Вопрос о поступлении: куда пойти учиться, если привлекают математика и био­логия

Рассуждения читательницы и рекомендации эксперта

67
Вопрос о поступлении: куда пойти учиться, если привлекают математика и био­логия

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Наталия

спрашивает для дочери

Страница автора

Мы живем в Москве.

Дочь оканчивает 11 класс, профиль с биологией и химией. Очень любит математику. Учитель говорит, что у нее математические мозги. Раньше занималась в «Яндекс-лицее», есть навыки программирования.

Поступать дочь планирует в столичный вуз. Она сдает математику и биологию, но не знает точно, куда и на кого будет поступать. Среди специальностей с ее комбинацией экзаменов есть разные варианты с приставкой «био», например биотехнология, биомедицина. Но мы совершенно не понимаем, что это такое.

В момент выбора экзаменов дочь говорила про клиническую психологию. Сейчас уже январь 11 класса, и она говорит, что не хочет поступать на психологию, потому что это якобы не наука, а клиническая психология — не медицинская специальность и не дает диплом врача.

Мы посмотрели специальности с дефектологией, но у меня нет уверенности, что дочь сможет работать со сложными детьми. Обычно она общается только с учебниками. Мне кажется, ей больше подходят технические специальности.

Она думала третьим предметом сдать информатику. Но так как в десятом классе ушла в профильный класс, где не было физики и информатики, то теперь боится, что не сможет сдать, хотя учитель по информатике так не считает.

Аватар автора

Екатерина Александрова

рассмотрела разные варианты

Страница автора

Какие перспективные специальности связаны с биологией и математикой

Здравствуйте!

Наталия, действительно обучение в 10—11 классах школ сейчас преимущественно профильное, поэтому и круг возможных сдаваемых ЕГЭ сужается. Вы с дочерью выбрали комбинацию ЕГЭ из математики и биологии. Этот набор дает возможность поступить на широкий спектр направлений с приставкой «био». Но важно понимать, что это целая семья разных специальностей, из которых нужно выбирать конкретные программы.

Для начала расскажу, какие области наук доступны с этим набором:

  1. Естественно-научное образование — 05.03.06 «Экология и природопользование», 06.03.01 «Биология».
  2. Инженерно-техническое образование — 12.03.04 «Биотехнические системы и технологии», 19.03.01 «Биотехнология», 20.03.02 «Природообустройство и водопользование».
  3. Медицинское образование — 30.05.03 «Медицинская кибернетика».
  4. Сельскохозяйственное образование — 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.08 «Водные биоресурсы и аквакультура», 36.05.01 «Ветеринария».
  5. Психологическое образование — 37.05.01 «Клиническая психология», 37.05.02 «Психология служебной деятельности».
  6. Педагогическое образование — 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование».

Насколько я поняла из вашего сообщения, вы хотели бы больше узнать про технические направления. Именно к этой группе относятся специальности, о которых вы говорили.

Я опишу варианты для набора в Москве, где был прием на бюджет в 2023 году с вашими ЕГЭ на подходящие специальности. Также добавлю информацию о среднем балле зачисленных за последние три года и дополню свой ответ медицинской специальностью, которая, в отличие от, например, лечебного дела, не связана напрямую с лечением пациентов.

Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии

12.03.04 «Биотехнические системы и технологии». Единственная специальность из этой укрупненной группы подготовки инженеров, где велся прием с вашим набором ЕГЭ. Только один вуз набирал студентов — МГТУ имени Н. Э. Баумана. В среднем за три года средний балл абитуриентов, зачисленных на эту специальность, составил 270.

В университете набор ведется на две образовательные программы с разделением на кафедры в момент зачисления: «Медико-технические информационные технологии» и «Биомедицинские технические системы».

Если назвать конкретную профессию по специальности, то я бы ее обозначила так: инженеры в промышленности и на производстве медицинского оборудования. Они разрабатывают проектную документацию на изделия медицинского, экологического и биометрического назначения, могут заниматься продажами оборудования.

По сути, эта специальность находится на стыке физики и медицины. Если ваша дочь в физике не сильна, не советую поступать сюда, потому что в учебном плане будут электротехника, конструирование и механика.

Химические технологии

18.03.01 «Химическая технология» и 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии». На первую специальность в Москве с таким набором ЕГЭ принимали четыре вуза: МГУТУ им. Разумовского, МИРЭА, РГУ имени А. Н. Косыгина и Росбиотех. Наименьший средний балл составил 213 — с такими результатами можно было поступить в МГУТУ. На вторую набор вел только РУДН с усредненным баллом 231 за три года.

На эту группу специальностей стоит поступать, если у дочери хорошие знания по химии, которую она не сдает. Нужно разбираться в композитах, полимерах, органической и неорганической химии, нефтегазохимии.

Возможные профессии после окончания вуза: химик-лаборант, инженер-технолог, специалист по контролю качества химико-фармацевтической продукции.

Промышленная экология и биотехнологии

19.03.01 «Биотехнология».
19.03.02 «Продукты питания из растительного сырья».
19.03.03 «Продукты питания животного происхождения».
19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания».

На первой специальности специфика образовательной программы зависит от направленности вуза. В технологическом университете вроде Политеха профиль называется «Промышленная биотехнология и биоинженерия». В медицинском учебном заведении, например МГМУ им. И. М. Сеченова, можно поступить на специальность «Биотехнология». Проще всего пойти в ветеринарный вуз МВА им. Скрябина на программу «Ветеринарная биотехнология», где усредненный средний балл составлял 214.

Студенты, изучающие растительное сырье, могут специ­ализироваться на виноделии, производстве кондитерских изделий, БАДов. Самый низкий балл оказался в МГУТУ — 215. В нем, например, реализуется программа «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий функционального и специального назначения».

Изучать можно и производство продуктов животного происхождения. Например, в ветеринарной академии им. К. И. Скрябина за три года средний балл зачисленных на программу «Технология производства продукции животноводства» составлял 174 балла.

Последняя специальность из списка — подготовка руководителей в сфере ресторанного бизнеса. В Казачий университет можно было поступить со средним баллом 246.

Таким образом, выпускники этой группы специальностей могут работать в следующих сферах:

  1. Здравоохранение.
  2. Сельское хозяйство.
  3. Пищевая промышленность.
  4. Химическое производство.
  5. Ресторанный бизнес.

Техносферная безопасность и природообустройство

20.03.02 «Природообустройство и водопользование». МСХА им. К. А. Тимирязева ведет набор на эту специальность со средним баллом 182.

Образовательные программы связаны с управлением водными ресурсами, гидротехническими сооружениями, системами водоснабжения. Выпускники могут работать на насосных станциях, сельскохозяйственных предприятиях, очистных сооружениях.

Фундаментальная медицина

Что касается специальности 37.05.01 «Клиническая психология», тут ваша дочь права. Это не медицинская специальность, хотя и реализуется она в основном в медвузах. Отсюда следует, что врачом после нее не стать. Можно дойти лишь до кандидата или доктора психологических наук.

30.05.03 «Медицинская кибернетика», напротив, медицинская специальность, ее выпускники получают квалификацию врача-кибернетика. В Москве ее реализует только РНИМУ им. Пирогова, но зато по двум профилям: «Биоинформатика» и «Медицинская информатика». Средний балл на них начинается от 250.

Медицинское образование придется получать долго, об этом я рассказала в другом материале Тинькофф Журнала. Учеба на специалитете займет шесть лет, а возможная ординатура — еще два года. На базе такой специализации можно пойти в ординатуру на разные программы:

  1. Бактериология.
  2. Вирусология.
  3. Клиническая лабораторная диагностика.
  4. Лабораторная генетика.
  5. Организация здравоохранения и общественное здоровье.
  6. Радиология.
  7. Рентгенология.
  8. Ультразвуковая диагностика.
  9. Функциональная диагностика.

Они не связаны напрямую с лечением пациентов. К ним скорее нужно относиться как к использованию достижений математических и технических наук в области медицины.

Что в итоге

Если вашу дочь не пугают физика и информатика, я бы посоветовала ей присмотреться к биотехническим системам и природо­обустройству.

