«Дурные деньги»: в российский прокат выходит фильм о том, как интернет победил Уолл-стрит
5 октября в российский прокат выходит комедийная драма «Дурные деньги» — новая работа режиссера «Тони против всех» и «Круэллы» Крейга Гиллеспи.
В этот раз режиссер рассказывает реальную историю трейдера Кита Гилла. В 2020 году он начал скупать акции GameStop — сети магазинов, где преимущественно продают физические копии видеоигр. На первый взгляд выбор Кита был неочевиден. Финансисты с Уолл-стрит ставили на падение компании из-за пандемии COVID-19 и выросшей популярности цифровых магазинов.
Но Кит верил в GameStop и активно объяснял свою тактику на «Реддите» и «Ютубе» — и в итоге тысячи людей начали скупать акции компании, после чего та значительно выросла в цене. А люди с Уолл-стрит потеряли миллиарды долларов.
Рассказываем, как фильм «Дурные деньги» обращается с этой увлекательной историей. И почему из него не получается еще одной «Игры на понижение».
Что за «Дурные деньги» (Dumb Money)
Дата премьеры: в российском прокате — 4 октября 2023 года
Страна производства: США
Режиссер: Крейг Гиллеспи
Сценаристы: Лорен Шукер Блум, Ребекка Анджело, Бен Мезрич
В ролях: Сет Роген, Пол Дано, Себастиан Стэн, Пит Дэвидсон, Шейлин Вудли, Ник Офферман, Винсент Д’Онофрио, Клэнси Браун, Дэйн ДеХаан, Америка Феррера
Жанры: биография, комедия, драма
Фильм, похожий на «Дурные деньги»: «Игра на понижение»
Продолжительность: 1 час 45 минут
💤 Описание фильма интереснее, чем сам фильм
Небогатый финансовый консультант Кит Гилл проводит свободное время на подсайте «Реддита» о фондовом рынке. А также ведет канал на «Ютубе» под названием Roaring Kitty, где, среди прочего, делится советами о покупках акций. В какой-то момент Гилл замечает, что дельцы с Уолл-стрит шортят акции компании GameStop. То есть массово продают их, чтобы цена упала и их можно было заново купить.
Это происходит потому, что финансисты уверены в скором крахе GameStop: они считают, что сеть магазинов по продаже видеоигр не может конкурировать с цифровыми платформами. К тому же дело происходит в 2020 году, во время пандемии COVID-19. Но Кит Гилл не верит в падение GameStop. Он идет против течения и начинает покупать акции компании в надежде, что они вырастут в цене.
Вскоре такая тактика становится популярной среди трейдеров-любителей. А для многих людей покупка акций GameStop превращается в способ борьбы с богачами с Уолл-стрит. Параллельно фильм показывает и профессиональных трейдеров, которые противостоят Киту Гиллу. Они теряют деньги, но до последнего отказываются принимать поражение — и делают все, чтобы обвалить стоимость акций.
Понятно, почему судьба Кита Гилла могла заинтересовать кинематографистов. Ведь это история о борьбе простого человека с огромной корпорацией. А также сюжет о современном Робине Гуде, который забрал деньги у богатых и отдал бедным. Вот только при переносе истории на экран становится понятно, что ей недостает действия. Вся борьба Кита проходит за столом компьютера, среди скучных финансовых метрик и графиков.
Но и такое можно показать интересно. Как пример — «Игра на понижение». В фильме Адама Маккея тему ипотечного финансового кризиса раскрывали с юмором, а запутанные разговоры о фондовом рынке разбавляли постмодернистскими комедийными вставками.
«Дурные деньги» явно ориентируются на «Игру на понижение». Здесь та же полукомедийная интонация, в обоих фильмах целый ансамбль известных актеров. Картина Крейга Гиллеспи тоже пытается посмотреть на историю со всех возможных ракурсов. Однако фильму не хватает ни юмора, ни кинематографической изобретательности. Он так и остается сумбурным пересказом «Википедии», где герои бросаются непонятными терминами и большую часть времени просто смотрят в экраны.
🤑 Фильм пытается быть модным и динамичным — но выглядит это нелепо
Создатели «Дурных денег» будто понимают, что их история не очень увлекательна. Поэтому они пытаются занять внимание зрителя побочными приемами: вставляют эпизоды с полиэкраном и резким монтажом, каждые несколько минут включают на фон какой-нибудь музыкальный хит.
Чаще всего это современные песни, но также несколько раз играет Seven Nation Army группы The White Stripes. Отличный трек, но какое отношение он имеет к истории про начало 2020-х — не очень понятно.
Выглядит это как кинематографический аналог видео с «Ютуба», где авторы вставляют странные визуальные эффекты каждые пару секунд, ведь иначе зритель обязательно заскучает. Можно было бы даже подумать, что это намеренное решение Крейга Гиллеспи — и так он показывает дух эпохи: у каждого второго здесь проблемы с вниманием.
Но режиссер и раньше снимал в том же стиле — скажем, «Тоню против всех». Правда, там дерзкий монтаж оправдывала сама фигура главной героини — девушки бойкой и агрессивной. В случае же «Дурных денег» почерк Гиллеспи чувствуются оторванным от довольно медлительного и пассивного сюжета. Это именно приемы ради приемов, попытки придать хоть какую-то энергию истории, в которой происходит мало интересного.
📱 Режиссер неловко показывает современность
У Крейга Гиллеспи неплохо получаются истории о прошлом — в «Тоне против всех» режиссер точно улавливает дух нервных 1990-х, а в «Круэлле» стильно показывает Лондон 1970-х. 2020-е постановщику даются намного сложнее. С точки зрения стиля в современном Массачусетсе сложно за что-то зацепиться — поэтому фильм выглядит стерильно, примерно как любое стриминговое кино последних лет.
Кроме того, режиссер подчеркивает нелепость Гилла, который на стримах надевает красную повязку на голову и начинает видео странной заставкой с котом. Понятно, что и реальный герой делал так же. Но в его изображении в фильме чувствуется некоторая режиссерская снисходительность. Кажется, важные люди в костюмах с Уолл-стрит Гиллеспи гораздо понятнее.
В фильме есть попытки показать, как интернет-сообщество реагирует на историю Гилла — например, делают мемы про борьбу «Реддита» с Уолл-стрит. Но выглядят они как та самая сцена с how do you do, fellow kids? А ведь во всей этой ситуации интереснее всего было бы посмотреть, как интернет-культура объединяет и как совершенно незнакомые люди совершают немыслимые вещи, по сути, шутки ради.
Но этот ракурс, к сожалению, остается недоступным Крейгу Гиллеспи. Он снимает «Дурные деньги» как классический байопик о большом достижении маленького человека. Местами забавный, чаще нудный, но — что самое обидное, — чересчур обычный для настолько неординарной истории.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult