Авто
180K

Как обманывают автошколы

И как проверить свою, перед тем как заключать с ней договор
85
Как обманывают автошколы
Аватар автора

Виктор Тюрин

подавал претензию в автошколу

Страница автора

В 2019 году моя супруга решила сдать на права.

Нам казалось, что это должен быть довольно простой процесс. Нужно записаться в автошколу, пройти теоретическое и практическое обучение, подготовить нужные справки и сдать экзамены. Подробно этот процесс Т⁠—⁠Ж уже описывал в статье «Сколько стоит получить права». Мы планировали, что супруга получит права уже в декабре 2019.

При выборе автошколы у супруги были три главных критерия:

  1. Минимальная стоимость.
  2. Практика вождения не менее 56 часов.
  3. Возможность изучать теорию онлайн.

В итоге она выбрала крупную автошколу в Санкт-Петербурге, которая в договоре обещала всего за 19 900 ₽ организовать онлайн-обучение и предоставить 56 часов практики. Сразу скажу, чем все закончилось. В реальности супруге предоставили всего 21 час практических занятий. Онлайн-обучение оказалось ссылкой на записи, выложенные на «Ютубе» в открытом доступе. После наших претензий автошкола расторгла договор обучения и вернула 2478 ₽.

В итоге мы потратили 3 месяца и 17 422 ₽. Вместо прав супруга получила только справку о прохождении теоретического курса.

17 422 ₽
мы заплатили за теоретический онлайн-курс в автошколе

При выборе автошколы мы совершили практически все возможные ошибки. Расскажу о том, какие подвохи бывают с автошколами и как можно их избежать.

Как обычно — личный опыт

Опыт нашей семьи вполне может не совпадать с вашим. Учитывая тему статьи, это скорее хорошо.

Если вас тоже обманывали автошколы, приходите в комментарии. Если вы знаете, как избежать подобного мошенничества, то тоже приходите.

Нет необходимых государственных документов

Мы не проверили документы автошколы, и это было нашей первой ошибкой. Занялись этим, только когда возникли проблемы, то есть на этапе составления претензии. И были сильно удивлены.

У каждой автошколы должны быть два основных документа: лицензия на образовательную деятельность и заключение ГИБДД о соответствии учебно-методической базы. С лицензией у большинства автошкол все в порядке. А вот проблемы с заключениями ГИБДД более распространены — это было и у нашей автошколы.

Лицензия подтверждает, что автошкола вообще имеет право заниматься образовательной деятельностью. Как правило, нормальные автошколы гордо размещают свои лицензии на сайте и в офисе в красивой рамке.

Но ничего не мешает недобросовестной автошколе разместить у себя на сайте лицензию, нарисованную в «Фотошопе». Поэтому лицензию автошколы надо проверять. Делать это надо еще до заключения договора и передачи денег.

Проверить лицензию можно на сайте Рособрнадзора. Если там будет указано, что лицензия просрочена или отозвана, идти в такую автошколу нельзя. Еще хуже, если такой лицензии там вообще нет.

Лицензия нашей автошколы. С ней все в порядке
Лицензия нашей автошколы. С ней все в порядке
Выбираю на сайте Рособрнадзора нужный регион. Дальше надо указать или точное название автошколы, или ее ИНН, или номер лицензии
Выбираю на сайте Рособрнадзора нужный регион. Дальше надо указать или точное название автошколы, или ее ИНН, или номер лицензии
Информация о лицензии нашей автошколы
Информация о лицензии нашей автошколы

После проверки лицензии нужно проверить заключение ГИБДД о соответствии учебно-методической базы. Оно подтверждает, что у автошколы есть необходимое оборудование для проведения обучения. Такое заключение должно быть на каждый учебный класс. А еще у этого документа всегда есть срок действия.

Проверить заключение можно на сайте ГИБДД.

Если заключения нет или оно просрочено, идти в автошколу не следует. ГИБДД просто не допустит ее выпускников до государственного экзамена.

Указываем в строке поиска полное юридическое наименование автошколы. После этого нажимаем «Подробнее»
Указываем в строке поиска полное юридическое наименование автошколы. После этого нажимаем «Подробнее»
Появится список помещений автошколы, которые согласованы и не согласованы с ГИБДД
Появится список помещений автошколы, которые согласованы и не согласованы с ГИБДД

В рекламе наша автошкола заявляла, что у нее 65 филиалов, в которых можно проходить обучение. Но после проверки оказалось, что только два учебных класса и еще две закрытые площадки соответствовали требованиям ГИБДД. Причем только один из этих двух учебных классов находится в Санкт-Петербурге.

Конечно, внимание учеников к этому факту привлекать не будут. Наша автошкола вместо этого в рекламных объявлениях просто упоминала, что аттестована в ГИБДД, и прикрепляла сканы просроченных заключений.

Запомнить: до заключения договора надо проверить лицензию автошколы и заключение ГИБДД о соответствии учебно-методической базы. Это важно сделать до момента передачи денег.

На сайте школы написано, что она аттестована в ГИБДД
На сайте школы написано, что она аттестована в ГИБДД
Но в заключении ГИБДД было написано, что оно действует до 31 июля 2019 года
Но в заключении ГИБДД было написано, что оно действует до 31 июля 2019 года

Заниженная стоимость обучения

Наша ошибка: поверили в то, что можно обучиться за 19 900 ₽. Убедились, что скупой платит дважды.

19 900 ₽
стоило онлайн-обучение в нашей автошколе

Когда я писал эту статью, в Санкт-Петербурге обучением водителей могли заниматься 167 юридических лиц — это я вручную пересчитал автошколы в Петербурге по сайту ГИБДД. Конкуренция велика, и это вынуждает автошколы привлекать учеников минимальными ценами.

Наша автошкола до сих пор предлагает обучение за 19 900 ₽. Конкуренты не отстают: вот еще одна школа учит за 19 900 ₽, и еще одна — за 18 000 ₽.

Наша автошкола обещает 56 часов вождения за 19 900 ₽
Наша автошкола обещает 56 часов вождения за 19 900 ₽
Конкуренты тоже не отстают
Конкуренты тоже не отстают

Я решил посчитать, насколько реально за такие деньги получить действительно качественное теоретическое и особенно практическое обучение.

Из указанной стоимости 19 900 ₽ вычитаю стоимость теоретического обучения. Согласно нашему договору теория стоила 10 000 ₽ — это было прямо указано в договоре. Значит, вся практика стоила 9900 ₽.

Судя по договору, теоретические уроки школа оценила в 10 000 ₽
Судя по договору, теоретические уроки школа оценила в 10 000 ₽

Также в договоре было заявлено, что практическое обучение составляет 56 часов. Получается, 1 час практического обучения стоит 176,8 ₽. Из этих денег школе надо будет каким-то образом оплатить бензин, ОСАГО, плановое ТО и возможный ремонт автомобиля. И конечно, сам урок, то есть время и знания преподавателя.

Сейчас будет риторический вопрос: какое качество обучения можно ожидать за эти деньги?

Вам вполне может достаться опытный инструктор-профессионал. Но нужно быть реалистом. Для сравнения можно посмотреть на профильных сайтах, за какую плату автоинструкторы готовы заниматься с учениками индивидуально. Чаще всего стоимость будет начинаться от 1000 ₽ за час на механике.

Предположим, что инструктор автошколы работает по минимальной планке, так как обеспечен учениками. Пусть это будет 750 ₽ в час. Посчитаем: 750 ₽ × 56 часов = 42 000 ₽ — минимум столько должны стоить практические занятия. Прибавим к этому какую-то плату за теорию. Получается, что стоимость более или менее приемлемого обучения должна начинаться минимум с 50 000 ₽. Жаль, что мы с женой не провели эти расчеты до заключения договора с автошколой.

Я взял случайные профили инструкторов с «Профи⁠-⁠ру». Стоимость обучения у них начинается с 1000 ₽ за час
Я взял случайные профили инструкторов с «Профи⁠-⁠ру». Стоимость обучения у них начинается с 1000 ₽ за час

Как еще автошкола может сокращать расходы и получать прибыль:

  1. Переводить теоретическое обучение в интернет, предоставляя ученикам записи занятий, чтобы не платить преподавателям за каждый урок. У нас так и было.
  2. Сокращать объем предоставляемых услуг, то есть занижать количество часов практического обучения. С этим мы тоже столкнулись, я расскажу об этом дальше в статье.
  3. Увеличивать сборы с учеников за дополнительные услуги: брать плату за пересдачу экзаменов, подготовку документов, медкомиссию, учебные материалы, бензин и так далее. Мы с этим не столкнулись, вероятно, потому, что жена сравнительно быстро из нее ушла. Каждая пересдача экзамена в нашей автошколе стоит 1500—2000 ₽. Другие автошколы предлагают помочь с медицинской справкой и учебной литературой, например вот тут справку можно сделать за 4150 ₽, а учебник купить за 1000 ₽.

Запомнить: низкая цена обучения подозрительна. Уточняйте, сколько и за что придется доплачивать. Будьте готовы, что придется платить еще.

Занижение количества часов практики

Наши ошибки: мы поверили обещаниям предоставить 56 часов практики вождения. В процессе обучения супруга подписала акт с указанием количества пройденных занятий, а автошкола потом завысила их продолжительность в два раза.

Согласно государственным нормативам продолжительность практического обучения должна составлять не менее 56 часов для механики и 54 — для автомата. При этом продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час — это 60 минут, а не академический час — 45 минут, как это трактуется во многих автошколах.

Так должны распределяться часы практического обучения на механике
Так должны распределяться часы практического обучения на механике
А так — на автомате
А так — на автомате

Моя жена посетила 21 практическое занятие по вождению, каждое длилось не больше часа. После этого инструктор сообщил ей, что осталось отучиться всего три часа, и программа будет выполнена.

Оказалось, что подобным образом часы обучения практике занижают многие автошколы. Вот какие приемы они для этого используют.

Астрономические часы по 60 минут подменяют академическими по 45 минут. Это минус 14 часов реального времени. В договоре об этом ничего не пишут. Об академических часах ученику скажут, например, на этапе подписания акта о пройденном обучении.

Часы обучения сокращают на 6 часов, отведенные программой на вождение с прицепом. Объясняют просто: вы же реально этому не учитесь, вот поэтому эти часы и исключаем. На самом деле обучение вождению с прицепом проводится по желанию ученика. Если прицеп ему не нужен, эти часы должны быть перераспределены, то есть вы все равно должны их отъездить с преподавателем.

Некоторые автошколы включают в часы практики время, в течение которого инструктор добирается до места проведения занятий или моет машину после урока. Об этом ученика тоже проинформируют уже постфактум, когда предложат ему подписать акт с завышенным количеством учебных часов.

Наш опыт. Инструктор просто обманул мою супругу. Он попросил ее подписать акт, в котором было указано, что она прошла 21 занятие. Она действительно посетила 21 занятие, поэтому акт подписала. Однако инструктор не сказал, что длительность каждого занятия по версии автошколы составляла два часа, а не один, как было на самом деле.

После этого супруга обратилась в автошколу за объяснениями: должно быть 56 часов, а был 21 час, еще три обещают, но где остальные 32 часа? Сотрудники школы заявили, что она прошла 42 часа практического обучения — 21 занятие по два часа каждое. То, что реально занятия были по одному часу, никого не интересовало. В ответ на возмущения администратор предложила взять дополнительные часы за отдельную плату. Правда, стоили они уже не 176,8 ₽ в час, а 1000—1200 ₽.

Запомнить: сразу запросите в автошколе программу обучения или иной документ, в котором будет четко указано, как распределены часы вашего практического обучения вождению. Эта программа должна соответствовать государственным нормативам.

Поищите в интернете информацию о том, как обучают практике вождения именно в этой автошколе.

Не соглашайтесь на попытки сократить часы любым способом. Не подписывайте документы, в которых фигурирует завышенное количество часов.

Завышение стоимости дистанционного обучения

Наша ошибка: не попросили показать, как проходят дистанционные занятия.

Онлайн-обучение в автошколах сейчас становится все более популярным. Это нравится ученикам, так как они могут проходить занятия в удобное время и не приезжать в учебный класс. Это нравится и автошколе, так как позволяет ей экономить на преподавателях и оснащении учебных классов.

Дистанционный формат обучения позволяет автошколе не получать заключения ГИБДД на свои учебные классы. Ведь все ученики учатся из дома.

Описание онлайн-обучения на сайте автошколы
Описание онлайн-обучения на сайте автошколы

Автошколы практикуют два варианта дистанционного обучения:

  1. вебинар — онлайн-трансляция занятия с преподавателем, который в прямом эфире объясняет тему и отвечает на вопросы;
  2. видеоуроки в записи — все занятия уже записаны, вы их просто просматриваете. Можно написать вопросы преподавателю, и он на них через какое-то время ответит. Этот вариант значительно дешевле вебинаров.

Наша автошкола практиковала именно второй вариант дистанционного обучения. Супруге предоставили ссылку на ютуб-канал, на котором были выложены все уроки. Они и сейчас доступны любому желающему. Общаться с преподавателем можно было по Скайпу три раза в неделю по одному часу.

Согласно договору стоимость теоретического онлайн-обучения составила 10 000 ₽. Также в нем было указано, что уплаченная стоимость не подлежит возврату. И услуга теоретического обучения считалась исполненной в полном объеме с момента предоставления доступа к занятиям.

10 000 ₽
стоило по договору теоретическое онлайн-обучение

На мой взгляд, 10 тысяч — это завышенная цена для такого продукта. Обучение сводится к просмотру бесплатных уроков на «Ютубе». Мне кажется, это сделано целенаправленно, чтобы при расторжении договора ученик в любом случае оставил автошколе больше половины уплаченных средств.

Запомнить: при выборе дистанционного обучения уточняйте, в каком виде будут проходить занятия. Просите показать вам примеры занятий или тестовые уроки. Важно, чтобы у вас всегда была возможность задать вопросы преподавателям и оперативно получить ответ.

Заказные отзывы

Наша ошибка: не уделили достаточно внимания чтению отзывов и не сравнили отзывы о конкурентах.

Супруга выбрала автошколу и почитала отзывы о ней в интернете. Там было много положительных отзывов. Некоторые были расплывчатыми и производили впечатление заказных, но нас это не насторожило. Отрицательных отзывов тоже было много. Ученики жаловались на инструкторов и на долгое ожидание начала занятий. Мы решили, что это не очень критичные проблемы, и проигнорировали негатив. Конечно, зря.

Подробнее изучать отзывы мы стали уже после того, как с автошколой начались сложности. Сразу же нашли много жалоб на занижение количества часов практики, то есть на то, с чем мы и столкнулись. Обнаружились и специфические жалобы на то, что учеников заваливают на школьных экзаменах для сбора платы за пересдачи и что школа в черных списках ГИБДД. Правда это или нет — судить не берусь. Жаль, что мы не изучили всю эту информацию заранее — до заключения договора.

В этом отзыве нет конкретики — даты обучения, программы, инструктора. Похоже на заказной. У администрации сайта такое же мнение, судя по отметке под отзывом
В этом отзыве нет конкретики — даты обучения, программы, инструктора. Похоже на заказной. У администрации сайта такое же мнение, судя по отметке под отзывом
Мы не обратили внимания на такие негативные отзывы: решили, что негатив бывает о каждой автошколе
Мы не обратили внимания на такие негативные отзывы: решили, что негатив бывает о каждой автошколе
Жаль, что мы заранее не изучили все эти отзывы
Жаль, что мы заранее не изучили все эти отзывы
С подобными проблемами столкнулись и мы
С подобными проблемами столкнулись и мы

Существуют специализированные сайты для тех, кто учится вождению. Например, «Автобегиннер» и «Автогаи». Там тоже много отзывов на автошколы. Мне показались еще более полезными отзывы об автошколах на сайтах-отзовиках: «Отзовике» и «Айрекомменде». Отзывы там серьезно влияют на репутацию и даже заработок автора, поэтому откровенно заказных отзывов в стиле «все прекрасно, большое спасибо» там я не встретил.

Запомнить: уделяйте больше времени изучению отзывов. Да, большинство будет негативным. Да, жалобы будут на все организации. Но если люди раз за разом жалуются на одни и те же проблемы — это повод выбрать другую автошколу.

Как все-таки правильно выбирать автошколу

Предварительный отбор. Пообщайтесь с друзьями-автомобилистами. Спросите, в каких автошколах учились они, с какими сложностями сталкивались, какие у них были впечатления.

Решите для себя, какой вариант теоретического обучения вам актуальнее — очное или дистанционное. Дистанционный вариант может быть немного дешевле.

Определитесь, насколько для вас важно учиться рядом с домом. Тут я имею в виду не адрес офиса автошколы, где вы подпишете договор, а именно место проведения занятий. Изучите информацию об учебных классах и о площадках на сайте автошколы. И в любом случае этот вопрос надо будет дополнительно уточнять с сотрудниками автошколы, потому что данные на сайте могут быть неактуальными.

Можно просто погуглить автошколы рядом с домом. Вот так, например, выглядят результаты поиска по запросу «Автошколы Фрунзенский район Санкт-Петербурга». Очевидно, что выбор есть
Можно просто погуглить автошколы рядом с домом. Вот так, например, выглядят результаты поиска по запросу «Автошколы Фрунзенский район Санкт-Петербурга». Очевидно, что выбор есть

Изучите сайты школ, чье расположение вам подходит. Проверьте наличие лицензии и заключений от ГИБДД по заинтересовавшим вас школам.