Если тяга к медицине присутствует, то единственный вариант — стать врачом-кибернетиком. Без ординатуры с таким образованием можно работать в лабораториях и отделениях медицинских организаций по обработке данных.

Химические и биотехнологии скорее подойдут тем, кто точно готов изучать в вузе объемный курс химии.

РедакцияВспомните главное, что дал вам университет:
  • ФедяНу есть же теперь отдельный факультет биоинженерии и биоинформатики в МГУ, посмотрите учебные планы и кого он готовит.6
  • AndushiЕсли есть способности в математике и любовь к биологические и химическим наукам, то можно попробовать пойти в область биоинформатики. Это ФБМФ в МФТИ, факультет в МГУ, о котором говорили в комментариях ранее. Точно есть ещё места, где такому учат. Могла бы предложить направления ИФИБа в МИФИ, но там, вроде, можно поступить по физике или информатике, т.е. не ваш вариант. Ещё как вариант можете рассмотреть направления типа биотехнологий, но там нужно тщательно смотреть программы и деятельность вуза в данном направлении. Желаю вам удачи с поисками себя и поступлением!3
  • ИсинаЛучше смотреть не на набор ЕГЭ, а на интересы самой девушки. Чем она хочет заниматься? Лечить людей, учить детей, сидеть за компьютером или изучать препараты в лаборатории ? Все это разные "био". И каким направлениям она отдает предпочтение? Преимущественно биология, или химия, или информатика, или что-то ещё? Кстати, химических вузах за приставкой "био" часто скрывается органическая химия - и нет никакой биологии.16
  • Николай МорозовА ветеринарный факультет не рассматриваете?2
  • BDMПрисматривайтесь сейчас к нескольким ВУЗам, после результатов ЕГЭ поймёте, куда сможете пройти. МФТИ баллов 300 и более надо иметь в активе.2
  • NonameФедя, туда поступить очень сложно, в основном, бви.2
  • ИсинаФедя, если не ошибаюсь, в 2023 году по общему конкурсу на этот факультет был зачислен только 1 человек. И это для ФББ довольно обычная ситуация. Так что надо оценить свою готовность учиться платно или возможности поступать без вступительных испытаний. Стоит ещё продумать возможности целевого обучения.7
  • ФедяИсина, понятно. Отстал от жизни. Тогда Тимирязевка🤷 И еще сейчас мода у москвичей уезжать в региональные вузы учиться, у меня у знакомых дети в Новосибе и в Нижнем на классических биофаках учатся.2
  • ИсинаФедя, да, в Тимирязевке есть очень интересные специальности (например, биотехнология). А в Новосибирске хороша биоинформатика (но условий поступления не знаю)3
  • user2346591Учусь по специальности биотехнические системы и технологии. Специальность чисто техническая, готовят быть инженером медицинского оборудования1
  • Стань моим продюсеромNoname, диплом врача клинический психолог получить не может даже в медицинских вузах, так как специальность не относится к медицинским. однако клинический психолог может считаться медработником, если он работает в психиатрической больнице6
  • РинаУ меня сын школу закончил в 2023, информатику в школе не изучал, занимался только по курсам с Евгением Джобсом, курс есть в вк, начал как раз в январе, очень хорошо объясняет и курс стоил всего 5000, сдал почти на максимум, те информатику при хорошей математике подготовить несложно, а баллов даёт больше всех. Даже если не сдаст на большой балл, ну и ладно, мой сын так на физику ходил-пришел и написал как написал. Про клинического психолога-племянница тоже хочет быть психологом, поступает в этом году в мед, выучиться хочет на психотерапевта, что бы работая психологом иметь возможность выписывать медподдержку. Про био-подруга заканчивала биофизика, но там физики много, без хорошей школьной базы сложно. Био это обычно связано с околомед-медоборудование, протезирование. Мое имхо-вы идете от ЕГЭ, а надо идти от специальности, определитесь кем хочет быть дочь, походите на дни открытых дверей, иногда на выбор вуза влияет даже не сама специальность, а ВУЗ-пообщался человек с представителями вуза, посмотрел и загорелся-хочу здесь учиться и что для этого надо.6
  • Ася АнютинаБиотехнология - инженерная специальность, коротко говоря - работа с медицинской техникой. Туда сдают физику2
  • НаталияНиколай, нет1
  • НаталияИсина, девушка в 11 классе хочет петь, общаться с друзьями и спать до обеда) Она выбирает специальность, потому что "надо" - все сдают ЕГЭ, потом все поступают)7
  • НаталияФедя, там нет бюджета. Платку мы не рассматриваем. Надеюсь, что ребенок с золотой медалью сможет пройти на бюджет1
  • НаталияИсина, и да, из ее аргументов при выборе специальности: "Я хочу помогать людям". Собственно говоря, поэтому она и рассматривает сейчас дефектологию. Но я вот не уверена, что столкнувшись со сложными детьми, она сможет полюбить такую психологически энергозатратную работу.3
  • НаталияФедя, обычно это не мода, а вынужденная ситуация - в Москву через онлайн поступление ломится вся Россия с новыми территориями, и местные дети не справляются с конкурентами. Мы пока не готовы отправлять дочь в другой город. Если не поступит, то можно взять паузу, ей же не надо в армию ...3
  • НаталияAndushi, вот в том и дело, что химию она не очень любит, считает, что не понимает ее, и боится ее в учебном плане вуза. От этого и такой набор ЕГЭ2
  • НаталияNoname, мы с них и начинали! И вот теперь она отказывается туда идти: не хочу 7 лет учиться. И кто-то ей сказал, что клиническая психология не имеет диплома врача и что это не медицина. Не знаю, так ли это. Изначально она думала, что это выход на психиатрию2
  • НаталияВарвара, кем именно потом работают? Реально трудоустроиться? Вот этот вопрос меня очень беспокоит.2
  • НаталияАся, мы видели там математику и биологию, но физика в учебном плане есть, конечно...1
  • НаталияЕкатерина, я вот сейчас очень жалею, что у нее в 10-11 был в школе "био-хим" и не было физики с информатикой, она теперь их боится в вузе, говорит, что я же их не учли в 10-11. Хотя мне кажется, это психологический аспект, она медалистка, подтянула бы без проблем2
  • Ася АнютинаНаталия, у меня муж оканчивал биотехнические системы и технологии (биомедицинская техника) в Самаре - не думаю, что специальность разная в разных городах. Туда сдают русский, математику и физику. Биология есть в учебном плане как предмет. По итогам выпускники могут работать в медицинских и научных учреждениях - либо изготавливать медицинские приборы, либо их обслуживать1
  • ИсинаНаталия, набор ЕГЭ создаёт маленькое пространство для выбора. Не хватает химии - мало мест, где химию можно заменить математикой. Посмотрите медицинские вузы: в РНИМУ и в Сеченовском в последнее время открывали новые (но не врачебные) специальности. И Тимирязевка, как тут уже советовали.5
  • РинаНаталия, у моего в школе инфа была в чт, сб, в пт-сб в школе не появлялся, сидел сам занимался, сначало по бесплатному курсу от школково, с янв Евг Джобс, итого 98, ЕГЭ по инфе это чистая математика и логика, если матем 80+, то подготовить инфу не сложно Для начала решу ЕГЭ попробуйте4
  • NonameНаталия, а то и больше учиться. Вначале 6 лет вуза, потом по-хорошему ординатура2
  • IaroslavНаталия, на сайтах вузов в обязательном порядке должны быть учебные планы всех направлений подготовки, это требование Минобра. Стоит помнить, что их изучение иногда не помогает. Каждый год набора (в вашем случае, это 2024) имеет свои учебные планы, которые могут (а могут и не) отличаться от планов предыдущего года набора. В общем, расспрашивая выпускника 2023 или 2024 о его предметах, можно получить превратное представление о дисциплинах в учебном плане.3
  • Nonamekatawwa, да, так. Клинический психолог работает в паре с психиатром. Один лечит болезнь, другой - душу.1
  • IaroslavНаталия, в дипломах не написана профессия. У вас дочь может стать бакалавром по направлению Биология, а работать потом, например, журналистом. Вы воспринимаете связку "образование <--> трудоустройство", кмк, очень наивно. Дяденька декан или ректор за руку вашу дочь никуда не отведет и не устроит гарантированно на работу, все равно ей придётся самой искать место работы. Оно (место работы) может быть связано с тем направлением образования, которое написано у выпускника вуза в дипломе, а может быть не связано, это как повезет.8
  • NonameНаталия, там есть бюджет, но очень маленький. Закрывается ребятами с бви. Знакомый с 496 баллами на бюджет не прошёл, учится на платке.4
  • АрбузЕсли вы живёте в Москве и будете туда поступать, то вам точно нужно на дни открытых дверей! Там модно посмотреть чем реально занимаются студенты разных направлений, пообщаться с пк, с выпускниками: кто где работает и вообще, каковы их компетенции после выпуска. Я учусь на физхиме в МГУ и изначально тоже рассматривала биотехнологию в РХТУ и одноимённый факультет МГУ. Оттолкнуло именно большое количество биологии. Она примерно в равных количествах с химией, а в дальнейшем они так и идут в связке. Насколько я поняла, такие биотехнологи в дальнейшем создают технику, лекарства на основе биологии. В рхту, например, видела, что они выращивают очень много травы и потом из неё что-то полезное хотят сделать. Более технические штуки с биологией: факультет БМТ (биомедицинская техника) в Бауманке и биоинженерии и биоинформатики в МГУ. В Бауманке как раз много математики и физики. Там делают именно приборы для медицины, различные протезы, искусственную кожу и тд. Это чисто технарское направление, но биология там тоже есть. В мгу на фбб бешеные проходные баллы, но про них я особо ничего не знаю. Очень советую лично пообщаться со студентами нужных направлений, они тоже могут подсказать куда подать с какими баллами. Удачи)4
  • AndushiНаталия, по опыту знакомых знаю, что после биоинформатики идут биотех компании, либо НИИ, либо в анализ данных (при чем много ребят после биоинфа идут в IT, потому что могут) У меня у самой в дипломе стоит Физика, но работаю сейчас в биохим направлении. Так что специальность в дипломе - это не приговор на всю жизнь. Мои одногруппники разбежались кто куда: IT, биоинформатика, дизайн, управление, экономика Плюс до сих пор существует разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Ваш ребёнок может пойти на одну программу бакалавриата, а потом условно поменять профессию в маге.6
  • ИсинаМангуста, боюсь, что Вы ошибаетесь. До внутренних экзаменов в вузах допускают далеко не всех. Надо смотреть правила приема конкретного вуза, там об этом пишут. Но ни разу не видела, чтобы внутренний экзамен мог сдавать тот, кто только что окончил школу, причем, в России4
  • МангустаИсина, медицинские вузы - это на любителя. Там усидчивость нужна, терпение, и очень много просто сил все это выдержать Не от егэ нужно отталкиваться, а от того, чем предстоит заниматься в вузе и на работе. Экзамен другой сдать дело одного дня, а переучиваться на другую специальность долго и дорого.2
  • ИсинаМангуста, я писала о возможности сдать внутренние экзамены в вузе, если не хватает нужного ЕГЭ.4
  • Наталия1
  • ИринаНаталия, запрос «помогать людям»хороший, но не определенный. С этим контекстом можно любую специальность реализовать. Например, программист напишет приложение, которое поможет тысячам людей с какой-то проблемой, в то время как дефектолог вряд ли за всю карьеру отработает такой же объем подопечных, а морально тяжелее будет.6
  • НатальяВаша дочь сама что хочет? Самое главное, вы ей не мешайте.4
  • МангустаНаталия, и еще вы можете сдать не два, а три или больше экзаменов по выбору. Времени достаточно. В любом вузе все экзамены за полгода и подготавливают. И пусть не боится что - то сдавать, в любом вузе две сессии, зимой и летом, по пять - шесть экзаменов, а еще контрольные, зачеты, задания, отчеты по практике. В Москве можно и психологом устроиться, но сложно психологу найти работу. Но лучше в технический или преподавание.1
