Расскажите о своих способах пережить политическую и экономическую неопределенность
Если обострившийся конфликт на востоке Украины вызывает у вас тревогу, вы не одиноки.
Вооруженные конфликты почти всегда приводят к потерям человеческих жизней и экономическим потрясениям. Даже те, кто не принимает в них непосредственного участия, ощущают на себе их последствия.
Исследования показывают однозначные результаты: угроза жизни, экономическая нестабильность и неопределенность будущего подрывают физическое и психологическое здоровье.
Но, как пишет известный экзистенциальный психолог Ирвин Ялом, всегда находятся люди, которым удается преодолеть самые сложные жизненные обстоятельства и сохранить оптимизм. За счет чего это происходит, ученые точно не знают. По всей видимости, некоторые просто быстрее приспосабливаются к переменам, оказываются готовы к ударам судьбы и при этом не теряют надежду.
Что вы делаете, чтобы пережить период политической и экономической неопределенности с наименьшими потерями? Возможно, по-другому распределяете бюджет или планируете искать новые источники доходов? А может, работаете над своими психологическими установками и стараетесь сохранять спокойствие даже в тревожные времена?
+2
24.02.22, 11:59
В любой непонятной ситуации можно цитировать Екатерину Шульман и подписываться под её словами:
Поскольку пассивное наблюдение за хроникой катастрофы невыносимо, душа требует немедленного действия. Но помните вот что:
1. Несмотря на иллюзию обилия информации, на самом деле никаких внятных сведений ни у кого из нас нет. На войне первая жертва - правда, а у нас с ней и в относительно мирное время было не очень. Понятно стремление выстроить для себя связную картину происходящего, но одно из свойств разума - осознавать свои ограничения. Сейчас лучше знать, как Сократ, что ты ничего не знаешь. Общая рамка большой беды ясна, а внутри неё - туман войны.
2. В оглушительной тишине первоначального ужаса более всего заметны люди и/или боты поддерживающие или радующиеся происходящему. Из этого создается ложная картина общего мнения - а дальше спираль молчания, и ложная картина подтверждает сама себя. Не составляйте мнения об окружающих на основании чьих бы то ни было реплик. Страх испытывают все, но выражается он у людей по-разному: покричать ура - тоже способ справиться со страхом. Мы в долгом коридоре исторического несчастья, общественные настроения зыбки и переменятся ещё не раз. Всякая война, как известно, популярна первые тридцать дней. Крымская эйфория продержалась почти три года - сейчас не 2014 год и экономически, и с точки зрения общественных настроений.
3. И да, соцсетей может скоро не стать, так что, пока есть возможность, пишите. Приложений в телефонах тоже может поуменьшиться. Причем отключать будут с двух сторон - изнутри и снаружи, охранительно и санкционно. Впрочем, это мелочи на общем фоне. Но помните также, что в такое мутное время оживляются всякие мошенники: от звонящих "из военкомата" и "от следователя" до самозванных спасителей ваших рублевых и долларовых счетов.
4. Исходя из предыдущего, не принимайте решение из точки паники. Оно всегда будет неверным. Счастлив имеющий неотменяемые обязанности - а таковые есть у каждого взрослого. Если вы считаете свою работу полезной для людей - не бросайте её. Прежняя жизнь отошла, наступает новая - она беднее, опаснее и ограниченней, но это не причина менять свои принципы. Добро и зло не меняются местами от перемены наших личных обстоятельств. Fais ce que dois, advienne, que pourra. Делай, что должен, и будь, что будет.
(с) Екатерина Шульман
24.02.22, 13:01
Я в такие моменты ненавижу людей, которые поддерживают поехавшего деда. Который затеял бессмысленную войну ради своих амбиций и сверхидеи.
+1
24.02.22, 11:43
Делаю, что должно - и будь, что будет. На том и стою)
+5
24.02.22, 12:15
Обидно осознавать, что ты та часть человечества, что движет мир на дно
24.02.22, 12:23
Я честно пытался, но у меня не получилось, никакой надежды на светлое будущее. Единственный выход это эмиграция.
24.02.22, 12:14
Опыт... Живя в девяностые в центре Москвы, когда у нас танки шли по городу и палили по белому дому, уже терять надежду не вариант. Тогда было очень страшно и не было тебе ни интернета, ни еды в магазинах ни чего. По этому пережив такой опыт ты просто собираешься и помогаешь тем кому хуже, так и сама отвлекаюсь и всё внимание в мирное русло. Вчера собрали отвезли в цент ры приёма гуманитарной помощи для беженцев что могли. Сегодня подруга рыдала не в состоянии психологически справится с тем, что происходит-отвезла ей успокоительный чай и посоветовала сегодня заменить кофе на чай, а новости и вовсе не смотреть .
24.02.22, 13:28
Не уверена, что мой способ популярен у людей, но лично мне оставаться спокойной помогает осознание того факта, что все происходящее здесь и сейчас, даже самое тревожное и страшное - это абсолютный пшик на фоне вселенной и бесконечности и вот этого всего. Что-то такое дзен-буддистское, но в кустарном варианте, в общем.
24.02.22, 15:19
Снорри, зачем вообще переживать, если впереди термодинамический коллапс вселенной. Все тлен.
24.02.22, 12:40
Гуглю, как выглядит лебеда, когда всходит и какие есть рецепты супов из неё
24.02.22, 12:35
Филипп, в геополитическом плане ничего, на личном предполагаю чувствовать себя в больше безопасности, финансовой, физической, моральной.
24.02.22, 13:48
Все об этом дне кричали, все вокруг об этом вопели, а мы смеялись над истеричными иностранными сми.
Как мы могли так недооценить психическое состояние деда? Немыслимо
24.02.22, 13:13
А я как выпекал с супругой хлеб и другие изделия, так и будем дальше выпекать. 3 точки держим в маленьком городке в СЗФО.
Надеюсь что переживем этот период. Помогаем кому нужна помощь, не рублём конечно, но едой (хлебом) да.
24.02.22, 13:12
После белорусских выборов в 2020 поимел тревожный приступ. После этого отписался ото всех новостных пабликов и каналов. Самое важное всё равно доходит, но мониторить 24/7 больше не нужно и это здорово снизило уровень тревожности.
24.02.22, 14:02
Что делать если мои родители жертвы пропаганды?! Грустно, они не понимают, что происходит, а мне 23 года, я просто в шоке и подавлен :(
24.02.22, 15:50
Филипп, а как насчет моих психологических проблем? Я вот например чувствую себя крайне тревожно, находясь в стране, которая является участником войны, не просто участником, но и инициатором. К тому же многие люди почему то этому рады, и так уж сложилось я этой радости не разделяю, скрепы там, традиционные ценности, религиозную обидчивость и тд. Так что жизнь в обществе единомышленников могла бы значительно улучшить моё самочувствие.
25.02.22, 01:07
Очень страшно за деньги, которые есть на счету. Я так долго формировала подушку безопасности… Все деньги на карте… Страшно, что отключат от SWIFT пока я сплю. Страшно, что арестуют накопительные счета и вклады. Страшно, что моя зарплата обесценится в 2 раза и я не могу взять ипотеку в следующем году, как хотела. Не понимаю, что делать, но знаю, что не хочу делать что-то из-за своей паники.
24.02.22, 13:42
Купил доллары по 84. Лучше пусть я потеряю большие для себя деньги при откате до условных 60 (лол), чем потеряю вообще все, если он взлетит до 500. А всем, кто за войну советую читать Ремарка. Но, думаю, на тж таких абсолютное меньшинство.
24.02.22, 13:24
Нельзя потерять то, чего нет. Какая нафиг надежда на лучшее.
Но. У меня все еще есть работа. У меня все еще есть близкие, которым нужна моя помощь. Вывод: продолжать работать, еда сама себя в холодильниках не заведет, лекарства тоже. Параллельно продумывать возможные пути (для себя, для близких, для сбережений, в конце концов) - ключевое слово "продумываем", не поддаваясь панике. Влияем на то, на что можно повлиять.
24.02.22, 21:12
Помогает философия стоицизма. У неё один из главных принципов — не беспокоиться о том, на что не можешь повлиять, в общем-то, выраженный в молитве немецкого богослова XVIII века Карла Фридриха Этингера: "Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, мужество изменить то, что я могу изменить, и мудрость отличить одно от другого". Возвращаясь к стоицизму — открываете Сенеку или Эпиктета и преисполняетесь. Мне кажется, там содержатся ответы на все экзистенциальные вопросы.
Я вспоминаю Сократа, который жил в стрёмные времена и принял мученическую смерть. Булгакова, который творил параллельный мир в душном совке. Джона Толкина, который сотворил целый мир во многом из травм войны, современности и политики. И подобных им. Все эти люди были светочами духа и разума во времена, в которых этого так не хватало. Значит, так можно было.
Я вспоминаю их и думаю: делай, что должно, и будь что будет.
24.02.22, 13:04
Слушаю старое ДДТ, весь день. Сначала погружаешься на дно, потом растворяешься в том, что тебя поняли, приняли и за тебя проговорили. Такое ощущение, что Юра уже обо всем этом спел, а значит, похожее было в истории, а значит, надо стиснуть зубы и двигаться к будущему с открытым забралом. Такая вот поведенческая терапия.
24.02.22, 11:43
Комментарий удален пользователем
24.02.22, 13:13
Александр, эти же люди говорят "да что мне доллар,пусть он хоть 500 рублей стоит" я же в России живу,а ещё любители фразы "пофиг что денег нет,главное войны нет". Интересно на них взглянуть сейчас
+7
24.02.22, 13:19
Маша, ага, и еще классика: «Живем в рублях»
И ещё: «Будет откат»
+5
24.02.22, 13:32
Ляля, о да, я это часто слышу, правда, при этом жалуются ,что почему-то продукты дорожают, но связи не видят
+7
24.02.22, 13:33
темич, парадокс, но они реально не видят связи!!!!!!!!
