Вопрос о поступле­нии: что выбрать между химией и хими­ческой технологией

Рассуждения читателя и рекомендации эксперта

59
Вопрос о поступле­нии: что выбрать между химией и хими­ческой технологией

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Vladislav Komlik

интересуется химией

Страница автора

Оканчиваю обычную среднюю школу в Челябинске.

Я отличник, насчет баллов не сильно переживаю — может, даже до 270—280 дотяну. В школе нравятся математика и химия.

Собираюсь поступать на бакалавриат по 04.03.01 «Химия» или в специалитет примерно по тому же направлению, а дальше в магистратуру и аспирантуру, либо на 18.03.01 «Химическая технология» или также на специалитет того же направления. Но никак не могу выбрать, что будет лучше.

Из вариантов для поступления:

  • если на 04.03.01 — СПбГУ, РХТУ, НГУ, УрФУ и РУДН;
  • если на 18.03.01 — Горный, РХТУ, ТПУ, РГУНиГ, УГНТУ.

Сдаю профильную математику, русский и химию, также уверен в золотой медали.

Аватар автора

Екатерина Александрова

рассмотрела разные варианты

Страница автора

В чем разница между химией и химической технологией

Здравствуйте, Владислав!

Вижу, что вы рассматриваете вузы в нескольких городах. На мой взгляд, при таком подходе первое, что вам надо выяснить, — на каких условиях предоставляют общежитие в этих учебных заведениях. Понятно, что оно есть у всех. Но как устроен конкурс на него — по баллам или удаленности проживания — вопрос другой.

В столицах вполне может случиться, что вы поступили на бюджет, но не прошли в общежитие по баллам. Думаю, в регионах с этим проще.

Более того, подавать документы в пять вузов — не обязанность, а возможность для абитуриента. С введением системы приоритетов в 2023 году, на мой взгляд, это даже избыточно. Лучше сконцентрироваться на подсчете средних баллов, чем подавать документы везде, куда можно, без понимания своих шансов.

Я считаю средние баллы зачисленных уже несколько лет, поэтому в ответе буду ориентироваться на их максимальное значение, чтобы вы могли оценить свои перспективы поступить на бюджет. Приведу эти баллы для Москвы и Санкт-Петербурга.

Расскажу об отличиях между двумя укрупненными группами специальностей: 04.00.00 «Химия» и 18.00.00 «Химические технологии».

Химия

Первым делом обратите внимание на название области наук, к которым относятся специальности с кодом, начинающимся на 04, — «Математические и естественные науки». Это говорит о специфике подготовки специалистов — акцент делается на научные исследования, лабораторные эксперименты.

В группу специальностей входят два направления подготовки бакалавриата: 04.03.01 «Химия» и 04.03.02 «Химия, физика и механика материалов», а также один специалитет — 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия».

Все они скорее нацелены на интерпретацию результатов химических экспериментов, наблюдений и измерений для решения задач конкретной области: математики, физики, химии, биологии.

Москва. Разнообразием образовательных программ эти специальности не радуют. Например, РУДН из вашего списка вовсе не выделяет никакой направленности.

РХТУ им. Д. И. Менделеева предлагает две программы:

  1. «Теоретическая и экспериментальная химия».
  2. «Материалы для генерации, преобразования и хранения энергии».

В РТУ МИРЭА три специальности:

  1. «Химия гибридных полимерных систем».
  2. «Медицинская и фармацевтическая химия».
  3. «Фундаментальная и прикладная химия».

На направление 04.03.02 «Химия, физика и механика материалов» в Москве принимает только МГУ им. М. В. Ломоносова. Но подать туда документы вы не можете — не хватает еще одного ЕГЭ: физики или информатики.

Что касается баллов, то сложнее всего поступить в ВШЭ. Ориентируйтесь на 287+. РУДН и РХТУ им. Д. И. Менделеева на одной позиции — 272+. Проще всего пройти в МИРЭА — максимальный балл зачисленных за три года составил 263.

Что касается специалитета, то вам доступен только РХТУ им. Д. И. Менделеева в Москве. На МГУ им. М. В. Ломоносова снова не хватает количества экзаменов. Вуз убежден, что химиком без серьезных знаний по физике или биологии не стать. И это имеет свои основания: физика в учебном плане будет на любой химической специальности.

В специалитете РХТУ им. Д. И. Менделеева снова два профиля подготовки:

  1. «Медицинская химия» с уклоном в фармакологию.
  2. «Органическая химия» при профильном отделении РАН.

Требования по баллам будут выше. Ориентируйтесь на 281+.

Санкт-Петербург. Специалитета здесь нет. А на бакалавриате вам подходят все вузы, ведущие подготовку по указанным выше специальностям. Расположу их в порядке возрастания среднего балла: СПбГТИ от 254, РГПУ им. А. И. Герцена, СПбХФУ, СПбГУ — до 276.

Еще есть ИТМО. Но статистики по университету нет, потому что в 2024 году он впервые набирает студентов на программу бакалавриата по химии. Профиль уникальный — «Инфохимия»: студентов будут обучать наукам на стыке ИТ и химии, а в учебном плане предусмотрели такие предметы, как хемоинформатика  , хемометрика  , искусственный интеллект в химии.

Химическая технология

Специальности, начинающиеся с кода 18, — это технические и инженерные науки. Соответственно речь идет не просто о химии как науке о веществах и реакциях, а о технологических процессах на производствах. Это широкое понятие, включающее фармацию, производство полимеров, кожевенных изделий.

Такое многообразие использования химии в производстве лежит в названии образовательных программ вузов. Вариантов для выбора становится намного больше.

В группу специальностей входит по два направления подготовки бакалавриата и специалитета.

Для бакалавриата:

  1. 18.03.01 «Химическая технология».
  2. 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии».

Для специалитета:

  1. 18.05.01 «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий».
  2. 18.05.02 «Химическая технология материалов современной энергетики».

Москва. На бакалавриат в 2024 году будут набирать восемь вузов. Снова расположу их в порядке возрастания среднего балла: МГУТУ им. К. Г. Разумовского — от 213, РГУ им. А. Н. Косыгина, МИРЭА, Росбиотех, РУДН, РХТУ им. Д. И. Менделеева, РГУНиГ им. И. М. Губкина — до 274. В Московском Политехе открыт набор на новую программу, о которой пока нет деталей, — «Компьютерное моделирование энерго- и ресурсосберегающих технологий и производств».

Я бы обратила ваше внимание на МИРЭА и РХТУ им. Д. И. Менделеева, потому что в этих вузах больше всего специальностей на выбор. Есть программы по электрохимии, органической химии, металлам, цифровизации химических производств.

На специалитет набирают РХТУ им. Д. И. Менделеева и Московский Политех с новой программой — «Автоматизированное производство химических предприятий». Для уверенного зачисления хватит от 232 баллов.

Санкт-Петербург. По программам бакалавриата ведут подготовку шесть вузов: СПбГЛТУ им. С. М. Кирова — от 203 баллов, СПбГУПТД, Технологический институт, СПбХФУ, Горный институт и ИТМО — до 282.

Больше всего подходящих программ у Технологического института, СПбГТИ. Помимо стандартного деления на органику и неорганику, в вузе есть специализации по водоочистке, химико-фармацевтическим препаратам, минеральным удобрениям.

На специалитет набирает только СПбГТИ. Баллов здесь нужно поменьше — от 210. Как и в Москве, программы включают изучение ракетных топлив и ядерных энергетических установок.

Что в итоге

Обе группы специальностей связаны с изучением химии, но с разных сторон. Химия как естественная наука нужна для решения комплекса теоретических задач. Здесь вас ждет карьера, например, специалиста в ядерно-физической лаборатории или специалиста по контролю качества биотехнологического производства препаратов.

Технология же предполагает непосредственное отношение к производству всего, где используется химия: дерева, кожи, фармацевтических препаратов. Вы сможете занять должность химика-технолога по полному циклу продукции.

РедакцияА куда бы вы поступили на месте читателя?
  • АлёнаНе хочешь рассмотреть ИТМО? У нас там много специальностей, связанных с химией и математикой. Я учусь в этом университете на другой специальности, но много слышу об их деятельности. Если я правильно вычитала на сайте абитуриента, у них там даже есть направление, которое объединяет те два, над которыми ты думаешь. Из твоего списка могу сказать только про РУДН, там учится моя бывшая одноклассница, как раз на химии. Говорит, там очень интересно и после этого есть куда пойти. Возможностей реализации там, наверное, тоже достаточно. Удачи в этом непростом пути на вышку!2
  • Натали КузнецоваВ УрФУ делать нечего! Абсолютно. Уровень образования уже не тот, что в УрГУ, условия обучения не очень. Как у иногороднего будут большие проблемы с общежитием. На первом курсе жилье дадут, но потом... Общежитие дают не всем. Старшеклассникам в 99% случаев отказывают. После первого курса могут переселить в Ж города так, что до учебы придется добираться больше часа. Не советую туда поступать.3
  • ТучаНе иди в химию, не совершай ошибку. Учи информатику и поступай на факультет компьютерных наук или что-нибудь в эту сторону. Если, конечно, не хочешь до конца жизни заниматься нуднейшей и скучнейшей аналитической химией за 100-150к максимум. Советы о том, чтобы подумать, а что именно тебе нравится — полный бред. Откуда школьник, в своей жизни ничего не попробовавший, всю свою пока недолгую жизнь вертящийся в сфере МАКСИМАЛЬНО непрактичного, оторванного от жизни образования, может просто С ПОТОЛКА взять и понять, чем ему понравится в будущем заниматься? Кто такое советует, тот не понимает жизнь от слова "совсем". Если тебя прёт математика (и в химии нравится решать задачки), рекомендую идти в эту сторону на стыке с информатикой.3
  • Мы или не мыЯ в своё время тоже задавалась таким вопросом, но я даже не удосужилась почитать и узнать, что же такое химическая технология. Чисто химия - это теория и лаборатория, причём второй сильно меньше. Кристаллохимия, коллоидная химия, физхимия и тд. Химическая технология - это технологические процессы, аппараты, СУХТП, АСУТП и, конечно же, сопромат. Здорово выбрать из этого, что интересно, но с другой стороны ещё бы знать, получится ли найти работу. Высококлассным специалистом можно стать в любой сфере, но ведь не у всех получается и не всем хочется. Чисто с практической стороны смотреть, то технологом найти работу можно всегда и везде на любом заводе. Выпускники химии чаще всего остаются в аспирантуре, либо сидят на должностях в научных институтах. Для меня всегда научные институты и кафедры звучало здорово и очень хотелось, пока не столкнулась с реальной жизнью, что сложно получить гранты, сложно писать статьи потому что гуда ни глянь, то патент или секретная информация. В общем, денег в этой сфере нет, пока ты не вложишь туда много лет. Никто тебе не подскажет как будет лучше. Единственное, по своему опыту я бы сказала, что лучше бы я поступила на специалитет. Вроде на год больше, но кажется что возможностей больше открывается, ведь после бакалавра за отсутствием денег сложно ещё и в магистратуру податься и закончить. Удачи!14
  • Анастасия ГолубоваПоддерживаю комментарий Тучи о том, что не стоит идти в химию. Работа в лабе в индустрии довольно нервная и тяжёлая, оплачивается средне. Химикам-технологам вроде платят получше, но не огромные суммы. В науке в РФ мало нормальных вариантов. Если любишь математику, реально иди на компьютерные технологии. Если прям сильно хочется химию, то есть хемо- и био- информатика. Всегда сможешь сбежать в ойти, в случае чего)))3
  • AstaСоветую рассмотреть обучение по направлению "технологии обогащения руд". Судя по всему, скоро станет очень востребованно. Однако обязательно посмотрите будущие варианты работы, подойдёт ли Вам это. Вот, например, вариант обучения в МИСиС. https://misis.ru/applicants/admission/specialty/faculties/gornoedelo/obogashenie/ Ещё должны этому обучать в МГРИ и питерском Горном.1
