Можно ли наказать российские гостиницы и авиакомпании за завышение цен в новогодние каникулы?
Почти каждый год остаюсь на новогодние каникулы дома, потому что цены на авиабилеты и гостиницы в других городах России просто космические.
Получается, авиакомпании и гостиницы творят с ценами, что хотят, а потребители совсем бесправны? Можно ли куда-то пожаловаться на этот беспредел?
В России перевозчиков-монополистов контролирует антимонопольная служба. За необоснованное завышение цен им грозит предупреждение, а если они не исполнят требования — штраф.
А вот повлиять на цены в гостиницах контролирующие ведомства не могут. Расскажу подробнее.
О чем вы узнаете
Как устанавливают и контролируют цены на авиабилеты
Авиакомпания сама назначает цены на перевозку пассажиров, багажа и грузов. На это влияют стоимость топлива, аэропортовые и другие сборы, лизинговые платежи , траты на техническое обслуживание, ремонт воздушных судов и другие факторы .
Федеральная антимонопольная служба, ФАС, контролирует ценообразование авиакомпаний-монополистов . К ним относят тех, у кого доля услуг на рынке — больше 50%. Вычислить их можно по количеству рейсов.
Например, из города А в город Б летают три перевозчика. Монополист — авиакомпания, у которой больше половины ежедневных рейсов от общего числа.
Статья 10 закона о защите конкуренции запрещает монополистам занижать и завышать цены. Но иногда авиакомпании-лидеры нарушают требования и поднимают стоимость билетов. Тогда ФАС может выдать перевозчику предписание устранить нарушение.
У авиакомпании будет три месяца, чтобы выполнить требование. Иначе ее могут оштрафовать. Но суммы небольшие по сравнению с доходами, которые перевозчик получит в результате завышения цен :
- Должностному лицу грозит штраф от 15 000 до 20 000 ₽.
- Малому предприятию — от 150 000 до 500 000 ₽.
- Средней или крупной компании — от 300 000 до 1 000 000 ₽.
Еще авиакомпании вправе обжаловать предписания ФАС в суде.
В июле 2023 года ФАС России запросила у АО «Авиакомпания „Сибирь“» документ о порядке ценообразования. Компания ответила, что у нее его нет.
ФАС проанализировала другие документы и сведения на сайте перевозчика. В них сказано, что в экономклассе и бизнес-классе три тарифные группы: «Базовый», «Стандарт» и «Плюс».
Эти группы различаются доступными опциями: нормой бесплатного провоза багажа, возможностью возврата авиабилета до или после вылета, изменения рейса или даты перелета. А также составом включенных в тариф дополнительных услуг и начислением баллов в программе лояльности.
Перевозчик сообщил, что использует динамическое ценообразование. Поэтому стоимость билета зависит от даты вылета, дня недели, сезона, уровня загрузки самолета, количества проданных мест на конкретный момент.
В одной тарифной группе авиакомпания продает билеты по разным кодам в зависимости от времени до вылета, в которое пассажир покупает билет.
Ведомство не смогло установить, насколько цены на один и тот же рейс обоснованы экономически и технологически, а не только обусловлены временем покупки билета. Оно сочло такое ценообразование нарушением и вынесло перевозчику предупреждение. Авиакомпания не согласилась и обжаловала его в суде. Суд первой инстанции встал на сторону ФАС .
Как отели устанавливают цены на проживание
Гостиницы тоже сами назначают цены на номера . Исключение — дни проведения крупных мероприятий и церемоний, например форумов или Олимпиады. Тогда государство может установить максимальную стоимость проживания для разных категорий гостиниц.
В обычное время цены зависят:
- От расположения. На центральных улицах и в популярных туристических местах дороже.
- Уровня комфорта и услуг. Более дорогие отели — со спа, бассейном, тренажерным залом.
- Конкуренции. Гостиницы адаптируют цены с оглядкой на другие отели.
- Издержек и прибыльности. Это себестоимость услуг, затраты на персонал, ремонт и так далее.
- Экономических факторов — ситуации в стране и регионе.
Но самое важное — сезонность и праздники. В высокий сезон номера зачастую в несколько раз дороже, чем в низкий.
Среди гостиниц монополистов нет, поэтому ФАС их не контролирует. А Роспотребнадзор проверяет только, соблюдает ли отель санитарные нормы и закон о защите прав потребителей. Контроль над ценами не в его полномочиях.
Что можно сделать, если вы не согласны с ценой
Если билеты продает авиакомпания-монополист, вы вправе пожаловаться на нее в УФАС своего региона.
Жалобу можно подать:
- лично;
- по почте, в том числе через сервис электронных заказных писем;
- в электронном виде — для этого надо заполнить форму на сайте ведомства.
Но даже если УФАС найдет нарушение и подготовит предписание, авиакомпания вправе его обжаловать. Пока дело будут рассматривать в суде, ничего не изменится. Процесс может затянуться надолго. В итоге авиакомпания снизит цены, когда каникулы закончатся, чтобы к следующему пиковому спросу снова их поднять.
Пожаловаться на гостиницы не получится, поскольку среди них нет монополистов. Обычно дешевые номера разбирают в первую очередь. А некоторые отели начинают завышать цены только за пару месяцев до праздников. Поэтому я советую резервировать жилье как можно раньше. Если позже найдете более выгодный вариант, всегда можно отменить бронь.