«Учим необычных людей обычным вещам»: как я работаю в центре сопровождаемого проживания

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В прошлый раз я рассказывала о том, как помочь молодому человеку с ментальными особенностями научиться вести бюджет. Рада, что тема социализации особенных молодых людей нашла отклик в ваших сердцах, дорогие читатели.

Под прошлым постом мне задали вопрос: существуют ли программы для подростков, в рамках которых взрослые эксперты в своих профессиях обучают или рассказывают о своей работе? Эту тему я хотела бы раскрыть подробнее.

Конечно, такие программы существуют, и их довольно много. Мне хочется рассказать про три из них, с которыми работаю лично, и объяснить, почему практика обучения особенных молодых людей с привлечением сторонних экспертов действительно важна для реабилитации.

Прежде всего, следует оговориться: я буду рассказывать не про подростков в целом, а про ребят, с которыми работаю сама в московском центре сопровождаемого проживания. Это молодые люди с ментальными особенностями — по большей части совершеннолетние, но по духу действительно похожи на подростков. Однако курсы, которые мы с коллегами разрабатывали, рассчитаны и на ребят помладше — от 14 лет. Это могут быть как подростки с ментальными особенностями, так и ребята без диагнозов, но, например, с опытом сиротства. В такой ситуации им тоже нужна наша помощь на пути к самостоятельности.

Программы с привлечением сторонних экспертов в качестве менторов можно условно разделить на три вида:

  • те, которые развивают когнитивные навыки и помогают освоиться в быту, научиться простым вещам (далее поясню, что имею в виду);
  • те, которые направлены на обучение особого молодого человека уходу за собой и его полное преображение;
  • те, которые помогают обрести прикладные навыки, то есть научиться чему-то на практике.

Всё, что происходит в нашем учреждении, направлено на то, чтобы особенный молодой человек как можно скорее социализировался и стал самостоятельным. Эту цель, например, преследует одна из программ, которую мы запустили при поддержке благотворительного фонда. В её рамках у нас проходят курсы по различным блокам: умный дом, разумный бюджет, социальный навигатор и другие.

У нас обучаются не только молодые люди с ментальными особенностями, но и ребята из центров содействия семейному воспитанию, и в широком смысле все, кто желает стать самостоятельным. Мы помогаем научиться делать простые вещи: пользоваться домофоном, снимать показатели счётчиков, экономить электроэнергию, вести бюджет, выполнять ещё множество важных бытовых действий, которые мы с вами привыкли делать практически «на автомате». Нашим особенным слушателям немного сложнее: такие повседневные действия могут стать для них вызовом. Поэтому мы описываем свою работу так: мы учим необычных ребят делать обычные вещи.

Курсы у нас проходят в инклюзивных командах: за одним столом сидят как наши юные слушатели, так и специалисты социальной сферы, которые обучаются вместе с ними, и заодно помогают им в процессе.

Это психологи, наставники, социальные педагоги и другие. Наверное, здесь не совсем уместно говорить, что они учат наших ребят особенностям профессий — скорее, профессиональные навыки этих специалистов помогают обучать бытовым вопросам.

Ещё одна программа, которая также существует в нашем центре, направлена на общее преображение ребят с ментальными особенностями. К сожалению, многим из наших студентов изначально трудно ухаживать за собой — под уходом я подразумеваю не базовое принятие душа, а более широкий спектр процедур. У кого-то проблемная кожа, ломкие волосы, общие трудности с гигиеной, которые ребята не могут решить самостоятельно. И здесь им помогают приглашённые эксперты.

Преображение — это не просто «помылся — причесался». Прежде всего это изменение образа мышления: понимание того, как важна самопрезентация, грамотная речь, стиль, знание этикета и правил здорового питания. Чтобы рассказать нашим студентам о широком спектре того, что и составляет в итоге преображение, мы приглашаем экспертов по этикету, нутрициологов, врачей, стилистов.

Из неочевидного: с нами сотрудничает хореограф, который учит ребят не только танцевать, но и держать осанку, участвовать в дефиле. А кураторами выступают профессиональные модели, вместе с которыми мы организуем инклюзивные показы мод. Это очень важно для общей картины, для самоощущения наших ребят.

Отдельная масштабная тема — трудоустройство особенных молодых людей. Если хотите, потом я расскажу об этом подробнее. Сейчас отмечу только, что больше половины наших студентов работают на открытом рынке труда. Они трудятся, например, в центрах госуслуг «Мои Документы», на предприятиях гостиничного и ресторанного бизнеса. Конечно, профессионалы в каждой из сфер берут шефство над ребятами и помогают им на протяжении карьерного пути.

Те студенты, кто пока не трудоустроен на открытом рынке, работают в мастерских некоммерческих организаций.

Как это устроено? В помещениях некоммерческих организаций открыты специальные мастерские — в случае наших партнёров это типография, маленький столярный цех и даже свой — небольшой, но важный — музей! Но в других организациях могут быть гончарная или художественная студия, кулинарный цех или другие виды активностей.

И в эти мастерские по утвержденному заранее расписанию приходят наставники, которые учат работе со станком, типографскому делу, переплёту книг.

Сюда же приходят на занятия молодые люди, которые живут в семьях. Кстати, мамы, папы, бабушки и дедушки сами часто проводят занятия для ребят в качестве приглашённых экспертов. Например, вместе готовят, выжигают по дереву, раскрашивают деревянные или керамические изделия. Спектр таких занятий очень широк.

Я постаралась кратко рассказать о тех программах, с которыми работаем мы. Но уверена, что их гораздо больше. Важно отметить: эти курсы открыты для всех желающих. Сюда могут прийти не только ребята из социальных домов или, как в нашем случае — из центра сопровождаемого проживания. У нас много слушателей, которые постоянно живут дома с семьёй, а к нам приходят на занятия по расписанию — это что-то вроде дневного отделения.

Мы открыты для всех и готовы помочь каждому молодому человеку стать самостоятельнее. Наша задача — чтобы ребята скорее ушли от нас, в исключительно положительном смысле — в самостоятельную взрослую жизнь. А связи мы с ними не теряем: все наши выпускники до сих пор регулярно приходят в гости!

  • NotNowВы занимаетесь очень важным делом! Скажите, пожалуйста, какая поддержка у ребят после окончания курсов? Про карьерный путь Вы написали, а если у выпускника возникнут вопросы вне карьеры потом? И есть ли курс про цифровую безопасность?2