Конверт на счастье: как я учу особенных детей вести бюджет

3

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Много лет я работаю с молодыми людьми с ментальными особенностями. Вместе с коллегами мы помогаем им стать самостоятельными, получить образование, найти работу, жить полноценной жизнью при минимальной поддержке или вообще без неё. Если коротко, мы учим необычных ребят обычным вещам.

Сейчас я работаю методистом в московском центре сопровождаемого проживания. Тут люди с ментальными особенностями живут и посещают занятия — почти как в обычном студенческом общежитии. Из всех программ, которые мы разрабатываем, финансовая грамотность стала, пожалуй, самым сложным курсом.

Начать вести личный бюджет так же трудно, как выполнить данное себе новогоднее обещание. Финансовые вопросы вызывают ступор — как научиться жить так, чтобы на всё хватало, ещё и оставалось? Сложнее, чем самому разобраться в этом, — только научить вести бюджет ребёнка. Тем более, если у него есть ментальные особенности. Впрочем, мне кажется, что большой разницы между обучением финансовой грамотности особенного и любого другого ребёнка нет. Чем раньше начнём осваивать разумный бюджет — тем лучше. Главное здесь — научить ребёнка трём основным вещам: как тратить деньги, как их копить и как сохранять то, что накопил. Это, кстати, актуально и для молодых взрослых, и для подростков, и для детей с ментальными особенностями.

Обучение финансам лучше начинать с маленьких сумм. Когда ребёнок просит что-то за 400 рублей, проще помочь ему накопить эту сумму, чем если бы он просил за 40 тысяч. Идея одна, а деньги разные. Навыки умелого управления мелкими суммами пригодятся и с крупными финансами.

Давайте я расскажу, как мы обучаем студентов финансовой грамотности. Они у нас все совершеннолетние, и у каждого есть свои доходы: пособия, заработок и т. д. Часть уходит на хозяйство, а часть на личные расходы — мы называем их «хотелки». Так вот, важно учиться именно на «хотелках». Это помогает молодым людям быстрее понять ценность денег, научиться экономить и считать их.

Вот наш студент Саша. Он работает в центре госуслуг «Мои документы» и получает пенсию по инвалидности. Каждый раз, когда Саша получает деньги, он раскладывает их по четырём конвертам:

  1. На обязательства. Здесь лежат деньги на обязательные платежи, такие как мобильная связь и коммунальные услуги.
  2. На будущее. Это деньги на конкретную цель, например, новый телефон или кроссовки.
  3. На непредвиденные расходы. Здесь деньги для внезапных трат. Случилось что-то неожиданное, что требует оплаты, — берём отсюда.
  4. На счастье. Отдельный запас для приятных покупок. Мы придумали его как дополнительный к первым трём. Когда мы тратим деньги, мы получаем удовольствие. Но если потратили слишком много, мы можем грустить и винить себя, потому что нам трудно удержаться от импульсивных покупок. Таким образом, если захочется что-то особенное для себя или близких, можно брать деньги из этого конверта.

Обратите внимание на «конверт счастья» — это очень важно! Деньги ведь должны радовать нас, приносить удовольствие от трат — зачем же иначе они нужны? Но для наших особенных ребят есть одно очень важное правило четвёртого конверта. Если Саша хочет купить что-то спонтанное и достать из «конверта счастья», он должен подождать 48 часов перед покупкой. Если через это время его желание остаётся, можно брать. Но, как правило, такая задержка помогает забыть об импульсивных желаниях и оставить только то, что действительно нужно.

Разложив деньги по конвертам, оставшуюся часть бюджета Саша разделяет на четыре равные части на повседневные расходы. Главное — строго следовать правилам и не смешивать деньги из разных конвертов.

Когда мы учим детей или особенных молодых взрослых управлять деньгами, важно помнить, что им нужно видеть их физически, держать в руках, считать, понимать, что они не бесконечны. Просматривая конверты с деньгами, легче увидеть, сколько осталось. В отличие от банковской карты, где деньги кажутся неисчерпаемыми, с физическими купюрами понятнее, откуда берутся деньги и как быстро они уходят.

Эти правила применимы не только к людям с инвалидностью. Я уже говорила, что обучение наших студентов и детей похоже — но в чём же различие? Помните мой пример про 400 рублей и 40 тысяч? Именно в этом! Главное различие между нашими студентами и обычными детьми в процессе обучения — это уровень желаемых покупок. Наши ребята — взрослые люди, у которых большие и дорогие желания, но навыки финансов у них зачастую как у детей.

Поэтому одна из ключевых идей, которую мы хотим передать на наших курсах, — деньги должны радовать человека, если он ими умело распоряжается. Если мы не радуемся своим покупкам, мы не научимся экономить. А откладывать деньги на счастье от покупок для себя, для близких — это уже имеет смысл. Чтобы передать эту мысль и научить каждого обращаться с деньгами «на ты», мы запустили целый курс. Теперь мы учим не только особенных людей, но и подростков, детей-сирот, и просто всех, кто хочет стать самостоятельным.

Хотя счастье не только в деньгах, разумное управление финансами может помочь нам достичь удовлетворения, радости, поставленных целей. Оно делает нас независимыми. В этом мы и помогаем нашим особенным студентам центра.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество