«Главное — понравиться мастеру»: как мой сын прошел отбор в 8 театральных вузов
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Сын с раннего детства любил сцену.
Мы же с мужем не имеем никакого отношения к творческим профессиям, оба юристы во втором поколении. Но мы всегда старались поддерживать увлечения нашего ребенка: в дошкольном возрасте он занимался цирковым искусством, даже хотел стать клоуном. Во втором классе пошел в театральную студию в Доме культуры города Мирного — занятия там проводили бесплатно.
Когда сыну было 13 лет, мы переехали из Якутии в Санкт-Петербург. Записали ребенка в студию в Доме детского творчества Приморского района. Ему нравилось участвовать в спектаклях, играть разные роли. Со временем ребята из студии уходили, приходили новые, а он все оставался.
Родственники и друзья были уверены, что он будет поступать исключительно в театральный вуз. Ни мы, ни сын тоже в этом не сомневались.
Подготовка
Школа кино. В девятом классе сын понял, что перерос театральную студию, и мы записали его в киношколу при «Лендоке». Программа рассчитана на подростков 12—17 лет и длится три года.
На первом курсе ребята познакомились с разными профессиями в кино и сняли совместную учебную работу. На втором курсе нужно было выбрать отделение: сценарное, актерское или техническое. Сын пошел на актерское. Никаких привилегий при поступлении это не давало — просто новый опыт, знакомства, съемка студенческих фильмов, где дети попробовали себя в роли сценаристов, режиссеров, операторов и актеров.
Занятия шли три часа по воскресеньям. Мы платили 64 800 ₽ в год. В школе бывают скидки: например, до конца августа 2024 семестр учебы стоил 40 800 ₽ вместо 48 800 ₽, два — 60 800 ₽.
Подготовительные курсы. В 11 классе сын записался на подготовительные курсы в Российский государственный институт сценических искусств, РГИСИ. Занятия там тоже шли по воскресеньям, так что совмещать их с учебой в Школе кино не получилось бы. Пришлось оставить киношколу после второго курса.
Учеба в РГИСИ длилась три месяца — с октября по декабрь. Стоила она 55 000 ₽. Ребятам помогли составить чтецкую программу , провели занятия по пластике, вокалу и танцу. Это, несомненно, оказалось полезным, потому что раньше у сына не было чтецкой программы. Но на занятиях из-за большого количества людей индивидуальный подход обеспечить не смогли.
Подготовка чтецкой программы. После РГИСИ сын пошел на недельные курсы в мини-группе к педагогу-актрисе, которая готовит ребят к поступлению в вузы «золотой пятерки»: это ГИТИС, МХАТ, ВГИК, Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, или Щепка, и Театральный институт имени Бориса Щукина, или Щука.
Преподавательница подкорректировала чтецкую программу: помогла подобрать более интересные произведения, не избитые, чтобы сын смог привлечь внимание комиссии на прослушиваниях. Целиком его программу я не слышала — он перед нами с мужем выступать не хочет, — но знаю, что в ней есть Владимир Маяковский, Борис Рыжий, басни Крылова, отрывки из «Войны и мира» Толстого, песня из «Бременских музыкантов».
С тем же педагогом мы советовались в течение всего поступления. Например, в ГИТИСе мастер давал задания на каждый следующий тур: во втором просил прочитать отрывок из «Евгения Онегина» на выбор абитуриента, в третьем — из «Метаморфоз» Овидия. Сын узнавал у преподавательницы, какую часть текста лучше взять, как правильно рассказать, и она помогала рекомендациями. Мы очень ей благодарны.
Занятия музыкой. Для актера, кроме всего прочего, важна музыкальность. В молодежном клубе Приморского района есть бесплатные курсы для подростков с 14 лет — туда сын ходил играть на гитаре дважды в неделю в 10—11 классах. Перед прослушиваниями еще взяли уроки вокала — я нашла педагога недалеко от дома через «Авито». Платили 1300 ₽ за занятие.
Игра на музыкальных инструментах приветствуется на прослушиваниях, можно брать с собой гитару, к примеру. В залах иногда стоит фортепиано, на котором ребята себе аккомпанируют.
Отборочные туры
Поступление в театральные вузы — долгий процесс. Отборы начинаются в марте и длятся до конца мая, когда еще идет учеба в школе и нужно готовиться к ЕГЭ.
В целом наши преподаватели отнеслись к ситуации с пониманием, так что на уроках сын обычно читал Станиславского. Но не все вошли в положение: к примеру, учительница химии покоя не давала, постоянно ругалась. Я уже классному руководителю говорила: «Ну пусть поставит тройку и отстанет от нас». К счастью, в итоге свою тройку сын получил.
Он часто пропускал уроки, потому что занимался дома, не хотел тратить время на ненужные предметы, а еще готовился в онлайн-школе «ЕГЭLand». Мы купили курсы по русскому языку и литературе, платили около 4000 ₽ в месяц за каждый предмет.
