Какое образование нужно детям в постоянно меняющемся мире?

51
Какое образование нужно детям в постоянно меняющемся мире?

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Дарья Пастушкова

переживает за будущее своего ребенка

Страница автора

Моя учительница математики говорила: «Когда вас будут обсчитывать на рынке, у вас не будет калькулятора в кармане. Учитесь вычислять в уме!»

Светлана Сергеевна, вы не поверите, но у меня в кармане и калькулятор, и фотоаппарат, и переводчик, и средство связи, которое за меня также сможет написать текст и нарисовать картинку. И теперь можно покупать все что угодно не выходя из дома и не прибегая к личному контакту с продавцом.

Я училась на инженера-химика видеорегистрирующих материалов — проще говоря, на монтажника видеопленки. Мне приходилось вырезать зацензуренные моменты, а после склеивать все так, чтобы при просмотре на большом экране у зрителя не выпали глаза от резкого перехода, смены контраста или слишком темной сцены финальной битвы. Также я не забывала вставлять 25-й кадр. Для всего этого мне было нужно понимание того, как устроены химические процессы, и потребовалось пять лет обучения в университете. Только на четвертом курсе, в 2009 году, мы с одногруппниками отправились в кинотеатр на первый цифровой фильм для массового просмотра — «Джонни Д.», с Джонни Деппом в главной роли.

Вручение диплома выглядело как тот мем со львом и палкой:

  • — Это ваш диплом, поздравляю!
    — Но…

После этого кто-то пошел учиться на эколога, кто-то начал работать «инженером на сотку рублей», то есть лаборантом за 8000 ₽, а кто-то решил переучиться на дизайнера — среди них была и я. Справедливости ради, надо сказать, что:

  1. Инженер-химик — востребованная профессия со средним доходом. Но чтобы выйти на него, нужно иметь как минимум трехлетний опыт работы. Именно поэтому многие студенты для получения этого опыта соглашаются на минимальную ставку. Половина из них теряет всякий интерес к работе уже через год. Остальные получают опыт и становятся высококвалифицированными специалистами.
  2. Российский диплом химика был востребован за границей, и у кого была возможность, тот продолжил обучение в других странах. Они, конечно, не вернулись.

Два последних года в универе я успевала совмещать учебу с работой: я была консультантом в гипермаркете электроники в отделе фото и видео. В результате еще на пятом курсе я смогла оплатить себе школу дизайна, куда поступила после окончания универа.

Проработав чуть больше года фриланс-дизайнером, я, можно сказать, вышла в ноль: мои заказы полностью покрыли расходы на обучение 2D и 3D-графике. Я устроилась работать в типографию и через полгода клепания однотипных визиток и календарей стала продажником. В следующем году я ушла в рекламное агентство. За пять лет работы там я дослужилась до руководителя, а потом ушла в декрет и начала фрилансить, так как могла себе это позволить. Позже я пошла получать второе высшее образование — на этот раз гуманитарное.

Сейчас я осваиваю еще одну профессию — симбиоз моего второго высшего и ИТ. Помню, в школе, в десятом классе, когда все решали, куда идти учиться дальше, об ИТ никто даже и не знал. Сейчас я вижу, что диплом химика, навыки продаж и весь полученный опыт в новой для меня сфере мне не помогут, спасет разве что умение мыслить и учиться чему-то новому.

Это, конечно, все рефлексия. В реальности проблема другая.

Через два года мой ребенок должен идти в школу. Мне не нравится слово «должен», но всемирная практика говорит о том, что детям шести-семи лет нужно начать получать среднее образование, а потом еще и высшее. Я не знаю, в какой стране и на каком языке он будет учиться, выберу ли я для него школу в привычном формате.

И вообще: каким должно быть образование для ребенка в постоянно меняющемся мире? Ведь мы получаем навыки, чтобы потом их где-то применить. Софт-скиллы, ментальная математика, эмоциональный интеллект, развитие сенситивных навыков — все эти пункты можно найти в брошюре курсов подготовки к школе. От моего поколения требовалось сидеть на попе ровно в течение 40 минут и обводить по контуру квадрат. И если первое сейчас выступает темой многих педагогических дискуссий, то второе стало каким-то очевидным навыком для трехлетки — хотя это тоже почва для размышлений.

Мой дед, школьные годы которого выпали на Вторую мировую войну, говорил: «Лучший навык — это умение договариваться с людьми, объяснять свою точку зрения и принимать чужое мнение. А если не прав — уметь признаться в этом».

Мне интересны представления разного поколения о том, каким будет образование через 10—20 лет. Чему научится человечество? К каким выводам оно придет? Что будет сеять в молодые умы? Какие знания и навыки нужно вкладывать сейчас в наших детей, чтобы они могли построить этот новый дивный мир? При этом мне не хотелось бы уходить с дискуссии в морализаторство, рефлексию и политику.

РедакцияРасскажите, каким навыкам учить детей, чтобы они были актуальны и через 20 лет:
  • Рамиль Ф.какой умный у вас дед!23
  • Рамиль Ф.Про математику пипец как не согласен. Математика супер важна в жизни (любого человека) на мой взгляд. Нам с женой повезло,сын вот увлекся математикой,нравится она ему как и нам обоим. С другой стороны 1й класс всего лишь и поменяется еще сто раз обстановка.15
  • AnnaХм... не поняла - вы думаете, что не надо уметь считать в уме, раз есть телефон? А по сути - есть базовые вещи, которые никогда не будут лишними - в их числе умение учиться, запоминать, анализировать информацию, представлять ее, публично выступать и т.д. и т.п. И не надеяться на калькулятор в кармане.34
  • Дарья ПастушковаAnna, я с вами полностью согласна. Базовые знания и есть основа для дальнейшего развития. Математика, на ряду с другими школьными предметами - заставляет мозг думать. Я про то, что все страшилки и "предсказания" учителей - это лишь их опыт, не более того.19
  • Дарья ПастушковаЯ с вами согласна, математика очень важна! Как вы думаете, программа изучения математических основ будет меняться? К примеру, сейчас 5-летки умеют считать до 100 и решать несложные задачки, потому что их родители адепты раннего развития. Базовый курс обычной школы - это как раз, то что 5летки уже умеют. Вы, как родитель, хотели бы чтобы ваш ребёнок в 1м классе изучал, то вы с женой, изучали, ну к примеру в средней школе?7
  • AnnaДарья, теперь понятно. Возможно учитель пыталась доходчиво объяснить на доступном уровне. И на тот момент объяснение было актуально. Сейчас стойкое ощущение, что школа не ставит задачи научить думать. Это печально...16
  • ЛанаОчень интересная тема, у меня сынку еще и года, но я уже думаю об образовании. На мой взгляд, пусть развивается в том, в чем ему понравится, и в уже понравившемся выбрать наиболее перспективное, на текущее время, направление. Не понимаю, родителей, которые давят и заставляют идти в ту профессию , что не по душе, а потому что перспективно - в итоге куча сломленных душ, а сколько денег и лет потрачено впустую...6
  • Дарья ПастушковаВсяВБелом, говорил. И не только он. А в 21 год, пройдя лечение у невролога я узнала, что у меня дислексия. И сложности в обучение были не только из-за выгоревших учителей, а ещё из-за нейрологической неспособности к обучению. А вам говорили, что сарказм - это пассивная агрессия? И если вы хотите выставить себя занудой в белом пальто - то продолжайте так поступать.3
  • АлексейДарья, интересная тема, давайте порассуждаем. На мой взгляд так или иначе нужны хорошие базовые знания и навыки - читать, писать, считать. Желательно немного знать английский. География - для общего развития не помешает, а дальше выучит во время путешествий. Химия, физика, биология - тоже нужные вещи, в жизни пригождается, чтобы понимать некоторые процессы, даже бытовые. Хотя бы ознакомиться с ними в школе ребёнок должен. Литература - спорный для меня контент. Из того, что я проходил в школе в 80-90-х годах мне мало что пригодилось, а потом ещё я узнал, что всякие там Анны Каренины - это про психически нездоровых людей произведения. В общем, для детей нужно самому подбирать литературу, чтобы развивать те навыки, которые ваш дед вам посоветовал развивать. Я чем дальше живу, тем больше понимаю, как прав ваш дед! В художественной, классической литературе один важный плюс - она развивает речь, умение строить сложные интересные предложения, использовать различные интересные обороты речи и слова, да и, наверно, где-то даже рассуждать. История - тут вообще кто во что горазд. У всех своя история, в разных странах в разное время историю преподают в угоду сегодняшним политическим интересам власти. Так что для информации можно послушать, почитать. Но вообще историю нужно хотя бы немного знать, чтобы не повторять ошибок прошлого. В жизни человечества было много всего, и многое, увы, повторяется периодически. Основные моменты хотя бы, с древних времён и по сей день. Смотрите, к чему ребёнок проявляет интерес больше всего, в том направлении и создавайте ему условия для развития. Пусть попробует разное, на то оно и детство, чтобы узнавать мир, а не с 3-х лет встать в одну колею и тянуть всю жизнь лямку, которую родители на тебя надели. Задача родителя не заставить, как родителю хочется (моя дочь продолжит нашу династию врачей!), в чём он сам не реализовался (мой сын обязательно будет великим музыкантом/хоккеистом/певцом!), а увидеть в ребёнке увлечение и поддержать его в этом, ограждая, конечно, от крайностей. Дополнительно нужно что-то по саморазвитию ребёнку давать - эмоциональный интеллект, психология, чтобы себя понимал, был уверен в себе, не был эгоистом, мог построить здоровые отношения - со сверстниками, с противоположным полом, с родителями, с начальником, с подчинёнными, с соседями и т.д. Короче, чтобы мог социализироваться. Я считаю это важно для счастливой жизни во все времена в любом обществе. Мне лично такого образования не дали и я только сейчас сам всё это изучаю после того, как дров наломал, по книгам и через психотерапевта и внедряю в свою жизнь. Ещё очень важно научить человека принимать решения и нести за них ответственность! Вот это прям очень важно! Можно хоть 5 высших образований иметь, но если не умеешь принимать решения, то все эти знания только в "Своей игре" могут пригодиться, а руководителем не станешь никогда, да и в личной жизни не сложится, скорее всего. Но тут такой момент - дети вырастают такими же, как их родители, а не такими, как хотели бы их родители. Т.е. если вы сами чего-то не делаете, но ребёнку говорите, что нужно делать - он это не усвоит. Только личный пример! Например, любовь к чтению книг. Если родитель пихает ребёнку в руки книгу, а сам сидит в планшете играет - такими действиями только конфликт получится и отвращение к книгам привить. Важно, чтобы ребёнок сам понимал, что ему нравится. Задача родителя - научить ребёнка понимать себя. Я в жизни видел множество людей, которые не знали сами, чего хотят. К сожалению, приходилось и работать с такими. Родители пристроили, куча амбиций, желание угодить родителям, а в голове совершенно другое. И мучаются, бедолаги, потом всю жизнь, или пока не поймут, что им, оказывается, не инженерное дело близко, куда родители настояли пойти, а творчество, например. Успехи будут там, где человеку интересно работать, где у него мотивация есть и без всяких денег. Вот там и на работу с удовольствием бежишь, и дело спорится, и успех приходит с годами. Счастье не в деньгах, а в самореализации, в первую очередь. А деньги придут. В школе ребёнок должен, в первую очередь, научиться учиться. После школы уже пусть сам выбирает, на какую специальность в какой ВУЗ поступать (умение принимать решения). Может поработать после школы пару лет захочет, прежде чем поступать. Или ещё какие-то варианты. Постепенно передавайте ему ответственность за его жизнь и его будущее, вовремя отпускайте, не тяните на себя всю жизнь ответственность за ребёнка, иначе своей жизни не будете рады, и дитя замучаете гиперопекой и контролем. В общем, учись учиться! Через 20 лет может очень многое в мире измениться. Ни за что не угадаешь, какая профессия будет востребованной, а какая умрёт. Значит, как и во все времена, самыми актуальными остаются базовые универсальные навыки (эмоциональный интеллект, общее начальное образование) и умение учиться! Остальное при необходимости человек освоит по ходу дела. У меня такое представление об образовании моих детей, никому не навязываю, если что.35
  • LilyВсяВБелом, Я не то чтобы автора статьи защитить - но от журнала ожидала бы минимальной редактуры. Или хотя бы пометки вроде "авторская орфография и стилистика"...2
  • Дарья ПастушковаАлексей, Очень интересно! Согласна по поводу «увидеть в ребёнке увлечение и поддержать его в этом, ограждая, конечно, от крайностей.» Знаете, читала интересны блог психолога-диагноста – он работал некоторое время тьютором и помогал детям с выбором профилирующих предметов в частной школе. Так вот, он рассказывал, что чаще всего дети говорят родителям то, что хотят услышать родители. (и тоже самое транслируют на беседе тьютор+родители+ребёнок). Этот паттерн появляется в ребёнке неосознанно: мама хвалила за успехи по математике и говорила «какой ты молодец, станешь программистом. Я тобой горжусь» или «Программист – востребованная профессия, молодец!» Вот ребёнок и говорит: я после школы пойду учиться на программиста. А потом в 25 понимает, что вообще у него гуманитарный склад ума и всегда восхищался журналистами, но папа говорил, что это неблагодарная профессия. Вот тут, мне кажется, школа должна быть сообщником родителей – быть для ребёнка тем местом, где он может быть собой. А не стремиться быть «хорошим предметом для гордости». В этом наши с вами мнения очень схожи. Но тут как раз я с вами не согласна по воду литературы. Если вы когда-нибудь видели или даже посещали книжные клубы, вы могли заменить разницу, как обсуждают текст в школе и в сообществе любителей Набокова. В школе, единственное место где ты мог выразить свои мысли – это сочинение. И то, я прекрасно помню, как наша учительница (при всей моей трепетной любви к ней), говорила: «вот есть Пушкиноведы и вот они-то лучше знают, что имел введу Александр Сергеевич, поэтом вы в своих сочинениях не несите пургу». А в литературных клубах всегда есть несколько мнений. Обсуждение поступков героев, причинно-следственной связи, мотивов, психологический разбор персонажа, личный опыт, схожий опыт – всё это развивает эмпатию и умение смотреть на происходящие с разных позиций. Но в школах есть только методика обучение по госту мин.просвещения и не более того.5
  • Анжела КорягинаАлексей, а если ребенку ничего не интересно?... По крайней мере те сферы, которые приносят более-менее стабильный доход?.. Как тогда быть?...0
  • Дарья ПастушковаАнжела, можно я тоже отвечу. Задача родителей научить своих детей выживать в этом мире без родителей. Гибкий склад ума, умение договариваться, придумывать, рисковать, не стесняться, брать ответственность за свою жизнь - принесут больше пользы, чем "стабильный доход". Как говорят, профессионалы строили Титаник. А братья Райт - мечтали летать. У шахтеров тоже стабильный доход.6
  • Алексей"Вот тут, мне кажется, школа должна быть сообщником родителей – быть для ребёнка тем местом, где он может быть собой." Дарья, не стоит перекладывать ответственность на школу за раскрытие способностей вашего ребёнка. Школа - это конвейер. А за ребёнка ответственность могут нести только родители. Какой вырастет ребёнок - на 99,9% ответственны родители. По моему нужно не просто слушать, а чувствовать ребёнка, слышать его. Не столь важно что он говорит, важно как он говорит, горят у него глаза или нет, когда он говорит, что хочет быть программистом. Это не так уж и сложно уловить, если захотеть понимать своего ребёнка, чувствовать его. Будьте мудрее - поговорите просто с ребёнком на разные темы, про разные профессии, как бы невзначай. Не в лоб, а завуалированно. И сами увидите, о чём он охотно говорит, с энтузиазмом, а о чём заученными фразами, потому что НАДО так. "Но в школах есть только методика обучение по госту мин.просвещения и не более того." В первой части вы на школу возлагаете такие надежды, а во второй части сами пишете, что школа - это обучение по госту и не более того. Сами всё понимаете ) Я бы порекомендовал для общей информации почитать Лабковского на тему отношения родителей к учёбе в школе. Но многие не хотят вникать, а просто плюются после прочтения первой страницы ) Можно почитать Эрзяйкина "Ваши дети - не ваши дети", можно Гоулмана "Эмоциональный интеллект ребёнка". Да много полезных книг есть. Сложность в том, что нет чудодейственного рецепта, как без усилий воспитать ребёнка готовым к жизни человеком. Нужно сначала самому многому научиться, тогда и ваш ребёнок научится просто глядя на вас. А это не всякий родитель хочет делать, проще же потом сказать - это его школа испортила, я то ведь говорил, что нужно делать вот так, а он не слушал ) И не нужно сильно напрягаться насчёт успеваемости в школе. Гиперопека ещё никому добра не сделала, только проблемы на всю жизнь. Но опять же, чтобы это понять, нужно сначала разобраться в себе. А это очень сложно. Поэтому и Лабковского мало кто понимает, о чём он вообще говорит. Другого пути, увы, не существует. Я в этом убедился на своём опыте. Только через личные перемены можно ребёнку что-то привить без насилия над ним. Не претендую на истину во всех инстанциях, это лишь моё частное мнение. Каждый сам решает по поводу своих детей, я никому ничего не навязываю, если что )0
  • АлексейАнжела, ну зависит от того, сколько лет человеку, может ребёнок ещё в детский сад только начал ходить. Тогда, пожалуй, это нормально. А вообще почитайте того же Лабковского, Эрзяйкина и других авторов, посоветуйтесь со специалистом по поводу детей. Тема непростая, сразу вам скажу, нужно вникать, много над собой работать. Суть в том, что ребёнок возьмёт от родителей только личный пример. Что бы ему не говорили, как бы не объясняли, не вдалбливали - если родители сами чего-то не делают, а от ребёнка требуют - не будет он это делать. Или просто сломаете психику человеку. Невозможно научить тому, чего сам не умеешь. Лучше это всё психотерапевт объяснит, или в книгах найдёте. Я в этих источниках информацию черпаю и потом в жизни применяю. Другой момент - а откуда можно знать, какие сферы будут приносить доход, когда ваш ребёнок вырастет? Помню, лет 20-30 назад все упорно учились на юристов и адвокатов. А оказывается нужно было в IT идти. Не угадаешь. Поэтому я и думаю, что нужно чтобы человеку самому нравилось то, чем он занимается, в первую очередь. Чтобы имел базовые знания, умел учиться, и выстраивать нормальные отношения с людьми и с собой был в мире. Тогда не пропадёт!1
  • Анжела КорягинаАлексей, дочери 15. Я ей сказала, если не выберешь учебное заведение (колледж или куда после 11-го класса), пойдешь работать кассиром в пятерку. В смысле, если не выберет, чем заниматься, пойдет на кусок хлеба зарабатывать - не потому что "хочу", а потому что "надо". Я ею никуда не гоню, в смысле не озадачиваю - пусть сама выбирает сферу интересов. Но энтузиазма в этом вопросе у нее не наблюдаю. Просто ориентирую, чтобы не висела на моей шее после 18 лет.2
  • Анжела КорягинаДарья, хм, если дочь ничего не выберет, образно говоря, придется работать шахтером. Я не смогу ее содержать.0
  • user2169815Рядом с домом3
  • Алексей ТюринДарья, я лично думаю, что нет, меняться база не будет, потому что она на то и база + она оптимизирована по нагрузке на ребёнка. А адепты раннего развития или нет, особой роли не играет, на мой взгляд. Касательно того какое нужно образование - я думаю исходить надо из личных склонностей ребёнка. Перспективно быть в принципе любым профессионалом, главное чтоб в этом человек развивался)2
  • Дарья ПастушковаАлексей, не соглашусь. Я проходила практику и в гос.школе и в частной демократической школе - это колоссальная разница. А Лабковский - популист, ну уж никак не психолог. Чтобы разобраться в себе - нужно работать с психотерапевтом. И я читала, все предложенные вами книги. Считаю, что лучше: Януш Корчак, Петрановская и Гиппенрейтер. " А это не всякий родитель хочет делать, проще же потом сказать - это его школа испортила, я то ведь говорил, что нужно делать вот так, а он не слушал " - согласна. Но если родитель учит ребёнка выражать свои чувства и эмоции , а в школе говорят: "закрой рот, твоё мнение оставь для дома" - то возникает диссонанс. Школа и родители - тандем. Именно, для того, чтобы потом, будучи взрослым ему не пришлось читать все эти книжки про эмоциональный интеллект и сексуальное просвещение, а он уже знал об этом из среды, подготовленной родителями и школой.7
  • Дарья ПастушковаАнжела, вы всё верно говорите, но не забываете, что давление принятия решения, для подростков - это путь к неврозам. Подростки - это не просто "переходный возраст", это грань, когда ты ещё не взрослый, но уже не ребёнок. Страх выбрать не то - и ошибиться, сожалеть всю жизнь. Страх расстроить маму. Страх, что не получится. На их ещё детские плечи ложиться груз взрослой ответственности. И вынести этот груз должны помочь родители. Не нести эту ответственность за них, не делать выбор за них - а научить справляться с этим. С возможной неудачей, с возможным разочарованием, нести ответственность за свои ошибки и свою жизнь. У вашей дочери явно есть интересы, ну не может быть, чтобы подросток ничем не интересовался, им нравится всё везде и сразу. Обсудите, кого она ставит в пример, даже если это блогеры. У блогеров, кстати, большая команда: и пиар, и рилсы снимать, и сценарии писать и менеджеры... Это тоже профессии. Разберите профессии людей из ближнего круга: "а как ты думаешь, тётя Оля имеет хорошую профессию? Почему ты так считаешь?" Спросите, чем бы она не хотела бы заниматься ни при каких обстоятельствах. И почему? Не критикуйте, просто слушайте!!! Здесь вам поможет техника пассивного слушание. А какой она себя видит через двадцать лет? Успешной или нет? Что в её понятии "успех" - это как вот, она просыпается и понимает что успешная - почему, что в её лице, одежде, окружении, жизни говорит об этом? И в противном случае, что должно произойти, чтобы она через 20 лет поняла , что "провалилась". Поговорите с ней. Расскажите о своих переживаниях в её возрасте, о чём сожалеете, чем гордитесь. Главное, всегда говорите, что вы её любите любой, какой бы она выбор не сделала. Надеюсь, эти советы вам немного помогут.12
  • АлексейДарья, на мой взгляд Лабковский просто говорит об основных вещах и коротко, не размазывая. Да, возможно, звучит поверхностно, но зато коротко и о главном. Детали - только с психотерапевтом, с вами не спорю об этом. Или есть книги на конкретные темы, там всё более глубоко. Пожалуйста, можно углубиться. Ценность Лабковского в том, что он сразу даёт общую картину, не рассусоливая. Я так вижу, по крайней мере. Кто-то видит по-другому - это нормально. Можно порассуждать с другой стороны - если Лабковский так многим не нравится, то в чём конкретно он ошибается? Что в его книгах и лекциях в корне неверно? Что не так? Конкретно. "Школа и родители - тандем". Если повезёт, то да. Но не всегда везёт. И можно объяснить ребёнку, почему ему в школе говорят то, что говорят. Или вы предпочитаете подстраиваться под школу и перекладывать всё же на неё ответственность за то, что будет в голове у вашего ребёнка? Если школа не подходит, можно и поменять. Есть разные формы образования в стране и за рубежом, на школе свет клином не сошёлся в конце концов. Школа - это просто инструмент, временный причём. Это не школа жизни. Нет там никакой мудрости жизненной. Есть, конечно, отдельные учителя, которые могут дать от себя детям что-то мудрое, но это, скорее, исключение, как повезёт. Есть хороший фильм на эту тему "Географ глобус пропил", про учителей и их уроки жизни. Родитель прежде всего для ребёнка учитель по жизни, причём не словами, а только своим примером. Всё остальное - вторично. Но если родителю глубоко плевать или он не хочет сильно заморачиваться, и он с себя снимает ответственность за детей - тогда не может быть никаких претензий, что моего ребёнка чему-то не тому в школе научили, что он не с той компанией связался, что ребёнок от меня что-то скрывает, мне не доверяет, не хочет со мной разговаривать, ведёт нездоровый образ жизни и т.д. На мой взгляд, конечно же, не претендую на абсолютную истину.2
  • не читаю комментарии1. Дед прав. 2. + надо учить физику. 3. Получать заграничное образование.0
  • Человек и ПароходВ классическом советском школьном образовании определенно были плюсы. БОльшие, чем в том, которое есть сейчас, к сожалению. Но это я отвлеклась. Критическому мышлению детей учить нужно. Языкам. Труду - в прямом смысле, учить трудиться. Ну и ответственности за свои слова, решения и поступки.3
  • СвинокотУчить математику, логику (там и экономика рядом) и языки Остальное - опционально0
  • Ида СвиридоваДа дети потом сами разберутся. Мир постоянно меняется, и человек меняется. И хорошо. Ничего страшного в том, что человек выбрал сначала не то... так бывает и часто. Надо ему - сам восполнит, поменяет, пойдет другой дорогой. Все это опыт, каким бы он ни был. Я учила в школе математику хотя бы для того, чтобы понять, что с ней не хочу работать :) Все стремятся какой-то правильный шаблон нарисовать для своих детей, чтоб ничего её упустить. Но так не бывает. "Правильно" не будет, жизнь все равно хитрее)0
  • АлексейИда, на здоровье! Рад помочь ))3
  • Кошка-картошкаМое мнение: учите математику! И это не только про счет в уме. Она развивает и мышление, и логику, учит анализировать. Выучишь математику - дальше сообразишь:) П.С. В моем окружении есть несколько человек с высшим физмат и физтех образованием. Все до единого - умные, сообразительные, интересные люди, успешно реализовавшиеся в совершенно различных отраслях (айти, предпринимательство, нефтегазовая сфера, продажи). Сначала казалось совпадением, сейчас - закономерностью.5
  • ThВсяВБелом, почему же вы пишете "додумала"? В вашем вопросе агрессия видна невооружённым взглядом. Вы видите разницу между "от журнала я ожидала бы минимальной редактуры. Или хотя бы пометки вроде "авторская орфография и стилистика" и" А учитель по русскому языку вам ничего не говорил?".1
  • DGЯ полагаю, что важно давать не специализированные навыки, необходимые для работы (мир меняется слишком быстро), а развивать общую способность к обучению, критическое мышление и то, что сейчас называют soft skills. Эти качества нужны всегда)4
  • Сергей СтаровойтовАлексей, >Важно, чтобы ребёнок сам понимал, что ему нравится. Задача родителя - научить ребёнка понимать себя. Как ребенок может понимать, что ему нравится, если он не знает всего разнообразия вариантов? О большинстве областей человеческой деятельности дети не имеют никакого представления, даже к окончанию старшей школы. А история и литература, конечно, нужна. Просто они должны идти единым блоком история+искусство, чтобы дети имели хотя бы минимальное представление о контексте произведения, а история не представлялась чередой битв.4
  • не читаю комментарииЧеловек, почему? Где ребенок учился?0
  • Алексей"Как ребенок может понимать, что ему нравится, если он не знает всего разнообразия вариантов? О большинстве областей человеческой деятельности дети не имеют никакого представления, даже к окончанию старшей школы." Ребёнок понимает, что ему нравится, из того, что он знает (пока ему голову не забьют тем, что его выбор может быть только дурацким, если он не соответствуют мнению родителей/учителя/президента и т.д.). Вот из этого и складывается выбор. Всё в мире знать в принципе невозможно. Неужели когда вы выбирали профессию, место жительства (квартиру), супругу - неужели вы пересмотрели и перепробовали все возможные в мире варианты? А как вы вообще можете выбрать, что покушать сегодня на обед, если вы представления не имеете обо всех в мире вариантах еды? Но вы же понимаете, вы чувствует, что вам нравится в еде, и вы это выбираете для себя. Иначе вы бы просто умерли от голода, пока исследуете все возможные варианты питания и пытаетесь сделать идеальный выбор.1
  • Ирина ШишоваДля своих (когда-то и я сама, кроме художки, пришлось бросить, это долгая история, но кое что осталось из полезных навыков и знаний). Классика - базовые школьные предметы, что бы понимать элементарное устройство мира. Дополнительно: Художественная школа, английский, программирование (язык не важен, важны базовые принципы и алгоритмы), что-то из спорта. Дополнительно для чуть более старших детей: Риторика, финансы, юриспруденция (право, на базовом уровне), психология (без патологий и сильного углубления можно). Всё остальное по желанию и в зависимости от способностей и интересов самого ребёнка.2
  • NoraСмотря какой жизни хотеть. И где. Больше конкретики в запросах о будущей жизни. "Построить дивный новый мир" - это абстракция.0
  • NoraВ целом, и, судя по опыту автора, самым ценным на сегодняшний день мне видятся привычка и навык учиться новому.0
  • Shinigami GeassКошка-картошка, а как в этом ряду оказались продажи?0
  • Кошка-картошкаShinigami, человек с указанным образованием успешен в продажах. Я не связываю это с образованием напрямую, а говорю о совпадении.0
  • Gaal DornikЕдинственное, что актуально всегда - это базовые человеческие качества: порядочность, ответственность, человечность и т.п. Их и надо с детства прививать. А рабочие навыки можно развить в течении жизни. Главное, выбрать профессию, которая будет вдохновлять и приносить удовольствие, какой бы тяжелой она не была.0
  • OАнжела, а как она учится будет после 18 если вы ее содержать не хотите. Надо помочь с выбором, а не ультиматумы ставить. Лично в нашей семье родители давали возможность пробовать разное, пока не определимся. Что в детстве с кружками, что во взрослом возрасте с учебами и работами.0
  • Ivan IvanovВообще без разницы, если честно. Дети в любом случае станут отражением родителей и общества, в котором находятся. Единственный способ дать детям какую-то фору в гонке жизни - совершенствовать себя и окружение в меру своего понимания и возможностей. Правильные с вашей точки зрения установки и ценности, проявляющиеся не на словах, а на личном примере. Хороший детсад, хорошие соседи, хорошая школа - неважно, с каким уклоном. Это единственно верный путь, сейчас, 1000 лет назад и через 1000 лет (если человечество выживет). Я еще ни разу не видел человека, который бы достиг успеха в чем либо, не имея никакой ролевой модели или примера.0
  • Дарья, а как еще детям объяснять зачем им математика? Вот если б мне в детстве сказали, чтобы ты умела анализировать и запоминать, я бы все равно не поняла, меня в том возрасте устроил бы только конкретный , очень примитивный. пример, до остальных ответов я еще не доросла. Вот один учитель как-то сказал «девушек, которые не знают интегралы, замуж не берут».7
  • MonikusДед прав на 100%0
  • MonikusАлексей, не все школы конвейер. Правда школы с маленькими классами и индивидуальным подходом к детям, обычно платные2
  • Что же делатьМатематическое образование в топовых вузах, там и логическое, абстрактное мышление разовьется и за счет сложности обучения придется научиться общаться с людьми (где-то договориться списать, где-то чтобы не отчислили и тп). И окружение обычно в таких местах соответствующее - это, возможно, даже самое главное. Фундамент будет заложен точно.0
  • Наталья ФедороваАнжела, выбор между кассиром в пятёрке и колледжем напомнил мне о логической ошибке ложной дихотомии. Всё же, скорее всего, есть и другие варианты между этими двумя крайностями, можно их тоже обсудить чтобы у дочки было больше перспектив "на подумать". :)1