Как мы с тремя детьми переехали в Черногорию
В феврале 2023 года мы с мужем и тремя сыновьями переехали в Будву.
До этого мы жили в своем доме в небольшом городе Нижегородской области, но давно хотели поселиться у моря: просто устали от холода и снега. Осенью 2022 года мы стали присматривать страну для переезда — думали о Португалии, Испании, Сербии и Черногории.
Первые две страны довольно быстро отпали, потому что для въезда нужны визы и там сложнее снять квартиру на длительный срок. Сербию рассматривали из-за простоты въезда и легализации, но в итоге поняли, что все-таки хочется жить у моря. Тогда мы остановились на Черногории.
В статье я расскажу, с какими сложностями мы столкнулись и какие нюансы нужно иметь в виду, переезжая в новую страну с детьми.
О чем расскажу
Подготовка к переезду
Выбрали город. Я считаю, что в Черногории каждый сможет найти город по душе: на побережье, в глубине страны, на равнине или в горах. Чтобы определиться с местом жительства, мы читали телеграм-каналы и разные сайты, посвященные Черногории, отзывы людей, которые находятся там длительное время, смотрели видео о жизни в разных городах.
В итоге выбрали Будву. Причин было несколько, но основных три:
- Расположение. Город на побережье, что идеально соответствует нашим мечтам. Горы, которые его окружают, защищают от сильных ветров. Такое сочетание ландшафта радует глаз, создает приятный климат и безграничные возможности для активного отдыха.
- Архитектура. Будва и ее окрестности богаты историческими достопримечательностями и образцами старинной архитектуры. Это было для нас особенно важно, поскольку нам нравятся архитектурные шедевры, памятники старины и другие исторические символы.
- Русскоязычное комьюнити. Ориентируясь на информацию в чатах и группах, мы поняли, что в Будве живет очень много русскоязычных. Для мягкой адаптации на новом месте это имело большое значение.
Продали дом. Вариант оставлять недвижимость в России мы не рассматривали, поэтому в октябре 2022 года выставили дом на продажу. Это решение далось нам нелегко. Дом мы строили сами с лета 2013 по апрель 2015 года. С ним связано много хороших моментов в нашей жизни.
Благодаря тому что дом был относительно новым и строили мы его качественно, покупатели нашлись быстро. Правда, оформление сделки затянулось: будущие владельцы проводили покупку по ипотеке со сложным расчетом и взаимозачетами. Всю сумму за дом мы получили только в январе 2023 года. Деньги с продажи и наличные рубли обменяли на евро и доллары.
Продали вещи. Примерно в то же время мы выставили на «Авито» вещи, которые не могли взять с собой. У нас быстро купили машину, зеркальный фотоаппарат, музыкальные инструменты, туристические принадлежности, почти новые школьные рюкзаки, настольные игры и книги. Некоторые вещи продаются до сих пор, но теперь с помощью наших друзей. Еще часть вещей раздали, что-то хранится у родственников.
С собой у нас было по рюкзаку на каждого члена семьи в ручную кладь и два места в багаж: чемодан и большой рюкзак. Из важного положили ноутбуки для учебы и работы, электронные книги, немного лекарств, документы и одежду. Хорошо, что мы не взяли зимние куртки и обувь: в теплом черногорском климате они ни разу нам не пригодились.
Мы старались брать только самое необходимое, но в чемоданах хватило места и для вещей для души. Дети взяли самые важные для них игрушки и немного памятных сувениров. Я отобрала из своих музыкальных инструментов те, что не занимают много места, например блокфлейту, губную гармошку и укулеле. Захватила и принадлежности для рисования. Эти вещи нельзя назвать предметами первой необходимости, но без них уезжать было бы значительно грустнее.
Собрали документы. В первую очередь забрали из поликлиники карточки детей и выписки о прививках — оцифровали страницы медицинских карт и загрузили в облачное хранилище. Так они всегда под рукой и не занимают место в багаже. Точно так же поступили с медицинскими документами взрослых членов семьи. Личные дела детей из школы тоже оцифровали.
Из остальных документов взяли самое необходимое:
- Российские паспорта.
- Загранпаспорта.
- Наши с мужем аттестаты и дипломы.
- Справки об отсутствии судимостей.
- Свидетельства о рождении всех членов семьи.
Список документов составляли по информации на разных сайтах и ютуб-видео про оформление ВНЖ Черногории. Ничего не переводили и не апостилировали. Как показало время, документов было достаточно. Остальное мы оформляли на месте с помощью консалтинговой фирмы по ВНЖ. О работе с ними расскажу дальше в статье.
Определились с образованием для детей. На момент переезда им было 15, 12 и 6 лет. В Черногории есть два основных варианта обучения для детей русскоязычных эмигрантов: государственная школа с уроками на черногорском языке или частная русскоязычная. Первый вариант бесплатный, за второй придется платить. Когда мы переезжали, в Будве была только одна русскоязычная школа — Adriatic College. Учебный год в начальной школе стоил 6600 € (630 762 ₽) — это плата за учебу и невозвратный вступительный взнос. Последующие классы дороже.
Есть еще англоязычные школы: Knightsbridge School International Montenegro, Arcadia Academy. Но обучение там стоит значительно дороже. чем в Adriatic College, плюс в самой Будве их нет.
Другая проблема, с которой сталкиваются многие родители, — нехватка мест в школах. Часто приходится искать учебное заведение в соседних городах. К примеру, дочь наших знакомых из Будвы учится в Петроваце. Дорога туда занимает полчаса, учеников развозит школьный автобус.
С 2019 года наши старшие дети находятся на онлайн-обучении в российских школах в формате семейного образования. Поэтому мы не стали определять их в местные школы. На момент переезда младший сын был еще дошкольником, поэтому с выбором образовательного учреждения проблем не было. В мае 2023 года ему исполнилось 7 лет, и мы решили, что он будет учиться так же, как братья.
Старший сын должен был сдавать ОГЭ летом 2023 года. За неделю до отъезда из России он успешно прошел обязательную часть экзаменов в российской школе. Промежуточная аттестация за девятый класс уже была сдана, поэтому весной мы запросили в школе смену формы ОГЭ и выдачу аттестата по итогам промежуточной аттестации. Аттестат нам выслали почтой.
Забегая вперед скажу, что с аттестатами и дальше не было проблем. В декабре 2023 года старший сын написал онлайн итоговое сочинение — это был допуск к сдаче ЕГЭ, после которого он зарегистрировался на ЕГЭ. Тогда же вышло постановление правительства, которое предоставляло возможность не сдавать ЕГЭ выпускникам, проживающим за границей. Поэтому сын написал заявление о смене формата ЕГЭ на получение аттестата по результатам промежуточной аттестации.
В 2024 году ОГЭ сдавал средний сын. Он проходил итоговое собеседование онлайн, затем подал заявление о смене формата ОГЭ и ЕГЭ на получение аттестата по результатам промежуточной аттестации. Сейчас ждем аттестаты, их пришлют транспортной компанией.
Переезд
Россияне могут въезжать в Черногорию без визы. Прямых рейсов из России в страну нет. Мы решили лететь в Стамбул, а оттуда — в Подгорицу. В Стамбуле запланировали остановку на несколько дней, чтобы превратить переезд в мини-отпуск. Авиабилеты купили за неделю до вылета. Перелет до Стамбула авиакомпанией Red Wings обошелся нашей семье в 105 390 ₽.
Мы впервые путешествовали на самолете всей семьей. Было волнительно, порой страшно, но интерес и предвкушение нового пересилили. Полет был спокойным, но остальная часть поездки пошла не по плану.
Уже на следующее утро после прилета средний ребенок почувствовал недомогание, а к вечеру у него поднялась температура. За ним свалились его братья и я, муж стойко держался. Медицинской страховки у нас не было, но к врачу мы не пошли. Лечились тем, что взяли с собой, плюс купили некоторые жаропонижающие в местной аптеке.
В итоге вместо запланированных пяти дней в Стамбуле мы провели десять. Нам повезло, что в феврале почти нет туристов и мы без труда смогли продлить проживание в отеле. Первые пять дней, которые мы забронировали из России, стоили 32 350 ₽ и 123 TRY (333 ₽) — городской налог. Вторые пять дней проживания в Турции обошлись в 500 $ (44 067 ₽). Эту сумму назвал хозяин гостиницы, а мы решили не торговаться.
Мы жили в историческом центре Стамбула — Фатихе. Там расположены Голубая мечеть, собор Святой Софии, парк «Гюльхане» и Археологический музей. Несмотря на заболевание, мы много гуляли. Посмотреть удалось далеко не все. Периодически кто-то из нас оставался в гостинице. В будущем мы планируем еще раз посетить Стамбул и погулять там уже всем вместе и в хорошем самочувствии.
Как только дети пошли на поправку, мы купили билеты Стамбул — Подгорица. Этот перелет вышел чуть дешевле, чем из России в Стамбул, — 95 000 ₽.
Оглядываясь назад, понимаю, что стоило дождаться полного выздоровления. Из-за простуды у троих из нас сильно болели уши с момента взлета и пару дней после. В следующий раз, если буду не совсем здоровой, решусь на перелет только в крайнем случае.
Полет занял два часа. Из самолета мы вышли почти последними и долго проходили таможню, так как было много людей. К встречающему нас водителю вышли, когда аэропорт практически опустел. Трансфер до Будвы занял около часа и стоил 40 € (3823 ₽).
Жилье
Первую неделю мы жили в гостинице, которую забронировали на «Букинге» и оплатили на месте наличными. В это время мы гуляли по городу и присматривали будущий район и дом для жизни.
Будва — относительно небольшой город. С одного конца до другого можно дойти пешком за 30—40 минут. Несмотря на компактность, все же были районы, где жить не хотелось. Например, Лази — самая удаленная от моря часть города. Чтобы добраться до некоторых домов в этом районе, приходилось долго карабкаться в горку. А самые удаленные здания хотя и с шикарным панорамным видом, но буквально встроены в горы, что делает доступ к ним еще более утомительным.
Все основные магазины, рынки, спортивные площадки и прочая инфраструктура сосредоточены у моря. Так что в Лази нам бы пришлось постоянно преодолевать немалые расстояния. Прогулки нас не пугают, но все же хочется, чтобы они были не вынужденной мерой, а приятным времяпрепровождением.
Для поиска жилья мы использовали телеграм-каналы, соцсети и сайты местных риелторских контор. Все выбранные варианты нам показывали агенты, так как большинство черногорцев предпочитают сдавать квартиры через них.
Вот наиболее популярные площадки для поиска жилья:
- «Черногория. Недвижимость, аренда, продажа» и «Недвижимость Черногория» — группы в «Телеграме»;
- SaleMe — сайт аренды недвижимости на русском языке;
- «Аренда квартир в Будве» — группа в «Фейсбуке»*.
За неделю мы нашли квартиру, которая на первый взгляд казалась идеальной: второй этаж, спокойный район, довольно близко к морю, адекватные хозяева. Но при заселении мы обнаружили две стройки: одна была под окнами квартиры и развернулась буквально за день, а вторая — с другой стороны здания. Из-за постоянного шума и дискомфорта от аренды мы отказались сразу. Повезло, что не успели подписать договор и отдать плату за несколько месяцев вперед. Пришлось снять номер в другой гостинице и продолжить поиски.
Вариантов жилья было много, но из-за приближения туристического сезона в марте 2023 года цены на аренду были выше обычного. В итоге мы еще две недели искали квартиру — за это время обошли всю Будву и близлежащий курортный поселок Бечичи.
За время поиска мы посмотрели 12 вариантов. Из-за плотной застройки окна в некоторых квартирах выходили не на улицу, а на стены соседних зданий, что делало их мрачными и темными. В других было ощутимо холодно и влажно, что грозило не только дискомфортом, но и появлением плесени, — в Будве это распространенная проблема. Также во многих квартирах были крохотные санузлы и ванные комнаты, в которых просто не повернуться.
В итоге мы нашли трехкомнатную квартиру за 900 € (86 013 ₽) в месяц. Дом находится в 200 метрах от моря, в квартире есть вся необходимая мебель и техника, а также две террасы.
Мы заключили контракт на год. Потребовалось оплатить три месяца аренды — первый и два последних — и оставить залог в размере месячной платы. Залог служит страховкой на случай порчи имущества, а предоплата за два последних месяца — гарантией того, что квартиросъемщики не съедут сразу после окончания купального сезона, как это иногда случается.
Для нагрева воды мы использовали электрический бойлер, а для отопления предусмотрен кондиционер. Но мы так ни разу и не включали его на обогрев. Даже в декабре, самом холодном месяце года, мы ходили по дому в обычной легкой одежде: футболках, шортах и носках. В зависимости от времени года мы платили за коммунальные услуги 100—120 € (9557—11 468 ₽) в месяц. Летом счет за электричество был выше из-за использования кондиционера.
Открытие фирмы
Для длительного пребывания в стране доступны два варианта:
- оформить ВНЖ;
- совершать бордерран, то есть пересекать границу каждые 30 дней, чтобы обнулить срок безвизового пребывания.
Проживание с ежемесячным бордерраном довольно популярно у россиян в Черногории, но нам это не подходило. Туристы не имеют права на государственную медицинскую страховку, а для нас с тремя детьми важен оперативный доступ к бесплатной медицине.
К тому же те, кто живет в Черногории без ВНЖ, должны платить туристический налог: около 1 € (96 ₽) в день за взрослого и 0,5 € (48 ₽) за ребенка. Точная сумма зависит от города пребывания.
ВНЖ в Черногории можно получить по следующим основаниям:
- Работа или владение местной компанией.
- Удаленная работа на иностранную компанию.
- Владение недвижимостью.
- Учеба.
- Воссоединение с членом семьи, у которого уже есть ВНЖ.
- Лечение.
- Волонтерская деятельность и другие причины — в журнале есть подробная статья о том, как получить вид на жительство в Черногории.
Нам показалось, чтобы было бы проще и дешевле устроиться одному взрослому, а остальным подать документы на воссоединение с семьей. Поэтому мы выбрали вариант с ВНЖ через регистрацию фирмы мужа — он разрабатывает сайты и дизайны.
Открыть фирму можно было самостоятельно, но мы предпочли избежать возможных сложностей перевода и ошибок. В телеграм-чате мы нашли консультантов, которые организовали весь процесс регистрации фирмы и оформления ВНЖ.
Все, что от нас потребовалось, — заплатить 850 € (81 235 ₽) за услуги, передать копии загранпаспорта и аттестата мужа, оформить доверенность на консультантов и придумать название будущей фирмы. После этого муж только пару раз приходил к ним подписать необходимые бумаги — все остальное было на консультантах.
Аттестат взяли за девятый класс: нам сказали, что с ним процесс будет быстрее, чем с аттестатом за одиннадцатый. Почему так — не знаю. Еще консультанты посоветовали в качестве сферы деятельности компании выбрать дизайн, а не ИТ, как мы изначально планировали. Этот совет помог нам позже открыть расчетный счет для фирмы. По словам консультантов, к ИТ-компаниям местные банки относятся настороженно.
В итоге консультанты нострифицировали аттестат, подготовили устав и другие учредительные документы фирмы, сделали печать, уплатили пошлины и зарегистрировали компанию. Весь процесс занял две недели.
Среди наших знакомые были те, кто занимался всем самостоятельно. Открытие фирмы у них заняло почти два месяца, оформление ВНЖ — еще месяц. Благодаря консультантам муж получил документы в три раза быстрее.
ВНЖ
Документы. Сразу после регистрации DOO — местного аналога российского ООО — мы собрали пакет документов для подачи на ВНЖ мужа:
- Загранпаспорт.
- Справку об отсутствии судимости.
- Свидетельство о регистрации фирмы.
- Медицинскую страховку на месяц.
- Нотариально заверенный договор аренды жилья не менее чем на год.