+5
24.02.22, 13:41
Ляля, так да, я когда пытался объяснить, но на меня посмотрели пустыми глазами и продолжили жаловаться на цены в Пятерочке
+7
24.02.22, 13:42
темич, не осознают
25.02.22, 06:13
Ляля, не понимают
24.02.22, 13:32
Ляля, ага,посмотрю я как они живут в рублях, когда через недельку придут в магазин и увидят цены)
+7
24.02.22, 13:33
Маша, или начнут мечтать о Турции!..
25.02.22, 16:59
Маша, они по-прежнему верны себе. Условно житель провинциального городка, или может быть даже миллионника. У него зарплата 20-40 т.р. которых хватает на еду и бытовые потребности, что ему терять? Хоть доллар по 200р будет. А тут война, интересно, можно погордиться какие мы крутые, дали пиздюлей хохлам.
26.02.22, 08:16
Александр, я тот условный житель провинциального городка, который по глупости своей решил покопить на квартиру держа деньги на вкладах в банках. А теперь не понимающий что с ними делать, ибо на квартиру ещё не хватает, а накоплений в один день стало сильно меньше.
01.03.22, 15:46
Dobryj, в итоге решили, что делать с накоплениями?
01.03.22, 18:34
Kisa, ну я уже думал брать ипотеку и было одобрение под 10,6%. Решил не отказываться от планов, тем более теперь, когда про ипотеку в России можно забыть на какое то время. На вкладах или наличкой честно говоря сейчас страшновато деньги держать. Надеюсь продавец не передумает продавать)
25.02.22, 17:55
Александр, скорее вы правы, но все таки цены вырастут,зарплаты в 20-40 тысяч может уже не хватать даже на еду,может тогда прозреют
+7
26.02.22, 12:06
Маша, Думаю, не прозреют.
Я очень ждала, что прозреют после санкций из-за Крыма.
Фиг.
Ругали Америку, но продолжали радоваться Крыму.
02.03.22, 12:08
Маша, не прозреют, а будут винить Америку, НАТО, геев и пятую колонну. Это же из-за них еды не хватает, всем известно.
24.02.22, 12:31
Александр, что самое страшное - они действительно рады!
24.02.22, 13:06
Михаил, да, они сейчас смотрят новости и думают: как хорошо идёт операция по спасению. Это ж вата, они никогда не поймут
28.02.22, 13:46
Павел, когда я сказала, что у меня подруга с детьми приехала из-за границы повидать семью в Киеве и теперь застряла там, мне ответили: "Пусть ждет, сейчас наши ребята придут и ее с детьми освободят!" Даже не знаю, что на такое отвечать, правда. В их мире это операция по спасению и восстановлению мира и справедливости.
28.02.22, 14:28
La, я когда писал комментарий даже и сам не представлял насколько все плохо. С тех пор не раз слышал от знакомых аргументы типа: "давно пора", "а че они, реально достали там" или "если не мы, то нас". Беда просто
28.02.22, 14:57
Павел, до всего этого замеса я не верила, когда читала, что 72% населения одобряют и поддерживают. А за последние дни столько всего услышала про "давно пора приструнить", "задушить в зародыше", "это все специально придумано, чтобы ослабить Россию" и прочего треша, что теперь верю, что их таких много(((
01.03.22, 20:53
La, это просто информационная война. На самом деле так никто не думает.
02.03.22, 05:28
Красная*шляпка, ошибаетесь, знакомые, коллеги, я в ужасе от того, что они вокруг
02.03.22, 07:18
Красная*шляпка, очень многие так думают, и самое ужасное, что не старшее поколение, а те, кому 30-40(((
28.02.22, 17:07
La, блин, вот только-только говорил, что много подобных аргументов. Это жесть, каждому еще припомню, когда тосты будет 9го мая говорить
24.02.22, 17:24
Александр, как в советском анекдоте - едут 2 зека в товарном вагоне на этапировании:
- Братан не знаешь куда нас везут?
- Хз я политикой не интересуюсь
26.02.22, 19:08
Александр, еще можно вспомнить чудесных людей которые орали "Крымнаш!" а когда в пандемию границу закрыли ТЕ ЖЕ самые люди : где мне теперь отдыхать в Крыму штоле? Фу! Цены, сервис, хочу в Турцию! Да та самая Турция страна НАТО которая поставляет на Украину военные беспилотники Bayraktar TB2 и сегодня пролив закрыла для кораблей РФ. Жалко только что санкции нельзя ввести лично на электорат Единой России, а то орали Крымнаш только они а расхлебывать последствия нам всем.
24.02.22, 23:30
Александр, а вы чему помогли случиться? Конкретно, пжалста.
24.02.22, 12:16
Александр, чему радоваться? что люди были в розовых очках и не снимают их до сих пор? как это дает вам надежду и на что?