  • DarKoНаталия, тогда тут проблема. На большинстве специальностей, как вы говорите с приставкой "био-', химия является обязательной частью в различных её вариациях от общей неорганической химии до аналитической. Увы, но без неё сложно будет глубоко понять различные предметы по типу физиологии кого-либо, молекулярку и т.д. Но тут вашей дочери стоит понять, что в большинстве ВУЗов всегда начинают с азов, но быстро углубляясь. Если сейчас она не очень хорошо понимает химию (и то, это условно, мы не можем реально оценить её знания), то за п лето (конец июля, август) можно базу по химии подтянуть, если это уж очень тяготит душу. И второй момент, стоит учитывать и стиль преподавания в университете. Возможно то, как будут объяснять в университете, поможет лучшуше понимать химию5
  • ТатьянаИрина, приэтом есть те, кому маленькие шаги конкретного человека очень важны. Да, количество детей, кому реабилитолог может помочь, значительно меньше, чем количество пользователей приложений, но он видит своими глазами результаты , а это тоже очень ценно. Работа безусловно тяжелая, но я знаю многих людей, которые эту тяжёлую работу очень любят, потому что видят результаты, которые ты не увидишь, сидя в лаборатории, за компом или в офисе.4
  • МаксимНаправление 30.05.03 Медицинская кибернетика в Москве есть не только в РНИМУ им. Пирогова. Набор в 2024 году будет проводить Российский университет медицины (бывший МГМСУ им. А.И. Евдокимова).1
  • petergavНаталия, после физтеха и фбб мгу куда угодно можно пойти работать, грубо говоря) это очень фундаментальная и серьезная "корка" и мощнейшие связи на перспективу. если всё же рассматриваете, готовьтесь, что будет очень, нет, ОЧЕНЬ тяжело3
  • АвоKadsaНаталия, ну, тогда она может вполне может учиться и целиться в проджект-менеджера, особенно, если есть английский. Особенно, если есть романтическое представление о работе. Например, врач - спасает жизни. На деле - спешно переучивается на кардиолог, чтобы и нагрузка меньше и денег было. Аналогично с аудитором или юристом. Кажется, что там аналитическая работа, а на деле, - железная задница, стойкость к рутине и понимание правил игры. Плюс ещё и умение договориться, если хочешь денег (так как они связаны с позицией менеджеров). По мне так: - оценить насколько девушка хочет врезаться в науку (так как эти специалисты действительно или инженеры, или лаборатория в первые годы) - отталкиваться от желания человека (а, заодно, смотреть вакансии и понимать, что реально человека ждёт ещё на 20 лет после вуза) - уточнять, сколько мест на бюджет (то есть, отнять целевые места, сирот, тех, кто с 300 баллов из республик, сейчас ещё и членов участников СВО, ну и ребята с олимпиадами) Сейчас, как мне кажется, очень важно понять, что сделает счастливым и грести туда. Потому, что, если нравится бизнес или логопедия, то оба человека могут успешно реализовать талант + обеспечить себя. Умение толкать локтями и стрессоустойчивость, либо чувствительность и невротичность тоже важно, ну и понимание, уедет ли человек учиться и работать за границу или останется в России и Ещё вот тут описание одного поступления https://media.foxford.ru/articles/profession-bioinformatist https://media.foxford.ru/articles/profession-bioinformatist2
  • polna panamaА вы рассматриваете сдачу только трёх предметов? Почему бы не напрячься и не добавить себе вариативности по жизни: пусть ребёнок сдаст предметы, на которые готовился в профильных старших классах и допом информатику и что там ещё хочется, без претензий на 100-балльный результат. Да, это мучительно с точки зрения процесса. Но зато откроет больше возможностей для выбора.1
  • ElenНаталия, не медицина. На клинического психолога учат в медицинских вузах, но врачами они не считаются.2
  • Лера ХолоднаяБиоинформатика! Безумно перспективное направление.1
  • ХельгаЕсли есть математические мозги, и хорошо знает химию и биологию, то подойдёт профессия биоинженера, инженера в области биологии/химии0
  • user3022051Федя, это не могла, это необходимость. На бюджет сейчас москвичам попасть почти нереально стало. И цены конские, а образование получать надо.0