Бизнес: доставка здоровой еды в Ярославле
Друзья из Ярославля запустили сервис по доставке еды, но через 10 месяцев проект оказался на грани развала.
Влад вышел из бизнеса, а потом перезапустил его с новым партнером. Сейчас сервис приносит им 120 тысяч рублей в месяц.
Почему доставка еды
В конце 2016 года Влад с другом Николаем решили запустить бизнес по доставке готовых обедов ресторанного уровня. Они видели такие сервисы в Москве.
В Ярославле на рынке доставки тогда работали только две местные компании. Владу и Коле не нравились их услуги: еду предлагали невкусную и популярностью сервис не пользовался.
Влад пытался похудеть и знает, как сложно питаться правильно самостоятельно: надо рассчитать соотношение белков, жиров и углеводов, закупить продукты и приготовить. Поэтому он предложил решать боли таких же клиентов, как он, и доставлять здоровые обеды ресторанного уровня.
Ребята ориентировались на людей, которым некогда или лень высчитывать калории, а потом готовить. Во всех блюдах рассчитана калорийность и соотношение белков, жиров и углеводов. В меню нет жареного и жирного: все готовится на пару, запекается или варится, без сахара и с минимумом соли.
Влад продвигал разные компании в социальных сетях и не хотел бросать работу. Николай взял на себя большую часть задач: его доля составила 70%, Влада — 30%.
Первый запуск за 240 000 ₽
За несколько дней Влад и Коля нашли на «Авито» помещение в 40 м² с кухней за 25 тысяч рублей в месяц. В нем были все необходимые коммуникации и мебель. Не хватало только оборудования. На него потратили 85 тысяч рублей.
Одновременно сделали сайт и наняли повара с диетологом, которых тоже нашли через «Авито». За 2 вечера Влад и Коля придумали меню из 70 блюд: смотрели на опыт других сервисов, учитывали себестоимость и слушали советы диетолога и повара. Тестировали рецепты дома на кухне.
- 30 000 ₽
Первые 2 недели еду готовили в собственной посуде, потом купили новую на 15 тысяч рублей из оборота. Остальное докупали постепенно: мясорубки, блендер, терки, вырезатель сердцевины для яблок, вафельницу, аэрогриль, соковыжималку, открывашки, удалитель косточек, форму для укладки еды и запекания, кофемолку — чтобы измельчать в ней орехи.
Предприниматели вложили 5000 рублей в таргетированную рекламу и за 30 тысяч подключили онлайн-кассу. Влад и Коля не думали, что люди будут активно заказывать еду у неизвестного сервиса, но за две недели они собрали 200 тысяч рублей. Суммы хватило на закупку продуктов, посуду, часть оборудования и первые зарплаты команде.
Чтобы стартовать, нужно уведомить об открытии Роспотребнадзор. Заведение должно подготовить документы и разрешения, соблюсти санитарные и противопожарные правила. В течение 3 лет в любой момент могут прийти проверяющие и потребовать документы. За 2 года работы до предпринимателей никто не дошел. В уголке покупателя находится книга отзывов и предложений, тексты законов «О защите прав потребителей», «О защите юридических лиц», правила торговли и оказания услуг и санитарно-эпидемиологические требования.
Помещение, которое арендовали парни, уже было готово ко всем проверкам: противопожарная сигнализация, огнетушители и таблички «Выход» установлены, есть мойка, черный вход и вытяжка.
Сотрудникам, которые контактируют с продуктами, нужны санитарные книжки. Предприниматели нанимали опытных поваров, у которых они уже были.
Доставка заработала через 3 недели после старта.
Затраты на запуск — 240 000 ₽
Зарплата персонала | 90 000 ₽ |
Оборудование для кухни | 85 000 ₽ |
Регистрация ИП и онлайн-касса | 35 000 ₽ |
Аренда помещения | 25 000 ₽ |
Реклама и маркетинг | 5000 ₽ |
Затраты на запуск — 240 000 ₽
Зарплата персонала | 90 000 ₽ |
Оборудование для кухни | 85 000 ₽ |
Регистрация ИП и онлайн-касса | 35 000 ₽ |
Аренда помещения | 25 000 ₽ |
Реклама и маркетинг | 5000 ₽ |
Что пошло не так
Через месяц собственник сообщил, что сдаст помещение другому предпринимателю, который предложил большую цену. Для Влада это был урок — надо заключать долговременный договор аренды хотя бы на год, чтобы застраховать себя от таких случаев. Бороться за место не стали — решили искать вариант побольше, чтобы разместить и кухню, и офис.
