Как я решил запустить экологический стартап и с какими трудностями столкнулся в начале

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Меня зовут Евгений Алиев, в 23 года я открыл экологическую компанию и вот уже 10 лет веду этот бизнес. Я всегда ощущал себя предпринимателем, человеком, который точно должен оставить след в истории, или, как минимум, внести весомый вклад в общество. В этой статье я хочу поделиться с вами историей о том, как я запустил свой экологический проект и какие трудности поджидали меня на этой дороге.

С чего все началось

Помните, как в конце нулевых на рынке вдруг стало появляться много компаний, желающих повторить успех «ВКонтакте»? Предприниматели по всей стране стали открывать свои «ВМагазине», «Встройке», «ВПомойке»… А в 2010 году началась эра стартапов и шальных инвестиций, тут и там появлялись крутые ребята с крутыми проектами. Вся эта бизнес-романтика заворожила меня, но вопрос запуска собственного проекта оставался далеким и непонятным.

С 2012 года я пытаюсь создать что-то действительно стоящее, то, что могло бы упростить и улучшить жизнь человека. Я пробовал 6 или 7 различных направлений: от шавермы до столярного производства и каждый раз, когда тот или иной стартап приносил доход, я думал: «сколько денег получилось бы заработать, будь это экологическая фирма?». Так что это экология выбрала меня, а не я выбрал экологию.

Десять лет ушло на то, чтобы понять, как экология может быть необходимой каждому из нас или, по крайней мере, большинству из нас. Как сделать так, чтобы мой экологический продукт был нужен каждому жителю мегаполиса? Какой это должен быть продукт? Я хотел достичь масштабов «Самоката», хотел, чтобы мой проект так же органично вписался в жизнь каждого из нас — мы теперь не представляем, как раньше жили без доставки продуктов на дом.

В 2017-2018 году я придумал несколько продуктов, способных, по моему мнению, взорвать аудиторию. Тогда мне не удалось дать им ход: я эмоционально выгорел, искал ответы у бизнес-тренеров, плотно общался с психологами и докатился даже до NLP и МТЦ. Не было ни физической, ни эмоциональной возможности воплощать свои идеи в жизнь.

Спустя пару лет исканий, силы наконец вернулись ко мне. Сейчас мое мироощущение состоит из спокойствия и осознанности. Я чувствую, что никуда не тороплюсь, ни с кем не конкурирую. Я готов запустить собственный эко-продукт, который избавит нас с вами от свалок и мусорных полигонов, переполненных мусорных баков, и наконец принесет ту самую пользу обществу, о которой я всегда мечтал.

Поиск команды

Еще до стадии предзапуска проекта я столкнулся с рядом проблем, главной из которых стала проблема подбора адекватной команды. После этого пришлось подумать над тем, как построить рабочую бизнес-модель и где взять деньги на реализацию.

Для того, чтобы мой эко-продукт был минимально жизнеспособным, мне нужны были:

На старте, в апреле 2021 года, из этого списка у меня были только продакт и маркетолог в моем лице и front-end разработчик. Кстати, фронта я нашел на kwork.ru — тогда для моей основной фирмы мне было необходимо провести онлайн-оплату со страницы услуги. Так я и нашел свой первый крестраж.

Я двинулся дальше по списку и приступил к поиску дизайнера. У меня было представление, какой визуал я хочу для своего проекта, но не было человека, владеющего навыками UX/UIтельного дизайна. Так что я тщательно перелопатил все доступные фриланс-биржи, и, почти отчаявшийся, все-таки нашел человека на behance.

Дизайн готов, фронтенд готов — все еще нет тимлида и бэкенда. Единственное, что мне оставалось сделать — обратиться в специализированные компании, которые могли бы помочь в разработке. Я запустил рассылку с примерным перечнем задач, разослал их фирмам СНГ и Украины, но на 20 разосланных писем пришло только 2-3 ответа. Тут я задумался: «а чем зарабатывают эти люди, если их фидбэк так плохо налажен?». С другой стороны, им мог просто не понравиться мой проект — это уже не важно.

Претенденты:

  1. Команда из Беларуси, оценившая работу в 700 — 800 тысяч рублей и запросившая 2 месяца на сомнительную реализацию наших задач на flutter.
  2. Команда из Екатеринбурга, оценившая проект в 700 тысяч рублей и запросившая 4 месяца на исполнение.
  3. Команда из Новосибирска, вначале вовсе не желавшая оценивать проект, а после назначившая рандомную стоимость — от 1,5 млн рублей за все. Ребята самоустранились, пока ждали моей реакции на обозначенную сумму.

Разброс стоимости меня не устроил совершенно — я все еще не мог понять ценообразование и решил перестраховаться: привлек N-ную сумму инвестиций, пригласив в проект близкого друга.

Ему я поведал обо всех трудностях поиска команды. Тут выяснилось, что у моего друга есть знакомый, способный занять роль тимлида. Тимлид подтянул бэкенд разработчика. Мы ударили по рукам и взялись за дело.

Еще пара слов о претендентах: я, честно, хотел привлечь ребят из Беларуси, их предложение и сроки поначалу казались мне адекватными. Затем наш тимлид, Артур, со спокойствием мамонта объяснил мне, что для работы на 2 месяца за 700 тысяч рублей должен быть детально прописан каждый шаг, каждый нюанс. Выбранная команда же не представляет, какой результат получится на выходе, назначая цену и срок. Так что мы с Артуром вернулись в начало и стали прописывать каждое действие на пути пользователя, каждый шаг, который он совершает, и всё, что он получает.

Функционал сервиса

Теперь расскажу подробнее про сам продукт. В нашей системе есть 4 сущности:

Они могут тасоваться между собой в любом порядке — ФК может сделать заказ, а ЮИ выполнит его, или наоборот. Сервис подразумевает безопасность сделки, и здесь возникает первая проблема: между ФК и ФИ организовать безопасную сделку очень просто, между ЮК и ЮИ — очень сложно.

По-моему, у Юриков внутри системы должен быть виртуальный кошелек, который пополняется через расчетный счет, который, в свою очередь, самостоятельно выставляется в личном кабинете. Спустя время виртуальный кошелек отображает сумму пополнения, и с этого момента наш Юрик может совершать сделки. В таком случае безопасная сделка реализуется не с помощью внешнего сервиса, а с помощью внутреннего алгоритма, который мы еще не придумали.

Проще говоря, ЮК делает заказ, деньги бронируются на его счету, и этими деньгами нельзя воспользоваться, пока исполнитель не сделает свою работу. После того, как заказ выполнен, деньги попадают на виртуальный кошелек исполнителя — визуально. Технически деньги остаются нашими до момента, пока исполнитель их не запросит. Здесь возникает вторая проблема.

Как организовать массовую выплату, например, тысяче исполнителей, если все они — ЮИ? Я понимаю, как это сделать вручную — посадить 20-30 бухгалтеров и делегировать им переводы по реквизитам. Это абсурд. Должен же быть какой-то механизм, упрощающий процедуру?

Мы начали искать внешние сервисы.

  1. Отправили запрос в Qiwi — те позвонили через пару дней, взяли таймаут и пошли думать.
  2. Отправили запрос в Сбер — и ничего от них не добились.
  3. Отправили запрос в MoneyMoo — у них вообще нет бюджета на подобные разработки.
  4. Отправили запрос в Best2Pay — вот эти ребята ответили быстро. С физлицами и у них проблем не возникает, а с юрлицами — как и у нас, сложно. Специалисты посоветовали нам изучить бизнес-аккредитив, но это не наше решение.

Обращались также в RBK.money и Точка.банк, они ответили так же, как «Киви»: «идея хорошая, как сделать — не знаем».

Кто-нибудь знает, какое решение есть для нашей проблемы? Про сам сервис я подробно расскажу в следующем посте — пока не хочу раскрывать название и суть.

user1671116
05.10, 16:13
Как организовать массовую выплату исполнителям, если они являются юридическими лицами?

Какой-то странный текст. А где про экологичность и вообще суть стартапа? Это не статья, а просто вопрос к аудитории как массово переводить деньги юрикам? :-\

2

Что-то список у вас больно странный из тех компаний, где пытались узнать про решение.
Есть новости от альфы/тинька/райфа/w1.ru или еще какой более менее технически продвинутой компании?

Про сбер - честно, это смешно, порог от которого вы станете им интересны оооочень высок. Аналогично киви и прочие гранды российского платежного рынка.
Посчитайте сами юнит-экономику такого сервиса - на каких условиях вы бы стали его делать и сколько нижний порог по пользователями/кэшфлоу/какие-там-еще-продакт-метрики-есть в месяц.

Если ваш стартапчик сходу не обеспечит половины - никто и дальше не будет с вами разговаривать ибо мелковато плаваете, косты то здесь и сейчас, а выхлоп непонятно когда будет и будет ли вообще.

Бтв на мой дилетантский взгляд "посадить 20-30 бухгалтеров и делегировать им переводы по реквизитам" это не самое большое зло - проверите хотя бы, а будут ли загружены они и насколько, может быть вам это выйдет дешевле, чем та сумма, которую выставит "партнер", я бы этого исключать не стал.

1

Как странно, что все, что требуется для экологического стартапа - команда it-шников... Похоже, просто очередной агрегатор услуг наподобие юду или профи... Тут, похоже, надо сначала решать вопрос не функционала, а нужности...

1

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю