Блатной жаргон, обнаженка и пошлый юмор: почему я не вернусь в Александрин­ский театр

62

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Сергей Тиняков

не любит пошлый юмор и блатной жаргон

Страница автора

В свой день рождения я обычно отправляюсь в путешествие.

В декабре 2023 года должен был полететь в Мурманск и отметить праздник там, но рейс отменили и я оказался в Санкт-Петербурге. Решил сделать себе двойной подарок: сходить на экскурсию и спектакль в Александринский театр — один из старейших в России. Его основали в 1756 году по инициативе императрицы Елизаветы Петровны.

Билет на программу «Театральный пролог», которая начиналась за час до спектакля, стоил 600 ₽, на постановку «Ворон» — еще 900 ₽.

Скучная экскурсия

Театр находится в центре Петербурга, рядом с Невским проспектом и станцией метро «Гостиный двор». С его названием бывает путаница: иногда говорят «Александрийский». Но правильно Александринский — в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны.

Экскурсия по театру меня разочаровала. На мой взгляд, она дорогая и скучная. Я был на аналогичном мероприятии в Самаре и ожидал, что в Петербурге нам покажут гримерку, цеха и технические помещения, куда обычным посетителям вход закрыт, поделятся интересными фактами. Но вместо этого нас провели по фойе и Музею русской драмы, где выставлены костюмы, программки, реквизит и театральная мебель.

Экскурсовод рассказала общую информацию о театре, которую можно прочитать в интернете. Например, что к входу подъезжали на каретах, а места в зале располагались согласно общественной иерархии и достатку: в партере сидели военные и крупные чиновники, в бельэтаже — аристократия, в ложах первого яруса — служащие среднего ранга, на втором и третьем — купцы, на галерке — студенты.

Здание театра в стиле ампир построили по проекту Карла Росси
Здание театра в стиле ампир построили по проекту Карла Росси
В музее десяток витрин с костюмами. Эти — из спектакля «Дон Жуан» 1910 года. Разглядывать все мне было неинтересно
В музее десяток витрин с костюмами. Эти — из спектакля «Дон Жуан» 1910 года. Разглядывать все мне было неинтересно

Проблемы с навигацией в театре

Зал театра огромный: в нем пять ярусов и 940 мест. Он украшен красным бархатом и позолотой, а зрителей встречают сотрудники в камзолах. От такого великолепия мне даже стало не по себе.

В многочисленных коридорах театра легко заблудиться: к каждой ложе ведет своя дверь, всего их около 100. При этом навигация скудная: перед спектаклем я минут десять плутал в поисках туалета.

Коридоры театра
Коридоры театра

Суета перед спектаклем

Я купил билет на место у прохода в последнем ряду партера — самое дешевое в этом секторе. В том же ряду, но с другой стороны любил сидеть Федор Достоевский — узнал про это не на экскурсии театра, а из интернета, когда готовил текст.

Перед началом спектакля некоторым зрителям разрешили пересесть поближе к сцене, началась суета. Еще я услышал разговор молодых парня и девушки, которые специально купили самые дешевые билеты на верхний ярус, чтобы потом найти свободное место в партере. Они сильно радовались, что могут сделать это легально.

Мне такой подход очень не понравился. Для меня спектакль — особое действо, на которое важно настроиться. Я люблю удобно расположиться и предвкушать зрелище. Когда вокруг начался балаган с пересадкой зрителей, это выбило из колеи.

Еще хуже было, что ситуацию спровоцировал сам театр. Даже когда началась постановка, зрителей все равно пускали в зал. Они заходили, искали свои места, потом пересаживались. Шумели, скрипели стульями, и так продолжалось минут двадцать. Это очень раздражало и отвлекало от происходящего на сцене.

