«Лучшие помощники — учебники и законодательство»: 4 совета для успешной апелляции ЕГЭ
Выпускников, которые уверены, что им несправедливо занизили баллы на ЕГЭ, часто отговаривают подавать на апелляцию — говорят, что это пустая трата времени.
Считается, что повысить оценку очень сложно, а комиссия не идет навстречу. На самом деле оспорить результаты возможно, если подойти к процедуре ответственно. Читатели Т—Ж поделились своими историями успеха и рассказали, что помогло им улучшить оценку.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Готовиться к апелляции еще во время экзамена
В 2017 году я сдавала ЕГЭ по профильной математике, русскому, информатике и физике. Планировала поступать на бюджет в один из московских вузов. Варианты с платным обучением даже не рассматривала, поэтому планка по баллам была высокая.
Результаты по большинству предметов меня удовлетворили, но с информатикой вышло иначе. На экзамене, как мне показалось, задачи шли неплохо, поэтому я не особо волновалась. Когда получила 84 балла, сильно удивилась. Сразу решила, что буду писать апелляцию: была уверена в своей работе. Целью было добавить два первичных балла.
Большинство школьных преподавателей мои планы не поддержали, а некоторые даже пытались отговорить: пугали, что снимут еще больше баллов. Но я не стала к ним прислушиваться и подала заявление на пересмотр работы в моем присутствии. Никаких проблем не возникло, через несколько дней позвонили и пригласили на апелляцию.
Сама процедура прошла спокойно — не знаю, мне повезло или просто все не так страшно, как описывают. Сначала эксперты пересматривают всю работу, а потом обсуждают ее с экзаменуемым. Члены комиссии показали скан моего бланка и ответы, сказали, что ошибок в тесте не обнаружено, предложили убедиться самой.
Дальше меня спросили, хочу ли я обратить внимание на конкретное место в письменной части или перепроверить всю работу. Меня интересовала оценка за задание по теории игр, и мы сразу перешли к нему — проверяющие решили добавить один первичный балл. Показали критерии оценивания и указали места с ошибками, которые не позволяли поставить больше.
В итоге результат вырос до 88 баллов, и на поступление это повлияло кардинально: я была предпоследней в списках на зачисление в свой вуз и, скорее всего, не смогла бы пройти, если бы не апелляция. Поэтому очень рада, что не стала сомневаться в себе.
Ребятам, которые сдают ЕГЭ, могу посоветовать начать готовиться к апелляции еще на экзамене. Если остается время, потратьте 10—15 минут и перечитайте свою работу. После экзамена как можно раньше, пока воспоминания свежие, обсудите свои ответы с преподавателем, который разбирается в критериях ЕГЭ. Он поможет оценить, сколько примерно баллов вы можете получить за письменную часть. Так будет легче принять решение о необходимости пересмотра, когда придут результаты.
Если дело все-таки дошло до споров, рекомендую апелляцию в вашем присутствии, чтобы иметь возможность отстоять свою точку зрения. На встрече не стесняйтесь задавать вопросы и просить объяснить нюансы каждого критерия, обратить внимание на какие-то строчки в вашей работе, которые, возможно, были неверно истолкованы. Аргументированно отстаивайте свою позицию, но будьте готовы признать ошибку, если она действительно есть.
Подстроиться под ситуацию и проявить гибкость в переговорах
Я сдавала ЕГЭ по географии, английскому, русскому, обществознанию и истории. Причем обществознание и историю писала дважды — в 2017 и 2018 годах, так как после года учебы в вузе решила перепоступить.
Я не боялась апелляций, потому что была уверена как в своих ответах, так и в навыках коммуникации: сразу понимала, где спор приведет к конфликту, а где можно гнуть свою линию. Суммарно посетила около пяти пересмотров работ, но хорошо помню только три из них.
В 2018 году на апелляции по обществознанию мне удалось поднять свой результат на три балла. Вопрос касался задания, в котором нужно было написать определение понятия. Моя позиция строилась на конкретном источнике определения — справочнике Баранова для подготовки к ЕГЭ. Сначала члены комиссии ответили, что это пособие не входит в федеральный перечень учебников, а значит, его нельзя использовать в качестве аргумента. Но в ходе спокойного диалога прислушались ко мне, признали, что определение корректное, и повысили баллы за задание.
Конечно, не каждый опыт бывает удачным. Некоторые эксперты идут навстречу, а другие сразу указывают на ошибки в других заданиях и пугают: «Вот, смотри, тебе тут вообще завысили, так что скажи спасибо, и если дальше будешь спорить, то…» Со мной такое тоже случалось: на первой апелляции по истории эксперт заявила мне, что летопись — не исторический документ и ссылка на нее в вопросе о первых Рюриковичах не имеет никакого смысла. Затем она начала говорить, что оценка за работу вообще завышена и баллы можно снять. Я просто спокойно встала и ушла.