  • AndreyИз московских вузов удалить РУДН, добавить МИРЭА, тот факультет, который МИТХТ был3
  • сергей ларинМне, как человеку, отучившемуся на химической технологии, кажется, есть что сказать и посоветовать в данной теме. Химия- чисто научная история, в учебе будет очень много науки (и не все это выдерживают), а диплом может быть как теоретическим (и если повезёт, даже завязанным на питон какой нибудь) так и практическим- варка чего-нибудь в лабе. Химтех можно очень условно разделить на общий орг синтез (огромные НПЗ и пр.) и тонкую химтехнологию (синтез в малых объемах- фармсубстанции и пр.) По вузам- обязательно рассмотреть РХТУ, это ведущий сейчас вуз именно по химтехнологиям, ну и МИТХТ (ныне МИРЭА)- там, кажется, тоже шевелятся. По трудоустройству- могу сказать точно, что ближайшие 6-7 лет при сохранении текущих тенденций технолога оторвут с руками и ногами, а дальше- все зависит от человека. Но, конечно, надо заметить, что если ставить во главу угла деньги/возможность удаленной работы, то химия- совершенно не тот путь, который надо выбирать.9
  • РоманВ РУДН сильная органика, а вот в бывшем Ломоносовском жизнь слабо теплится, уж лучше тогда менделавка.2
  • Олег ПименовЗдравствуйте! А почему не рассматриваете ИГХТУ? Отличный ВУЗ в ЦФО, готовит спецов по всем химическим направлениям, более 125 баз учебной и производственной практик, связи с ведущими предприятиями химпрома (Еврохим, ФосАгро, УралХим)1
  • Алексей РаевПро технологию не расскажу. Но в свое время получил степень по физхимии. С таким образованием два пути: наука, или R&d. На начальном этапе и там, и там сейчас платят 30-35 тыр в регионе. (имею ввиду сразу после института). Но в науке более свободный график, в R&d свободы меньше и пахать нужно больше, но и финансовые перспективы лучше. Тем не менее с большой долей вероятности руководитель в R&d это человек со степенью (да и вообще руководитель в химии это человек со степенью). Поэтому сразу после института имеет смысл идти в аспер. И самое главное. Если выбирать фундаменталку, лучше выбирать профиль, где будут синтезы или аналитика. Хорошая аналитика есть в КубГУ. Синтез в принципе в любом химинституте, так как это почти бесплатно. В фундаментальную химию имеет смысл идти, если не жалко десяток лет на образование тратить. P. S. На истину в последней инстанции не претендую.6
  • Vladislav KomlikНасчет ИТМО я думал, вот только я его сильно побаиваюсь. По моим данным (в том числе от учеников ИТМО, которые до меня к моим репетиторам ходили) там одни олимпиадники(или почти все) минимум регионального уровня. ИТМО я добавил в свой глобальный список (30-40 вузов на все случаи жизни), но боюсь не вытянуть.0
  • Vladislav KomlikХорошо, спасибо за отзыв об этом вузе, скорее всего я уберу УрФУ из моего списка.3
  • Натали КузнецоваVladislav, химию в УрФУ изучают в институте естественных наук и математики. Еще недавно там работал муж моей подруги, был преподавателем. Радостно уволился и уехал за границу. В самом УрФУ продолжает работать мой университетский друг, который отвечает, в том числе, за поселение студентов в общежития. В общем моя информация не с небес.2
  • НатальяКак человек, закончивший химию в СПбГУ, но работающий химиком-технологом, могу сказать, что в процессе можно поменять решение. В химии важно понимать, что денег приличных не появится, пока 10 лет не отучишься, а потом - зависит от способностей. Поэтому важно, чтобы родители были готовы кормить хотя бы первые 3 года (лучше 4), потом уже попроще найти работу по специальности и время для неё. Ещё работодатели на заводах часто вообще не понимают, чему в этой "просто химии" учат и относятся скептически. В R&D попасть сложно, если учишься средненько и нет аспирантуры (поэтому важно, чтобы родители готовы были поддерживать всю эту длительную затею). В аналитических лабах в индустрии платят мало и работать там