С чего начать студенту-филологу, чтобы стать редактором?

26

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Всем привет! Учусь на филфаке, перешел на выпускной курс. Естественно, в это время возникают вопросы о дальнейшем месте работы. Знаю, что у филологов основной карьерный путь, если работать по профессии, лежит через преподавание или переводческую деятельность.

Однако также есть и другие варианты, среди которых работа в СМИ. Не то чтобы меня отталкивало преподавание, но все же интересно ещё узнать и про другие сферы. Читал пару дневников трат редакторов, и меня привлекло описание их работы. Так я и пришел к размышлениям над этими профессиями. Изучая объявления на Head Hunter, отметил, что почти во всех случаях требуется именно филологическое или лингвистическое образование. Поэтому все чаще рассматриваю эту профессию как потенциальную.

Расскажите, пожалуйста, кто работает в этой сфере, в чем состоит ваша работа, какие у нее плюсы и минусы, с чего следует начать развиваться в этом направлении, чтобы в дальнейшем набраться опыта?

РедакцияРаботаете редактором? Расскажите о плюсах и минусах профессии:
  • MagnoliaЯ не редактор, а преподаватель и автор. От издательства периодически приходят предложения на редактуру, так что какой-то опыт имеется) Из плюсов - работать можно где угодно и когда угодно, гибкие сроки сдачи материала. Из минусов - мало платят и нет карьерного роста / какого-то развития.10
  • ПолинаЯ - главный редактор и зам. в нескольких журналах. И мне очень нужны грамотные редакторы. Но работа эта действительно малооплачиваемая, нестабильная и безкарьерная. Поэтому у меня работают пенсионеры. Они с хорошим опытом, наметаным глазом, без претензий по з/п. Молодежь на такие условия не соглашается. Но для наработки опыта и строчек в резюме, может, и надо бы попробовать. Начать с небольшой корректуры, а потом, глядишь, и шедевры мировой литературы доверят редактировать.6
  • Артем БогдановПолина, наметанным)2
  • ShatoshaMagnolia, спасибо за ответ!)0
  • ShatoshaПолина, спасибо, что поделились)0
  • НикитаФилолог сейчас — человек-оркестр. По окончании ВУЗа можно заниматься чем угодно в той области, которая тебе близка и понятна, а филология — прочная база, которая даёт возможности. Филологи сейчас — вообще не преподавание и переводы (переводческое дело — лингвистика, скорее). Тебе доступен весь интернет: диджитал, редактор журналов, проектов, стартапов, всяческие smm, разработка игр (сторителинг, дизайн мира и персонажей), писательство, сценарии для Ютуба, свои проекты (образование прямо заставляет тебя быть творческим и интересным, иначе ты не филолог). Можно долго говорить, где ты можешь работать. Я работал со 2 курса с текстами вплотную: писал на заказ и редактировал. На 4 попал в компашку знакомых и работал в агентстве в ВК. Мы развивали и продвигали проекты в сфере онлайн-игр, и я был копирайтером, который наполнял соцсети, писал сценарии для рекламных роликов и т.п. Главное — быть сильным специалистом, харизматичным человеком и постоянно учиться, искать что-то новое, расти. Без этого — путь учителем в школу или редактором в газету. Про зарплаты не скажу, но неинтересная и стрессовая работа хуже, чем маленькая зарплата.6
  • Ice Bear will not bless youВаш комментарий навел на мысль о том, что дневники трат - это хорошая возможность немного узнать о профессии, которая тебя интересует, хоть как-то погрузиться в рабочий день специалиста, возможно, узнать, какие задачи он выполняет, в чем заключается работа, из чего состоит его рабочий день) Когда я поступала в университет, я не очень хорошо представляла, как мне прикоснуться к желаемой профессии и узнать немного больше о ней. Сейчас, если бы я выбирала специальность, я бы, пожалуй, заглянула в дневники трат) Надеюсь, вам Т-Ж поможет принять верное решение)6
  • Alexandra P.Я работаю редактором, но не в СМИ, а в книгоиздании. Училась на специальности "Издательское дело и редактирование". Считаю, что филологического образования не совсем достаточно, чтобы работать редактором. Да, образование более фундаментальное, но не даёт представления о редакционно-издательском процессе, об основах редактуры, корректуры и вёрстки. Мне нравится моя работа, но, как уже сказали выше, тут сложно достичь карьерных высот и заработать много денег. Но и на отсутствие работы не могу пожаловаться.3
  • Сергей АнтоновДорогой ТС, редактор — это понятие растяжимое. Поделюсь собственным опытом. Вот, где можно потом работать: 1. Издательство. Мало денег в пересчете на час работы. Дурные авторы, которых надо править. Плюсы: постоянная загрузка (читай, нет простоев и прогнозируемый доход). Зарплата — средняя по региону. Рост — вряд ли. 2. Журналистика. При желании легко учиться и расти (для сотрудников СМИ есть куча бесплатных курсов, конференций, конкурсов). Но денег — среднее по региону. Есть варик вырасти в пропагандиста — зарплата больше, но совесть может загрустить. 3.Диджитал-агентство. Денег на стартовых должностях — не особо, но тут, как повезет. Опыта — вагон: дедлайны, клиенты-мудаки, стажеры там нужны постоянно. Потенциал роста — великий. 4. Крупные компании. Денег — выше рынка. Рост — реальный, но с нуля будете стажером принеси-подай. Если не повезет с компанией (Т—Ж — лучшие) залюбят бюрократией, это тоже минус. Мой опыт: 20 лет в СМИ: газеты, инет, радио, ТВ. Везде свои плюсы и минусы. Ежедневная газета учит не просасывать дедлайны: не успел сдать новость к 15:00 — можешь выбросить, а значит денег не получишь. Радио учит лаконичности: текст дольше 1,5 минут — в мусорку (слушатель уйдет на другую станцию); телик дает понимание, что картинка это часть сообщения и она дополняет текст. Если бы я сейчас стартовал в карьере с вашими исходными данными, это было бы так: - ежедневная газета/информагентство (учит соблюдать дедлайны), - диджитал-агентство (погружает в отрасль, - крупная компания (деньги и карьерный рост).14
  • Холден КолфилдСмотря каким редактором. Есть несколько направлений: 1.редактор в издательстве. Об этом ниже уже писали. 2.редактор в СМИ. Сидишь и рерайтишь новости... Но на 100% говорить не буду, не работала. 3.коммерческий редактор. Я как раз им и работаю. Мне кажется, это самое перспективное и интересное направление. Есть карьерный рост, нормальные деньги, интересные задачи. Можно работать в маленьком стартапе, маркетинговом агентстве или в крупняках типа Тинькофф, авито, альфа, сбер (но новичкам легче к ним сначала на стажировку попасть). Из этого направления потом легче уйти в перспективные сейчас продуктовый редактор, ux. Правда обычно норм компаниям все равно на ваше филологическое образование, важны софт и хард скиллы. Так что добавьте к вашей вышке курсы по комм. редактуре. Но мб вам филология и поможет в профессии. Мне моё странное филологическое образование (литературный институт) только мешает.3
  • Ева БорисоваЯ получила диплом по специальности "Издательское дело и редактирование", непосредственно по специальности работала в "Эксмо", это был очень ценный опыт, но сильно разочаровалась в этом работодателе, и в денежных перспективах профессии - тоже :(4
  • Анна КондрашоваСоветую вам прочитать «Пиши, сокращай»‎, предлагать темы и писать статьи в Т—Ж. А потом анализировать все вопросы и правки наших редакторов. Прям думать: «Почему меня об этом спросили, почему здесь перефразировали, почему это полезно для читателя?»‎ На мой взгляд, это лучшая школа для будущего редактора. Или автора, который хочет работать в престижных изданиях. Есть еще Школа редакторов Бюро Горбунова — там дают хорошую базу. Но лично мне больше понравилась школа Т—Ж) и она дала максимальный результат.3
  • ShatoshaIce, большое спасибо! Да, дневники трат, помимо чужого опыта обращения с финансами, дают возможность узнать ещё много нового, в том числе и о желаемой профессии)1
  • ShatoshaСергей, большое спасибо за такой подробный ответ!)0
  • ShatoshaНикита, спасибо за совет!0
  • ShatoshaАнна, спасибо!)0
  • ShatoshaAlexandra, спасибо! Да, Вы правы, понимаю, что надо ещё изучить много всего об этом деле и, как уже писали, начать с той же корректуры.1
  • Alexandra P.Shatosha, дерзайте! В принципе ничего особо сложного. Считаю, что корректором может работать и школьник, если у него есть способности и желание развивать соответствующие навыки.0
  • ShatoshaЛилия, спасибо, что поделились опытом!)0
  • HamsinЯ по образованию журналист. Сразу понимала, что не хочу на телевидение, голос не подходил для радио, а тексты я любила всегда. Так случилось, что первая работа была связана с ресторанной критикой - пригласили главным редактором, чтобы собрать с нуля сайт, связанный с ресторанным бизнесом. Нужны были и продающие тексты для партнёров, и критика, и обзоры... В общем, вот так, с редакторской работы и начала. В подобных сферах редакторам платят неплохо. А последние 8 лет работаю главным редактором на одном некоммерческом проекте, в основном, с не профессиональными авторами. Мне нравится их направлять и видеть, как преображаются их тексты. Нравится, что сама планирую контент, выбираю темы. Параллельно иногда беру на редактуру художественные произведения начинающих авторов. Это гораздо бОльшая нагрузка, чем с публицистикой, так что, пожалуй, стоит с этим связываться только по большой любви.)) Плюс последние 2 года работаю пишущим редактором в Инфослужбе ещё одной некоммерческой организации. Всё в сумме даёт не великие деньги - 65 тыс (это если без художки), но меня устраивает, деньги не являются приоритетом. Однозначные плюсы: 8 лет не видела офиса, работаю из дома, парка, кафе - откуда придётся. Сама планирую свое время. Работа творческая, не чувствую себя машиной, которая выполняет одну и ту же функцию 5 дней в неделю с 9 до 18. Про минусы соглашусь с теми, кто уже писал выше: невысокий доход и отсутствие карьерного роста. Так что для молодого мужчины это вряд ли хорошая профессия.1
  • Yuliya SyrovaВ копилке моего опыта - диплом филфака, 10 лет в журналистике, работа новостным и книжным редактором. Соглашусь со многими мыслями выше, добавлю своё. Редактор - это ещё и про высокий уровень ответственности. Если новостной - не выдать в эфир лажу или ложь, особенно в нынешних реалиях. Книжный - не наглупить во взаимоотношениях с заказчиком. А книги бывают такие, что …. Что они не стоят издания. Летопись блогеров, написанная не ими. А ещё редактор это работа в коллективе и управление им. И умение делегировать. Мне попадались такие граждане, что «дай я лучше сама уже». Потому что есть стандарты редактуры в каждом издании - от вида кавычек до буквы Ё. И есть люди которые бывают клинически не способны запомнить конкретные мелочи. А редактор - это последний рубеж перед читателем.1
  • Валентин ИонинПолина, главный редактор пишет "беЗкарьерная". Еще и нескольких журналов. Ох...2
  • АринаТоже отучилась на филфаке два года. 80 % однокурсников работают в школах и колледжах, 10 % не по профессии (маникюр, торты на заказ), 10 % стали копирайтерами, редакторами, пиарщиками, корректорами. В студенчестве преподавала в лицее и давала частные уроки по русскому и литературе, поняла, что мне это не близко. Как только выпустилась, устроилась корректором. Совсем без опыта сложновато сразу в редакторы попасть. Потом взяли внештатно в издательство редактором, совмещала с основной работой. Сейчас работаю ведущим редактором в издательстве. Считаю, что на данном этапе хорошо устроилась: зп неплохая, работа интересная, стаж и т. д. Но пока не совсем понимаю, как действовать дальше, куда расти.1
  • Artem RomanovСкажу за телек. Будьте готовы к тому, что работа редактором в компании А будет разительно отличаться от работы редактором в компании Б. А порой у них и вовсе не будет ничего общего. И у вас по этому поводу будет взрываться мозг, потому что вы будете многократно менять места работы или совмещать. Поверьте, будете. В одном случае это будет фактическая работа сценаристом, но за копейки и фактически автором проекта вас никто считать не будет. В другом — журналистом, но никаких решений вы принимать не сможете, их будут принимать шеф-редактор или продюсер (потому что и их функции от компании к компании плавают). В третьем случае — сидеть на монтаже, следить за связностью повествования. В четвёртом — быть по факту ассистентом по актёрам/участникам… И так далее. Словом, редактор — это затычка в плохо организованных производственных процессах. А они в российских медиа в 99% случаев организованы чудовищно. Стресс, проблемы со здоровьем, выгорание и синдром самозванца вам гарантированы. Но есть несомненный плюс: при наличии структурного мышления вы можете реально научиться делать продукт. И там у вас уже будет выбор: стать продюсером, шеф-редактором или просто очень хорошим фрилансером, которого зовут на проекты просто потому что он тот самый редактор Сидоров. Опыт работы редактором и шеф-редактором: 24 года.1