Вид с моего места. Пересаживаться я не стал
Вид с моего места. Пересаживаться я не стал

Неоднозначная постановка

Когда покупал билет, в отзывах прочитал, что «Ворон» — экспериментальный спектакль, но я не думал, что настолько. От театра почти с трехсотлетней историей я ждал более классической интерпретации итальянской пьесы 18 века. На сцене царило безумие: актеры в одинаковых пиджаках и уродливых масках с длинными дредами, обнаженка, брызги крови, имитация расчленения лошади, тюремный жаргон, пошлый юмор. От первоначального сюжета в спектакле не осталось и следа.

Возможно, я не ценитель и не понял глубокой режиссерской задумки, но после просмотра осталось отвратительное ощущение, похожее на тошноту. Хотелось поскорее выйти из зала, что я и сделал сразу после окончания спектакля.

На мой взгляд, подобное переосмысление классики не всегда оправданно и уместно, а историческое здание Александринского театра не соответствовало тому, что показывали на сцене. «Ворон» больше подойдет для театров современного искусства с более искушенной и подготовленной аудиторией.

Снимать во время спектакля нельзя, поэтому фото того, что происходит на сцене, я взял с сайта Александринского театра. Источник: Александринский театр
Снимать во время спектакля нельзя, поэтому фото того, что происходит на сцене, я взял с сайта Александринского театра. Источник: Александринский театр

Итоги

Эмоции от посещения остались неприятные. Хотя, казалось бы, что могло пойти не так? Один из самых уважаемых театров страны и спектакль, который получил две премии «Золотая маска», а одну из главных ролей исполняет известный актер Тихон Жизневский. Впрочем, в негативной оценке я не одинок: на профильных ресурсах каждый третий зритель остался недоволен.

Моя знакомая, которая живет в Петербурге и часто ходит в театры, рассказала, что подобные неоднозначные постановки в Северной столице не редкость. Например, в «МДТ — Театре Европы» артисты как-то плевались на зрителей со сцены. В той же Александринке в «Оптимистической трагедии» по одной из актрис текла вязкая жидкость, похожая на сопли. А в «Бравом солдате Швейке» главный герой снял трусы и на несколько секунд обнажил гениталии.

А в Мурманск я все-таки съездил через полгода. О самой посещаемой достопримечательности города — ледоколе «Ленин» — я рассказал в другой статье.

