«Догмен»: на российских стримингах вышла супергеройская пародия Люка Бессона
25 января «Догмен» вышел на «Кинопоиске», Okko, «Иви» и Premier.
Антикомикс про мстителя-кинолога претендовал на «Золотого льва» в Венеции и должен был выйти в российском прокате — но в октябре пропал из графика релизов. Необычный боевик добрался до зрителей только сейчас.
Рассказываем, почему «Догмена» оценят все, кто устал от блокбастеров Marvel и DC.
Что за «Догмен» (Dogman)
Дата премьеры: 25 января 2024 года
Страна производства: Франция
Режиссер: Люк Бессон
Сценарист: Люк Бессон
В ролях: Калеб Лэндри Джонс, Джоджо Т. Гиббс, Кристофер Денэм, Клеменс Шик, Джон Чарльз Агилар, Грэйс Пальма, Ирис Бри, Мариза Беренсон, Линкольн Пауэлл, Александр Сеттинери
Жанры: боевик, триллер, драма
Фильм, похожий на «Догмена»: «Джокер»
Продолжительность: 1 час 53 минуты
Где смотреть: «Кинопоиск», Okko, «Иви», Premier
🐶 «Догмен» — это история необычного супергероя
Дождливой ночью патрульные в Нью-Джерси останавливают грузовик. В кузове — стая послушных дворняг, за рулем — побитый чудак с дамской сигаретой и в костюме Мэрилин Монро. Мужчину везут в участок, где он начинает откровенничать с психологом-криминалистом.
Задержанного зовут Даг. Он вырос на ранчо отца, который держал псарню и зарабатывал на собачьих боях. Мальчик жалел зверушек и тайно их подкармливал — за это папаша бросил ребенка в клетку, к новой «семье». Так Даг развил телепатическую связь с животными. Однажды отец случайно стреляет в героя, и пуля застревает в позвоночнике. С тех пор Даг в инвалидном кресле.
После инцидента на ранчо мальчик попадает в приют, влюбляется в женщину и театр, учится на биолога, а затем сталкивается с социальной несправедливостью. Тогда Даг начинает заниматься «перераспределением благ» — грабить богачей с помощью дрессированных собак. Животные выносят из домов ювелирные изделия, Даг продает их и отдает деньги бедным. А для собственного заработка выступает в кабаре в образе Эдит Пиаф, Марлен Дитрих и прочих поп-див 20 века.
Сложно превратить гениального дрессировщика в супергероя — но прецеденты были. Например, в 1980-е во вселенной DC появился антагонист Крысолов: он управлял ордами грызунов и терроризировал жителей Готэма. Но Даг из «Догмена» на стороне добра: его четвероногие приспешники ласкаются, бегают за макаронами и кусают негодяев. А сам протагонист больше напоминает телепата-профессора Ксавье — разве что более экстравагантного.
🦸 «Догмен» нарушает жанровые правила супергероики
Последние работы Бессона — шпионская клюква «Анна» и космоопера «Валериан и город тысячи планет» — провалились в прокате и получили разгромную критику. Режиссера обвиняли в самоповторе и слабой драматургии. Казалось, что следом режиссер снимет супергеройское кино категории Б, но Бессон оказался хитрее.
На первый взгляд «Догмен» кажется сборником пошлейших штампов западной супергероики. Трудное детство, полицейский допрос в качестве экспозиции, сверхсила, карикатурные злодеи-мексиканцы и топорный библейский символизм — все это тяжело воспринимать всерьез даже в наивных блокбастерах DC вроде второго «Аквамена». А в рамках фестивальной ленты это и вовсе кажется грубой издевкой над общественным вкусом.
Но Бессон ловко переосмысляет все штампы. Вместо сверхподвижного экшен-героя — философ в коляске. Вместо традиционной маскулинности — нежная феминность. Вместе супергеройского плаща и маски — сценический грим и ретроплатья кабаретной певицы. Даже популярный рок тут заменен на старый французский шансон и американскую эстрадную классику типа I Wanna Be Loved by You Мэрилин Монро.
Кроме того, ближе к финалу Бессон показывает хоррор-сцены — но фигурируют в них корги и карликовые пинчеры. Злодей здесь в принципе отсутствует: на его месте — карикатурный рэкетир Диего, который появляется в двух эпизодах. А самая, казалось бы, напряженная экшен-сцена снята предельно статично: доберман крепко хватает Диего за пах и держит его, не давая шевельнуться ни ему, ни его приспешникам.
Накануне венецианской премьеры Бессон признавался, что разочарован в сегодняшней поп-культуре с ее одержимостью супергероями. «Догмен» — очевидная попытка ее высмеять. При этом за набором клише и сверхпафосом кроется тонкая ирония над мейнстримом. Бессон иронизирует даже над Американской киноакадемией: долгая сцена пения Дага, переодетого в Эдит Пиаф, ощущается пародией на оскаровские байопики с избыточным гримом и сложными сольными перформансами.
💓 «Догмен» — очень стильное кино
«Догмен» впечатляет визуальной составляющей — в первую очередь за счет смелых цветовых решений. В напряженных сценах Бессон заливает кадр синим неоном, детские флешбэки дает в приглушенных серых тонах. В ночных эпизодах он использует контрастную нуарную светотень, то и дело создает сложные рисунки, совмещает в одном кадре несколько оттенков.
Благодаря выбранным цветам некоторые сцены вроде кульминационной разборки с бандой Диего кажутся по-настоящему мрачными. В этом плане «Догмен» радикально отличается от другой экшен-комедии Бессона — «Пятого элемента». Знаменитый сай-фай 1990-х смешил диалогами, гротескными героями и бутафорией. В «Догмене» же настроение часто меняется с шуточного до трагичного за счет визуальных средств.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult