Блатной жаргон, обнаженка и пошлый юмор: почему я не вернусь в Александринский театр

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Сергей Тиняков

не любит пошлый юмор и блатной жаргон

Страница автора

В свой день рождения я обычно отправляюсь в путешествие.

В декабре 2023 года должен был полететь в Мурманск и отметить праздник там, но рейс отменили и я оказался в Санкт-Петербурге. Решил сделать себе двойной подарок: сходить на экскурсию и спектакль в Александринский театр — один из старейших в России. Его основали в 1756 году по инициативе императрицы Елизаветы Петровны.

Билет на программу «Театральный пролог», которая начиналась за час до спектакля, стоил 600 ₽, на постановку «Ворон» — еще 900 ₽.

Скучная экскурсия

Театр находится в центре Петербурга, рядом с Невским проспектом и станцией метро «Гостиный двор». С его названием бывает путаница: иногда говорят «Александрийский». Но правильно Александринский — в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны.

Экскурсия по театру меня разочаровала. На мой взгляд, она дорогая и скучная. Я был на аналогичном мероприятии в Самаре и ожидал, что в Петербурге нам покажут гримерку, цеха и технические помещения, куда обычным посетителям вход закрыт, поделятся интересными фактами. Но вместо этого нас провели по фойе и Музею русской драмы, где выставлены костюмы, программки, реквизит и театральная мебель.

Экскурсовод рассказала общую информацию о театре, которую можно прочитать в интернете. Например, что к входу подъезжали на каретах, а места в зале располагались согласно общественной иерархии и достатку: в партере сидели военные и крупные чиновники, в бельэтаже — аристократия, в ложах первого яруса — служащие среднего ранга, на втором и третьем — купцы, на галерке — студенты.

Здание театра в стиле ампир построили по проекту Карла Росси
Здание театра в стиле ампир построили по проекту Карла Росси
В музее десяток витрин с костюмами. Эти — из спектакля «Дон Жуан» 1910 года. Разглядывать все мне было неинтересно
В музее десяток витрин с костюмами. Эти — из спектакля «Дон Жуан» 1910 года. Разглядывать все мне было неинтересно

Проблемы с навигацией в театре

Зал театра огромный: в нем пять ярусов и 940 мест. Он украшен красным бархатом и позолотой, а зрителей встречают сотрудники в камзолах. От такого великолепия мне даже стало не по себе.

В многочисленных коридорах театра легко заблудиться: к каждой ложе ведет своя дверь, всего их около 100. При этом навигация скудная: перед спектаклем я минут десять плутал в поисках туалета.

Коридоры театра
Коридоры театра

Суета перед спектаклем

Я купил билет на место у прохода в последнем ряду партера — самое дешевое в этом секторе. В том же ряду, но с другой стороны любил сидеть Федор Достоевский — узнал про это не на экскурсии театра, а из интернета, когда готовил текст.

Перед началом спектакля некоторым зрителям разрешили пересесть поближе к сцене, началась суета. Еще я услышал разговор молодых парня и девушки, которые специально купили самые дешевые билеты на верхний ярус, чтобы потом найти свободное место в партере. Они сильно радовались, что могут сделать это легально.

Мне такой подход очень не понравился. Для меня спектакль — особое действо, на которое важно настроиться. Я люблю удобно расположиться и предвкушать зрелище. Когда вокруг начался балаган с пересадкой зрителей, это выбило из колеи.

Еще хуже было, что ситуацию спровоцировал сам театр. Даже когда началась постановка, зрителей все равно пускали в зал. Они заходили, искали свои места, потом пересаживались. Шумели, скрипели стульями, и так продолжалось минут двадцать. Это очень раздражало и отвлекало от происходящего на сцене.

Вид с моего места. Пересаживаться я не стал
Вид с моего места. Пересаживаться я не стал

Неоднозначная постановка

Когда покупал билет, в отзывах прочитал, что «Ворон» — экспериментальный спектакль, но я не думал, что настолько. От театра почти с трехсотлетней историей я ждал более классической интерпретации итальянской пьесы 18 века. На сцене царило безумие: актеры в одинаковых пиджаках и уродливых масках с длинными дредами, обнаженка, брызги крови, имитация расчленения лошади, тюремный жаргон, пошлый юмор. От первоначального сюжета в спектакле не осталось и следа.

Возможно, я не ценитель и не понял глубокой режиссерской задумки, но после просмотра осталось отвратительное ощущение, похожее на тошноту. Хотелось поскорее выйти из зала, что я и сделал сразу после окончания спектакля.

На мой взгляд, подобное переосмысление классики не всегда оправданно и уместно, а историческое здание Александринского театра не соответствовало тому, что показывали на сцене. «Ворон» больше подойдет для театров современного искусства с более искушенной и подготовленной аудиторией.

Снимать во время спектакля нельзя, поэтому фото того, что происходит на сцене, я взял с сайта Александринского театра. Источник: Александринский театр
Снимать во время спектакля нельзя, поэтому фото того, что происходит на сцене, я взял с сайта Александринского театра. Источник: Александринский театр

Итоги

Эмоции от посещения остались неприятные. Хотя, казалось бы, что могло пойти не так? Один из самых уважаемых театров страны и спектакль, который получил две премии «Золотая маска», а одну из главных ролей исполняет известный актер Тихон Жизневский. Впрочем, в негативной оценке я не одинок: на профильных ресурсах каждый третий зритель остался недоволен.

Моя знакомая, которая живет в Петербурге и часто ходит в театры, рассказала, что подобные неоднозначные постановки в Северной столице не редкость. Например, в «МДТ — Театре Европы» артисты как-то плевались на зрителей со сцены. В той же Александринке в «Оптимистической трагедии» по одной из актрис текла вязкая жидкость, похожая на сопли. А в «Бравом солдате Швейке» главный герой снял трусы и на несколько секунд обнажил гениталии.

А в Мурманск я все-таки съездил через полгода. О самой посещаемой достопримечательности города — ледоколе «Ленин» — я рассказал в другой статье.

РедакцияРазочаровались в популярном театре? Расскажите про это: