ПРОМО
Кредитка для переводов без комиссии

Можно ли, оплатив 30 кг, сдать в багаж меньше по весу?

В декабре я купил билет на рейс авиакомпании «Ютэйр» по тарифу «Минимум». Провоз багажа в стоимость не входил, поэтому я дополнительно оплатил эту услугу заранее. Можно было выбрать вес 21 и 30 кг, я на всякий случай выбрал 30 кг, чтобы точно не было проблем.

В итоге мой чемодан весил 18 кг, и сотрудница на стойке регистрации сказала, что, если багаж будет легче 21 кг, его не примут. Либо мне нужно отдельно оплатить место весом 21 кг.

Пришлось в изрядном стрессе придумывать, что напихать в чемодан. Ситуация выглядит, на первый взгляд, абсурдно. В ходе бодания с авиакомпанией выяснилось, что глубоко в правилах они разделяют места 0—21 и 21—30 кг. Но интерфейс при покупке багажа об этом не сообщает. Как быть, если пассажир узнал про это перед вылетом?

Действительно, некоторые авиакомпании указывают в правилах минимальный вес багажа. Так было и в вашем случае. Если из-за недовеса возникли проблемы в аэропорту, на стойке регистрации могли потребовать, чтобы пассажир увеличил вес сумки или заплатил за провоз нового места багажа.

Во втором случае после полета вы можете вернуть деньги за услугу, которой не воспользовались. Расскажу подробнее, как все устроено.

Какие ограничения по весу вводят авиакомпании

Каждая компания сама определяет объем, вес, стоимость провоза багажа. А еще — габариты чемодана или сумки, то есть сумму длины, ширины и высоты. Требования прописаны на сайтах перевозчиков и будут отличаться для разных тарифов.

Например, «Аэрофлот» на рейсах экономкласса по тарифу «Оптимум», «Бюджет» и «Промо» разрешает взять одно место до 23 кг. А по тарифу «Максимум» на таких же рейсах — два места до 23 кг. Габариты чемодана должны быть не более 203 см в сумме трех измерений.

Как правило, самые дешевые билеты — без багажа. Например, «Лайт» и «Промо Лайт» в экономклассе у «Аэрофлота». На таких рейсах можно доплатить, чтобы взять багаж. У «Аэрофлота» эта услуга на рейсах по России стоит от 2700 Р.

Провоз багажа обычно выгоднее оплатить заранее на сайте авиакомпании или при покупке билета: в аэропорту это будет стоить дороже. Например, у «Победы» одно место багажа до 10 кг при оплате на сайте обойдется от 899 до 2599 Р, в российском аэропорту — в 1799—2299 Р, а при выходе на посадку — в 3500 Р.

Одни авиакомпании указывают ограничения только по максимально возможному весу багажа. Другие, как в вашем случае, прописывают весовые категории, например 11—23 и 23—32 кг. Разберу этот момент подробнее.

Ограничения по максимальному весу установили, например, «Аэрофлот», «Россия», «Турецкие авиалинии», «Уральские авиалинии», Azur Air и «Азимут». Нижней планки у них нет. Но если сумка весит больше положенного, придется заплатить за перевес.

«Турецкие авиалинии» в экономклассе разрешают взять багаж весом до 23 кг. Это значит, что пассажир без доплаты может зарегистрировать чемодан весом хоть 1, хоть 23 кг. Если вес сумки больше 23 кг, возьмут плату за сверхнормативный багаж — она будет зависеть от направления. У «Турецких авиалиний» на сайте есть калькулятор, где можно посчитать плату за перевес.