РедакцияРазочаровались в популярном театре? Расскажите про это:
  • DombeyОднажды я купил самый дешёвый билет на самолёт с местом возле туалета, экипаж разговаривал со мной на каком-то из неоднозначных тюркских языков и прилетел я в итоге в неоднозначный город Кулеб, Таджикистан, там в меня плюнул неоднозначный верблюд, что было некстати. Я очень расстроен, потому что лететь мне надо было в Новосибирск, поэтому теперь я в самолёт ни ногой, не уговаривайте даже.60
  • user2919447Чтобы не портить себе вечер, можно заранее на сайте театра посмотреть на что вы идёте, с фотографиями и иногда с трейлерами. К чему эта Русская Рулетка нужна? Когда вы идёте в основные театры Петербурга шанс прийти на то, что вы называете "экспериментальный спектакль" достаточно высок, если вы такое не приемлете, просто ответственнее относитесь к выбору30
  • Елена ЛесоваяБыла на спектакле Ворон 10 дней назад. Мест свободных нет от слова "совсем". Не в партере, не наверху, тк друзья хотели присоединиться и не смогли . Спектакль великолепный. Можно просто отзывы о нем прочитать, если моего мнения недостаточно. И в Александринский театр, не дом культуры в селе Гадюкино, он 7 этажный , открыт при Николае Первом, так что навигация по нему не для всех современных театралов)).6
  • Владимир АндреевДонос на театр и труппу будете в горсорганы катать?) Нечай там и пропаганду чего-нибудь отыщут) Вам радость, а госорганам работа и похвала :D4
  • Miroslav DavidovНу как то, у всех по разному конечно видение, но не для меня это..4
  • Miroslav DavidovDombey, вот тебе и дешёвый билет3
  • АлексейДавно не хожу в театры, все ушли из жизни, кого я любил и ценил, вот гастроли бывает посещаю или фестивали, был в этом году в Спб Тюзе на спектакле Самарского Тюза, был аншлаг.1
  • user6064443Понимаю и сочувствую автору, сама прошла через такую ситуацию. Была в сентябре 2024, тоже пошла сначала на экскурсию - ни о чем. Я из Новосибирска, экскурсии по нашему оперному - это всегда потрясающе интересно, ожидала и от Александринки новых знаний и впечатлений. Увы, в основном, просто формальность. Посмотреть музей и театральные костюмы по,етители в состоянии самостоятельно. Но хуже всего оказался спектакль. Да, знала, что экспериментальный, не пугало. Привлекало, что посвящено истории театра и Мейерхольду. Ещё завлекают тем, что аудитория "за конями". Многие, как и я, ведутся на эту приманку - увидеть вблизи квадригу Аполлона, вид на Невский... Все ложь, ничего не увидите. В спектакле поначалу не смущает ни маски, ни распределение ролей, но опуститься даже не ниже пояса, а буквально ниже плинтуса... Похоже имеется глубокая личная неприязнь к Шаляпину, но уровень (хотела написать птуушников, но не за что их обижать)... Напишу как было, уж извините, самой противно. "Шаляпин" (в исполнении девушки), почему-то постоянно хватался за яйца. А Ленин раз за разом выпускал газы. Уровень детского сада. Впечатление после такого "спектакля" мерзкое и горькое, вышла на Невский, буквально хватала воздух, хотелось отмыться. Спасло только то, что работал ещё экскурсионный киоск и сразу взяла на следующее утро экскурсию в Ораниенбаум. Там и отдышалась. Да, больше не хочу в Александринский, место, где не уважают ни себя, ни зрителей-петербуржцев, ни гостей26
  • BirdsНе знаю, не знаю, очень люблю Александринский театр за его особенно историческую атмосферу! Спектакль, спектаклю рознь... можно купить очень дешёвые билеты и подороже. Но, лучше перед посещением, заранее почитать отзывы о постановках, тем более современных. Ворон и Маскарад на любителя...9
  • Явилась Не ЗапылиласьКакая-то перекличка снобов в комментариях. Мол, купил дешевый билет, радуйся, что на порог пустили. Жуть! Автору сочувствую! Я бы тоже знатно обалдела от перессказа википедии на экскурсии и расчленёнки на сцене. Хотя последняя в Питере в почёте. Так что, может, мы, иногородние, просто не понимаем этой особой атмосфЭры😅15
