«Зло не существует»: 3 причины смотреть фестивальную АСМР-драму в российском прокате
Поп-культура
1K
Кадры — Janus Films

«Зло не существует»: 3 причины смотреть фестивальную АСМР-драму в российском прокате

3
Аватар автора

Алихан Исрапилов

всегда сортирует мусор

Страница автора

25 апреля 2024 года в российский прокат вышел новый фильм Рюсукэ Хамагути.

Японский режиссер за несколько лет превратился из любимца синефилов в одного из самых титулованных постановщиков современности. Его фильмы выигрывали призы на Берлинском и Каннском кинофестивалях, а предпоследняя картина, драма «Сядь за руль моей машины», была отмечена «Оскаром» в категории «Лучший международный фильм». Премии не обошли стороной и последний фильм режиссера — «Зло не существует» получило награды от жюри и прессы в Венеции.

Рассказываем, что особенного в режиссерском стиле Рюсукэ Хамагути — и почему размеренная драма о природе понравится не только любителям медленного кино.

Что за «Зло не существует» (Aku wa sonzai shinai)

Дата премьеры: 25 апреля 2024 года
Страна производства: Япония
Режиссер: Рюсукэ Хамагути
Сценаристы: Рюсукэ Хамагути, Эико Исибаси
В ролях: Хитоси Омика, Ре Нисикава, Рюдзи Косака, Аяка Сибутани, Хадзуки Кикути, Хироюки Миура
Жанр: драма
Фильмы, похожие на «Зло не существует»: «Вестерн», «Местный герой»
Продолжительность: 1 час 46 минут

🏞️ Это медитативное кино о связи человека с природой

В небольшой деревне рядом с Токио живет вдовец Такуми с восьмилетней дочерью Ханой. Отец рубит дрова и разносит набранную в реке воду местным жителям, а девочка ежедневно бродит по лесу и пытается запомнить виды деревьев — дубы, сосны и клены. Семья живет в абсолютной гармонии с природой: лишний раз не пугает животных и пользуется плодами растений вроде корней дикого васаби.

Спокойную жизнь нарушают представители столичного агентства: компания купила здесь небольшой участок и планирует создать глэмпинг. Местные жители пытаются объяснить менеджерам, что необдуманная постройка нарушит хрупкий баланс экосистемы: канализация засорит чистую реку, а построенные на лесной тропе дома спугнут оленей. Но руководство не видит проблем.

О жене Такуми и матери Ханы ничего не известно — зрителю придется самому строить теории о судьбе женщины
Приезжие менеджеры — не карикатурные злодеи, а обычные работяги, которые выполняют приказ сверху
Такуми напоминает хранителя леса. Мужчина ухаживает за природой, а в ответ пользуется ее благами: подбирает перья птиц, собирает плоды растений и набирает воду из ручья

Изначально Рюсукэ Хамагути хотел создать получасовое видео для музыканта и композитора Эйко Исибаси, которая работала над саундтреком фильма «Сядь за руль моей машины». Но кадры природы и сельской местности настолько привлекли постановщика, что он расширил хронометраж, добавил сюжет, персонажей и диалоги. Хотя фундаментом фильма все равно осталось созерцание леса и деревенской жизни под джазовый саундтрек.

Медитативные кадры помогают настроить зрителя на неторопливый темп и погрузить в уклад жизни, которым так дорожат местные. Покачивание веток, журчание ручья, прогулка оленей, рубка дров и приготовление домашней лапши — не самые кинематографичные сцены, но они создают терапевтический эффект, успокаивают и погружают в транс. Будто смотришь АСМР-видео, вслушиваешься в каждый звук, неосознанно мечтая променять городскую суматоху на домик в деревне.

💸 Также это экотриллер о губительном капитализме

Хамагути очаровывает зрителя безмятежными кадрами, чтобы усилить эффект возмущения от присутствия и наглости столичного агентства. Чужаки вторгаются в деревенский мир и цинично отмахиваются от всех аргументов против строительства глэмпинга.

Загрязнение реки, гибель животных и даже возможные пожары в легко воспаменяемом лесу не волнуют людей, которые думают только о прибыли. Сцены с обсуждением корпоративных бюджетов в «Зуме» в фильме выглядят намеренно неестественно и инородно после эпизодов деревенской рутины.

Однако режиссер не делит мир на белое и черное и не считает всех приезжих плохими. Менеджеры агентства просто выполняют поручения руководства. Тем более вскоре они настолько проникаются спокойствием, что всерьез задумываются о переезде. Изменить мнение о проекте вполне мог бы и сидящий в офисе начальник. Правда, для этого нужно выехать из города и своими глазами увидеть то, что в презентациях представлено безликими фотографиями с подписью «до».

Зрителю не стоит рассчитывать на чудо — ни о какой отмене строительства не может быть и речи. Более того, Хамагути неоднократно подчеркивает, что беде не миновать. Где-то вдалеке слышны выстрелы охотников, а в лесу из-под тающего снега появляются скелеты оленей. Режиссер наращивает саспенс и последние полчаса фильма превращает в непредсказуемый триллер о пропаже ребенка и желании природы дать человеку сдачи.

Саундтрек Эйко Исибаси выйдет на стриминговых сервисах 28 июня — сейчас можно послушать лишь одну композицию
В фильме хватает юмора — например, есть сцена, где городские жители неумело рубят дрова
Жизнь Такуми и Ханы напоминает сказку — отец и дочь ежедневно бродят по лесу, не боясь заблудиться

🤔 Фильм хочется долго обсуждать после просмотра

«Зло не существует» сначала смотрится как медитативное кино, потом превращается в напряженный триллер, а заканчивается как притча. Такие неоднозначные фильмы стоит смотреть в компании и вместе обсуждать увиденное. Хамагути часто оставляет пространство для интерпретаций и дискуссий.

В первую очередь, спорным кажется название: частица «не» отмечена в титрах красным цветом. Проще говоря, постановщик не берется ничего утверждать, но ехидно подчеркивает: зло — это человеческий концепт, которого не существует в природе.

Еще одна смелая мысль, которая звучит в фильме, ставит под сомнение сравнения между деревенскими жителями и приезжими. По сути, для природы нет разницы между людьми. Заселившие территорию после Второй мировой войны местные — это такие же чужаки, которые тоже нарушают природный баланс.

Наконец, самая дискуссионная часть фильма — открытый финал. Он шокирует и напоминает, что даже в природной идиллии с хорошими людьми могут произойти нелогичные и незаслуженные происшествия. Если бы зла не существовало, его стоило придумать, чтобы объяснить несправедливость мира.

Пропажа Ханы превращает фильм в тревожный триллер — неизвестно, что произошло с девочкой в, казалось бы, безопасном лесу
Пропажа Ханы превращает фильм в тревожный триллер — неизвестно, что произошло с девочкой в, казалось бы, безопасном лесу

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Какой ваш любимый японский фильм?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество