Можно ли​ наказать российские гостиницы и авиакомпании за завышение цен в новогодние каникулы?

Обсудить
Аватар автора

Инга

спросила в Сообществе

Почти каждый год остаюсь на новогодние каникулы дома, потому что цены на авиабилеты и гостиницы в других городах России просто космические.

Получается, авиакомпании и гостиницы творят с ценами, что хотят, а потребители совсем бесправны? Можно ли куда-то пожаловаться на этот беспредел?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

В России перевозчиков-монополистов контролирует антимонопольная служба. За необоснованное завышение цен им грозит предупреждение, а если они не исполнят требования — штраф.

А вот повлиять на цены в гостиницах контролирующие ведомства не могут. Расскажу подробнее.

Как устанавливают и контролируют цены на авиабилеты

Авиакомпания сама назначает цены на перевозку пассажиров, багажа и грузов. На это влияют стоимость топлива, аэропортовые и другие сборы, лизинговые платежи  , траты на техническое обслуживание, ремонт воздушных судов и другие факторы  .

Федеральная антимонопольная служба, ФАС, контролирует ценообразование авиакомпаний-монополистов  . К ним относят тех, у кого доля услуг на рынке — больше 50%. Вычислить их можно по количеству рейсов.

Например, из города А в город Б летают три перевозчика. Монополист — авиакомпания, у которой больше половины ежедневных рейсов от общего числа.

Статья 10 закона о защите конкуренции запрещает монополистам занижать и завышать цены. Но иногда авиакомпании-лидеры нарушают требования и поднимают стоимость билетов. Тогда ФАС может выдать перевозчику предписание устранить нарушение.

У авиакомпании будет три месяца, чтобы выполнить требование. Иначе ее могут оштрафовать. Но суммы небольшие по сравнению с доходами, которые перевозчик получит в результате завышения цен  :

  1. Должностному лицу грозит штраф от 15 000 до 20 000 ₽.
  2. Малому предприятию — от 150 000 до 500 000 ₽.
  3. Средней или крупной компании — от 300 000 до 1 000 000 ₽.

Еще авиакомпании вправе обжаловать предписания ФАС в суде.

В июле 2023 года ФАС России запросила у АО «Авиакомпания „Сибирь“» документ о порядке ценообразования. Компания ответила, что у нее его нет.

ФАС проанализировала другие документы и сведения на сайте перевозчика. В них сказано, что в экономклассе и бизнес-классе три тарифные группы: «Базовый», «Стандарт» и «Плюс».

Эти группы различаются доступными опциями: нормой бесплатного провоза багажа, возможностью возврата авиабилета до или после вылета, изменения рейса или даты перелета. А также составом включенных в тариф дополнительных услуг и начислением баллов в программе лояльности.

Перевозчик сообщил, что использует динамическое ценообразование. Поэтому стоимость билета зависит от даты вылета, дня недели, сезона, уровня загрузки самолета, количества проданных мест на конкретный момент.

В одной тарифной группе авиакомпания продает билеты по разным кодам в зависимости от времени до вылета, в которое пассажир покупает билет.

Ведомство не смогло установить, насколько цены на один и тот же рейс обоснованы экономически и технологически, а не только обусловлены временем покупки билета. Оно сочло такое ценообразование нарушением и вынесло перевозчику предупреждение. Авиакомпания не согласилась и обжаловала его в суде. Суд первой инстанции встал на сторону ФАС  .

Как отели устанавливают цены на проживание

Гостиницы тоже сами назначают цены на номера  . Исключение — дни проведения крупных мероприятий и церемоний, например форумов или Олимпиады. Тогда государство может установить максимальную стоимость проживания для разных категорий гостиниц.

В обычное время цены зависят:

  1. От расположения. На центральных улицах и в популярных туристических местах дороже.
  2. Уровня комфорта и услуг. Более дорогие отели — со спа, бассейном, тренажерным залом.
  3. Конкуренции. Гостиницы адаптируют цены с оглядкой на другие отели.
  4. Издержек и прибыльности. Это себестоимость услуг, затраты на персонал, ремонт и так далее.
  5. Экономических факторов — ситуации в стране и регионе.

Но самое важное — сезонность и праздники. В высокий сезон номера зачастую в несколько раз дороже, чем в низкий.

Среди гостиниц монополистов нет, поэтому ФАС их не контролирует. А Роспотребнадзор проверяет только, соблюдает ли отель санитарные нормы и закон о защите прав потребителей. Контроль над ценами не в его полномочиях.

Что можно сделать, если вы не согласны с ценой

Если билеты продает авиакомпания-монополист, вы вправе пожаловаться на нее в УФАС своего региона.

Жалобу можно подать:

  1. лично;
  2. по почте, в том числе через сервис электронных заказных писем;
  3. в электронном виде — для этого надо заполнить форму на сайте ведомства.

Но даже если УФАС найдет нарушение и подготовит предписание, авиакомпания вправе его обжаловать. Пока дело будут рассматривать в суде, ничего не изменится. Процесс может затянуться надолго. В итоге авиакомпания снизит цены, когда каникулы закончатся, чтобы к следующему пиковому спросу снова их поднять.

Пожаловаться на гостиницы не получится, поскольку среди них нет монополистов. Обычно дешевые номера разбирают в первую очередь. А некоторые отели начинают завышать цены только за пару месяцев до праздников. Поэтому я советую резервировать жилье как можно раньше. Если позже найдете более выгодный вариант, всегда можно отменить бронь.

Анастасия КорниловаЗнаете, как сэкономить на поездках в новогодние каникулы? Поделитесь способами: