«Всегда надо оставаться человеком»: как таксисты-мигранты помогали своим пассажирам в России
У отзывчивости и неравнодушия нет национальности.
На решение броситься на помощь или пройти мимо не влияют цвет кожи или паспорта. Трое таксистов из Кыргызстана, которые работают в Москве, поделились, как пришли на выручку своим пассажирам. Публикуем их истории о том, как они спасали бабушку от мошенников и девушку от грабителей и помогали принять роды у пассажирки.
Кто помогает
Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т—Ж «Кто помогает». В ее рамках мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.
В ноябре и декабре рассказываем о мигрантах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает».
О том, как таксист спас бабушку от мошенника
Я родился в 1994 году в городе Джалал-Абад в Кыргызстане. Здесь окончил школу и поступил в Международный университет, но отучился всего два года и отчислился по собственному желанию. В 2014 переехал в Москву на заработки, потому что здесь платят больше, чем у меня в стране. Кроме того, меня многое связывает с Россией: например, мой отец в 1988—1990 годах служил в армии в Архангельской области. Русский язык я неплохо знаю, поскольку меня учил папа.
В Москве я успел поработать поваром и курьером, еще устанавливал окна в строящиеся дома. В 2023 начал сотрудничать как водитель с «Яндекс Go». Когда водишь машину, тратишь меньше сил, чем когда работаешь на кухне, но при этом больше зарабатываешь — мне этого и хотелось. Кроме того, я люблю ездить за рулем и мне нравится, что это ответственная работа. Путь от точки «А» до точки «Б» в твоих руках: нужно быть внимательным на дороге. Еще привлекает то, что я вижу новые места.
5 июня 2024 года меня вызвали на адрес недалеко от станции метро «Хорошевская» в Москве. Пока ехал, мне позвонил заказчик. Он попросил забрать документы у его жены и привезти в район аэропорта Шереметьево.
Ко мне вышла пожилая женщина. Она держала в руках конверт с купюрами — это не было заметно, но я мог догадаться. Позже узнал, что внутри лежали 130 000 ₽. Пенсионерка сказала, что ее сыну срочно нужны деньги.
Я стал подозревать, что бабушку пытаются обмануть мошенники. Тем более мужчина вел себя подозрительно. Он почему-то назвался ее супругом, а не сыном, к тому же постоянно звонил мне и требовал не бросать трубку, пока я не доеду до пункта назначения.
Я попросил заказчика назвать имя и отправить мне паспортные данные, чтобы я мог убедиться в том, что он — родственник этой женщины. Собеседник отказался и стал агрессивно со мной разговаривать. Он морально давил на меня и говорил, как мне лучше действовать, — это мешало думать. Но я переживал за пенсионерку, и интуиция мне подсказывала: нужно помочь.
После мошенник предложил мне деньги за то, что я помогу ему обмануть бабушку — 5000 ₽. Совесть не позволила мне согласиться. У меня есть работа, и я зарабатываю такую сумму за день. Бабушке деньги намного нужнее: она не работает, ей приходится покупать лекарства. У меня тоже есть отец и мать и я бы не хотел, чтобы с ними поступили так же. А еще я верю, что все в мире возвращается.
Если ты сделал что-то плохое, рано или поздно это вернется к тебе вдвойне или втройне.
Тогда я поймал машину полиции и объяснил ситуацию. Сотрудники вызвали подкрепление и связались с сыном пенсионерки. Оказалось, что он был на даче и ничего не знал о произошедшем.
Полицейские взяли у меня показания, сфотографировали мои данные и поблагодарили — даже сказали, что я красавчик! Бабушка тоже сказала мне «спасибо» — но, кажется, из-за возраста она не до конца поняла, что произошло.
Об этом случае я сообщил в поддержку «Яндекс Go». Мне дали промокод на поездки без комиссии. Потом вернули плату за эту поездку мне, а не клиенту, потому что я предотвратил мошенничество.
Я рад, что поступил правильно и по совести. Всегда надо оставаться человеком и уважать старших.
О том, как таксист помогал принимать роды у клиентки
Я родился в 1990 году в городе Джалал-Абад в Кыргызстане. Я занимался евроремонтом, а в 2014 переехал в Россию. До недавнего времени не жил здесь на постоянной основе: приезжал на заработки, обычно на три-шесть месяцев, и уезжал обратно. В 2024 моя семья — жена с семилетней дочкой и трехлетним сыном — приехала ко мне в Россию, поэтому теперь останемся тут на год. Без них мне сложно — решили воссоединиться.
Мне понравилась Москва. Здесь относятся с уважением ко всем нациям. Также в столице можно хорошо зарабатывать. Хотелось бы, чтобы и в Кыргызстане было так же, но пока это невозможно. На заработанные здесь деньги я смог построить дом на родине, купить машину. Именно этим мне и понравилась Москва: она дает возможности.
Сначала я работал в Москве на стройке: недолго занимался евроремонтами, потом начал вместе с земляками делать заборы и крыши в коттеджных поселках. В 2014 году проект остановился из-за наступления зимы, и я хотел уехать на родину. Но друг — водитель такси — сказал, что сейчас неразумно возвращаться, потому что зимой сложно будет найти работу в Кыргызстане.
Он предложил мне тоже стать таксистом. Мы поехали в таксопарк и взяли мне в аренду машину. Так я начал сотрудничать с «Яндекс Go».
Мне нравится работа, потому что здесь ты сам себе хозяин: работаешь и отдыхаешь, когда хочешь. Зарабатываю неплохо.
3 июня 2024 года получил заказ в район Саларьево. Пока добирался, мне позвонила пассажирка и попросила приехать как можно быстрее. На месте увидел беременную девушку и ее мужа. Оказалось, что у нее начались предродовые схватки, и семье нужно было добраться до перинатального центра в Коммунарке.
Дорога до больницы занимала всего 12 минут, и я старался ехать как можно быстрее, но роды начались слишком скоро. К тому же пассажиры неправильно указали точку назначения — вместо адреса роддома ввели ближайшую станцию метро. Девушка начала кричать, и мы с ее мужем поняли, что она уже рожает. Мне пришлось остановить машину на обочине.
Роды принимал ее муж, а я помогал чем мог — например, подавал влажные салфетки. Такая ситуация произошла со мной впервые: моя жена дважды рожала, но я никогда при этом не присутствовал.
Мне было страшно, я чуть не расплакался от волнения.
Но старался делать все, чтобы помочь.
Все прошло быстро — примерно за 15 минут. У пары родился сын. После я довез пассажиров до родильного отделения и дождался с ними врачей. Когда девушку забрали, ее муж дал мне 15 000 ₽ на чистку машины и сказал звонить ему, если мне понадобится помощь.
Я рассказал поддержке «Яндекс Go» об этой ситуации. Мне дали промокод на поездки без комиссии, который я уже использовал.
У нас в Кыргызстане принято помогать другим. Бабушки и дедушки учили нас уступать места пожилым в общественном транспорте и доносить тяжелые сумки им и женщинам. Я запомнил, как это важно, — и поэтому помогаю.
О том, как таксист защитил пассажирку от грабителя
Я родился в 1993 году в Кыргызстане, в городе Ош. Получил среднее образование по специальности «Финансы и кредит», отучился в Кыргызско-узбекском университете на экономиста и даже успел поработать в банке заведующим кассой. Но в моей стране платили мало.
В 2010 году приехал в Москву на заработки и остался тут на шесть лет. Сначала работал на стройке, потом продавал ткани в одной фирме. В 2016 уехал обратно в Кыргызстан, потому что хотел отдохнуть и побыть на родине. Устроился по профессии — в банк. Сначала опять работал на кассе, потом стал бухгалтером.
Мне хотелось зарабатывать больше, поэтому в 2021 году опять поехал в Россию. Я коплю деньги, чтобы построить дом, — а после планирую вернуться на родину. Сначала трудился на рынке, а потом мне посоветовали пойти в таксисты. В 2022 стал сотрудничать с «Яндекс Go», и сейчас это моя единственная работа.
В один из дней декабря 2023 года я работал ночью. Поступил очередной заказ. Пассажирка долго не выходила, включился режим платного ожидания. Я позвонил ей, чтобы объяснить, где именно стою. Мы поговорили, и вдруг она начала ругаться и кричать. Я понял, что ее голос звучит не из трубки, а с улицы. Я выглянул и вдалеке увидел девушку. Она звала на помощь: ее телефон украли.
Звонок оборвался. Я попытался дозвониться опять, но трубку сбрасывали. Я заметил, что в сторону моей машины бежит одетый в черное мужчина. Подумал: не он ли ограбил мою пассажирку? Хотел побежать за ним, но испугался: вдруг у него с собой нож или даже пистолет? Но после увидел, как девушка бежит за ним и просит помощи, и решил вмешаться.
Я догнал грабителя на машине, выскочил, сбил его с ног и стал удерживать за руки — опасался, что он вооружен и сможет причинить мне вред. Пассажирка подбежала к нам и потребовала вернуть телефон. Мужчина сунул руку в карман. Было очень страшно, что он вытащит нож, — но он достал телефон и отдал его. Тогда я отпустил этого человека, и он убежал.
Девушка не захотела звонить в полицию и попросила отвезти ее домой. Предполагаю, она была шокирована произошедшим. На прощание пассажирка поблагодарила меня, и больше мы не виделись.
На следующий день мне позвонили из поддержки «Яндекс Go» и сказали, что девушка сообщила им об истории с грабителем. Мне выдали промокод на поездки без комиссии.
Помогать другим — это простая человечность. Если мои родные попали бы в трудную ситуацию, я бы хотел, чтобы их не оставили в беде. Все мы люди и должны поддерживать друг друга.