  • ВеленаЭто вайб почти всего нового. Обнаженка, жестокость, упрощение смыслов и намеки или прям не намеки на секс по поводу и без. Вас это удивляет? Вы с Луны свалились? Где вы были все предыдущие...много лет?) Видишь слово "адаптация", "по-современному", "видение режиссера" - проходишь мимо, только и всего.3
  • huistoe gaan nieИмитация расчленения лошади на сцене, сам Станиславский бы аплодировал1
  • МанефаЯ тоже как вы посетила этот театр. Это была Женитьба по Гоголю от режиссера Фокина. Видимо там любят эксперименты. Все актеры были на роликах, пожилые тоже гоняли по кругу на сцене. Очень большое разочарование. Перед началом еще удивилась, такой театр величественный и очень мало зрителей. Было скучно и странно. А в контракте я обошла все сама, насколько это было возможно. Пожалела о купленных в партнер билета. Надо было взять на галерею рассмотрела бы зал. На сцене смотреть было нечего3
  • user2919447Велена, не очень понятна ирония, как вы себе выбираете контент? Кино наудачу смотрите, а потом жалуетесь, что В "Крёстном Отце слишком много криминала, а в Гарри Поттере сюжеты нежизненные?9
  • 🐾Вы хотя бы знали заранее, что спектакль будет экспериментальный. А мы с сестрой как-то купили билеты на спектакль по Чехову, приезжаем в театр - а там замена. Чехова заменили на какую-то комедию, где верх юмора - как Аронова задирает юбку. Ползала ушло в перерыве5
  • user2919447Велена, примерно так же говорили люди, когда Мане "Завтрак на траве" нарисовал где-то 150 лет назад7
  • Веленаuser2919447, а вы откуда знаете, как говорили люди 150 лет назад? А, ну и уточните плз, эта картина Мане - видение чьей именно чужой оригинальной картины?0
  • user2919447Велена, 1) Это общеизвестный факт, 150 лет назад уже были СМИ 2)Тициана7
  • user2919447Велена, 1) Достаточно активно пихали, горячая тема чего же не пихнуть, аналогия, правда, не очень прослеживается, какие СМИ сейчас пихают спектакли? 2) Не очень понятно, что имеется в виду, но Нет, он не был "одним", он был в составе гигантской волны "импрессионизма", который защитники "старого" искусства как раз обвиняли в "упрощении смыслов". 3) Ну не затрагивает и не затрагивает, меня если что-то не затрагивает, я этим просто не пользуюсь. Попробуйте Просто не смотреть кино с "пересильдками". 4) Могу кстати сравнить: в "Последнем дне Помпеи" Брюллова всех героинь на картине тоже играет одна и та же женщина 5) Порно существует сотни лет, пока искусство держится))4
  • Натали Г.Я была на экскурсии в Александрийском театре. Мне понравилось. А вот на спектакль не пошла. Мне мои Петербургские друзья сказали, что не стоит вечно там всякую ерунду ставят. Вот балет Преступление и наказание точно смотреть не буду. И там еще какой-то спектакль был в постановке мужа Собчак, вылетело из головы как его там. Вот это точно смотреть не буду ни за что.2
  • Марианна Рынейскаяuser6064443, те же ощущения. К сожалению !6
  • Сергей ТиняковDombey, билеты стоили от 200 до 2500 рублей. В царскую ложу — 6000 и 8000. Мой не был самым дешевым5
  • Сергей ТиняковЯвилась, я не знаю почему многие пишут про цену. Билеты стоили от 200 до 2500 рублей. В царскую ложу — 6000 и 8000. Мой не был самым дешевым3
  • user2919447Велена, вы не совсем поняли аналогии, дело не в том, что девушка голая, а в том, что во все времена люди считали, что ват раньше было нормальное искусство, сейчас один разврат, а послезавтра жутко представить что будет) ( с Мане вообще смешно: его голые женщины считались развратнее приличных голых женщин старины) 3) "Паддингтон в Перу" )))4
  • user2919447Велена, 1) потому что она один из самых ярких примеров этого, но в целом его и коллег обвиняли в падении качества и ценности искусства 2) Такого критерия не было)) Вам в любое время подобрать кино будет непросто3
  • СветланаНедавно посмотрела в театре им. Комиссаржевской спектакль "Анна в тропиках". Впечатление осталось пренеприятное! По задумке постановщика актеры на сцене постоянно курили сигары и сигареты. Весь дым шел в зрительный зал, вызывал першение в горле. Зрителей, просто, травили! Театр не соблюдает закон о запрете курения в общественных местах. Права потребителей грубо нарушены. Для создания соответствующей атмосферы на сцене лучше бы позаботились о декорациях, реквизите и костюмах. Постановка не впечатлила, в некоторые моменты, извините, засыпала. Актеры старались, но больше было шума и эпатажа. Гардеробщица очень удивила. Выдала, не глядя на номер, чужое пальто вместо моей шубы. Пальто я вернула, а номер мне не отдали. Потом гардеробщица стала требовать номер на мою шубу. Больше нет желания посещать этот театр с примитивными постановками и неразберихой в гардеробе.2
  • egahuser6064678, то чувство, когда зарегистрировался просто чтобы получить минусов в панамку2
  • OkgaЯ тоже очень огорчилась, посетив Александринский во второй декаде ноября, как будто плевок в душу получила. Правда постановку смотрели другую - "Дети солнца", но режиссер тот же, Рощин Николай Александрович. Сразу скажу, что билет взяли за день до спектакля, не читая отзывы, выбирали из того что было. Нежно люблю классический театр, сама из Таганрога, где, как говорил мой великий земляк Антон Павлович Чехов, "театр любят и понимают". Полуобнаженную актрису, пролежавшую половину спектакля в ванной, искренне жаль. В зале было очень холодно, думаю на сцене не теплее. Действие происходило сумбурно, было много криков, истерик, периодами мужчины лезли на женщин, как будто озверевшие приматы... В финале слайды-рисунки в стиле Митьков всё с той же вездесущей расчленёнкой. Ужасное, гадкое ощущение от просмотра. Очень ждала антракт, чтобы уйти, но увы антракта не было, а воспитание не позволило проявить неуважение к актерам и покинуть зал посреди спектакля. Вышла из зала замёрзшая и в полном недоумении... Неужели так теперь видят театр в нашей культурной столице?1
  • user6070295Отдали такой прекрасный театр таким бездарным режисерам, и артистов жаль- заставляют кривляться. Тоже ушли во время антракта и не прийдем больше. Были на Укрощение строптивой. Специализируются на переделанной на их манер классике где надо все опошлить. Примитивно и мерзко. Иногда вижу в инете продают билеты за бесценок. Держаться и зарабатывают только когда отдают театр а аренду для балетных постановок. А ведь был прекрасный театр, один из лучших.2
  • АлександрБогомоловы, Серебрякова, иже с ними.... считают, что если показать наготу, извращения в театре, то постановка считается успешной, молодёжной, современной. Я не ханжа, просто не люблю пошлость.1
  • Комок нервовВелена, "-любовных любовей. Или любовей нежных, типа как в советских комедиях. Максимум с поцелуем в конце. Одним, а не десятком. -секса, даже мимолетного - насилия в виде драк, буллинга, угнетения негров, латиноамериканцев... - исторической тупости в виде прилизанного и чистенького раскольникова. - не китайщину (не хочу вникать в эти дорамы) - и да, со смыслом чуть более глубоким, чем "храсивоооо!" Ищите в независимом кино, а не в массовом. Массовая культура как раз про любовь, немножко драк, немножко секса и со смыслом в духе "хорошие победили, плохие наказаны".2
  • ВеленаКомок, понимаете, вот да, вот то-то и оно, что это надо искать. Это тебе не покажут в кинотеатре. Но спасибо за наводку, попробую.0
  • May MersenОй, Александринский театр и его «эксперименты». Когда впервые приехала в Питер, сходили компанией на Двойника по Достоевскому, тож экспериментальное. В общем, когда мы сваливали дружной компанией во время спектакля, билетерша на входе понимающе улыбнулась и сказала:«ну вы даже долго продержались». На этом и закончились мои отношения с этим театром. А ещё там самые дорогие шампанское и бутеры с икрой).2
  • May MersenBirds, я не совсем понимаю как стоимость билета влияет на содержание постановки?5
  • May MersenСветлана, ой, да! Как я вас понимаю! Муж подарил билеты на 1-й ряд на спектакль. Не знала, что в Питере это нормально курить сигареты со сцены. А я была беременна. И вот первый акт актеры как давай смолить реальные сигареты, весь дым в зал. Мы ушли. Просто ужасно. Я не понимаю, в чем идея делать декорации всего, а сигареты обязательно курить обычные. Такое разочарование.1
