Не рекомендую фильм «Мария»
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Это просто невероятный пример того, как мега интересную биографию Марии Каллас можно рассказать скучными шаблонами.
Внешнее сходство
Допустим, даже неплохо, что актрисе не стали делать греческий нос. Смущает другое. Основное действие фильма происходит за неделю до смерти Каллас в возрасте 53 лет. При этом играет ее Джоли с лицом 30-летней женщины. То есть никакой проблемы стареющей красавицы у нас нет, только трагедия утраты голоса. Ближе к финалу есть «отличная» сцена с сестрой, они сидят за столиком в кафе друг напротив друга и справа мы видим реальную 50-летнюю женщину с макияжем в стиле 70-х, а слева Анджелину Джоли ровно как на актуальных обложках Vouge, для пущего диссонанса ей только AirPods в ушах не хватает.
Судя по тому, что ни толстой, ни мертвой нам Анджелину не показывают, основная задача была не про Каллас рассказать, а актрису исключительно в комплиментарных ракурсах показать. Этим же объясняется нарезка арий в начале фильма: просто Анджелина в красивых нарядах на красивом фоне под пение Каллас, информации для зрителя примерно ноль, если только он не случайно в зал забрел и не в курсе, о ком на экране речь.
Сюжет
При съемке биографий основная задача сценариста и режиссера решить, что из жизни героя стоит перенести на экран, чтобы мы развитие характера и его уникальность поняли.
Казалось бы, у Каллас с ее романами, скандалами и даже похудением выбирать было из чего. В итоге у нас следующие флэшбэки.
Юность Марии, мать заставляет ее петь немцам и спать с ними, дальше героиня говорит, что в их последнюю встречу мать требовала денег и всегда обзывала ее уродиной. Это все о матери. Тема красавицы, которая не нравится самой себе больше никак не раскрыта. Тема перенесенного в юности насилия тоже.
Роман с Аристотелем Онассисом. Он ее позвал на яхту, она безэмоционально согласилась, а потом он бросил ее ради Джеки Кеннеди. Но она добрая женщина и перед смертью навестила беднягу. Это я не упрощаю, это все, что показано. Ни что она нашла в Онассисе, раз он на всех женщин смотрел как на вещи в коллекцию, ни как ей было больно после разрыва, ничего кроме пересказа Википедии.
Собственно трагедия потери голоса. Пару раз Марии припоминают отмененные концерты, она вяло отнекивается («я действительно болела»). Всю тяжесть утраты нам должна показать пара сцен с попытками репетировать, в финале которых Джоли прикладывает к горлу ладонь и грустно смотрит. Масштаб грусти примерно «дома макароны закончились».
Самый яркий флэшбэк: короткая встреча с президентом Кеннеди в ресторане. Нереалистично хлесткие реплики больше напоминают цитаты из Раневской, чем встречу незнакомых до этого людей.
И ни разу за весь фильм эмоциональнейшая в жизни певица не выходит из себя, море спокойствия просто, даже Марианская впадина, я бы сказала.
Художественные приемы
Так как от актрисы эмоциональности ждать не приходится, ее чувства решили демонстрировать иначе: она без конца просит передвинуть пианино и мы несколько раз это перетаскивание наблюдаем. Из него же узнаем, что у дворецкого болит спина. И это все, что мы знаем о дворецком и домработнице, которые с нами весь фильм. Есть ли у них семьи, что кроме терпеливой жалости они испытывают, уходят ли когда-то домой? Если бы на их месте были гномы из Белоснежки — вообще ничего бы не испортилось в повествовании.
По сюжету Мария злоупотребляет препаратами и видит галлюцинации. Но так как мы не видим ее в эти неловкие моменты со стороны, а только «в ее голове», выглядит так, как будто это очень милое дело — галлюцинировать. И так как на улице она еще и хор с музыкантами при этом видит, то все зрелище начинает смахивать на серию в «Клинке», когда героиня после травмы головы слышала всех поющими как в мюзикле. Опять же вместо драмы мы испытываем скорее недоумение.
Итого, все два часа интересно смотреть только на многочисленные детали интерьера, а никак не на туда-сюда ходящую с напряженным лицом Анджелину Джоли.
Сюжет: 2 из 5 баллов
Игра актеров: 1 из 5 баллов
Зрелищность: 3 из 5 баллов