Компании, которые установили только верхний предел веса для багажа

Компания Максимальный вес багажа
«Азимут» В экономклассе — до 23 кг, в бизнесе — два места до 23 кг
«Аэрофлот» и «Россия» В экономклассе — максимум два места до 23 кг, в бизнесе — два места до 32 кг
«Турецкие авиалинии» В экономклассе — до 23 кг, в бизнесе — до 30—40 кг
«Уральские авиалинии» В экономклассе — максимум два места до 23 кг, в бизнесе — два места до 32 кг
Azur Air В экономклассе — до 10 кг по тарифу Light, до 20 кг — Standard, до 25 кг — Optimum. В бизнесе — до 30 кг
Компания
Максимальный вес багажа
В экономклассе — до 23 кг, в бизнесе — два места до 23 кг
В экономклассе — максимум два места до 23 кг, в бизнесе — два места до 32 кг
В экономклассе — до 23 кг, в бизнесе — до 30—40 кг
В экономклассе — максимум два места до 23 кг, в бизнесе — два места до 32 кг
В экономклассе — до 10 кг по тарифу Light, до 20 кг — Standard, до 25 кг — Optimum. В бизнесе — до 30 кг

Ограничения по весовым категориям. «Ютэйр», «Смартавиа» и Red Wings разделяют багаж по весовым категориям. Например, у «Ютэйр» по России провоз багажа до 10 кг стоит от 1499 Р, с 0 до 20 кг — от 2499 Р, с 21 до 30 кг — от 3499 Р.

Если пассажир заплатил за провоз багажа весом от 21 до 30 кг, а сумка будет весить 19 кг, у пассажира могут возникнуть проблемы.

Однако когда на регистрации отказываются принять багаж из-за недовеса и требуют купить дополнительное место, это противоречит закону. Об этом не сказано ни в Федеральных авиационных правилах, ни в правилах тарификации багажа, утвержденных Минтрансом. Но судебной практики по таким случаям мне найти не удалось.

Реалии таковы, что на стойке регистрации сумку меньше по весу могут свободно пропустить или попросить:

  1. добавить вещей в чемодан, чтобы увеличить вес;
  2. отдельно заплатить за провоз более легкого багажа.

Во втором случае клиенту обязаны вернуть деньги за услугу по перевозке тяжелого багажа, поскольку он ею не воспользовался. Это прописано в федеральных авиационных правилах.

Чтобы получить деньги назад, пассажир должен обратиться в авиакомпанию: заполнить форму на сайте, написать на почту или позвонить в контакт-центр. Каждый перевозчик устанавливает свой срок подачи заявки на возврат. Например, «Ютэйр» дает на это 12 месяцев с момента оформления багажа. В итоге путешественник не в убытке: он действительно заплатил за новое место багажа, но переплату за старое ему обязаны вернуть, пусть и не сразу.

Однако он все равно может обратиться в суд. Например, авиакомпания разделяет багаж по весовым категориям. За провоз чемодана весом до 20 кг берет 3000 Р при оплате на сайте и 4000 Р при оплате в аэропорту. За место багажа весом от 20 до 30 кг — 5000 и 6000 Р соответственно. Пассажир заранее заплатил 5000 Р за провоз багажа весом от 20 до 30 кг. В аэропорту его сумку взвесили: 15 кг. Такой багаж регистрировать отказались и потребовали, чтобы он оплатил меньшее по весу место багажа. У пассажира не было выхода, и он отдал 4000 Р. А не 3000 Р, которые мог бы заплатить при оплате заранее на сайте.

В суде он может потребовать компенсацию морального вреда и проценты за пользование чужими деньгами — их начислят со дня, когда человек заплатил за более легкий багаж. В нашем примере проценты будут считать от 6000 Р: 5000 Р + 1000 Р (4000 Р − 3000 Р).

Перед тем как обращаться в суд, клиент должен отправить в авиакомпанию досудебную претензию и изложить в ней свои требования. Претензию направляют Почтой России, на электронный адрес или через форму обратной связи на сайте. Если компания не удовлетворила требования, пассажир имеет право обратиться в суд. Иски до 100 000 Р подают мировому судье. У Тинькофф Журнала есть статья о том, как подать иск.

Иногда багаж превышает ограничение по весу. Например, клиент заплатил за провоз от 21 до 30 кг, а его сумка весит 32 кг. В этом случае правила стандартные: придется либо купить другое место багажа, либо оплатить перевес. Это предусмотрено федеральными авиационными правилами.

Компании, которые разделяют багаж по весовым категориям

Компания В какой тариф не включен бесплатный багаж Весовые категории Стоимость багажа, если оформлять при покупке билета по России
«Ютэйр» «Минимум» 0—10 кг
0—20 кг
21—30 кг
От 1499 Р
От 2499 Р
От 3499 Р
«Смартавиа» Smart Light 0—10 кг
0—23 кг
24—32 кг
От 1190 Р
От 2190 Р
От 5000 Р — в зависимости от направления
Red Wings «Лайт» и «Эконом» 0—10 кг
11—23 кг
23—32 кг 
32—50 кг
От 1000 Р
От 1500 Р
От 3000 Р
От 6000 Р
Багаж свыше 23 кг оформляют в контакт-центре или агентстве
В какой тариф не включен бесплатный багаж
«Минимум»
Весовые категории
0—10 кг
0—20 кг
21—30 кг
Стоимость багажа, если оформлять при покупке билета по России
От 1499 Р
От 2499 Р
От 3499 Р
В какой тариф не включен бесплатный багаж
Smart Light
Весовые категории
0—10 кг
0—23 кг
24—32 кг
Стоимость багажа, если оформлять при покупке билета по России
От 1190 Р
От 2190 Р
От 5000 Р — в зависимости от направления
Red Wings
В какой тариф не включен бесплатный багаж
«Лайт» и «Эконом»
Весовые категории
0—10 кг
11—23 кг
23—32 кг 
32—50 кг
Стоимость багажа, если оформлять при покупке билета по России
От 1000 Р
От 1500 Р
От 3000 Р
От 6000 Р
Багаж свыше 23 кг оформляют в контакт-центре или агентстве

Что делают авиакомпании, если вес багажа меньше нормы

«Ютэйр». Я обратился в службу поддержки как клиент и спросил, что будет, если оплатить багаж весом 21—30 кг, а на регистрации выяснится, что чемодан весит меньше. Ответы операторов были диаметрально противоположными. Одна сотрудница сказала, что такой багаж все равно примут к перевозке. Другая заявила, что чемодан не примут, а клиенту предложат оплатить другую категорию багажа — меньше по весу.

В аэропорту оплата провоза багажа стоит дороже, чем на сайте перевозчика. Судя по тарифам, за багаж весом до 10 кг при покупке билета придется отдать от 1499 Р, а при регистрации в аэропорту — уже от 2300 Р.

Оба оператора подтвердили, что клиент имеет право вернуть деньги за услугу по провозу багажа, которой не воспользовался, после перелета. Если багаж оплатили через агента, обратитесь к нему. Если агент отказался возвращать деньги или вы оплатили багаж на сайте авиакомпании, подайте заявку через электронную форму. На это есть 12 месяцев с момента оформления билета.

«Смартавиа». Мне не удалось выяснить, является ли для авиакомпании недовес багажа проблемой на регистрации. На сайте сказано, что можно вернуть деньги за услугу по провозу багажа, которой не воспользовался пассажир.

Если багаж оплатили на сайте или через контакт-центр перевозчика, для возврата надо заполнить специальную форму. Если через посредника или в кассе — обратиться туда.

Red Wings. В колцентре пассажирам говорят, что если человек оплатил багаж весом 11—23 кг, к перевозке примут даже чемодан, который весит 8 кг. Главное, чтобы не было превышения по весу.

Клиент в такой ситуации по желанию может оплатить провоз багажа в весовой категории 0—10 кг, а после перелета вернуть деньги за провоз багажа в категории 11—23 кг. Заявку предлагают оформить на сайте авиакомпании.

У Red Wings при перелетах по России покупка места багажа весом до 10 кг стоит 1000 Р, если до вылета больше трех часов. Если меньше — от 1500 Р.

Что делать, если багаж больше, чем положено

Перевес гораздо страшнее, чем недовес. В такой ситуации у путешественника есть несколько вариантов:

  1. переложить часть вещей в ручную кладь или надеть на себя. Чтобы люди в очереди не ждали, пока пассажир закончит все манипуляции, лучше отойти и вернуться на стойку после того, как удастся решить проблему;
  2. отдать часть вещей родственникам или друзьям, если они приехали проводить пассажира;
  3. сдать вещи в камеру хранения. Например, в Шереметьеве в терминале В хранение одного места багажа стоит 500 Р за сутки, за последующие — 250 Р. Но в Шереметьеве не примут вещи общей массой более 30 кг;
  4. доплатить за перевес. Пассажиру дадут ордер на оплату сверхнормативного багажа и отправят в специальную кассу недалеко от стоек регистрации. После этого надо будет вернуться к стойке и предъявить чек. Тогда багаж примут к перевозке. Ордер остается у пассажира. Сборы за перевес у разных авиакомпаний отличаются;
  5. купить большее место багажа, а за неиспользованную услугу по перевозке вернуть деньги;
  6. купить дополнительное место багажа. Как правило, покупка багажа в аэропорту дороже, чем на сайте.

Я рекомендую заранее выяснить, какой багаж авиакомпании считают тяжеловесным. По федеральным правилам к нему относят чемоданы весом от 30 кг. Но крупные перевозчики, такие как «Аэрофлот», просят согласовывать перевозку багажа, только если он весит больше 50 кг. Если не уложиться в этот лимит, у пассажира не примут багаж даже с доплатой. Оформить его можно только как груз. А это отдельная процедура. Ее нужно согласовывать с перевозчиком заранее, а не во время регистрации.

Превышение нормы по габаритам. Это когда сумма длины, ширины и высоты чемодана с учетом колес больше, чем установлено перевозчиком. Например, норма по габаритам — 203 см. Если у пассажира багаж длиной 90 см, шириной 60 см, а высотой 30 см, то габариты — 180 см: 90 + 60 + 30. В таком случае норма провоза соблюдена. Если же сумма трех измерений — 210 см (100 + 70 + 40), то человек не уложился в норму и ему придется доплатить за багаж.

Бывают модели чемоданов со съемными колесам. Если их убрать, можно уменьшить размер по высоте до 5 см. Если чемодан не трансфомируется, изменить габариты невозможно — тогда за превышение нормы точно придется платить.

Тарифы на перевозку багажа сверх нормы

Авиакомпания Тариф за превышение нормы провоза
«Аэрофлот» От 2500 Р, если багаж весит больше 23, но меньше 32 кг
От 5000 Р, если багаж весит больше 32, но меньше 50 кг
От 5000 Р, если габариты превышают 203 см
«Смартавиа» 2900 Р, если багаж весит больше 23, но меньше 32 кг
5800, если багаж весит больше 32, но меньше 50 кг.
2900 Р, если габариты превышают 203 см
«Ютэйр» 3500 Р, если багаж весит больше 21, но меньше 30 кг
7000 Р, если багаж весит больше 30, но меньше 50 кг
3500 Р, если габариты превышают 203 см в сумме трех измерений.
За превышение по габаритам и весу сборы суммируют
От 2500 Р, если багаж весит больше 23, но меньше 32 кг
От 5000 Р, если багаж весит больше 32, но меньше 50 кг
От 5000 Р, если габариты превышают 203 см
2900 Р, если багаж весит больше 23, но меньше 32 кг
5800, если багаж весит больше 32, но меньше 50 кг.
2900 Р, если габариты превышают 203 см
3500 Р, если багаж весит больше 21, но меньше 30 кг
7000 Р, если багаж весит больше 30, но меньше 50 кг
3500 Р, если габариты превышают 203 см в сумме трех измерений.
За превышение по габаритам и весу сборы суммируют

Что в итоге

Перед покупкой билета обязательно изучите правила провоза багажа и условия тарифа. Лучше прикинуть, сколько и каких вещей вы будете брать с собой. А еще — измерить габариты сумки.