скучно, поэтому если на каком-то этапе передумаешь заниматься наукой, придется всё равно приобретать новые навыки. Поэтому всё-таки рекомендую бакалавриат - можно в магистратуру пойти потом более осознанно. Про обучение на технологии ничего сказать не могу, но на научных конференциях видела ребят, которые вполне успешно занимаются наукой, учась на технологических специальностях, но во многих технологических университетах это менее комфортно. Но кто-то тоже меняет специальность с технологической на химическую в магистратуре. Если бы я сейчас поступала снова, я бы выбрала химические программы в ИТМО или даже просто айти и математику без химии 😁 В ИТМО сейчас и наукой можно заниматься, и технологией, и айти, и преподаватели там хорошие.5
  • Pink MayonnaiseОчень советую Техноложку (Спбгти(ту)) в Питере, там есть факультет биотехнологии - и химии там достаточно, и технологии и биологии. Образование даётся довольно обширное, после бакалавриата можно уйти и в хим.технологию, и в биологию и в биоинформатику. Отучилась там и не жалею, выпускники оттуда работают в разных местах и разных сферах, многие успешно уехали в Штаты и Европу. Я поступала туда, потому что нравилась химия и хотелось получить инженерную специальность, в итоге стала молекулярным биологом, работаю сейчас в Европе в университете.2
  • MimilochkaОлег, поддержу. Старейший фундаментальный вуз. Но автор наверно хочет в столицы ?)1
  • JjjjТема как раз по моей специальности, данные относительно свежие, поскольку сам недавно окончил Что могу сказать, 1)МГУ - сложно поступить учиться 6 лет, 4 из которых особенно усердно (пары с 9 до 18 иногда+суббота ) оборудование не самое новое, но много практики, которой нет у других (о ВШЭ толко не знаю, факультет новый основан рановскими спецами, скорее всего оч сложно там) 2)РХТУ. Химические науки - неорганики , 4 года бакалавриат. Одно из достаточно сложных направлений Органика или медицинская химия - 04.05.01 Насчёт органики - дважды подумайте. Это МГУ на лайте, но учиться очень много, по субботам в том числе, плюс научная работа, обязательная с 1го курса. Зато знания фундаментальнве, но если вы не олимпиадник, то очень высокий риск вылететь, как и из МГУ Медицинская химия- второй по сложности факультет, но намного проще. Я вылетел из органики и попал на медхимию. Намного проще. Серьёзно. Но не халява. 3 ) МИТХТ- зависит от кафедры. Есть, кто раьотает и хорошо, а есть , где пинают и штаны просиживают . Можно об этом думать, если хотите, что попроще 4) РУДН - забудьте и не связывайтесь. Да, там есть и преподы, и оборудование получше, но нет. Живут обусловлено, маждународные обмена особо не работают, зато полно вонючих студентов, бюрократии, коррупции. В этом вузе платные пересдачи- норма. В памятке первокурснику даже пишут об этом. Стипендии копейки. Любого вида. Пыль в глаза пускают, но можно нарваться очень больно. С общагами там тоде не очень . Будете жить в беляево, а учиться а ленинском.4
  • JjjjJjjj, а вообще, подумайте стоит ли связываться с химией. Зп не очень, в науке вообще копейки. В технологии лучче, в отдельных случаях бывает очень даже (100-150). Но технология это завод, смены, ни отойти, ни пёрнуть. Я работал на заводе, больше не хочу. В науке свободнее, модно хотя бы подраьатывать. Если повезёт, будет грант. Но фигансирование урезали, само собой. Хотя говорят много, но я пока не вижу никаких улучшений.1
  • РоманJjjj, у химиков? Нет. Там сравнительно низкий порог на высокобальника, которым сразу платят повышенную стипендию и общагу дают. Платные повторы курса действительно есть, но это в основном удел медиков, которых набирают толпами.2
  • Даниил Новиковсергей, поддерживаю, коллега1
  • РоманJjjj, дальше по оценкам. У меня дочка весь бакалавриат получала, правда не на физмате. Но вряд ли там правила разные.1
  • PotatoТуча, ну да, ну да, только аналитическая химия Это буквально самое непопулярное и неинтересное направление. Им химия не заканчивается2
  • PotatoМало вводных. Чем душа горит? Как тебе рабочий путь мечты видится?0
  • Kate KЖаль, что я сама не задалась этим вопросом в свое время, оказалась на Химический технологии, ведь в названии было слово Химия! Ну и на практике сразу начала выяснять, что это даже не рядом. В итоге первые два года учёбы, где была общая программа и химия мне очень понравились, а с 3 курса началось мучение про процессы, аппараты и все, что ещё есть на заводе. Рекомендую бакалавриат, так останется возможность через 4 года продолжить заниматься своей специальностью, выбрать смежную или вовсе шлифануть чем-то про экономику/финансы и приходить к нам в консалтинг ☺️ (или FMCG, где любят технологов, или на модной стажировке в уютном офисе некоторых крупных химических компаний)0
  • СветланаKate, странно. Обычно сложнее первые курсы. Химия, физика, физхимия, высшая математика. А то что по процессы и аппараты гораздо проще. И как можно было не понять, что технология- это производство?1
  • Kate KСветлана, была не очень осознанным подростком, поступала с дипломом олимпиады (то есть могла выбрать в целом любой вуз), не имела никакой конкретной цели и планов на будущее. Сложилось два фактора: в названии специальности была Химия, ВУЗ близко к дому, можно ездить на троллейбусе, не нужно ехать далеко куда-то на метро (типа РХТУ и их корпуса в Тушино), не нужно идти далеко пешком от метро (типа МГУ), так я оказалась в РГУНГ. Не лучший подход, но сложилось нормально Под мучением я имела в виду не сложность предметов, а уровень своего интереса и вовлечение. Вышмат, химия, сопромат, всякая инженерная графика - был чистый интеллектуальный восторг!0
  • JjjjРоман, весь бакалавриат 20к в месяц ? Если я правильно помню, базовая 2к, повышенка 3к. Модно все 4 гола, конечно, повышенную получать, но их повышенная - это меньше базовой в некоторых вузах.0
  • РоманJjjj, нет 15к. Насчёт других не знаю, их химических в менеделавке и МГУ базовая точно меньше.0
  • Валерия СЯ от химии далека, но в свое время не настояла, и не пошла учиться туда, куда мечтала. Мой совет Вам, открыть сайт поиска работы hh, ввести в поиск "химик", и посмотреть сколько платят химикам, по каким направлениям, и что требуется при устройстве, тогда проще будет выбрать вуз. Дополнительно поискать вакансии за рубежом и посмотреть стоимость этой специальности на рынке и требования. Бонусом поймёте какие обязанности на работе будут у Вас в зависимости от выбора направления.1
  • JjjjРоман, в меделавке базовая 3,5 вроде. С повышаются коэффициентом от 1,25 до трёх1
  • Андрей ЗагоруйкоЕсли выбирать между химией и химической технологией, то я бы советовал второе, технологи сейчас очень востребованы, причем не только на производстве, но и в науке. Автор сфокусировалась исключительно на столицах, и напрасно. По химии могу посоветовать НГУ, там уровень преподавания химии выше, чем в большинстве перечисленных столичных вузов. По технологии стоит безусловного внимания ТПУ, а из уже перечисленных я бы выделил МИРЭА и РХТУ.0
  • Alex AlexВсем привет! Я по образованию химик-технолог. Правда учился я не в России. Направление - Химическая технология органических веществ. Изучали нефть, газ, уголь, полимеры. В этом году уже 15 лет, как я закончил универ и работаю по специальности. В 2017 году получил магистра по той же специальности уже с профилем: химическая технология нефти и газа. В 2023 году поступил в докторантуру PhD по специальности Chemical Engineering. Ни дня не пожалел о своем выборе. Специальность очень интересная. Более того, благодаря хим технологии, смог поработать в разных странах. И сейчас тоже зарубежом на проекте. Первые два курса в универе в осном химия - неорганическая, органическая, причем поделенная на два курса, - алифатику и циклы, физхимия, аналитика, вместо коллоидной химии изучали нефтяные дисперсные системы. Дальше уже начинаются общетехнические дисциплины, спецтехнологии - общая химическая