Новую площадку в 47 м² нашли за 5 дней и снова на «Авито», но начались новые проблемы.
Меню получилось плохо сбалансированным: клиенты жаловались на вкус, качество продуктов и рецепты. Попробовав сервис неделю, они не заказывали доставку снова.
Предприниматели не вели финансовый учет. На половине позиций в меню ничего не зарабатывали: ингредиенты стоили слишком дорого. Например, Коля хотел добавить в меню больше креветок, но расходы на них съедали почти всю прибыль за неделю. Влад настаивал, что креветок можно заменить курицей — она дешевле, а калорийность та же.
Противоречия и ошибки в управлении накапливались, а клиенты продолжали отказываться от услуг компании. С марта 2017 года проект ушел в минус, и Влад вышел из бизнеса.
Спустя 10 месяцев работы у «Все готово» было только 20 клиентов и убытки.
Второй запуск за 650 000 ₽
После выхода из бизнеса Влад познакомился с Денисом — опытным предпринимателем и владельцем ресторана, нескольких магазинов и производств.
Они узнали, что Коля продает «Все готово» за долги. В октябре 2017 года Денис выкупил бизнес за 350 тысяч рублей — такую сумму Николай задолжал поставщикам и друзьям. К Владу и Денису отошли: бренд, технология, помещение, маркетинговые каналы и меню.
Влад занялся финансами, бухгалтерией и операционным управлением, а Денис — стратегическим. Маркетинг и продвижение обдумывают вместе.
Предприниматели наняли администратора, менеджера по продажам, закупщика и курьеров. На дополнительное оборудование, мебель, маркетинг и новый сайт потратили еще 300 тысяч рублей.
Помещение и ремонт
Влад и Денис стартовали в помещении, в которое сервис «Все готово» переехал еще во время первого запуска. Там никогда не было кухни — пришлось подгонять его под требования к организациям общественного питания.
Чтобы сэкономить, почти все работы Влад делал сам: установил вытяжку, сантехнику на кухне, сделал сухой склад для хранения нескоропортящихся продуктов, облицевал стены на кухне плиткой.
- 62 000 ₽
Коммерческое кухонное оборудование потребляет больше тока, чем домашнее. Например, духовая печь работает без перерыва по 8 часов — обычная бытовая сеть не выдержит, в ней все перегреется, замкнет и работа всей кухни встанет. Пришлось менять проводку, а еще сделали так, чтобы каждый аппарат работал независимо от других. Теперь, если что-то перегорит, оборудование просто включат в другую розетку. Расчет и план индивидуальной проводки у электрика обошелся в 15 тысяч рублей. С работами помогли друзья.
Ремонт — 62 000 ₽
Компоненты вытяжки | 20 000 ₽ |
План проводки | 15 000 ₽ |
Сухой склад | 10 000 ₽ |
Материалы для проводки | 5000 ₽ |
Сантехника | 5000 ₽ |
Плитка на кухне | 4000 ₽ |
Проект установки вытяжки | 3000 ₽ |
Ремонт — 62 000 ₽
Компоненты вытяжки | 20 000 ₽ |
План проводки | 15 000 ₽ |
Сухой склад | 10 000 ₽ |
Материалы для проводки | 5000 ₽ |
Сантехника | 5000 ₽ |
Плитка на кухне | 4000 ₽ |
Проект установки вытяжки | 3000 ₽ |
Производство
В помещении есть кухня, склад и офис.
Каждый месяц Влад спрашивает у сотрудников, что докупить. Например, не хватает кастрюли и приходится работать на полтора часа дольше — значит, покупают ее. Покупками занимается администратор. На траты выделяют 10 тысяч рублей в месяц. Они накопительные: все, что не потратили в этом месяце, можно использовать в следующем, и наоборот. Если в мае купили что-то на 9 тысяч рублей, то в июне можно потратить уже 11. Но если в июле пришлось потратить 15 тысяч рублей, то в августе на модернизацию останется только 5 тысяч. Это удобно — можно четко планировать траты и не выходить за бюджет.
- 5000 ₽
Еще 5 тысяч каждый месяц уходит на хозтовары: моющие средства, средства личной гигиены для поваров и уборщиков, бахилы, перчатки, шапочки, тапочки и губки.
Новый холодильник стоил 40 тысяч рублей. Предприниматели решили сэкономить и взяли за эти деньги 3 восстановленных после ремонта холодильника. Один сразу же сломался. Ребята вернули его вместе с другим, пока еще рабочим, доплатили 5000 рублей и купили новый — так надежнее. Сейчас на кухне 4 холодильника и 1 морозильный ларь.
Сэкономить можно на мебели. Например, новые разделочные столы из нержавеющей стали стоят 3000—5000 рублей за штуку. Влад купил 5 подержанных за 10 тысяч. Два дня он отмывал, чистил, собирал и полировал их, зато сэкономил 15 тысяч рублей.
Мебель, техника и посуда на кухню — 157 000 ₽
3 холодильника, б/у | 36 000 ₽ |
2 конвекционные печи для запекания, новые | 26 000 ₽ |
Морозильный ларь для замороженных продуктов, новый | 20 000 ₽ |
Блендеры, миксер, пароварка, аэрогриль, кофемолка, соковыжималка, вафельница, новые | 20 000 ₽ |
Посуда: ножи, кастрюли, тазы и мелочи, новые | 15 000 ₽ |
2 мойки (одна для посуды, другая для ингредиентов), новые | 14 000 ₽ |
5 разделочных столов из нержавеющей стали, б/у | 10 000 ₽ |
Стойки и полки, б/у | 10 000 ₽ |
Доставка техники, грузчики | 5000 ₽ |
Запайщик пакетов | 1000 ₽ |
Мебель, техника и посуда на кухню — 157 000 ₽
3 холодильника, б/у | 36 000 ₽ |
2 конвекционные печи для запекания, новые | 26 000 ₽ |
Морозильный ларь для замороженных продуктов, новый | 20 000 ₽ |
Блендеры, миксер, пароварка, аэрогриль, соковыжималка, кофемолка, вафельница, новые | 20 000 ₽ |
Посуда: ножи, кастрюли, тазы и мелочи, новые | 15 000 ₽ |
2 мойки (одна для посуды, другая для ингредиентов), новые | 14 000 ₽ |
5 разделочных столов из нержавеющей стали, б/у | 10 000 ₽ |
Стойки и полки, б/у | 10 000 ₽ |
Доставка техники, грузчики | 5000 ₽ |
Запайщик пакетов | 1000 ₽ |
Мебель и техника в офис — 71 000 ₽
2 ноутбука | 30 000 ₽ |
Сейф для денег и документов | 20 000 ₽ |
3 стола и стулья | 15 000 ₽ |
Принтер | 5000 ₽ |
Канцелярские принадлежности | 1000 ₽ |
Мебель и техника в офис — 71 000 ₽
2 ноутбука | 30 000 ₽ |
Сейф для денег и документов | 20 000 ₽ |
3 стола и стулья | 15 000 ₽ |
Принтер | 5000 ₽ |
Канцелярские принадлежности | 1000 ₽ |
Меню и продукция
Меню разрабатывают совместно повар, диетолог и Влад. Диетолог рассчитывает калорийность и питательную ценность, повар придумывает рецепт, а Влад считает, чтобы это было рентабельно.
До перезапуска было единое меню на неделю без вариантов — 1200 килокалорий по три блюда в день. Клиентам это не нравилось: кто-то хотел меньше, кто-то больше. Сейчас у «Все готово» 13 вариантов меню: с учетом калорийности, количества приемов пищи, продолжительности программы и дней недели.
Если клиент не знает, что ему нужно выбрать для цели, он может бесплатно проконсультироваться с диетологом по интернету. Часто составляют индивидуальное меню: например, один клиент не ест курицу — вместо нее в блюдо кладут говядину.
Дважды в год готовые блюда надо сдавать в санитарно-эпидемиологический надзор для проверки на соответствие нормам.
Важно, чтобы готовые продукты выглядели как на фото. За этим следит администратор и сам Влад. Иногда выкидывают и переделывают десятки порций из-за несоответствия их внешнего вида эталонному. Если не переделывать, можно потерять клиентов.
Наценка на продукцию составляет 45%, но предприниматели хотят довести ее до 50%. Минимальная стоимость 3 обедов на 800 килокалорий в день — 3000 рублей за неделю. Максимальная — за 5 обедов на 2000 килокалорий в день. Неделя обойдется в 8680 рублей, месяц — в 33 тысячи. Чаще клиенты заказывают вариант с 1200 килокалориями и 5 блюдами по будням. Это стоит 6510 рублей в неделю.
- 3000 ₽
Сотрудники
Во «Все готово» работают 3 повара, 2 помощника-уборщика, диетолог, администратор, закупщик, 7 курьеров и директор — Влад. У Дениса нет четкой должности — он занимается стратегическим управлением и корректирует работу команды.
У всех сотрудников, имеющих доступ на кухню, должна быть санитарная книжка и пройденные медобследования. Санитарных книжек нет только у курьеров.
Рабочая смена начинается в 13 часов и заканчивается в 22. В смене работают 2 повара и 1 помощник. В течение дня повара готовят обеды на завтра, упаковывают и до утра оставляют в холодильнике. Если повара не успевают приготовить заказы до 22 часов, им оплачивают такси до дома. Такое случается несколько раз в месяц. Сверхурочная работа оплачивается дополнительно.
Администратор принимает звонки и общается с клиентами. Он составляет карту заказов на завтра, ведет внутренние документы (акты списания, закупок) и смотрит за сроком годности продуктов. Еще администратор следит за здоровьем персонала и каждое утро проверяет, нет ли на коже работников сыпи или порезов.
Закупщик отвечает за поставщиков. Он заказывает продукты, следит за их качеством, работает с документами и проверяет лицензии. Каждую поставку овощей и фруктов проверяет на наличие нитратов. Если их больше нормы, продукты возвращаются поставщику на замену — этот пункт тоже прописан в договоре. Такое случается 4—5 раз в месяц. Тогда закупщик сам идет покупать продукты в магазине или на рынке. У «Все готово» 6 крупных поставщиков и десятки мелких — магазины и рынки.
Зарплата персонала за август 2018 года без учета налогов
Курьеры | 80 000—150 000 ₽ (90 ₽ за точку, включая затраты на бензин) |
Повара | 55 000 ₽ (130 ₽/час) |
Администратор | 36 000 ₽ |
Помощники повара | 19 000 ₽ (90 ₽/час) |
Закупщик | 19 000 ₽ |
Диетолог | 12 000 ₽ |
Зарплата персонала за август 2018 года без учета налогов
Курьеры | 80 000—150 000 ₽ (90 ₽ за точку, включая затраты на бензин) |
Повара | 55 000 ₽ (130 ₽/час) |
Администратор | 36 000 ₽ |
Помощники повара | 19 000 ₽ (90 ₽/час) |
Закупщик | 19 000 ₽ |
Диетолог | 12 000 ₽ |
Упаковка и доставка
Сначала упаковку закупали в Москве. Это были картонные контейнеры с пластиковыми вставками, которые постоянно протекали. Каждый стоил 18 рублей.
После перезапуска картонные контейнеры заменили на пластиковые от ярославского поставщика — они герметичные и не протекают. Одна штука стоит 7 рублей. Полный набор упаковки на 5 блюд с меню и наклейками, рассчитанный на день, обходится в 30—40 рублей.
Утром курьеры приезжают за заказами и доставляют их с 6 до 11 утра.
Пока у «Все готово» не работает оплата через сайт. Рассчитаться за заказ можно только с курьером — наличными или картой через терминал. При первом заказе клиент оплачивает полную стоимость обедов на одну-две недели или месяц.
Клиенты и маркетинг
80% клиентов — женщины в возрасте от 28 до 45 лет. У них средний или высокий доход, они заботятся о здоровье, хотят похудеть и сэкономить время.
Клиенты «Все готово» разбираются в качественной продукции, им важны детали: дизайн упаковки, качество блюд, уровень сервиса. Например, один клиент попросил заменить хмурого курьера, потому что хотел по утрам быть в хорошем настроении и общаться с жизнерадостным человеком.
Большинство покупателей приходят из соцсетей. Рекламой и продвижением занимается Влад. Он ведет соцсети, пишет посты, заказывает фото и видео. Рекламируются у местных инстаблогеров и тренеров и через таргетированную рекламу во Вконтакте и Инстаграме. Ярославских блогеров не так много — через месяц их аудитория перестает реагировать на рекламу. Поэтому рекламироваться приходится поочередно: месяц — у блогеров, 2 месяца — через таргетированную рекламу. В месяц на рекламу предприниматели тратят 30 тысяч рублей.
- 30 000 ₽
Сервис не платит блогерам — вместо этого он неделю привозит им готовые блюда, а взамен просит 2 честных отзыва. Отзывы никак не согласовываются — предприниматели хотят узнать честное мнение. Когда отзывы плохие, причину исправляют: меняют поставщика, рецепт или заменяют блюдо.
Результаты и планы
До прихода в бизнес Дениса сервис «Все готово» работал в убыток. После перезапуска, с января 2018 года, проект стал приносить прибыль. В апреле предприниматели окупили затраты на выкуп бизнеса — 350 тысяч рублей. Количество постоянных клиентов выросло до 40, среднее количество клиентов в месяц — 80, отгрузок обедов — 1200—1600 в месяц (в каждой отгрузке от 2 до 5 блюд), оборот — до 800 тысяч рублей. Средняя прибыль в месяц — 100—120 тысяч рублей на двоих.
В конце мая ребята нашли партнеров, которые открыли филиал сервиса в Рыбинске. Пока доставка там работает в минус.
Влад и Денис планируют довести оборот до 1 миллиона рублей, открыть несколько филиалов в крупных городах или запустить франшизу.
Сколько стоит открыть доставку еды в Ярославле
Затраты на запуск — 890 000 ₽
Выкуп первого проекта | 350 000 ₽ |
Оборудование и мебель для кухни | 157 000 ₽ |
Реклама и маркетинг | 100 000 ₽ |
Зарплата персонала | 90 000 ₽ |
Мебель и техника в офис | 71 000 ₽ |
Ремонт | 62 000 ₽ |
Регистрация ИП и онлайн-касса | 35 000 ₽ |
Помещение | 25 000 ₽ |
Затраты на запуск — 890 000 ₽
Выкуп первого проекта | 350 000 ₽ |
Оборудование и мебель для кухни | 157 000 ₽ |
Реклама и маркетинг | 100 000 ₽ |
Зарплата персонала | 90 000 ₽ |
Мебель и техника в офис | 71 000 ₽ |
Ремонт | 62 000 ₽ |
Регистрация ИП и онлайн-касса | 35 000 ₽ |
Помещение | 25 000 ₽ |
Операционные расходы в месяц в 2018 году — 600 000—800 000 ₽
Продукты и упаковка | 260 000—450 000 ₽ |
Зарплата административного персонала | 90 000—100 000 ₽ |
Зарплата курьеров | 80 000—150 000 ₽ |
Зарплата работников кухни | 70 000—80 000 ₽ |
Налоги | 30 000—40 000 ₽ |
Реклама и маркетинг | 30 000 ₽ |
Аренда 47 м² | 25 000 ₽ |
Мелкие расходы | 10 000—20 000 ₽ |
Модернизация | 10 000 ₽ |
Коммунальные платежи | 8000 ₽ |
Хозтовары и средства гигиены | 5000 ₽ |
Операционные расходы в месяц в 2018 году — 600 000—800 000 ₽
Продукты и упаковка | 260 000—450 000 ₽ |
Зарплата административного персонала | 90 000—100 000 ₽ |
Зарплата курьеров | 80 000—150 000 ₽ |
Зарплата работников кухни | 70 000—80 000 ₽ |
Налоги | 30 000—40 000 ₽ |
Реклама и маркетинг | 30 000 ₽ |
Аренда 47 м² | 25 000 ₽ |
Мелкие расходы | 10 000—20 000 ₽ |
Модернизация | 10 000 ₽ |
Коммунальные платежи | 8000 ₽ |
Хозтовары и средства гигиены | 5000 ₽ |