Как устроены двухэтажные поезда
Несколько раз в год я приезжаю работать экскурсоводом в Калужскую область.
Это 1600 километров от курорта в Кавказских Минеральных Водах, где я живу. В последнее время добираюсь до места исключительно поездом, а до Москвы по возможности беру билеты в двухэтажный состав. Проезд в нем иногда обходится дешевле, чем в других фирменных поездах. Еще обратное расписание по моему направлению удобное: поезд приходит в пункт назначения с утра, а не вечером или ночью, как обычные поезда.
Расскажу, какие бывают двухэтажные поезда ФПК — Федеральной пассажирской компании — и чем они хороши. Есть еще двухэтажные поезда «Таврия» частной компании «Гранд-сервис-экспресс» — условия и классы обслуживания у них различаются.
О чем расскажу
- В чем отличие двухэтажных поездов от одноэтажных
- По каким маршрутам ходят двухэтажные поезда ФПК
- Как устроены двухэтажные вагоны
- Как устроены купе
- Как устроены сидячие вагоны
- Что входит в стоимость билета в двухэтажном поезде
- Какой этаж лучше выбрать в двухэтажном поезде
- Стоит ли путешествовать на двухэтажном поезде
В чем отличие двухэтажных поездов от одноэтажных
Два этажа. За счет этого пассажирских мест больше: в купейных вагонах, как правило, 64 вместо 36. На второй этаж поднимаются по лестницам — они есть в начале и конце вагона. Уровень пола первого этажа ниже привычного: когда заходите в вагон из тамбура, придется спуститься на несколько ступенек вниз.
Нет плацкартных вагонов. Только купе, в некоторых поездах — СВ и сидячие.
Современные составы. Впервые такие поезда запустили в 2013 году. Поэтому они относительно новые и современные. Во всех есть кондиционеры и биотуалеты, в окнах установлены стеклопакеты, из-за чего уровень шума низкий. В одноэтажном поезде два туалета на вагон, а здесь — три. Но пассажиры периодически жалуются, что туалетов не хватает: если один выходит из строя, выстраиваются большие очереди.
В поездах нет громыхающих дверей между вагонами: в них примерно такие же жесткие переходы-гармошки, как в аэроэкспрессе. Герметичные двери в тамбурах открываются нажатием кнопки.
В фирменных поездах купе оснащены розетками — в изголовье нижних мест или под столиком. Второй вариант удобнее: можно снять или поставить на зарядку свое устройство, не беспокоя спящего внизу человека. В некоторых поездах у верхних полок есть USB-разъемы.
Меньше пространства. В купе меньше места для багажа. В поезде нет верхних багажных полок, поэтому все пассажиры размещают сумки и чемоданы под нижними спальными местами. РЖД рекомендует брать в двухэтажные вагоны ручную кладь с габаритами не более 72 × 60 × 30 см.
Высота потолков в двухэтажном поезде ниже, чем в одноэтажном. А расстояние от верхней полки до потолка меньше, поэтому не получится расположиться полулежа или смотреть в окно.
Стоимость билетов может быть ниже, чем в одноэтажных поездах такого же класса обслуживания. Но это правило работает не всегда.
Например, в моем регионе единственная сопоставимая по уровню комфорта альтернатива двухэтажному поезду № 3/4 «Кавказ» — фирменный поезд № 145С «Ингушетия». Проезд по маршруту Минеральные Воды — Москва в купе «Ингушетии» иногда даже дешевле, чем в купе «Кавказа»: 6653 против 7829 ₽, если сравнить цены на нижнюю полку на 12 ноября 2024 года в классе обслуживания 2Х. Правда, «Ингушетия» ходит через день, а «Кавказ» — ежедневно.
По каким маршрутам ходят двухэтажные поезда ФПК
Список опубликован на сайте РЖД. Вот он:
- Москва — Адлер.
- Москва — Брянск.