Внимательно почитайте отзывы в интернете про школы, которые прошли предварительный отбор. Только после этого можно начинать им звонить.

Обзвон. Вот что я рекомендую узнать у администратора школы:

  1. Где фактически будут проходить занятия? Где находятся классы для очного теоретического обучения? А где площадки для практики?
  2. Как организовано дистанционное обучение? Этот вопрос актуален, если вы выбрали именно такой формат обучения и не хотите ходить в класс.
  3. Сколько часов практического обучения вождению вы предоставляете? Должно быть не менее 56 астрономических часов.
  4. Сколько стоит обучение? Из чего оно складывается? За что нужно будет доплачивать и сколько?
  5. Можно ли будет в автошколе оформить документы для налогового вычета. Автошкола с лицензией на образовательную деятельность сделает такие документы без проблем. Это позволит вернуть 13% от стоимости обучения, но не более 15 600 ₽. О том, как это сделать, у Т⁠—⁠Ж есть отдельная статья.
  6. Как устроено прохождение медицинской комиссии? В какие сроки нужно будет предоставить документы, как автошкола может с этим помочь?
  7. Нужно ли покупать какие-то учебники?
  8. Есть ли какие-то сборы за пересдачи? Какие? Надо ли дополнительно платить за подачу машины на экзамен?

Визит в автошколу. Если все устроило, можно идти в автошколу за договором. До передачи денег попросите администратора показать вам договор и внимательно его прочитайте. Если администратор вас торопит, это плохой знак. Вы имеете право читать договор столько времени, сколько вам нужно. Хоть неделю.

Вот что нужно проконтролировать в договоре:

  1. Договор должен заключаться именно с той организацией, которая указана в лицензии и заключении ГИБДД.
  2. Организация должна оказывать вам именно образовательные услуги, а не консультационные, информационные и подобные.
  3. Автошкола обязуется обучать вас по программе для водителей транспортного средства нужной вам категории — чаще всего категории В, а при успешном окончании учебы выдать свидетельство и направить на экзамен в ГИБДД.
  4. Программа обучения должна быть приложена к договору. Либо может быть отсылка, что программа составлена на основании требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и стандартов РФ.
  5. Должно быть прописано, сколько часов практического обучения вождению вам предоставят. По правилам должно быть не менее 56 астрономических часов.
  6. Стоимость и порядок оплаты обучения должны совпадать с тем, что вам уже сказали.
  7. Должны быть прописаны все дополнительные услуги вроде той же подачи автомобиля и пересдач.
  8. Ваши дополнительные обязательства. Например, предоставить в определенный срок фотографии и медицинское заключение.
  9. Права автошколы в случае, если вы не выполните в срок обязательства.

Если у вас остаются вопросы или сомнения, поблагодарите и завершите визит. Дома вы сможете еще раз обдумать полученную информацию и принять решение.

Чем все закончилось у нас

Наша попытка получить права оказалась неудачной. После претензий о занижении количества часов практического обучения автошкола расторгла договор и вернула 2478 ₽ из 19 900 ₽. По версии автошколы именно столько стоили недополученные моей супругой часы практики.

Еще супруге выдали справку, подтверждающую прохождение теоретического курса. Ценности в этом документе немного — другие автошколы его не зачтут.

Можно было бы подать в суд. Однако супруга все-таки подписала акт, в котором указано, что она посетила 21 занятие, каждое из которых длилось два часа. Подтвердить, что часов реально было в два раза меньше, нам нечем. Разве что инструктор сам об этом расскажет в суде, но я бы на это не рассчитывал.

За теорию деньги мы бы все равно не вернули, так как эта услуга считается оказанной. В итоге оказалось, что нам проще смириться с ситуацией, чем бороться. Вероятно, именно на это и рассчитывают учредители таких автошкол.