  • May Mersenuser2919447, а в чем смысл этой картины? Просто взбудоражить общество? Дай-ка раздену бабу на пикнике, погляжу чё будет?0
  • BirdsMay, никак. Стоимость билета зависит от популярности спектакля (режиссура, актерский состав, декорации), сезонности, и места в зале. Например, мы как-то ходили на Хованщину с Гергиевым на исторической сцене Мариинки за 500 руб или на Щелкунчика по декорациям Шемякина за 5000. Отличные постановки, но разница в стоимости существенная.0
  • May MersenBirds, я так поняла тут у комментаторов претензии к месту, где сидел автор поста. И вот я думаю, если из ложи наблюдать трешовый спектакль — он станет лучше? Ну ведь нет же.4
  • BirdsMay, нет, конечно). Можно смотреть всякую ахинею из царской ложи, от этого она лучше не станет. Лебединое озеро, можно "смотреть" с самого верхнего бокового яруса, где видно только театральную люстру и слышно музыку) Автору, перед покупкой билета, надо было рецензии на Ворона прочитать, кому-то нравится, кому-то нет. А сам, Александринский театр шикарен, такого чуткого отношения к зрителям, я мало, где видела.1
  • Алёна КротоваНесколько раз бывала в Александрийском театре, хорошо знакомо с их ценовыми диапазонами. И в целом отслеживаю у них билеты. Поэтому: 1. Да, Ваш билет считаться из бюджетной категории. Никто не ставит вопрос о том, почему вы не купили Царскую ложу. Скорее общественность указывает на то, что спектакль не ходовой и для такого театра цена сильно занижена 2. Вы изначально знали, что постановка экспериментальная. Поэтому странно тут чему-то разочаровываться. Но перед походом в любой театр, рекомендую читать рецензии на интересующие постановки0
  • Lanauser6064678, согласна. Был город высокой культуры. А стал бомжатником. С грязными улицами. Большой деревней... Трэш0
  • Дарья ДарьяСергей, к слову сказать по билетам за 200 рублей там буквально не видно ничего. Там либо стоя смотреть либо просто слушать. Не приувеличиваю2
  • ИринаДарья, в старых театрах всегда так. Связано с тем, что части из этих мест могло не быть в оригинальной рассадке, да и самым интересным местом в театре был зрительный зал, а не сцена.0
  • ИринаBirds, балет, тем более Щелкунчик, конечно, более кассовые, чем Хованщина, даже самая классическая.0
  • ИринаЕлена, Большой и Мариинка примерно такие же. Фойе только на входе, дальше - длинные коридоры с дверьми, и да, туалет найти может быть сложно, если ты там в первый раз. Но если часто ходить, то привыкаешь и запоминаешь.0
  • ИринаНатали, не думаю, что муж Собчак способен поставить что-то по-настоящему стоящее. Только современную эпатажную мишуру, о существовании которой забудут, когда мода пройдёт.0
  • Дарья ДарьяИрина, да я понимаю. Просто какой смысл в наших реалиях продавать такие билеты? Чтобы что? Чтобы человек пришёл и через 10 минут спектакля ушёл?1
  • НаталиБыла на днях в этом театре-он прекрасен, величественный, все понятно, просторно, красиво, персонал радушный. Спектакль - Преступление и наказание длился 5,5 часов, мне и моей дочери 20 лет, очень понравился. Есть о чем подумать. Если в жизни искать огорчения, обязательно найдутся. А если ищешь открытий и радости, то будут они.0
  • user6077953Ну это ж просто вкусовщина. Я была в Александринке один раз и это был наоборот очень классический спектакль, показался скучным, больше люблю как-раз экспериментальные, поэтому после вашего отзыва желание сходить на Ворона только усилилось. Обнаженка и расчлененка не всегда плохо, зависит же от того как оно подано, часто пошло, а часто и нет. Вы ж скульптуру Давида не воспринимаете как пошлятину1
  • ЛюдмилаПриехала в гости в Санкт-Петербург и решила пойти на спектакль в Дом культуры Ленсовета и была разочерована и спектаклем и обстановкой в нутри здания , живём в двухтысячных ,а такое чувство ,что попала в шестидесятые , все убогое и старое, изношеное.0