Когда сын пропускал школу, я писала записки по семейным обстоятельствам, объясняла, что он не гуляет, а учится. Очень много предстояло прочитать по литературе, да и подготовка к поступлению требовала времени.
Выбор вузов. Мы рассматривали актерский факультет 11 театральных университетов, еще три оставались на случай, если сын не слишком хорошо справится с прослушиваниями или ЕГЭ.
Больше всего подходящих учебных заведений было в Москве: это вузы из «золотой пятерки», Институт современного искусства, или ИСИ, Институт театрального искусства имени Иосифа Кобзона, или ИТИ, и Институт театрального искусства имени П. М. Ершова.
Еще в столице есть Высшая школа сценических искусств имени К. Райкина, но там набирали очно-заочный курс. К сожалению, такой формат обучения не дает отсрочки от армии, поэтому на прослушивание сын не пошел.
В Санкт-Петербурге интересные нам программы были в двух вузах: в Российском государственном институте сценических искусств, или РГИСИ, и Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, или СПбГИКиТ. В Ярославле подходил один университет — Ярославский государственный театральный институт, ЯГТИ.
На крайний случай оставались три региональных учебных заведения: Театральный институт Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, или СаТИ, Екатеринбургский государственный театральный институт, или ЕГТИ, и Нижегородское театральное училище имени Е. А. Евстигнеева. Но в итоге мы туда не стали подаваться, потому что сын отлично справился со вступительными испытаниями в столичных вузах.
Отборочные прослушивания. Всю весну абитуриенты борются за право подать документы в вуз и выйти на конкурс. Так как результатов ЕГЭ еще нет, приходят только с паспортом.
Прослушивания представляют собой три-четыре тура, где нужно выступить с индивидуальной чтецкой программой: в среднем это по три стихотворения, басни и прозаических отрывка, а также песни и танец. Сын ходил с одной программой по всем вузам.
В некоторых учебных заведениях, например, в Щепке, РГИСИ и СПбГИКиТ, перед отборочными проходят консультации, где тоже нужно читать свою программу. В одних вузах такие встречи носят рекомендательный характер, а в других — это нулевой отборочный тур, так что слететь можно еще до первого этапа.
Учебные заведения сами устанавливают даты прослушиваний — это и будни, и выходные. Абитуриенты выбирают удобный им день из предложенных. Здесь главное — подгадать, когда сможешь прийти. Например, в Москве и Ярославле отборочные проводят с конца марта, а в Петербурге — с середины мая.
Записаться можно онлайн — в личном кабинете абитуриента на сайте вуза. Это должно быть удобно, но на деле все усложняет. В час X тысячи будущих студентов одномоментно нажимают на кнопку записи. От этого либо виснет сайт, либо места разбирают за 10 секунд. Так вышло с МХАТом, ГИТИСом и ВГИКом.
Мы сидели с четырьмя ноутбуками и телефонами и ловили запись.
Нам везло, и сын всегда попадал в списки. Но те, кто не смог поймать место, приходили к вузу в надежде, что их допустят на прослушивание в порядке живой очереди. Такие ребята стояли на улице с восьми утра до восьми вечера, иногда на жаре или под дождем: крыш никаких нет, внутрь не пускают.
Некоторые вузы, например ВГИК и Щепка, сразу предупреждали, что к ним по живой очереди попасть нельзя. В Щепке просили отправить на электронную почту письмо с выбранной датой из их списка. А для записи в Щуку абитуриенты проходили предварительное прослушивание по видео.
Каждый член нашей семьи внес свой вклад. Сын готовился к прослушиваниям и ходил на них. Я составляла таблицы, в которых указывала начало туров в разных вузах по месяцам, наши записи, проходные баллы, количество мест. Отдельно распечатывала текущий месяц, там отмечала даты и время прослушиваний. Всего их оказалось больше 40.
Муж отвечал за финансирование. Много раз мы покупали билеты на поезд на одну дату, потом проходили дальше — дата менялась, и приходилось сдавать билеты и брать их на другой день. Хорошо, что все можно вернуть без комиссии.
На первые прослушивания мы ездили втроем. Потом муж и сын в мае, прямо перед ЕГЭ, жили в Москве, так как в тот месяц было много проб. Когда сын сдал экзамены, стал ездить сам: он уже знал, что где находится, и мы экономили на проезде и проживании. Для гостиниц мы готовили письменное согласие на заселение сына, потому что он несовершеннолетний.
Итоги отборочных туров. Каждый год в театральные вузы поступает примерно 6500 ребят. Нам говорили, что парням проще: в конкурсе участвовали 200 девочек и 100 мальчиков на место. В десятке абитуриентов, которые заходят на прослушивание, бывает восемь девочек и два мальчика — так что парням, скорее всего, правда полегче. В каждом туре ребят отсеивают — до конкурса из 6500 доходит не более 100.
Сын только один раз слетел с первого тура — когда прослушивался в МХАТ. В других университетах он проходил дальше. Дошел до конкурса, то есть получил возможность подать документы, в восьми вузах: в Щуке, ГИТИСе, ИСИ, ИТИ имени Ершова, ИТИ имени Кобзона, РГИСИ, СПбГИКиТ и ЯГТИ.
Экзамены
ЕГЭ. Результаты государственных экзаменов в театральных институтах не важны. Главное — пройти порог, указанный на сайтах вузов: в большинстве случаев достаточно сдать русский язык на 56 баллов, а литературу — на 45.
Мы очень переживали и мечтали преодолеть нижнюю планку. К счастью, сыну это удалось: он сдал литературу на 68 баллов, русский — на 60.
Я состою в чатах поступающих в театральные, и знаю, что многие стобалльники слетели еще на этапе прослушиваний и попытаются пройти в следующем году. А некоторые ребята с низкими баллами попали на бюджет.
В этом деле главное — понравиться мастеру . На отборочных оценок нет, а на конкурсе за каждый тур ставят баллы в пределах 100. По результатам первых этапов видно, что ребят, которые приглянулись комиссии, но набрали мало баллов на ЕГЭ, поднимают в рейтинге — они получают за прослушивание 100. А отличникам, выступившим не слишком хорошо, снижают оценку.
Подача документов. В 2024 году можно податься в пять вузов, но расписание вступительных испытаний плотное, так что мы ограничились двумя — ГИТИСом и Щукой. Если бы оттуда слетели на первых турах, подались бы в РГИСИ, СПбГИКиТ и московский ИСИ: там сыну понравился мастер.
На стадии конкурса начались временные накладки. До этого можно было выбрать дату, а у вступительных испытаний есть конкретное расписание, которому нужно следовать. Сыну пришлось бегать туда-сюда между Щукой и ГИТИСом. Мастера такого не любят: им хочется, чтобы абитуриент был уверен в своем выборе, не метался между вузами.
Мы боялись слететь, но все решилось само собой: сына отсеяли в ГИТИСе, и мы спокойно занялись Щукой.
Вступительные прослушивания. Эти испытания тоже состоят из трех-четырех туров: чтецкая программа, этюды, пластический тур — на нем проверяют гибкость тела, растяжку, быстроту реакции. Плюс коллоквиум, где задают вопросы об истории театра, композиторах, художниках. На сайтах вузов, как правило, есть списки вопросов и рекомендуемой литературы.
В Щуке сын также прошел разных педагогов. Они проверили его речь, обратили внимание на недостатки — сказали про говор и зажатую нижнюю челюсть. Педагог по вокалу записал диапазон голоса.
Перед коллоквиумом в Щуке с каждым абитуриентом общаются отдельно и предлагают ему либо бюджет, либо платное. Сыну предложили контракт — 582 200 ₽ в год. Честно говоря, мы изначально готовились к этому, так как уже знали процедуру поступления в театральные: мало бюджетных мест, много желающих. Тут лишь бы попасть на конкурс, а потом держаться руками и ногами.
Результаты и советы
На актерский факультет Щуки в 2024 году поступили 32 человека: 18 на бюджет, семь, включая моего сына, — на контракт. Еще семь мест достались целевикам.
Мы до сих пор не верим, что все получилось. Это был незабываемый трехмесячный марафон. Мы вымотались, устали, потратили много денег на переезды и гостиницы. Очень рады, что наши усилия были не напрасны.
Дам несколько советов всем, кто планирует поступать в театральное учебное заведение:
- Не откладывайте до лета. В вузах «золотой пятерки» отборочные начинаются в марте. Фактически они идут до 6 июля. За весну прослушивание проходят тысячи ребят, к июню мастера уже отбирают прошедших на конкурс. Кому-то даже прямым текстом говорят, что хотят видеть на своем курсе. Так что приходить на первые туры в конце июня поздно, основной состав уже набран.
- Приготовьтесь пропустить школьные мероприятия. Некоторые думают, что спокойно доучатся, сдадут ЕГЭ, получат аттестат и начнут ездить на прослушивания, но это плохой вариант. Конкурсный отбор могут поставить на дату последнего звонка или выпускного. Мой сын не присутствовал на последнем звонке, так как в тот день прослушивался в РГИСИ, и на вручении аттестата, потому что был в СПбГИКиТ. На выпускной мы тоже не ходили.
- Найдите наставника по поступлению. Например, я отыскала педагога в запрещенной соцсети. Понаблюдала за ней, успехами ее учеников и решила, что сын пойдет к ней. Такой преподаватель поможет составить программу, которая заинтересует мастеров и повысит шансы на поступление.