелые побочки (оригинал тоже не витаминка, к сожалению),а по эффективности много нареканий :(0
  • ТатьянаМаксим, это вам повезло,что не сталкивались ни с чем серьезным, очевидно, либо, если столкнулись,повезло сразу попасть к хорошему врачу. Так не всегда бывает3
  • АватаркаТатьяна, понятно ( это грустно.0
  • Максим, Каких экспертиз??? У нас нет судов над медиками. Заграницей есть. А у нас нет. Историй полно! Я тебе рассказываю про свой случай. У меня шрамы на теле из-за халатности врача. Засудить её? Как? А она живёт спокойно.4
  • Максим, Да что ты? Врачи именно так и выписывают. Врач-гастроэнтеролог выписала мне вместо схемы из антибиотиков от хеликобактера - бады! Ну и пожаловалась - толку?2
  • ТатьянаАватарка, очень:(0
  • ТатьянаМаксим, они не хотят никого убить, они просто как закончили вуз 20-30-40 лет назад так и закончили учиться (я не про сертификаты, а про самообразование, изучение новых открытий, результаты исследований и прочее). То, что было приговором даже 10 лет назад, не является таковым сейчас, но не все врачи заморачиваются, а рекомендации дают так, как будто профессионалы. И слава богу, что сейчас можно самим очень многое найти и изучить и понять, профессионал ли перед тобой. Опять же 10 лет назад информации было в разы меньше и жизнь родителей в разы тяжелее. Знаете, врач, который может сказать "я не знаю, вам нужен другой специалист, вот к этому стоит обратиться"-бесценен. Но часто они ведут себя как будто только этим заболеванием и занимались всю жизнь, в то время как сами даже название правильно произнести не могут. И это очень частая история5
  • ТатьянаМаксим, ооо... ну да, конечно. Много тупых мамаш. Только на столько ли мамаши тупые, когда врач говорит, что ваш ребенок овощ и нефиг тут прыгать, а этот овощ через два года разносит дом как любой его ровесник. Просто потому что тупая мамаша не согласилась с этим светилой и нашла хороших врачей7
  • ТатьянаМаксим, не верьте. Повторюсь, ваше счастье, что не сталкивались6
  • Try CatchНа самом деле, как повезёт. Если врач нормальный и ты нормальный - договоритесь и лечение проведёте и выздоровеете. Если врач - самодур, то хоть как разговаривай. Ничего не поможет. Но чаще всего какая-то беда с организацией здравоохранения, а не с врачами. Приведу несколько примеров из столичного здравоохранения: 1. Нужно было записаться к врачу узкой специальности. Спрашиваю, когда есть слоты? В ответ: ой, а врач в отпуске. Запись откроем через 2 недели. Почему на всю поликлинику только 1 врач данной специальности - это даже лучше не спрашивать. 2. Была запись на исследование в больничку, которое ждал месяц. В день приёма позвонили и сказали: ой, у нас врач заболел. Приходите в след месяце... Спрашиваю, почему у вас только один врач проводит это исследование? У вас же там целый корпус на овер дофига человек. Просто промолчали в ответ. И так во всём. Тут в комментах кто-то говорил про какие-то экспертизы и проверки. Я вас умоляю, всем насрать. Проверка будет, когда труп будет. Да и то скажут, что сам помер и никто не виноват.4
  • ТатьянаМаксим, вот это самомнение!3
  • АватаркаМаксим, можете скольлко угодно тут не верить. "Медико-сервисная компания "Этнамед" провела опрос 756 авторитетных врачей из различных лечебно-профилактических учреждений России, к которым обращаются пациенты за "вторым мнением" - так называют экспертную услугу, к которой прибегают, если не удается установить точный диагноз или пациент не уверен в заключении врача. Опрос показал, что лишь пятая часть диагнозов изначально была поставлена абсолютно верно. Еще около 60 процентов диагнозов нуждались в уточнении, а 20 процентов были поставлены неправильно. Официальной статистики по этому поводу в России не существует. Однако мировые исследования показывают, что по ряду заболеваний уровень некорректных диагнозов еще выше. Например, в случае меланомы (агрессивного рака кожи) частота ошибочных диагнозов может доходить до 50 процентов. Но зато в нашей стране есть данные по посмертным диагнозам пациентов, которые не совпадают с прижизненными диагнозами из историй болезней. Например, по результатам проверок Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2017 года различные нарушения были найдены в 13 процентах историй болезни пациентов. Ошибки в лечении или несоблюдение клинических протоколов, которые привели к смерти, имели место в 0,7 процента случаев."5
  • Ангелина ДобровольскаяTry, а вы как раз таки спросите, почему на всю поликлинику 1 врач узкой специальности. За низкую оплату труда и дикие неоплачиваемые переработки работать мало кто захочет. Вы же при поиске работы учитываете удобный график, уважительное отношение руководства, достойную оплату труда? Вот и врач при трудоустройстве выберет клинику, в которой будут более комфортные условия. И да, это нормально. Мы все люди, и врач - это просто профессия.5
  • Ангелина ДобровольскаяТатьяна, так ведь не врач занимается закупками. Поверьте врачи бы и рады назначать и эффективное, и оригинальное.0
  • ТатьянаАнгелина, нет, про то, что врач закупками не занимается, в этом к ним вопросов нет. Просто сейчас многие пытаются обманом вынудить родителей, у кого есть решение суда по оригинальному препарату (а таких очень много, тк без судов редко обходится и как минимум с участием прокуратуры обеспечение происходит), отказаться от оригинала в пользу дженерика. (Кстати, дженерик стоит больше 34 тысяч, а оригинал 70 евро за то же количество). Я понимаю, что это указание сверху, но усердие то и фантазия их. А конкретно про эту фразу, там все несколько интереснее. Эта врач подалась в блогеры (много чуши несет, которая показывает, что она не совсем в теме, она и не входит в число врачей, которые ведут детей с данным заболеванием (там своя специфика), но очень хочет, видимо. В общем она кричала, что оригинал надо выбрасывать в помойку весь и есть дженерик. Врачи, ведущие наших детей, были очень возмущены очень многими ее заявлениями, как, как минимум, не этичными. Опять же недавно, она ребенка из региона направила на мрт в питер в конкретную клинику, сказав, что это первый шаг для хирургии в конкретной московской клинике (где собственно и оперируют в основном и с наибольшими успехами), что опять же не соответствует действительности, тк в той больнице они сами делают все исследования и мрт делают по омс, а не за огромные деньги, да и с питером связь не ясна. Благо у нас сообщество очень большое и активное, поэтому люди всегда имеют возможность уточнить что и как, а не терять время (что очень важно) и деньги. А заведующая в больнице, которая нам кричала, что не надо в москву (она много чего кричала, даже вспоминать не хочу), говорила, что зачем нам этот трудно-добываемый препарат, где мы его брать будем, пейте этот,не поможет, конечно, но за то купить легко 🤦🏼‍♀️. Причем у нее не спрашивали совета, просто сказали, что нам его вводят московские врачи из федеральной клиники , которые занимаются этим заболеванием с 80х еще.0
  • Ангелина ДобровольскаяТатьяна, хорошо, что Вас есть силы и энергия после всех этих неприятных и, можно сказать, конфликтных ситуаций. С сожалению, могут попадаться и такие "специалисты", только кто-то сдаётся, а кто-то борется. Здоровья вам и ребёнку!1
  • Максим❌ «А у вас есть молодой человек?»1
  • ТатьянаАнгелина, спасибо большое :) ребенок дает силы. Когда видишь, что все не зря, силы двигаться дальше появляются сами :))3
  • Максим, А если у меня подтвержденный анализ на наличие хеликобактера?4
  • Ordinary PersonУ всех есть свой характер, и пациент с врачом может не найти контакт, если разные темпераменты, не на одной волне. Сколько раз было в моей практике: напишу, проговорю..но, до пациента не доходит, он хочет слышать другое и пойдет к тому, кто даст этой уверенности - в этом нет ничего плохого, ему нужен другой врач - всем не подойдешь. Пишу я лечение всегда в соответствии со стандартами, даже когда меня не слушают. опять же, в медицине нет одного фактора в развитии болезни - победить болезнь - это целая смена образа жизни, а готова это сделать, дай Бог, 5я часть пациентов. все хотят волшебную таблеточку, ну, или минимум телодвижений. И 50% успеха лежит именно на модификации образа жизни (это для многих заболеваний годно). А в целом, советы очень дельные - вежливость и только вежливость, негромкий тон...и не стоит ждать сверхчудес от врача общей практики в поликлинике - это первичное сито, большинство которых начальство не только не уважает, но и перегружает. А вот что лично мне не нравится, так это битие головой об стены и ор чуть ли не с порога...начало разговора в виде фразы: "Доктор, вся надежда у меня только на Вас..мне до вас такие неумехи попадались (это вежливо) - это значит пришел на прием махровый истеройд, а то и нелеченный психопат и иже с ними; ну и еще описание своей жизни чуть ли не с горшка..я вот в 2 года головой стукнулась об диван, а теперь мне 70 лет и у меня голова заболела, все от этого - и ведь другому верить не хотят9
  • Шахерезада СтепановнаДоктора обычно считают друг друга коллегами, такими комментариями можно поставить врача в неудобное положение. - врачи сами охотно критикуют назначения других врачей, столкнулась с этим несколько раз1
  • МарияМаксим, меня чуть не убили в роддоме! при этом естественно в выписке это скрыли!! я просила перепечатать выписку, но они так и не указали реальные лекарства, которые мне вводили! и никто бы ничего не узнал, никого бы не засудили, слава Богу, всё обошлось, благодаря моему организму, и вопреки врачам! Бог им судья.. И мою маму после операции чуть не убили.. врачи реально убийцы...2
  • Мария, Ну что вы сейчас Максим-врач напишет, что раз вы живы, то это заслуга врача и вы "фсё врёте". Подруга рожала в роддоме(!), никто не прибежал на её крики, что роды начались.. так и родила сама в роддоме(!) при этом без какой-либо помощи врачей.2
  • ТатьянаМаксим, 🤦🏼‍♀️1
  • Мария ИвановаШахерезада, да, часто спрашивают: А кто это такое вам назначил? А почему?0
  • Мария ИвановаТатьяна, Максим сам из врачей1
  • Мартовский волкТатьяна, чтобы не сталкиваться с чем-то тяжёлым по здоровью, надо изначально беречь его. Если речь о детях, то все вопросы к родителям, прежде чем запланировать ребёнка нужно провериться на наличие генетических предрасположенностей, как со СМА. Когда приходят с патологией, особенно с тяжёлой всегда интересуюсь здоровьем родителей и посещала ли мама консультацию, как протекала беременность и роды. Как говорится, не бывает дыма без огня.1
  • ТатьянаМаксим, боже мой, как все плохо же у вас. Не знаю, что за мутация у вас приключилась, но таблетки принимать не забывайте0
  • Максим СкомороховТатьяна, причем тут я? Я еще раз говорю, напишите в редакцию ТЖ, попросите создать тему про меня и пишите там.0
  • Maxim FadeevПрочитав комменты в очередной раз пришёл к выводу, что врачам доверять не стоит0
  • ДариБоВсе требования к врачу только.. мы тоже хотим видеть воспитанных, грамотных, образованных, ответственных, дисциплинированных пациентов.. а встречаемся с чудовищным невежеством, хамством, потребительским отношением.и повсеместно.. и если встретишь из 10 1-2 таких пациентов, день удачным можно считать1
  • Турман ЧервонныйМаксим, к сожалению,врачей почти нету, есть только имитация врачей,приказы минздрава РФ не знают,по русски не говорят,хамят,издеваются...Сделали операцию по удалению камней из почки лазером -врач сказал что все удалил, однако, после сделал узи, они как были так и остались, оборотни...0
  • Василий БардинЯ доктор. Случайно нашел эту статью. Не люблю культуру жалоб, которая в последние годы так устоялась в нашем обществе. Если что-то не нравится, можно разобраться по-мирному либо выбрать другого врача\больницу - время и нервы сэкономить. Больше всего раздражает, когда склочные люди пытаются претендовать на экспертность в тех вопросах, в которых они ничего не понимают, и высказывать претензии о якобы "неправильно оказанных услугах", часто даже не в лицо. Лично у меня конфликты с пациентами бывают редко, почти даже и нет.0
  • user5955158Максим, Грязные и вонючие в основном одинокие старые люди,- каким ты тоже скоро станешь!0
  • user5955158Максим,Скоромохов косит под умного бывалого бодрячка,- но запрет по другому,когда заболеет и состарится,- а это прийдёт , со временем..0