AMA
3K

Как написать и опуб­ликовать свою пер­вую книгу: 10 вопро­сов и ответов

Советы Дмитрия Емца — писателя и автора историй о Тане Гроттер и Мефодии Буслаеве

Обсудить
Как написать и опуб­ликовать свою пер­вую книгу: 10 вопро­сов и ответов
Аватар автора

Наташа Лобачёва

хочет написать книгу

Страница автора
Аватар автора

Дмитрий Емец

написал более 100 книг

Страница автора

В рубрике АМА читатели поинтересовались, как написать и выпустить дебютную книгу.

Мы пригласили ответить на вопросы Дмитрия Емца — российского писателя, автора книг о Мефодии Буслаеве и Тане Гроттер и родоначальника жанра «хулиганское фэнтези». Он рассказал, как продумать персонажей, не бросить работу над текстом и выстроить сотрудничество с издательством.

Лейбл заголовка

Как не бросить и дописать первую книгу?

Аватар автора

Роман Персианинов

ищет мотивацию

Страница автора

Для многих начинающих авторов самое сложное — закончить первый рассказ или роман, пусть даже в стол. Можете ли вы посоветовать, как не терять выносливость и все-таки дотащить текст до финала?

Начинающий автор прогрессирует обычно так быстро, что к десятой странице он сильнее, чем был на первой, раза в два. Он это смутно чувствует, и ему начинает казаться, что книга плохая. Это нормально.

Лучше постепенно увеличивать объем. Не беритесь за повесть, пока не напишете хотя бы десяток рассказов. А там будет опыт завершения, он даст веру в свои силы.

Лучше писать ежедневно — хотя бы по строчке. Если даже нет сил, все равно откройте черновик, просто точку поставьте или запятую уберите. Нередко бывает, что приходит желание работать.

Еще советую работать на знакомом материале. Просто расскажите какую-то искреннюю жизненную историю, но от третьего лица. Допустим, что-то вас тронуло или потрясло. Такие истории всегда работают. Если вы врач — пишите о больнице, строитель — о стройке, учитель — о школе. Знакомый материал вас вытянет. Читаться будет — не оторвешься.

Лейбл заголовка

Как продумать персонажей?

Аватар автора

Ходячее Недоразумение

любит продуманных персонажей

Страница автора

Как вы работаете с героями, чтобы они получались глубокими и нешаблонными? Насколько хорошо продумываете их предысторию и детали жизни? Какими инструментами для этого пользуетесь?

Тут разные подходы. Герои обычно из разных источников возникают. Иногда с референсом, иногда из головы. Нет общего алгоритма.

Самый простой и верный — берите кого-то знакомого. Например, соседку по комнате или вредную тещу. Понятно, что имена и истории будут другие, но вы всегда будете чувствовать, соврали в образе героя или нет. Такие персонажи оживают волшебным образом.

Но лучше не брать в книгу личные истории, которые произошли с вашими знакомыми или близкими. Чехов так с половиной друзей перессорился. Или можно спросить у них разрешение на использование. С другой стороны, если вы свою вредную соседку описываете, не факт, что стоит спрашивать.

Лейбл заголовка

Как собрать фактуру?

Аватар автора

Ольга Селиванова

подслушивает

Страница автора

Вы ведете какие-то заметки или зарисовки в течение жизни? Например, если встретили колоритного человека в электричке или услышали интересную историю от кого-то? Или просто держите все в голове? Отправляетесь ли специально на поиски чего-нибудь эдакого для своих книг? Наблюдаете за людьми?

Очень помогает диктофон. Видишь интересного человека или фразу колоритную слышишь — сразу скидываешь голосовым сообщением тому, кто никогда их не слушает. Или самому себе в копилку. Такие запасы самые ценные.

Еженедельно выгружайте все свои запасы в файл-копилку. Потом просматривайте этот файл. В нем будет все: сюжеты, наброски монологов, идеи. Все ваши будущие книги на десять лет вперед.

Лейбл заголовка

Что делать, если недоволен своим авторским стилем?

Аватар автора

Сибирь-Колибри

много читает

Страница автора

Как избавиться от канцеляризмов и приевшихся всем устойчивых выражений? Хотя читаю много — и не примитивную литературу, а с хорошим словарным запасом и стилистикой, но в последние годы замечаю за собой такую бедность в речи.

Это нормально, что вы недовольны собой и своим письмом. Значит, скорее всего, оно живое. Просто влюбитесь в какой-то сильный текст, близкий вам по духу. И читайте его почаще маленькими порциями. Это создаст чувство стиля.

Не беспокойтесь, если у вас нет стиля или опыта, — это все появится. Даже скучать будете по неопытности, ведь именно она иногда выдает случайные удачи. Главное — увлеченность материалом, о котором пишете. Она захватит читателя и поведет его за собой. Если вам неинтересно то, что делаете, не обманывайте себя. Читателю тоже будет скучно: у него есть внутренний радар на интерес автора к собственному тексту.

Лейбл заголовка

Стоит ли визуализировать героев и локации?

Аватар автора

Сергей Антонов

рисует карту

Страница автора

Нужна ли, по-вашему, на старте какая-то визуализация для себя — взаимоотношений персонажей, сюжетных линий и тому подобного?

Фотография: André Chagas / iStock
Фотография: André Chagas / iStock

Вообще, визуализация очень упрощает работу. Советую хотя бы вырезать из журнала картинки. Или нарисовать на бумажке карту острова сокровищ.

Еще вариант — используйте место, которое вам хорошо известно. Например, в серии «Школа ныряльщиков» я взял поселок, рядом с которым находилась наша дача. Это помогло в работе.

Лейбл заголовка

Как выстроить сотрудничество с издательством?

Аватар автора

Роман Дежнёв

не знает, с чего начать

Страница автора

Как происходит процесс продажи произведения издательству? Пошагово, с момента, когда писатель закончил писать произведение? Как ему не затеряться в толпе других писателей, осаждающих издательство? И какие суммы, условия, ограничения ему может предложить издатель, исходя из вашей практики?

Обычно такая последовательность. Вы пишете книгу, посылаете ее в издательство по адресу в интернете. К книге прилагаете синопсис — краткий пересказ с указанием жанра и серии, куда книга могла бы попасть. Это ускорит ответ, потому что будет понятно, кому ее отдать внутри издательства.

Если ответа нет или он невнятный, это отказ. Тогда ищете дальше. Можно в несколько мест послать, хотя тут есть свои моменты. Условно, редактор читал, старался, а вы ему отказали. Но обычно на этапе старта отказов будет много.

Деньги платят скромные, договор предлагают стандартный, но могут быть какие-то различия. Ну а если книга — супер, тогда уже что-то может измениться. Но по факту об этом никто не будет знать сразу — даже издатель.

Лейбл заголовка

Как защитить авторские права?

Аватар автора

Андрей Т.

переживает за рукопись

Страница автора

Самый актуальный вопрос для меня — как защитить авторские права на книгу? Допустим, я написал многостраничный будущий бестселлер, разослал его по издательствам с просьбой рассмотреть возможность издания. Кто-то там, поняв большую перспективность, взял мою книгу и издал ее под своим именем, сделав вид, что автор — он, а не я.

А быть может, он сначала даже сделал рерайт моей книги, несколько изменив еще и текст, а потом уже опубликовал ее. Как от такого защититься и не дать другим присвоить мой литературный труд?

Обычно такое не происходит. Издателю выгоднее от вас получить еще пять бестселлеров, чем обидеть. Но если есть опасения, можно воспользоваться сайтами с фиксацией авторства, такими как «Литрес: самиздат» и другими.

В издательстве с вами заключат договор, где будет в том числе прописан ваш псевдоним и все условия его использования. Главное — оговорить, что вы оставляете права на Орфея Эдесского за собой и никто другой не может его использовать.

Лейбл заголовка

На какой тираж и гонорар рассчитывать в начале карьеры?

Аватар автора

Ходячее Недоразумение

не знает, на что рассчитывать

Страница автора

На какой тираж и какую сумму гонорара может рассчитывать начинающий автор? Понятно, что зависит от качества текста, жанра и множества других факторов. Но, допустим, автор — новая суперзвезда, это понимают все, включая издателя. Интересует максимальная сумма по вашему опыту, чтобы понимать, насколько реалистичны те или иные ожидания.

Про сумму лучше не думать — она вам собьет настройки. Готовьтесь работать бесплатно первые годы или почти бесплатно — ради удовольствия творчества. Это не совсем так, но заметил, что такой настрой самый верный.

Лучше, когда есть какая-то профессия, которая вас дополнительно кормит. Потом, возможно, перевесит творчество, вырастут тиражи, но делать ставку только на него в первые годы опасно. Стартовый тираж будет не больше 2000 экземпляров для нового автора.

Лейбл заголовка

Стоит ли отдавать рукопись в самиздат?

Аватар автора

Катерина Рудая

выбирает

Страница автора

Что вы думаете про самиздат? Что посоветуете: стучаться в издательства или пойти в «Литрес: самиздат» и рекламировать через книжные маркетплейсы?

Насколько я понимаю, разные платформы примерно равноценны, но с нюансами. Я бы стучался в издательства. Иначе придется заниматься не литературой, а маркетингом.

Я люблю «Литрес». Он хороший. Часто редакторы ищут книги среди рукописей, выложенных в интернете.

Лейбл заголовка

Стоит ли публиковаться в журналах?

Аватар автора

Лемони

раздумывает о сотрудничестве

Страница автора

Хотела бы узнать ваше мнение по поводу публикации рассказов в печатных журналах. Насколько я знаю, многие авторы прошлых лет начинали с публикации в толстых журналах, по крайней мере до эпохи цифровизации.

Сейчас существуют журналы и в сети, но действительно ли они пользуются спросом? И на какую аудиторию рассчитывать, когда публикуешься в журнале? Вообще, вся журнальная тема покрыта некоторым налетом тайны, хотелось бы узнать ваше мнение хотя бы в общих чертах.

Бумажные журналы, к сожалению, уже утратили прежнее значение. Их сменили популярные интернет-ресурсы. Мне кажется, если какой-то журнал или сайт готов выкладывать ваши произведения, это перспективно.

Было бы здорово, допустим, если бы популярные сайты открыли рубрику — рассказ на 300 строк. И публиковали бы по одному рассказу каждый день, с гонораром автору. Это бы прокачало жанр и ресурс заодно. Так Чехов начинал — писал для газет по 100 или 300 строк.

Наташа ЛобачёваРасскажите о любимых книгах авторов-дебютантов:

    Сообщество