Поскольку права супруга так и не получила, в этом году она планирует снова пойти в автошколу. Надеюсь, повторный опыт будет более успешным.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Виктор ТюринА как вы выбирали автошколу?
  • Алиса МаркинаЯ выбрала автошколу в соседнем доме. Записалась к инструктору, к которому сложнее всего было попасть: он оказался лучшим. Мне сказали, что экзамен надо сдавать на рено логан, поэтому я выбрала учиться на этой машине (это не общее правило, но в моей школе три экзаменационные камеры были только на этой машине). За медсправку автошкола не платит, всегда надо платить самостоятельно, в этой претензии автор не прав.3
  • Илья ИсаевУчился в "Светофоре" в Питере в 2017-м. Была полностью аналогичная история касательно практики, на вопрос о том, почему я откатал всего 20 с небольшим часов при заявленных 56 инструктор сказал мне "ну дружище, по регламенту я вообще тебе должен первое занятие два часа объяснять, какая кнопка на приборной панели за что отвечает". Сдал в итоге с пятого раза, зато сам. На допнакате с другим инструктором уже после окончания автошколы услышал замечательную историю про то, что гайцы валят учеников "Светофора" из-за какого-то скандала со взяткой ака "подстраховкой", из-за которого полетели шапки в питерском ГИБДД. И таки да, самому сдавать было куда проще, чем через автошколу. Всем советую https://autoschool-abc.ru/ - дорого (40к), зато у них всё по-честному (друзья учились, девушка учится, все очень довольны).7
  • YiНе написали про самую главную схему развода. Вы заканчиваете обучение в Автошколе и выходите на сдачу внутреннего практического экзамена. Если этот экзамен не сдать, в ГИБДД вас не допустят. Если же вы смените школу, то все обучение будете проходить заново и оплачивать его тоже будете заново. Этим и пользуются недобросовестные автошколы. Если вы не заплатите нную сумму, внутренний экзамен вы просто не сдадите. Ценник в Москве - 30 тыс. руб. за допуск к сдаче в ГИБДД. Не путать с проплатой за сами права в ГИБДД32
  • Артем ПоповИлья, плюсану про АБВ – учился, все по-честному, сдал сам с первого раза. Друзья, которые учились со мной, сдавали с разного количество попыток, но все ошибки были честные.5
  • Niki FedorovКак избежать проблем... по рекомендации друзей/знакомых идти🤷‍♂️4
  • Kurikaeshi KurikaeshiМне кажется, что большая проблема не сколько в выборе автошколы, сколько в сдаче экзамена в ГИБДД. По своему опыту и опыту знакомых (учились в разных школах, получали права в 2015-2018 г.), в Петербурге, если не платить дополнительно за экзамен, то получение прав затянется очень надолго. Школы заинтересованы в том, чтобы ты не сдал с первого раза и принёс им больше денег, все считали часы как академические. При каждой неудачной попытке все школы заставляют брать дополнительные часы с инструктором (1000-2000 р.), плюс столько же за подачу машины на экзамен. Причём экзамен можно ждать неделями или месяцами, пока доучится следующая группа. Записаться на самостоятельную сдачу было нереально: все талоны заняты на 2-3 месяца вперёд, да и дизайн гос.услуг оставляет желать лучшего, там нельзя посмотреть доступные даты. Так что варианта быстро получить права после обучения два: платить взятку или ехать сдавать в другой город - бесплатно и с первого раза.4
  • ViktoriiaУчилась в Москве. Я просмотрела рейтинг ГИБДД про процент сдавших из разных автошкол. Выбрала первые 15, посмотрела, сколько стоят, где находятся. Внимательно прочитала отзывы во всех источниках. В итоге выбрала не рядом с домом, но на одной ветке метро. В позапрошлом году стоило порядка 32 000 плюс дополнительные занятия, потому что сдала не с первого раза. Автошкола оказалась отличная, учили всему: обгоны на трассе, езда по пересеченке, МКАД, в дождь тоже ездили. Сдала в январе, буквально через пару дней села одна за руль и ночью по снегу поехала. Страха уже не было. Очень довольна.24
  • Viktoriiaа, теорию вели хорошо, но я не ходила, тяжело было к 9 утра в субботу приезжать. Сама читала правила и проходила тесты. Площадку в автошколе сдавали упорото: по 5 раз каждый элемент для зачёта. Очень помогло потом в самостоятельном вождении.10
  • AnnaKDmitriy, подтверждаю, в 2013 в Мск точно так все и было, только сумма иная называлась)4
  • bubaОоооо, забавно-забавно. Я в этой школе училась два года назад. Это не школа, это тихий ужас. Заявленной практики было в разы меньше. Но. Почти у каждой школы в Питере с этим проблемы. За стоимость в 20 тысяч рублей вам никто не даст 50 часов кататься. Я училась теории очно в их классе на Восстания. К теории никакой претензии не было, преподавали замечательно, я все ещё очень хорошо помню ПДД со всеми нюансами. А вот практика была ужасной. Там что ни инструктор, то хамоватое быдло. Водить учат сразу в городе, где-нибудь возле метро, где довольно-таки оживленно. Стартовать при этом учат просто на первой передаче, без газа. Площадка была лишь три раза, поэтому с ней потом возникли проблемы на экзамене. Внутренний экзамен - способ выжать как можно больше бабла. После 3-4 платной пересдачи предлагают дать взяточку в виде коньяка главному инструктору, чтобы тебе проставили сдачу и пустили уже на экзамен в гаи. Как оказалось, у директора этой школы какие-то терки с местными ГАИшниками. Поэтому сдать экзамен самому там почти нереально. Как итог: пришлось переучиваться с нормальным инструктором и сдавать экзамен не от школы.5
  • Дмитрий ДавыдовСлучайно наткнулся на сайт автошколы в сети и записался. Опыт был немногим лучше вашего. Благо я вовремя свернул удочки и ушел оттуда и не жалею. Получил водительское удостоверение в другом месте с прозрачными людьми и требованиями.2
  • Pavel Shakhov> Ожидание: онлайн-обучение и 56 часов практики всего за 19 900 ₽. Обучался в рязанском ДОСААФ, все часы практики из указанных выше откатал + с дистанционкой 19500. Каждая пересдача после первой 300 рублей, а не 1.5 - 2к, как в частных, непонятных автошколах.5
  • АнастасияВиктория, название школы в студию! Ну или хотя бы в личку:))0
  • YiDmitriy, кому интересно - речь идет об "Автошколе Онлайн". Держитесь от них подальше18
  • Yi0