А вот вторая апелляция по истории принесла мне два балла: в одном из пунктов, где нужно было привести аргументы за и против, поставили ноль. В случаях с такими творческими заданиями оценка часто бывает субъективной, поэтому я не побоялась идти на пересмотр. И не зря: эксперт сразу сказала, что ее необходимо поднять.
Конечно, многое зависит от эксперта, который тебе попался. Несколько раз ребята в очереди передо мной выходили в истерике, да и у меня на апелляциях часто была напряженная обстановка. Обычно я не спорила, скорее прощупывала ситуацию: очень важно проявлять уважение, не давить, а произвести впечатление хорошего воспитанного ученика. С кем-то можно и пошутить, а с кем-то стоит вести себя серьезно. В общем, советую быть как хамелеон — подстраиваться под ситуацию и задействовать наиболее подходящие коммуникативные стратегии.
Подавать работу на пересмотр, даже если устраивает результат
Я сдавала ЕГЭ в 2022 году по четырем предметам: русскому языку, базовой математике, литературе и английскому языку. Апелляцию подавала на два предмета — русский и литературу.
К литературе я готовилась три года и была, мягко говоря, ошеломлена, когда увидела свою оценку. 82 балла — это не то, на что я рассчитывала. Решение принимать нужно было быстро. Оспорить результаты можно только в течение нескольких дней после их объявления, поэтому пришлось из другого города рвануть в родную школу в Воскресенске, чтобы заполнить заявку.
Я выбрала очную форму апелляции, потому что так легче повлиять на процесс и убедить комиссию в своей правоте. Через несколько дней пришло сообщение о месте и времени. Казалось бы, очная форма подразумевает «живую» встречу. Но нет. Нас посадили за компьютеры с наушниками, чтобы поговорить с экспертом дистанционно. Дистанционно, Карл! В кабинете находился технический специалист, который подсказывал, что нужно делать. На экране высвечивалась работа, справа были расписаны первичные баллы по критериям, слева — окошко с лицом эксперта.
Я долго старалась обратить внимание члена комиссии на несоответствующую оценку, но слушать меня он не стал и прозрачно намекнул, что, если я продолжу доказывать свою точку зрения и лезть из кожи вон, баллы могут еще и снизить. Поэтому на литературе удача мне не улыбнулась.
Тем не менее я не отчаялась и, когда пришли результаты по русскому — 96 баллов вместо ожидаемых 100, — тоже решила писать апелляцию. Важно уметь отличать «я доволен своим результатом» от «меня справедливо оценили». Порой выпускник смотрит на свои баллы, они ему нравятся, и он даже не пытается разобраться в том, за что ему снизили оценку. А ведь можно получить еще больше!
Поэтому, как бы вам ни нравился ваш результат, вы должны разобраться, за что снизили оценку, — в конкурсных списках каждый балл имеет значение. Ничего не бойтесь: если вы уверены в своих ответах, значит, сможете их отстоять.
Технически на апелляции по русскому языку все происходило так же, но разговор вышел совсем другой. Я села за компьютер, надела наушники и уже сделала глубокий вдох, чтобы начать отстаивать свою позицию, как эксперт говорит: «Мы пересмотрели вашу работу и готовы повысить вам оценку на два первичных балла». Это означало, что мой результат будет 100 вместо 96. Я видела, как цифры в правом столбике меняются, и ликовала.
Важный момент в подготовке к спору — изучить все критерии вдоль и поперек. Зачастую они имеют довольно размытую формулировку. В таком случае обращайтесь к знающим преподавателям, чтобы они объяснили все тонкости и нюансы.
Комиссия не преследует цели повысить вам баллы. Она будет стараться убедить вас в том, что оценка за работу не занижена, а даже завышена по критерию первому, второму, пятому, десятому… В таких случаях настойчиво, но вежливо просите обратить внимание лишь на те аспекты, которые вас интересуют. Ведь если эксперт не углядел ошибки и завысил баллы, это точно так же ставит под сомнение его компетенцию, как и занижение оценки.
Посоветоваться с преподавателем, который разбирается в критериях ЕГЭ
Я сдавала ЕГЭ в этом учебном году по русскому языку, обществознанию и английскому языку. Писала апелляцию на результаты экзамена по обществознанию, потому что не согласилась с оценкой: получила 88 баллов, а необходимо было минимум 90. От этого зависело не только поступление в престижный вуз, но и работа куратором в онлайн-школе подготовки к ЕГЭ — туда принимают только отличившихся на экзамене. Чтобы добиться цели, хватило бы поднять оценку на один первичный балл.
Мне сняли баллы в шести заданиях второй части, но я согласилась лишь с одним снижением. В остальных ответах я была уверена и могла доказать свою правоту с помощью федерального перечня учебников, которые принимают на апелляции в качестве релевантных источников.
Процедура проходила дистанционно — можно было выбрать и очную встречу, но я предпочла онлайн. К назначенному времени пришла в школу, где сдавала ЕГЭ, и села за ноутбук в отдельной аудитории. Я была готова спорить, даже взяла с собой распечатки из учебников, чтобы привести конкретные примеры. Но перед началом пересмотра работы у меня забрали телефон и все материалы.
Обстановка на апелляции была дружелюбной: на меня никто не давил, не ругался и не кричал, хотя я слышала, что часто бывает иначе. Эксперт подробно рассказала, за что сняли баллы в каждом ответе, но сильных доводов я не услышала. Многие задания из второй части предполагают субъективную оценку, и проверяющим просто не понравились мои примеры. Удалось поднять оценку за вопрос по Конституции — член комиссии согласился со мной и добавил первичный балл, который равняется двум вторичным. Таким образом, мой результат вырос до 90 баллов.
Кажется, что разница незначительна, но это не так. Мои баллы пригодились не только для работы, но и при поступлении. Благодаря апелляции сумма всех набранных на ЕГЭ баллов составила 270, и именно от этого порога большинство вузов дают максимальные скидки на обучение. Если бы не мое упорство, стоимость была бы гораздо больше.
Но упорства и уверенности в себе недостаточно. Перед апелляцией нужно обязательно посоветоваться с преподавателем. Мне это действительно очень помогло: вместе с репетитором мы разобрали все задания и ответы, нашли нужные выдержки из учебников и продумали стратегию аргументации. Если у вас нет репетитора, советую обсудить экзамен со своим школьным педагогом. Часто бывает, что учителя отговаривают оспаривать результаты, потому что боятся снижения баллов, но мнение со стороны в любом случае не будет лишним.
Перед самой апелляцией обязательно выстройте в голове свою речь и, если есть возможность, отрепетируйте ее вместе с преподавателем. Вы должны идти на встречу с экспертом, как будто вы уже победили. Уверенность — половина успеха.
«Только если очевидно, что балл снят безосновательно, можно писать заявление на пересмотр»
Апелляция в разных регионах проходит по-разному. В Москве, например, заявление подается через портал mos.ru и очного посещения школы не требуется. В заявлении нужно указать, с оценками за какие задания вы не согласны и почему. Через некоторое время придет экспертное заключение об итогах перепроверки — уже на этом этапе могут изменить баллы.
Важно помнить, что на пересмотре работы обсуждаются первичные баллы за выполненные задания экзамена. Их конвертируют во вторичные — привычную стобалльную систему — по специальной шкале. У каждого предмета она своя: например, 55 первичных баллов по русскому языку будут равны 94 вторичным. Перед подачей заявления стоит ознакомиться с ней, чтобы понять, какой прирост к финальному результату можете получить в случае успеха.
Если вы не согласны с итогами перепроверки, то следующий шаг — сама апелляция. Подготовьте аргументы в защиту своей позиции с учетом комментариев экспертов и изложите их члену конфликтной комиссии в чате на портале. После беседы назначат голосование, по итогам которого комиссия примет окончательное решение. Оно проходит, как правило, на следующий день.
Хотя такая дистанционная процедура используется в Москве уже много лет, она до сих пор не получила распространения в других регионах России. Во многих субъектах апелляцию приходится подавать очно. В таком случае до начала комиссии неизвестно, за что снизили баллы в отдельных заданиях, поэтому подготовиться к дискуссии гораздо сложнее. Сама апелляция может проходить как в очном формате, так и в формате видеоконференции, а ее результаты сообщают сразу.
Всем, кто планирует апелляцию, могу посоветовать следующее.
Во-первых, решение оспаривать баллы должно быть рациональным, а не эмоциональным. Разочарование результатом ЕГЭ — еще не повод апеллировать. Необходимо проанализировать свою работу, посоветоваться с преподавателями. Можно попросить одноклассников и друзей с тем же вариантом показать свои работы, чтобы сравнить, как оценивали похожие ответы. Только если очевидно, что балл снят безосновательно, можно писать заявление на пересмотр.
Во-вторых, комиссия может и снизить баллы. Такие случаи редки, но вполне реальны. Целесообразно посмотреть всю свою работу: возможно, какие-то ответы были оценены чересчур лояльно и есть риск ухудшить результат.
В-третьих, к апелляции нужно готовиться. Лучшие помощники здесь — учебники федерального перечня и законодательство. Если вы можете доказать, что ваш ответ был правильным, с опорой на учебник из перечня и нормативный акт, то вероятность успеха увеличивается.
В-четвертых, принимайте решение самостоятельно. Школьные учителя часто отговаривают от споров вне зависимости от того, есть ли объективные предпосылки для пересмотра. Ни учителя, ни эксперты в ваших апелляциях не заинтересованы. Посоветоваться с разными преподавателями стоит, но оценка рисков, шансов и решение — только за вами.
В-пятых, настройтесь на то, что процедура может быть стрессовой. Вы можете столкнуться с давлением и тоном, не терпящим возражений. Подготовьтесь к этому морально. Во время диалога с проверяющими будьте вежливы и настойчивы.