Багаж выгоднее оплачивать заранее при покупке билета.

Пассажиры могут измерить багаж в калибраторе в зале терминала. А взвесить чемодан — на любой стойке регистрации. Это бесплатно, и сотрудники аэропорта возмущаться не станут.

Если компания разделяет багаж по весовым категориям, а пассажир не уложился в лимит, на регистрации могут потребовать, чтобы он оплатил перевоз более легкого багажа. Это требование противоречит закону. И выбор за клиентом: будет он обращаться в суд, чтобы взыскать компенсацию морального вреда и проценты за пользование чужими деньгами, или нет. В любом случае, если пассажир не воспользовался услугой по провозу более тяжелого багажа, он имеет право вернуть деньги за эту услугу, пусть и не сразу.

Сергей Немчинов
Вам приходилось срочно докладывать или выкидывать вещи из багажа? Расскажите, как это было:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
kuskus kuskus

Интересно, первый раз такое слышу, тоже всегда беру с запасом, но никогда с таким не сталкивался не у лоукостеров, ни у обычных авиакомпаниц.
Скорее всего девочка просто трепет языком, у неё компетенции другие совсем

16
Евгения Сергеева

Докладывать вещи в багаж - это нонсенс. Странные требования, похоже на самоуправство. Обычно даже при перевесе в 1 кг навстречу идут, а тут недовес.
Вещи доставать и перекладывать в ручную кладь пару раз аврально приходилось, да )) Но всегда справлялись, не доплачивали.
Вообще, улетать стараюсь с минимумом багажа. А вот обратно бывает сложнее )))

7
Панакея Ханым
Отредактировано

Этим летом при путешествии с Utair был перевес в 400 г!!! Заставили купить багаж другой категории. Я в спешке купила на месте, не онлайн, за бОльшую стоимость. Стоимость Оплаченного ранее багажа вернули после заполнения формы обратной связи на сайте. Остался неприятный осадок от перевозчика. В дальнейшем постараюсь избегать их. В других авиакомпаниях всегда шли навстречу с подобным минимальным перевесом. Причём даже не предупредив о перевесе (у меня был недобор веса в ручной клади, я запросто могла бы переместить эти 400 г перевеса) отправили багаж. на мой аргумент о недоборе веса и возможности переложить в ручную кладь, персонал развёл руками - багаж укатил с лентой. От души пожелала им человечности

2
Максим Шатилов

Finn air не разрешает перевозить power bank в багаже, заставляет в ручную кладь переложить

1
Евгения Сергеева

Максим, мне кажется авиакомпании вообще не разрешают провозить аккумуляторы в багаже и об этом везде в аэропортах таблички. Это общепринятые правила.

11
Марина Ильина
Отредактировано

Чёт ахинея какая-то с недовесом...
А с перевесом периодически делала в забугорье так - откладывала отдельно килограмм 5 перевеса в отдельный пакет, взвешивала багажную сумку с нужным весом на регистрации (получала наклейку на неё) и шла к месту возврата НДС (по дороге закидывала обратно 5 кг в сумку), там осматривали все вещи, ставили отметку на чеки, сумку уже не взвешивали - сразу отправляли по ленте в багаж.

1
Empty

Марина, не слышал о таком. Багаж ведь забирают сразу на регистрации, в каких аэропортах устроено иначе?

0
Картопляник

Empty, такое возможно в Шереметьево, например.

0
Ekaterina Stepnova

Странно. Я один раз сдавала в багаж саквояжик в 5 кг из-за маникюрных принадлежностей. Забрали в негабаритный, чтоб не придавить, выдали так же.

1
Alexandra

Как-то раз летели с Кипра, сдавали сумку, а она оказалась слишком лёгкая, её отказались принимать как обычный багаж и отправили сдавать отдельно, вместе с хрупким грузом, собаками в переносках и прочей нестандартщиной. Но без доплат, конечно.

0
Денис Учиха

Тьфу-тьфу всегда все было в порядке пока с багажом

0

Сообщество

Популярное за неделю