  • Olga SmirnovaСпасибо Вам большое за статью. Решила отучиться на права, очень долго выбирала автошколу - решалась. Присмотрела одну- и расположение хорошее и сдача в ГИБДД (рейтинг на сайте ГИБДД за прошлый год),и лицензию проверила. Цена кусалась, но я решила, что качественно=дорого. Тем более внутренние пересдачи бесплатно и с мед справкой помогают. Буквально на той неделе решилась- позвонила, всё уточнила, закинула 5т на сайт для получения доступа к ресурсам и заключения договора. Так себе ресурсы, я вам скажу, но менеджер у них хороший- звонили сегодня, что площадки открывают. Для практики надо оплатить всю стоимость- собиралась это сделать на днях и прочла статью. Открыла сайт ГИБДД- и-о,ужас-все заключения просрочены год назад. Теперь сижу выбираю заново)4
  • Анастасия КругловаВиктория, присоединяюсь, название школы, если возможно)5
  • ViktoriiaАнастасия, автодрайвер2
  • ViktoriiaМаргарита, autodraiver.ру1
  • ViktoriiaАнастасия, автодрайвер, Садовническая. Кстати, там еще есть инструкторши, что очень прибавляет уверенности на занятиях.5
  • Sol InvictusСдавал в Германии в прошлом году, стоило всё это 1950€ при учёте, что сдал и теорию и практику с первого раза. Хорошие у вас там расценки.2
  • МаргаритаКстати вопрос относительно "астрономический" или "академический" час. Не нашла норматива, где это прописано. Потому что вот здесь: http://base.garant.ru/77660545/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/#block_23111 указаны "учебные часы". И вполне может быть, что это академический час и тогда все честно.3
  • Ирина МартинаМой опыт общения с автошколой тоже нельзя назвать позитивным. Если бы я делала это сейчас, я бы нашла частного инструктора и ездила столько, сколько мне нужно, в комфорте и без нервов. После чего в любой автошколе можно взять самый дешёвый курс «для людей с навыками вождения» ради бумажки об окончании школы для ГИБДД.7
  • Дарья МакинаВиктория, тоже учились в автодрайвере на Новокузнецкой, отличная школа! Абсолютно искренне советую, никакого дополнительного развода на занятия/экзамен не было. Инструкторы и инструкторки по вождению милашки, все объясняли четко и доходчиво.1
  • Дарья МакинаВиктория, я прописана в Москве, но для сдачи на права медсправку сделала в автошколе, потому что там это стоило 1000 руб за все (псих, нарко диспансер, мед.освидетельствование). Через год устраивалась на работу и стоимость получения настоящих справок в диспансерах по месту прописки 800 руб за психдиспансер и 1500 руб за наркодиспасер. При том, что на учете нигде не состою. Вот такая цена на их услуги 🤷🏼‍♀️3
  • Тимур ЮсуповТам не досмотрели, здесь не поинтересовались, тут не дочитали, низкая стоимость обучения - нет, все ништяк, идем учиться! Результат такого отношения к простому вопросу не мог быть другим. У меня были права другого государства, и получал я их 14 лет назад, практики вождения не было вообще, не было надобности и машины. Сравнив затраты на "просто инструкторов" и экзамен+обучение в автошколе, выбрал автошколу, учился как с 0, на механике. выбрал школу по отзывам в интернете, в незнакомом для меня на тот момент городе, выбрал не по хорошим отзывам, а по плохим. Выбрал среднюю школу и очень доволен, оптимально по деньгам и качеству. Был вариант с автошколой ХАЙВ, тинькофф давал повышенный кэшбэк, но я не рискнул как раз из-за отзывов, хотя на их канале не плохие видео уроки. Я на теорию ходил как ботан, многие на это просто забивали и зубрили вопросы. сдал внутренний экзамен, он был и был не формальностью. Медкомиссию тоже прошел в автошколе, выездные врачи и справка настоящая. По стоимости справка стоила столько же, если бы я ее делал сам с соотв. визитами в туб/нарко-диспансер. В гаи теорию и площадку сдал с первого раза, город с третьего, 1-ый раз моя ошибка (не пропустил пешехода), второй раз гаишник завалил, получился скандал и я не подписал экзаменационный. с третьего захода сдал город, гаишник 17 минут катал по маршруту. За второй экзамен в итоге пришлось управлению ГАИ извиняться, после жалобы куда надо, лично руководитель просил прощение за своего инспектора. в течении месяца купил машину и езжу уже 6 мес, 10 тыс. пробег. Вывод: подходить ко всему надо серьезно и будет вам happy end!11
  • Felix MatveevЧто только в России не сделают лишь бы усложнить получение такой важной штуки в современном мире как авто права: и экстерн отменили, и записи на сдачу после дождичка в четверг ввели, сейчас еще плеяду справок, что не нОркоман добавили, автошколам уверен тоже жизни не дают. Все под эгидой безопасности вождения, хотя культура управления автомобилем у водителей и ее поддержание со стороны ГАИ мягко говоря поражают в плохом смысле. Сделали бы как в США: приезжаешь в DMV, когда удобно(!), платишь посильную мзду, получаешь право сдать экзамен на компьютере. Не сдал сразу: повторяй с перерывом в неделю пока не получиться. Сдал: получил пермит на управление с опытным водителем в машине. Откатываешь с пермитом, пока не чувствуешь себя уверенно за рулем (в РФии именно недостаток практики и "особенности" экзамена мешают его сдать с первого раза). Идешь в DMV, платишь мзду, сдаешь на своей(!) машине, инспектор проверяет твои навыки и адекватность, а не состояние банковского счета и умение решать нерешаемые задачи вроде разворота в неудачном месте (в ГАИ любят попросить сделать, что-нибудь противоестественное, но разрешенное - вроде разворота на перекрестке загруженном дарагими рассеянами с клаксоном в зубах, когда можно спокойно проехать дальше и развернуться методом четырех правых поворотов). И да, я говорил, что в нормальных странах нет деления на мотоправа и автомобильные права? Видать гаишники в кап. странах недоедают, а у нас забота о государевых слугах! P.S.: И на закуску в РФии лишают прав (и многих заработка связанного с ними) из-за алиментов. Вот уморра: что-то вроде лечения мигрени отрубанием головы. А все из-за того, что, как ни крути, в России автомобиль - это роскошь, а не средство передвижения!1
  • VictorFelix, в Грузии и в городе экзамен сдавать не надо, только площадку. Была статья на ТЖ. На счёт мотоцикла - я бы поспорил. Всё-таки, совершенно разный транспорт и отдельно обучать на него абсолютно логично. А вот что касается запрета экстерна - это да, полная дичь. И автомобиль в России - даже не роскошь, а "средство повышенной опасности". В отличие от гироскутеров, моноколёс и электрических самокатов. Последние разгоняются до 60 км/ч как нефиг делать.5
  • Kate MurmurВ конце 2019 года тоже встал вопрос о получении прав и выборе автошколы. Выбор у м. Звездная стоял между двумя автошколами: Вашей (узнала по баннерам) и той, в которой отучилась. Выбрала вторую (повезло), т.к. она оказалась ближе к дому. Теория проводилась очно, преподаватель был хороший и веселый, наверное, единственный плюс этой школы. Но вскоре стало тяжело совмещать с работой, и теорию спокойно выучила по приложению. А теперь что касаемо практики. Это полный ужас. Обещанные 56 часов вышли в 13 занятий по 45-50 минут. Обьяснили длительность эту якобы тем, что минут 30 нужно проверять тех.состоянии ТС (все жидкости, давление шин и прочее). А вот количество занятий - ни чем не обьясняли, они просто закончились. Дополнительно было сдано 4000 на ГСМ (13 занятий с расходом по пробкам ну максимум 2000-2500), на площадку, которую они арендуют - 500р. И самое интересное это сдача в автошколе: предоставление ПК для сдачи теории - 2000р, по практике: из 12 человек прошел только один, пересдача практики - 3000р, попытки - неограниченно. Итог: вся автошкола обошлась порядка 40000 (видимо еще повезло), но права по итогу получены не были, застопорилась в ГИБДД. Забрала документы и через пол года несколькими попытками получила заветное удостоверение. Навык вождения = 0, благо в окружении есть хорошие и стрессоустойчивые водители, так бы я чувствую еще на платных занятий 10 я бы точно разорилась. Рада что все это закончилось.4
  • Имя ФамилияВиктор, добрый день! Вы пишите про автошколу "Победа" - какое было мое удивление (точно такая же ситуация как у Вас) когда я понял, став между делом проверять документы автошколы и увидел, что у нас та самая автошкола где обучается моя жена. Это действительно не "Победа" - а шлюпка "..беда" Добавлю важный момент, который Вы не отметили - все материалы для обучения, которые предоставлены автошколой - датированы (загружены на Ютуб и в Гугл облако) от 2017 года - что говорит о деструктивном характере данного обучения, ведь с 2017 года только в вопросах, связанных с медициной - произошло как минимум 15 изменений в 2018 году, а в основных билетах ПДД и подавно. То есть их "дистанционное обучение" является профанацией, основанной на видеозаписях трехлетней давности. Я сделал скриншоты для личных целей, на случай, если после прочтения комментариев автошкола перезальет файлы. Светлана (если она действительно Светлана) - представитель автошколы на телефоне, до которой удалось дозвониться - сказала, что у нее нет времени и желания читать какие-то статьи в интернете, но думаю она все же прочитала эту статью и не один раз, вытирая свои крокодиловые слезы. Диалог с ней удалось записать на диктофон и ее речь часто являлась не связанной с предложениями, сказанными ей минутой ранее. Сомнительный сотрудник, но для целей этой автошколы, чтобы развести людей по телефону - самое то. Представитель компании заявила, что тезисы, которые я ей озвучил из Вашей статьи - полная профанация и не имеют ничего общего с действительностью, якобы ГИБДД выписывает им регулярно и на постоянной основе разрешения для каждого из учебных классов (в то время, как на сайте ГИБДД есть разрешения только для 3-4 классов, а для десятков других - они закончились в далекие периоды, от 2017 до 2019 г - что также отображено на их сайте - лишь малая часть учебных классов имеют разрешение на 2020 г https://pobeda78.ru/files/doc/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%93%D0%98%D0%91%D0%94%D0%94%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B%20%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0.pdf ). В то же время, по ее словам, будет открыт для визита только один филиал/офис на Садовой, а все остальные офисы, где должно якобы проходить обучение и так далее - не будут доступны для визитов даже после отмены ограничений по коронавирусу. Спасибо Вам за данную статью - я лично считаю, что необходимо было раскрыть название автошколы, так как информация является достоверной, не заказного характера и должна быть донесена до общественности. Большая просьба - напишите в личку, выбрали ли новую автошколу и какую именно. Также прошу жителей Санкт-Петербурга, кто за последние пол года сдавал на права (с дистанционной учебой или без) и может порекомендовать свою автошколу, не зависимо от стоимости обучения (кроме премиум вариантов, уж извините) - сообщите, пожалуйста любым удобным Вам способом - ведь эта проблема, похоже, системного характера и наобум можно лишь навредить себе, бюджету и психике. Я же сдавал на права лет 12 назад и точно помню, как инструктор точно также занижал количество часов с реального часа на академический, но в целом это не было настолько ужасно, как у автора статьи. На права я сдал с первого раза и экзамен в автошколе вообще не считал за экзамен - настолько все было просто. Спасибо и хорошего Вам дня!6
  • Pavel ShakhovEvgeny, доступно для обоих полов2
  • Yulia PosashkoВ Москве это "Автошкола "Союз", судя по всему. Условия договора, дизайн сайта совпадают3
  • Александр РотовИлья, в АБВ не дорого. Просто они сразу говорят конечную цену, а не доят в конце, когда уже не свернуть. )) Сдавали там с женой. Советовали друзья. Потом мы советовали друзьям. Не знаю, как в других школах, и очень этому рад. )) Прошёл весь путь с АБВ с огромной поддержкой и персональным беспокойством. Сдал со 2 раза сам (сам дурак), жена с 3-го (тоже). Очень благодарен а/ш.3
  • Данил СалимовEvgeny, с января 2020 разрешена3
  • Сергей МишанинУчился в Питере в автошколе «Бонус» 2 года назад. Было прекрасное преподавание теории и абсолютно отвратительная практика. Часов, конечно, накатали в два раза меньше, инструктор преподавал по принципу «показываю один раз» и «чё за дурацкие вопросы». Внутренние экзамены сдал с первого раза. ГАИ со второго. В результате права есть, но не вожу, т.к. уверенности в своих навыках абсолютно нет. Хотел этим летом с инструктором доучиться, но пока не получается пл понятным причинам.2
  • Ekaterina SmirnovaПодскажите, есть ли хорошие школы на нижней половине красной ветки? Рейтинги бесполезно читать, половина отзывов фейк2
  • ViktoriiaEvgeny, по трассам тоже, но я не понимаю, как совсем без практики потом в одиночку туда выезжать.1
  • ViktoriiaДарья, да, прямо супер! У нас часть сдавала за деньги, часть бесплатно, но никакого принуждения не было, и сдавали все.0
  • Имя ФамилияEvgeny, Кстати, сообщаю всем заинтересованным или пострадавшим лицам, что благодаря процедуре чарджбек в банке Тинькофф удалось успешно и без нервов (предоставив в банк подробную и обоснованную позицию, документы и обоснования, в том числе с подкреплением данной статьи) вернуть первую и единственную часть оплаты в автошколу Победа в полном объеме. Приятно, что банк Тинькофф работает должным образом, за это ему очередной плюс! Автошкола же в свою очередь пыталась звонить во время рассмотрения чарджбека для решения каких-то своих проблем или с вопросами (видимо после получения запроса от банка), но с учетом того, что обучение дистанционное - их звонки были всегда в самое неподходящее дневное и рабочее время, а на просьбы о том, чтобы они написали все на электронную почту - никакой реакции не было. Выводы напрашиваются сами собой. Еще раз спасибо за статью, после нее мы выбрали другую, наиболее подходящую автошколу и уже не гнались за ценой, но обратили внимание на все другие аспекты.4
  • Андрей МаркинМаргарита, там же написано: "Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут)."6
  • Антон ЗагорскийНедавно обучался, сдал на права этой весной. В Воронеже. Повезло больше - автошкола не так залихватски "ела" практические часы, инструктор честно их откатал. Правда, ездили в основном по достаточно простым маршрутам с минимумом перекрестков и поворотов налево, так что реальных навыков вождения получилось не очень много. Теоретические занятия в основном сводились к "садимся-читаем-учим". Благо, своя голова на плечах есть, поэтому теорию освоил по книжке ПДД и приложению с вопросами. Естественно, с первой попытки город не сдал. Обратился к частному инструктору, который за 3 занятия научил больше, чем за 56 часов в автошколе. И человек реально учил, более чем честно отрабатывая свое время. Пришел к выводу, что в автошколу надо идти "за бумажкой", поэтому можно выбирать самый дешевый вариант (с оглядкой на отсутствие доплат). А сами навыки лучше накатывать с частником. Там человек кровно заинтересован в том, чтобы обучать, а не орать или залипать в телефон. Ведь если с ним не понравится - вы просто перейдете к другому, не закончив курс.3
  • Vasilisa LisaВыбираю как раз автошколу на м. Первомайской, достаю всех вопросами по телефону. Только в одной чётко объяснили, что минимальная стоимость 18000 рублей включает теорию и всего 10 занятий практики, и что это рассчитано на тех, кто уже умеет водить. То есть мне без опыта вождения лучше брать полный курс с 56 часами вождения за 32000 рублей за механику. А если возьму за 18000, то в любом случае надо будет добирать часы практики и дополнительно доплачивать от 1000 до 1500 рублей за занятие и по факту выйдет ещё дороже. За медсправку и литературу дополнительно платить, но бензин, все документы, экзамены и сопровождение в гаи доплачивать не надо. И ещё в некоторых автошколах доплачивают за вождение в выходные дни и ли вечером — занятия будут дороже, а тут не надо. За честность думаю выбирать эту Фортуну-Авто.1
  • Андрей Васильевpush, Что-то мне подсказывает, что вы из конкурирующей автошколы. Я учился в наставнике, хорошая школа, инструктор по вождению у меня был Новиков Валерий Иванович, адекватный человек, грамотный преподаватель, никаких мутных схем не предлагал. Занятие по вождению проходили без дополнительной оплаты, отработали все занятия, прописанные в договоре на обучение. Мне там понравилось, поэтому я скептически отношусь к подобным рассказам.2
  • Екатерина ВиссарионоваEvgeny, подскажите, если знаете маршрут, где в этой автошколе сдают внутренний экзамен по городу0
  • Polina IzacarАнтон, а можете поделиться контактами частника? Очень актуально, учусь уже второй раз и пока не особо успешно.2
  • Дмитрий ГоркунFelix, правила-то одинаковые, а вот физика управления разная совершенно.2
  • Кирилл ЯкунинЯ пошел по более рациональному пути, так как все зависит от инструктора по вождению, я сначала нанял инструктора, с которым рассчитываюсь по часам, а через него устроился в автошколу. В результате я катаю, столько сколько считаю нужным, в то время, которое мне удобно. Да я заплачу несколько больше, за то все честно и никто никого не обманывает, даже больше накатываем :) Теория также 10к, заплатил просто для галочки, по факту сам прочитал пдд, хоть мне и предоставили какой то онлайн кабинет с видеоуроками и тестми, но мне кажется в открытых источниках более чем достаточно информации.2
  • Ольга ДувалкинаПоэтому я мужу и говорю - только ДОСААФ! Сама училась в частной (за рубежом), но мне попался очень хороший инструктор, остальные травили байки вместо того, чтобы ездить. Я каждые 2 часа ездила, порядок. Но выжимка денег была - одного парня заставили переучиваться, т.е. заново платить деньги, т.к. он не захотел давать взятку. Благо, у нас в РФ всё четко и по закону - сдала и теорию и практику сама (меняла иностранные права на российские), машину арендовала, всё отлично. О нашем МРЭО только отличные впечатления! Автору посоветовала бы обратиться к хорошему юристу - и вообще, раз подписали, что 21 занятие было, пусть пишут, что и практика пройдена! Да и полицию и факт мошенничества никто не отменял! Поверьте, наши правоохранительные органы сильно недооценены, мне (правда с другой проблемой, но тоже касающейся мошенничества) они помогли быстрее судов и юристов! И ещё, хотелось бы знать название АШ в Питере, "героев" надо знать в лицо? На прошлой работе сотрудничали с АШ, АШ Дистанция вроде ничего, у них начальник вроде за правду, если надо, сброшу контакты, там целая сеть и порядки вроде строгие... Ну или в ДОСААФ - хотя женщинам в ДОСААФ сложнее, т.к.отношение не всегда бывает вежливым (издержки опыта иногда сказываются и так), хотя всё зависит от филиала. Желаю, чтобы у вас с супругой всё сложилось на водительском фронте!1
  • ДашаKate, пк для сдачи теории это для самой первой попытки и дополнительно к изначальной цене обучения? Если так, то там был вариант как то сдать без пк?0
  • SSViktoriia, как жаль, что статистику по сдаче моего города не посмотреть0