- Москва — Воронеж.
- Москва — Ижевск.
- Москва — Имеретинский курорт.
- Москва — Йошкар-Ола.
- Москва — Казань.
- Москва — Кисловодск.
- Москва — Пенза.
- Москва — Петрозаводск.
- Москва — Самара — Орск.
- Москва — Самара.
- Москва — Санкт-Петербург.
- Москва — Тольятти.
- Москва — Ульяновск.
- Москва — Чебоксары.
- Санкт-Петербург — Адлер.
- Санкт-Петербург — Белгород.
- Санкт-Петербург — Кострома.
- Санкт-Петербург — Мурманск.
- Санкт-Петербург — Самара.
- Уфа — Самара — Имеретинский курорт.
Еще есть сезонные поезда: № 151/152 Москва — Анапа, № 277/278 Санкт-Петербург — Анапа, № 266/265 Москва — Новороссийск.
Как устроены двухэтажные вагоны
На первом этаже расположены купе для пассажиров и проводников. А еще:
- Три биотуалета, один из которых может быть совмещен с душевой кабиной. В этом случае принять душ можно бесплатно. В штабном вагоне туалеты расположены по-другому. Об этом дальше.
- Контейнеры для раздельного сбора мусора.
- Техническое помещение.
- Термопот и микроволновка — в служебном купе проводника.
В лестничном пролете между первым и вторым этажами есть кулер или пурифайер с питьевой водой и сферическое зеркало, чтобы, поднимаясь или спускаясь, вы могли заранее увидеть идущих навстречу пассажиров.
На втором этаже находятся восемь четырехместных купе. Крыша над тамбуром скошена, а окна в коридоре расположены на уровне пояса: если вы захотите полюбоваться видами, придется довольно низко наклониться. Откидных сидений, которые были в старых поездах РЖД, в проходе больше нет.
Вместо купе на первом и втором этажах могут быть сидячие места — о таких вагонах расскажу дальше.
Вагон для сотрудников или штабной вагон есть в каждом поезде. Там в отдельном купе едут начальник поезда и поездной электромеханик. Еще в вагоне предусмотрено купе для сопровождающих поезд полицейских и радиоточка — серверная.
В штабной вагон могут купить билеты пассажиры. В нем меньше мест, чем в обычном, зато увеличены проходы и меньше соседей.
Штабной вагон не обозначен на сайте РЖД специальными знаками. Но его легко вычислить: в нем есть купе для людей с инвалидностью. Оно одно на весь поезд. Купе двухместное, очень просторное, соседствует с не менее просторным туалетом, оснащенным дополнительными поручнями. Приобрести билет в это купе могут только люди с инвалидностью — для этого нужны подтверждающие документы.
Вот еще несколько отличий от обычного вагона:
- Входная дверь и тамбуры шире, чем в обычных вагонах. Это нужно, чтобы можно было свободно проехать на инвалидной коляске или внести носилки.
- Туалетные комнаты расположены иначе: две на первом этаже и одна на втором.
- На первом этаже находится помещение для хранения багажа.
- На первом этаже есть душ. Он платный — 150 ₽, принять его могут пассажиры любых вагонов.
Покупайте билет в штабной вагон, если не хотите ехать с пьяными или сильно шумными соседями: в вагоне, где едет все поездное начальство, дисциплина и обслуживание должны быть образцовыми.
Вагон-ресторан тоже двухэтажный. Обеденный зал рассчитан на 44—48 человек. Ресторан есть не в каждом поезде. Список можно посмотреть на сайте РЖД. Но чаще вместо вагонов-ресторанов встречаются вагоны-бистро. Туда поставляют уже готовые блюда с фабрики. В вагоне-бистро их только разогревают и сервируют. По словам моей коллеги, в таких вагонах обеденный зал находится на втором этаже, а на первом — небольшой бар с барным столом и высокими стульями.
Обычно при выборе вагона на сайте РЖД такие поезда обозначены значком кружки.
Как устроены купе
Стандартное купе. Как правило, в двухэтажном вагоне 64 спальных места — по четыре в 16 изолированных купе. В каждом купе есть столик, зеркало с внутренней стороны двери, полочки для мелких вещей, две розетки внизу. Возле спальных мест могут быть USB-разъемы. У полки — индивидуальная лампочка для чтения. В некоторых вагонах может быть телевизор.
По обеим сторонам от входа располагаются две складные лесенки в три ступеньки, чтобы взбираться наверх. Мне они кажутся очень неудобными: их острые перекладины чувствительно врезаются в ступни. На верхних полках — железные бортики. Они удерживают пассажира и матрас от случайного падения.
Каждое купе можно закрыть на магнитный замок и открыть ключ-картой. Это бывает неудобно, поэтому пассажиры часто не запирают двери.
Спальный вагон, или СВ. Он есть не во всех двухэтажных составах.
В каждом купе только два нижних места. Они расположены напротив друг друга. В сложенном виде выглядят как диваны, но, если опустить спинку, с обратной стороны будет мягкое спальное место с уже застеленной простыней. В изголовье устроены персональные розетки и ночники. В купе есть трехсекционные настенные шкафчики для вещей и небольшие ЖК-экраны.
В каждом вагоне СВ по 30 пассажирских мест: семь купе на первом этаже и восемь на втором. Кроме туалетов на первом этаже есть душевая и помещение, где можно погладить одежду.
Купе для людей с инвалидностью одно на весь поезд. Как и в СВ, в купе только два спальных места, но расположены они друг над другом — предполагается, что сопровождающий может занять верхнее место.
В купе достаточно пространства, чтобы развернуть инвалидное кресло. Есть столик и одно кресло с поднимающимися подлокотниками. На стене напротив спальных мест — цифровое табло, показывающее время, температуру и статус туалета: свободен или занят. В изголовье постели вместе с розеткой и ночником есть кнопка вызова проводника.
Как устроены сидячие вагоны
Сидячие вагоны встречаются в некоторых двухэтажных поездах. Например, такой цепляют к двухэтажному поезду № 66 Москва — Тольятти через день, хотя состав курсирует ежедневно. В нем сидячие места во втором классе в нефирменном вагоне.
В двухэтажном составе № 739/740 Москва — Воронеж, наоборот, большинство вагонов сидячие и только один купейный. Там есть сидячие вагоны первого и второго класса, а также вип-купе. Во всех вагонах этого поезда предусмотрены полки для хранения багажа, кулер или пурифайер с водой и кондиционеры. У регулируемых кресел — персональное освещение, розетка, откидной столик. В автомате можно купить напитки и закуски. Вот в чем особенности:
- В первом классе, 1P, по 29 мест на каждом этаже — они вращающиеся, поэтому всегда расположены по ходу движения. У каждого есть кнопка вызова проводника.
- Во втором классе 50 мест на первом этаже и 52 на втором.
- Вип-купе находится в вагоне первого класса. Оно похоже на стандартное, но вместо полок — двухместный диван. Есть места для багажа, выдвижные столики, кнопка вызова проводника и телевизор. Купе можно выкупить только целиком.
Стоимость проезда в разных классах различается. Например, билет в первый класс на двухэтажный поезд № 740 Москва — Воронеж с отправлением 12 ноября стоит 2679 ₽, во второй — от 1093 ₽, выкуп вип-купе обойдется в 5689 ₽. Для сравнения: билет в купе этого же поезда стоит 3209 ₽ на нижнюю полку и 2670 ₽ на верхнюю.
Что входит в стоимость билета на двухэтажный поезд
В стоимость проезда включены белье, доступ к питьевой воде. У проводника можно бесплатно взять столовые приборы и стакан — для этого не обязательно покупать у него чай. Другие услуги зависят от класса обслуживания.
Во многих поездах предоставляют бесплатный доступ к мультимедийному порталу РЖД «Попутчик». Это локальная внутрипоездная сеть. Там можно почитать железнодорожные новости, посмотреть фильмы, сериалы, почитать и послушать книги, изучить маршрут и узнать про города на пути следования. По неясной причине некоторые фильмы при просмотре сильно тормозят и зависают, а другие, наоборот, демонстрируются без проблем.
Например, в классах обслуживания 2Х и 2Ф предоставляют санитарно-гигиенический набор и прессу, которая обычно представлена выпуском «Российской газеты» и последним номером корпоративного журнала РЖД «Саквояж СВ».
В классах 2Т и 2Э — те же услуги плюс питание. Количество приемов пищи указано в билете. При этом стоимость питания в таких вагонах немного выше, чем в других купейных.
Примеры классов обслуживания в поездах
2А | 2Б | 2K | 2Х | 2Ш | 2Ф | 2Т | 2Э | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Постельное белье | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ |
Кондиционер в купе | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ |
Биотуалет в вагоне | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ | ✅ |
Санитарно-гигиенический набор | ❌ | ❌ | ❌ | ✅ | ❌ | ✅ | ✅ | ✅ |
Набор прессы | ✅ | ❌ | ❌ | ✅ | ❌ | ✅ | ✅ | ✅ |
Разрешено провозить животных | ✅ | ✅ | ✅ | ❌ | ❌ | ✅ | ❌ | ✅ |
Питание | ❌ | ❌ | ❌ | ❌ | ❌ | ❌ | ✅ | ✅ |
Доступ к системе «Попутчик» | ✅ | ✅ | ❌ | ✅ | ❌ | ✅ | ✅ | ✅ |
Примеры классов обслуживания в поездах
2А | |
Постельное белье | ✅ |
Кондиционер в купе | ✅ |
Биотуалет в вагоне | ✅ |
Санитарно-гигиенический набор | ❌ |
Набор прессы | ✅ |
Разрешено провозить животных | ✅ |
Питание | ❌ |
Доступ к системе «Попутчик» | ✅ |
2Б | |
Постельное белье | ✅ |
Кондиционер в купе | ✅ |
Биотуалет в вагоне | ✅ |
Санитарно-гигиенический набор | ❌ |
Набор прессы | ❌ |
Разрешено провозить животных | ✅ |
Питание | ❌ |
Доступ к системе «Попутчик» | ✅ |
2K | |
Постельное белье | ✅ |
Кондиционер в купе | ✅ |
Биотуалет в вагоне | ✅ |
Санитарно-гигиенический набор | ❌ |
Набор прессы | ❌ |
Разрешено провозить животных | ✅ |
Питание | ❌ |
Доступ к системе «Попутчик» | ❌ |
2Х | |
Постельное белье | ✅ |
Кондиционер в купе | ✅ |
Биотуалет в вагоне | ✅ |
Санитарно-гигиенический набор | ✅ |
Набор прессы | ✅ |
Разрешено провозить животных | ❌ |
Питание | ❌ |
Доступ к системе «Попутчик» | ✅ |
2Ш | |
Постельное белье | ✅ |
Кондиционер в купе | ✅ |
Биотуалет в вагоне | ✅ |
Санитарно-гигиенический набор | ❌ |
Набор прессы | ❌ |
Разрешено провозить животных | ❌ |
Питание | ❌ |
Доступ к системе «Попутчик» | ❌ |
2Ф | |
Постельное белье | ✅ |
Кондиционер в купе | ✅ |
Биотуалет в вагоне | ✅ |
Санитарно-гигиенический набор | ✅ |
Набор прессы | ✅ |
Разрешено провозить животных | ✅ |
Питание | ❌ |
Доступ к системе «Попутчик» | ✅ |
2Т | |
Постельное белье | ✅ |
Кондиционер в купе | ✅ |
Биотуалет в вагоне | ✅ |
Санитарно-гигиенический набор | ✅ |
Набор прессы | ✅ |
Разрешено провозить животных | ❌ |
Питание | ✅ |
Доступ к системе «Попутчик» | ✅ |
2Э | |
Постельное белье | ✅ |
Кондиционер в купе | ✅ |
Биотуалет в вагоне | ✅ |
Санитарно-гигиенический набор | ✅ |
Набор прессы | ✅ |
Разрешено провозить животных | ✅ |
Питание | ✅ |
Доступ к системе «Попутчик» | ✅ |
Разные классы обслуживания предусмотрены и для сидячих вагонов. Например, в 2С входит только кондиционер и биотуалет в вагоне. В 2Ю разрешено провозить животных, предлагают прессу и есть доступ к мультимедийному порталу. В 1В, где надо выкупить все места, в дополнение к этим услугам включены питание, плед и санитарно-гигиенический набор.
Для пассажиров СВ в билет, как правило, включено:
- Питание. Сколько раз — зависит от маршрута.
- Более качественное постельное белье гостиничного стандарта.
- Свежая пресса.
- Гигиенический набор.
Но конкретный набор услуг в СВ зависит от тарифа.
Просторная детская игровая комната устроена в двухэтажных поездах № 737/738, 739/740 Москва — Воронеж и № 737, 738, 739, 740, 741, 742 Москва — Брянск в вагоне № 5. Там есть телевизор, мягкая мебель, обычные и развивающие игрушки, а также раскраски и столики для рисования.
Детская библиотека на колесах есть в двухэтажных поездах сообщением из Москвы в Адлер, Казань, Брянск, Самару, Ижевск, Пензу, Тольятти и обратно. Чтобы ею воспользоваться, нужно обратиться к проводнику. В каждую книгу вложен формуляр, как в настоящей библиотеке.
Какой этаж лучше выбрать в двухэтажном поезде
Разберу на примере купейных вагонов, в которых я путешествую.
Плюсы и минусы первого этажа. Для меня выбор первого этажа предпочтительнее. Рядом туалеты, термопот и микроволновка в купе проводника, мусорные контейнеры. Не нужно спускаться по крутой лестнице. Потолки немного выше, чем на втором этаже. Это важно, если у вас верхняя полка.
Минус для меня в том, что при равном количестве пассажирских мест на первом уровне почему-то все равно больше соседей. Вероятно, первый этаж более популярен. Скорее всего, от начала до конца вашей поездки в купе будут заняты все места.
Но встречаются отзывы о том, что нижний этаж неудобен, потому что он почти на одном уровне с платформой. Несколько коллег сказали, что из-за этого чувствуют себя на первом этаже как в подвале. По этой причине некоторые выбирают второй.
Плюсы и минусы второго этажа. Двухэтажный поезд перевозит больше людей, чем одноэтажный, в ущерб удобству пассажиров. Это особенно заметно именно на втором этаже:
- Там ниже потолки.
- В двух купе под местами № 85 и 95 расположены технологические короба, которые вдвое уменьшают и так небольшое багажное пространство под нижней полкой.
- Из-за скоса крыши расстояние между верхней полкой и потолком — всего 174 мм в изголовье и 602 мм в средней части. На практике это означает, что сидеть на полке вы не сможете. Даже полулежа находиться там не очень удобно. Для сравнения: расстояние между нижней и верхними полками — 954 мм.
- Лежа на верхней полке, вы не сможете смотреть в окно: оно заканчивается ниже вашей полки. А еще обычно окно сверху прикрывает плотная пластиковая штора. При этом с нижней полки второго этажа открывается лучший обзор. Из окна можно увидеть более красивые пейзажи.
- Некоторые пассажиры жалуются, что на втором этаже сильнее ощущается качка.
Таким образом, для меня плюсов поездки на втором этаже нет. Разве что там больше свободных мест в продаже.
Минус верхнего места и на первом, и на втором этаже — то, что на пассажира будет дуть кондиционер. В большинстве вагонов мощность нельзя отрегулировать для каждого купе отдельно. Она одинакова для всех.
Обычно летом проводники предпочитают придерживаться температуры +18…19 °C, чтобы их не донимали жалобами на жару. Так что, выкупив верхнее место, вы можете вдруг оказаться под сильным потоком холодного воздуха, спастись от которого можно будет разве что в тамбуре. Так, в июле мне пришлось всю дорогу с головой укрываться одеялом. А моя коллега, которая путешествовала в июне, наоборот, чувствовала себя дискомфортно из-за духоты: видимо, кондиционер выключали из-за жалоб пассажиров на холод.
Рекомендую выбирать верхнее место на втором этаже поезда, только если нет других свободных, у вас мало багажа и ехать не очень долго.
«Двухэтажные вагоны поезда Москва — Сочи напоминали плацкартные»
В прошлом году я дважды ездил на двухэтажных поездах: в купе и сидячем вагоне.
Для путешествия из Москвы в Сочи с детьми мы выбрали двухэтажный поезд из-за удобного расписания. Плюс билеты немного дешевле, чем на обычные поезда. Мы выкупили все купе на семью.
Я сознательно выбрал второй этаж: на первом чувствуешь себя как в подвале, потому что платформа выше уровня пола. А со второго этажа открывается красивый вид на окрестности.
Вагоны оказались старого модельного ряда. Купе напоминали плацкартный вагон. Все старое, пыльное, грязное. Полки потертые, узкие, твердые и неудобные. Но я помещался на них даже с моим ростом 188 см.
Вентиляция была заклеена скотчем, и свежий воздух почти не поступал. А на остановках она вовсе отключалась, как и розетки. Развлекательный портал не работал. Слышимость в поезде очень хорошая — если в вагоне шумные соседи, ехать будет тяжело.
Повезло, что у нас было мало багажа, — по рюкзаку на каждого и небольшая сумка. Места хранения в двухэтажном поезде только под нижней полкой, поэтому, если у каждого пассажира чемодан и сумка, пространства не хватит.
У нас был билет с питанием. При посадке дали йогурты, булочки, шоколадки. Один раз за поездку приносили горячие блюда. В целом еда не очень понравилась.
А вот в сидячем двухэтажном вагоне Москва — Калуга было комфортнее. Поезд более современный, шел плавно, вентиляция работала. Было много людей с багажом, но места всем хватало. Большие сумки можно убрать на багажные полки, другие — на полки для ручной клади над головой.
В поезде был вагон-бистро. Там разогревают готовые блюда, но все очень долго. До Калуги ехать два часа, но мне сказали: «Вы, наверное, не успеете поесть. Очень постараемся, но мы только отправились из Москвы». В итоге кое-как успели разогреть. Еда не очень вкусная, но цены приемлемые. Например, борщ с говядиной стоил 350 ₽, а запеченый картофель — 150 ₽.
Стоит ли путешествовать на двухэтажном поезде
Это хороший вариант, если вы не хотите ехать в плацкартном вагоне, а место в купе одноэтажного вагона стоит дорого. Главное — покупать билеты заранее: как и для всех поездов, для двухэтажных работает динамическое ценообразование.
Двухэтажные поезда современные — с кондиционерами, биотуалетами и стеклопакетами. Но в них в два раза больше пассажиров, купе меньше стандартных, а перемещаться между этажами приходится по неудобной лестнице.
Я советую выбирать купе в штабном вагоне. Найти на схеме мест и вагонов, где он, — легко. В этом вагоне находится купе для людей с инвалидностью и багажный отдел, а туалеты сразу на двух этажах.
Избегайте верхних мест на втором этаже поезда: нельзя сесть, тесно и ничего не видно в окно.
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan