«Ничего, кроме разочарования»: как я неудачно отдохнула в Ираклионе на Крите

Этот текст написал читатель в Сообществе. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Eva Iney

любит чистое море

В 2018 году мой старший сын шел в первый класс. Мы с мужем решили обязательно вывезти детей на море, чтобы они отдохнули перед сложным учебным годом.

Но из-за работы муж не мог поехать со мной, и на семейном собрании мы решили отправить меня одну с детьми. Чтобы не ехать через Москву, рассматривали только варианты с вылетом из Воронежа. Одним из них была Греция. Я долго читала про разные места и в конце концов остановилась на Крите.

Не хотела тратить много времени на дорогу, поэтому выбрала недорогой отель в пригороде Ираклиона. Добраться до него от аэропорта можно было за 20 минут. Отель находился на второй береговой линии, на фото выглядел маленьким и уютным, плюс о нем были довольно приличные отзывы.

Обычно мы организуем поездки самостоятельно: бронируем билеты, снимаем апартаменты. Уже много лет мы не останавливались в отелях, потому что не хотели переплачивать за сомнительный сервис и быть привязанными к расписанию завтраков, обедов и ужинов. Но поскольку в тот раз я ехала одна с маленькими детьми, семи и четырех с половиной лет, показалось логичным взять готовый тур с отелем и перелетом. В стоимость входили завтраки и ужины. По описанию до пляжа было 2 минуты пешком, магазины и кафе тоже в шаговой доступности. Тур был на девять ночей и включал трансфер из аэропорта и обратно.

Поездка началась весьма неплохо. Дорога до аэропорта заняла около получаса. В самолет сели без задержек и уже через 2 часа приземлились на месте. Там немного запутались с трансфером, но, когда разобрались, были приятно удивлены, что нас отвезут в отель не на общем автобусе, а на такси. Добрались быстро и, пока ехали, рассматривали улочки и домики на Крите. Они сильно отличались от уже привычных Хорватии и Черногории с их черепичными крышами и яркими цветами. На Крите все было белым или бежевым, выглядело чуть приунывшим и запущенным.

В отель мы приехали раньше времени заселения — наша комната была еще не готова. Нам предложили оставить чемоданы и погулять. Я вынула купальники, и мы с детьми отправились на пляж. Первое впечатление от отеля было смешанным: он находился в центре поселка, на оживленной улице, был маленьким и неинтересным, но от трех звезд я и не ожидала многого. Женщина на ресепшен была сдержанна, не очень дружелюбна и плохо говорила по-английски.

Пляж действительно находился в 2—3 минутах от отеля. Чтобы туда попасть, нужно было перейти дорогу без пешеходного перехода, пройти через какой-то пустырь и стоянку. Это был обычный общественный пляж с серым песком, платными лежаками и зонтиками и кафешками по периметру.

Народу для начала сентября было немного, в основном парочки и семьи с детьми. Очень много русских, отовсюду звучала русская речь, и возникало ощущение, что мы не в Европе, а на российском юге.

Пляж был не очень широким и, к сожалению, оставлял желать лучшего. Песок был неприятного грязного цвета, на нем валялся мусор, все это производило крайне унылое впечатление. Не было никакой зелени. Море грязноватое у берега, но это скорее естественная грязь и песок, чем продукты человеческой деятельности. Было немного ветрено и волны. Через пару часов мы вернулись в отель и приготовились заселяться.

Нас поселили в крошечный номер на третьем этаже с окнами на парковку и помойку. В номере едва умещались три односпальные кровати, был маленький холодильник и ужаснейшего вида душ, куда было страшно заходить. Практически никогда не было горячей воды.

В гостинице была система «завтрак — ужин». За дополнительную плату можно пообедать в ресторанчике при отеле. Мы этой опцией не пользовались, обедали на пляже или просто покупали мороженое и фрукты. Завтраки были стандартные для такого места: свежие огурцы и помидоры, оливки, сыр и колбаса одного-двух видов, нарезанный хлеб, вареные яйца, хлопья с молоком, чай, кофе и искусственные соки.

Не было горячих блюд типа каши или яичницы — этого не хватало детям. Я вполне обходилась кофе и парой тостов. Ужины были чуть более разнообразными. Их готовил сам владелец отеля — крупный дружелюбный мужчина лет пятидесяти пяти. Вся его семья работала в отеле: сын — в баре, жена — на ресепшен, дочка была официанткой.

В отеле был бассейн с небольшим садом вокруг. Во внутреннем дворике было довольно уютно и приятно сидеть у воды. Там же стоял большой гриль, на котором владелец сам каждый вечер готовил какое-то мясное блюдо. Кроме мяса были гарниры, салаты и арбуз на десерт. Еще давали желе и маленькие пудинги.

По питанию особых вопросов не было. Это не Турция с all inclusive, но для трех звезд вполне прилично. Меня обрадовало, что всегда были свежие овощи и несколько гарниров на выбор. Дети никогда не оставались голодными, но поскольку они у меня не особенно мясоеды, то ели на ужин в основном макароны и овощи.

Очень радовало отношение владельца отеля и его детей. Когда они узнали, что я на отдыхе одна с детьми, всячески старались помочь. Меня поили в баре, первой накладывали порцию за ужином, все дружелюбно общались и улыбались. Хозяин постоянно пытался подкормить меня огромными кусками мяса и все уверял, что я очень худая. Поскольку я в принципе ем мало мяса, его попытки не увенчались успехом, но это было трогательно.

К сожалению, несмотря на душевное отношение в отеле, в целом от отпуска осталось скорее неприятное ощущение по нескольким причинам. В первую очередь из-за абсолютно некрасивого, грязного, отвратительного пляжа. Всегда дул ветер и были волны. Отправить детей купаться одних было нереально. Однажды мы плавали вместе и нас сильно захлестнуло волной. Дочка испугалась, нахлебалась воды и сильно плакала.

Во-вторых, в Греции и на Крите не предусмотрены пешеходные зоны, а поведение водителей на дороге оставляет желать лучшего. Гулять с двумя маленькими детьми — это целое приключение, причем не самое приятное. Вечером там совершенно некуда пойти, можно только сидеть в одном из кафе. Нет никакой инфраструктуры для детей или прогулочной зоны, чтобы просто пройтись.

Рядом с отелем была маленькая грязная детская площадка, всегда переполненная. Половина качелей на ней не работала, а другая половина издавала такие звуки, что хотелось застрелиться. За неимением лучшего ходили туда. Перестали ходить, когда я нашла использованный шприц.

Пару раз мы съездили на другие пляжи. Это было неудобно, поскольку общественного транспорта не было в принципе, а такси дорогое. За 5 километров туда-обратно мы отдавали 40 €⁣ (2637 ₽). Такие поездки не были предусмотрены бюджетом, поскольку с собой мы брали деньги на мороженое и мелкие расходы.

Один раз мы попытались с детьми дойти до большого супермаркета, чтобы купить что-то, кроме мороженого и булок. К сожалению, не учли, что это было воскресенье. Супермаркет оказался закрыт. Было обидно, потому что в одну сторону мы шли где-то полчаса по обочине дороги, уворачиваясь от скутеров и машин.

Последней каплей стали финальные три дня. На пляже вывесили красный флаг, подразумевающий, что волны слишком сильные и купаться не рекомендуется. Дул такой ветер, что даже под солнцем было холодно, и мы сидели, закутавшись в полотенца. А когда отпуск — всего девять дней, терять три из них было крайне обидно.

Тур на одного взрослого и двух детей с перелетом, проживанием, трансфером и двухразовым питанием на девять ночей стоил 109 000 ₽. С собой брали около 500 €⁣ (32 960 ₽) на мороженое и непредвиденные расходы. Такси в аэропорт и обратно стоило 500 ₽.

В целом отпуск не принес ничего, кроме разочарования. Не рекомендую это место семьям с детьми и вообще людям, которые любят чистое море и пляж и развитую инфраструктуру.