технология, процессы и аппараты хт, автоматизация и управление хтп, сертификация, стандартизация и метрология, электротехника; переработка нефти - недеструктивная, деструктивная; нефтехимический синтез, переработка газа, химия и физика полимеров, производство полимеров, переработка пластиков и композиционных материалов, переработка угля и тп. Что нужно понимать изначально, выбирая между Химией и ХТ, что работа в промышленности будет сопряжена с работой на улице - холод, мороз, жара, работа на высоте либо в замкнутом пространстве. Огромные по масштабу производства. То есть химия из размера пробирки перенесена в промышленные аппараты и здесь уже кроме формальной кинетики надо учитывать явления переноса. Также зачастую производства могут находиться далеко от места проживания, что потребует вахтовый график работы, либо переезд. Поэтому лучше на ХТ идти парням. Потому что все-таки требуются физические усилия. Ну и самое главное, весь интерес в том, что когда приходишь на новый проект - стоят установки просто металл. А после пуско-наладочных работ это все оживает, начинает производить продукцию. Это очень приятно видеть результат своего труда. Надеюсь мой рассказ поможет молодежи определиться. Желаю успеха всем химикам!7
  • LюсяОбратите внимание, что химтехнология входит в перечень "специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и российской экономики". Стипендии выше, в тч и аспирантам. Не знаю, как будет дальше, но сейчас именно так. Но химтехнолог - это работа заводами и предприятиями, непосредственно с процессами. Это режим, вредности, ответственность. Если плохое здоровье, то можете не пройти медкомиссию. Поэтому обязательно учитывайте не только свои баллы, но и физические возможности, сможете выдержать и работать потом, или нет. В целом, химиков это тоже касается. Многие отчисляются уже на начальных курсах из-за аллергий, и прочих болячек.0
  • СветланаKate, я заканчивала тот самый РХТУ и наш факультет как раз располагался в Тушино. И спецпредметы на старших курсах сильно облегчили нашу жизнь. В нашей группе не было фанатов высшей математики.0
  • Daria ShitcПривет. Хорошо расписали про разные вузы, но я бы добавила вот что. /Сама закончила химическую технологию в СПХФУ с уклоном в фармацевтику, но вышло так, что в магистратуре на биофаке и работаю в физиологической/фармакологической лаборатории/ Химий разных очень много, как и химических технологий. Лучше определиться с отраслью, которая по душе. Опять же, как подметили ранее, химия - это больше про научную работу, малые масштабы, синтезы в пробирках или подбор методик для дальнейшего масштабирования. Химическая технология же как раз про масштабирование процессов. Это работа на заводах, но так же возможна и работа в лабах. Если ты, например, фармтехнолог, то смело можешь идти в академию или рнд создавать разные лекарственные формы и налаживать теоретические процессы. Также, в химической технологии больше физики, чем в химии (а зачастую ее и больше, чем самой химии на этом направлении) По своему опыту скажу, что важно прежде всего определиться с областью, в которой хочешь работать, и под эту область подбирать себе вуз. Особенно, если есть желание продолжать в аспирантуре и получать степень. Например, если бы я выбрала условный РХТУ или МИРЭА, куда могла поступить в свое время, то не имела бы возможности реализоваться как спец в своей текущей области, так как там нет специфичных кафедр0
  • Владимир ГеряЗаканчивал РХТУ им. Менделеева, 18.05.02, в 2012 году, специалист. Ни капли не жалею. За свой трудовой стаж я построил один завод с 0 ( разделение редкоземельных металлов экстракцией), участвовал в разработке аффинажного производства, а так же в разработке завода по сорбции лития. Многие коллеги, выпускники РХТУ, кто остался работать по специальности ( 20-30%), так же довольно успешны. Единственное, при наличии возможности стоит сразу на вторую вышку поступать - экономика или управление. И тогда карьера, при наличии светлой головы, гарантирована4
  • АрбузПотрясающее место, про которое очень мало, кто знает - факультет фундаментальной физико-химической инженерии МГУ. На нем есть 2 направления: прикладные математика и физика (бакалавриат) и фундаментальная и прикладная химия (специалитет). На второе нужно сдавать ещё физику. Прикладные математика и физика у нас по сути только носят такое название. У нас также есть химия (достаточно много для "физиков"), а поступить можно по 3 егэ (рус, профмат, химия) и дви по математике. И с 1 курса есть научная работа в РАН. Каждый студент выбирает лабу, которая ему по душе (выбор ооочень большой) и выполняет там курсачи и диплом. И вот тут можно разгуляться и выбрать хоть чистую химию, хоть междисциплинарое что-то. Факультет очень маленький и малоизвестный, поэтому конкурс сейчас небольшой и вполне посильный. Например, в 2023 средний балл был 330 из 410. Самое сложное здесь - психологический барьер перед дви. Оно не такое сложное, как кажется. Я бы рассмотрела ещё МИСИС. Он сейчас очень сильно развивается и вообще дает достаточно востребованную специальность (там даже несколько химических направлений). Но тут уже вопрос в том, с кем вы будете учиться. Если 270-280 по егэ для вас не недостижимая цель, то стоит учитывать характер и трудоспособность будущих одногоуппников. Да, все люди разные, но каждому из нас психологически было бы тяжело работать одному среди тех, у кого нет большого желания учиться. Также и наоборот: "халявщику" будет не очень комфортно среди "заучек". Элементарно, не с кем будет поговорить. (я не считаю, что люди с 220 баллами (условно) - бездельники. и не пытаюсь недооценить их труд, но обстоятельства бывают очень разные: кто-то по счастливой случайности и без большого желания получил 220, а кто-то просто не поймал удачу в нужный момент. Но это фильтрование как раз и происходит при выборе вуза - топового, где нужно работать на все сто, или какого-то, где просто легко учиться, а по баллам вы легко прошли)0
  • АрбузAlex, а куда поступили на PhD ?0
  • Alex AlexАрбуз, в Румынию. Нефте-газовый университет Плоешти1
  • Владимир и Ольга ПанфиловыKate, как "шлифануть " , можете подробнее рассказать про это?0
  • Kate KВладимир, Вариант А: Поступить в магистратуру на менеджерскую/экономическую специальность при желании/потребности Вариант Б: пройти курсы профессиональной переподготовки - иногда это прекрасные программы с очень богатым наполнением (я сама училась на программе проф переподготовки в ВШЭ по направлению "Финансовый менеджмент"). Они без бюрократии обычной программы высшего образования - не нужно писать диплом, только сдать гос.экзамен. Все часы в таких программах обычно по специальности, без доп нагрузки общей программы типа философии/истории и т.д.0
  • PotatoЕлизавета, ой, и что же я не знаю про аналитику?1
  • Елизавета ШалимоваPotato, вообще ничего, судя по всему, аналитики самые востребованные из химиков, каждый 2ой химик в мире по статистике считает себя аналитиком, вне зависимости от той области, которой занимается0
  • Елизавета ШалимоваMimilochka, какой старейший? 1918 год как училище, с этом отношении РХТУ еще при царе батюшке открывался0
  • PotatoЕлизавета, что-то в нашем университете на кафедре аналитики такого нет)0
  • Елизавета ШалимоваPotato, в Вашем, это в каком? Если на Вашей кафедре аналитики ничего кроме бюреток нет, - это не проблема аналитики0
  • PotatoЕлизавета, Новосибирский Государственный Университет. Это проблема аналитики, что студентов туда приходится насильно пихать0
  • Елизавета ШалимоваPotato, у нас никого пихать не приходится и во многих других местах тоже, сами все бегут, им еще и отказывают, потому что и так мест на всех не хватает. Так что это не проблема аналитики, а локальная какая-то0
  • Виола ШумееваАрбуз, а что знаете про направление фундаментальная химия? Чем оно на ФФФХИ отличается от фундаментальной химии химфака?0

Сообщество