- Квитанцию об уплате госпошлины.
- Квитанции об уплате туристического налога за мужа за весь период пребывания — получилось около 15 € (1435 ₽).
С медицинской страховкой, свидетельством о регистрации фирмы и уплатой госпошлины помогли все те же консультанты. Эти траты входили в комиссию, которую мы заплатили за их услуги. К сожалению, я не знаю, сколько стоила медицинская страховка, но подходила базовая — от несчастных случаев. Например, в страховой Bromar полис на месяц в Черногории стоит 18 € (1720 ₽), а в Safety Wing — от 45 $ (3966 ₽). Госпошлина за ВНЖ — около 67 € (6403 ₽).
Справку о несудимости лучше оформить перед отъездом. Мы сначала заказали ее бесплатно через МФЦ. Там выдали черно-белый документ с подписью специалиста МФЦ. Но после изучения чатов и сайтов о Черногории мы поняли, что для оформления ВНЖ она не подходит. Поэтому за три недели до отъезда заказали новые справки в МВД через госуслуги — это тоже бесплатно.
Мы переживали, что лично получить справки не успеем, но нам повезло: их сделали быстро. Срок действия таких справок для оформления ВНЖ Черногории — шесть месяцев.
Нотариально заверенный договор аренды мы оформили сами с хозяевами квартиры — заплатили 55 € (5256 ₽) за услуги нотариуса и 50 € (4779 ₽) за обязательное присутствие судебного переводчика. Не все владельцы соглашаются на такое, поскольку это обязывает их платить налог 15% на доход со сдачи недвижимости. Поэтому кто-то вовсе отказывается давать арендаторам такой документ, а кто-то соглашается при условии компенсации.
Оформление ВНЖ. Мы подавали документы на ВНЖ по месту проживания — в Будве, в Ministarstvo Unutrašnjih Poslova. Это местный аналог ФМС, сокращенно МУП. Весной 2023 года в МУП Будвы были огромные очереди — чтобы попасть на прием, приходилось занимать место накануне ночью. К счастью, и этот процесс мы доверили помощникам, а мужу оставалось прийти к открытию и получить талончик. Услуга входила в стоимость услуг консультантов.
Среди сотрудников МУП встречаются русскоговорящие, но рассчитывать на это не стоит. Наш консультант общался со специалистом МУП по-черногорски, а с нами — по-английски.
Подача документов была простой. Сотрудник задал несколько вопросов о родителях мужа и обо мне: спросил имена и фамилии матери и отца, девичью фамилию матери, где родились они и я. После сотрудник сделал фото мужа, снял отпечатки пальцев и взял образец подписи. Взамен выдал справку о приеме документов, на основании которой мужу можно было жить в стране вплоть до получения ВНЖ без необходимости выезда.
Так как до выдачи мужу ВНЖ мы с детьми не могли начать процесс оформления документов, нам пришлось бордерранить. Муж поехал с нами за компанию. Мы нашли перевозчика, который предоставляет услуги по бордеррану, заплатили 125 € (11 946 ₽) за всех членов семьи и съездили в Боснию. На границах обеих стран нам не задали никаких вопросов.
Через две недели муж получил ВНЖ — здесь его называют «боравак». Тогда и мы с детьми начали оформлять документы для ВНЖ по воссоединению семьи. Вот что нам понадобилось:
- Копии загранпаспортов.
- Медстраховки.
- Квитанции об уплате госпошлины и туристического налога за все время пребывания в Черногории. За меня и детей мы заплатили около 70 € (6874 ₽).
- Моя справка об отсутствии судимости.
- Спонсорское письмо от мужа, подтверждающее, что он может всех нас финансово обеспечить.
Документами снова занимались наши консультанты. Они же заняли очередь на подачу, но талончики были на разное время. В итоге мы провели в МУП почти весь их рабочий день, еле успев все оформить.
Меня, мужа и двоих старших детей сфотографировали, взяли отпечатки пальцев и образцы подписи. Младшего ребенка только сфотографировали.
Карточки ВНЖ по воссоединению мы ждали гораздо дольше, чем боравак мужа, — два месяца. Документы подали в апреле 2023 года, а готовые карточки забрали только в июне. Оповещений о готовности документов не присылают, поэтому приходилось раз в неделю заглядывать в МУП и уточнять статус дел.
Срок окончания наших с детьми ВНЖ привязан к сроку действия ВНЖ мужа — до апреля 2024 года. Так как мы с детьми получили ВНЖ в июне, получилось, что карточки действовали только 10 месяцев.
В 2024 году, за 30 дней до окончания срока действия, мы подали документы на продление ВНЖ. В этот раз не понадобилось представлять договор аренды и справки об отсутствии судимости, а услуги помощников на всю семью стоили 600 € (57 342 ₽). Изготовление новых карточек заняло три недели для мужа и месяц для меня и детей. Новые ВНЖ также выдали на год.
Траты на легализацию
За подготовку документов на ВНЖ на меня и детей мы заплатили консультантам по 250 € (23 893 ₽) с человека. В общей сложности за весь процесс открытия фирмы и подачи на ВНЖ мы отдали 1850 € (176 805 ₽).
Считаем эти траты оправданными, а решение обратится за помощью к консультантам — правильным. Но к выбору посредников нужно подходить с умом. У многих наших знакомых был неудачный опыт с другими компаниями: какие-то забывали представить медицинскую страховку в момент подачи документов, другие даже не готовили документы на ребенка.
- 1850 €
На поддержание жизнедеятельности фирмы муж тратит около 180 € (9808 ₽) в месяц. Минимальная зарплата брутто в Черногории — 532,5 € (50 891 ₽). С этой суммы руководитель компании должен отчислять 22%, что составляет 117,5 € (11 229 ₽). Еще примерно 70 € (6690 ₽) муж платит за услуги бухгалтера, который помогает с расчетом и уплатой налога.
Налог на доход юридического лица зависит от размера годового дохода:
- до 100 000 € (9 557 000 ₽) — 9%;
- 100 000,01—1 500 000 € (9 557 001—143 355 000 ₽) — придется отдать государству 9000 € (860 130 ₽) плюс 12% от суммы свыше 100 000,01 € (9 557 001 ₽).
До конца марта года, следующего за отчетным, нужно подавать декларацию о доходах и уплачивать получившуюся за год сумму. Подачей декларации тоже занимается бухгалтер мужа.
Сначала компания существовала номинально — это частая практика в Черногории. Но позже мужу удалось найти местных клиентов, и теперь фирма работает полноценно. Он может сотрудничать с физическими и юридическими лицами. Немало подобных фирм сейчас закрывается по разным причинам: кто-то не смог найти клиентов, кому-то даже не удалось открыть банковский счет для зарегистрированной компании, другие уехали в страны Евросоюза или вернулись в Россию.
Счет в банке
Расчетный счет в черногорском банке обязательно потребуется, если вы планируете вести бизнес в стране. Только с него можно уплачивать налоги, а для перевода зарплаты директору нужен личный счет физического лица. Об этом мы узнали от бухгалтера.
Для открытия расчетного счета помощники сказали взять уставные документы фирмы, ВНЖ мужа и его загранпаспорт. Супруг обошел пять банков: Ziraat, Lovćen, Hipotekarna, NLB и Adriatic. В большинстве мест, увидев иностранное удостоверение личности, сразу отказывались даже рассматривать документы. В некоторых банках это обосновывали тем, что сейчас высокая загруженность и на рассмотрение запроса уйдет несколько месяцев. В других говорили, что пока приостановили обслуживание новых клиентов. В банке Adriatic были согласны открыть счет за комиссию 500 € (47 785 ₽). Муж отказался.
Только в отделении турецкого банка Ziraat у супруга приняли документы, но сказали, что решение сообщат позже. Через две недели муж зашел в банк — решения не было якобы из-за высокой загрузки банка. После этого супруг ходил в отделение каждую неделю — ответ был таким же.
В итоге счет открыли больше чем через два месяца после обращения. Все это время фирма существовала без счета, а значит, и не платила налоги. Но налоговая не предъявляла претензий за неуплату в период отсутствия расчетного счета — думаю, потому, что все понимают, что без него это просто невозможно. Через две недели после открытия расчетного счета открыли и личный счет, сразу выдав и пластиковую карточку к нему.
Обслуживание счетов юридического лица стоит 5 € (478 ₽) в месяц, физического — 2,5 € (239 ₽) в месяц. При открытии счетов муж общался с сотрудниками банка по-английски. После этого никаких проблем не возникало, посещать офис не требовалось. Банковского приложения нет, но самые необходимые функции доступны в личном кабинете на сайте Ziraat.
Банковский счет в Черногории сейчас есть только у мужа. Я тоже могу открыть счет, но не хочу, поскольку это очень долго. У меня есть карта диджитал-банка Wise (сайт недоступен из РФ) — с ее помощью я расплачиваюсь в магазинах. Ежемесячное обслуживание бесплатное, выпуск пластиковой карты стоит около 5 € (478 ₽).
Медицина
Для обладателей ВНЖ медицина в стране бесплатная. Оформить полисы оказалось проще простого: понадобились только карточки ВНЖ и специальные «зеленые книжицы» — аналоги ОМС. Их мы купили в местном магазине канцтоваров, стоили 2 € (191 ₽).
В ближайшей поликлинике мы с помощью «Гугл-переводчика» объяснили, что хотели бы прикрепиться, заполнили анкеты на черногорском языке и сдали с книжечками в регистратуру. Через неделю получили их обратно заполненными и готовыми к использованию. Все было быстро, без очередей.
Когда в семье трое детей, наличие местной страховки становится необходимостью. Для примера: удаление аппендицита без государственной страховки стоит 2400—4000 € (229 368—382 280 ₽). Точная стоимость зависит от больницы, в которую пациент обратится с такой проблемой.
Но почти за полтора года жизни в Черногории мы ни разу не ходили к местным врачам. Поэтому я не знаю, можно ли вызвать педиатра на дом или как проходит прием в поликлинике. Наши дети болеют один-два раза в год, обычно мы справляемся с лечением сами.
Только однажды в Черногории мы посетили стоматолога, но в частной клинике: в обычной пришлось бы ждать очереди неделю. Клинику выбирали по отзывам в телеграм-канале «Врачи и клиники Черногории». Лечение кариеса стоило 35 € (3345 ₽), гигиеническая чистка — 40 € (3823 ₽), консультация была бесплатной.
От друзей знаем, что на рутинный прием в поликлинику можно записаться примерно за неделю, а иногда, придя для записи, можно попасть на прием к нужному специалисту в тот же день. В экстренных случаях, таких как инфаркт, инсульт или ДТП, следует вызвать скорую помощь. Она выезжает только действительно в серьезных ситуациях. Если плохое, но не критическое самочувствие настигло, когда нет времени ждать приема, можно самостоятельно обратиться в отделение скорой помощи. Оно находится в том же здании, что и поликлиника.
Аптеки в Черногории работают и в выходные. Практически в каждом городе есть как минимум одна круглосуточная. Если сравнивать с российскими, цены в черногорских кажутся выше. Например, спрей от заложенности носа «Снуп» здесь стоит чуть больше 4 € (382 ₽), а в России, если верить онлайн-аптекам, лекарство можно купить примерно за 150 ₽. Другими препаратами я не интересовалась, так как пока у нас есть запас всего необходимого.
Связь
В стране есть три основных мобильных оператора: One, Telekom и Mtel. В первый же день в Черногории мы зашли в магазинчик мелкой электроники и консультант по-английски рассказал про тарифы разных операторов. На тот момент нам был нужен только мобильный интернет, поэтому мы купили две туристические симки Mtel. Каждая стоила 10 € (956 ₽). Через две недели нужно было внести еще по 10 € (956 ₽). За эти деньги мы получили по 100 Гб трафика и 500 минут разговоров. К слову, лимит на гигабайты ни разу не был исчерпан.
Продавец из магазина электроники сказал, что можно будет перейти на более выгодный тариф, когда получим ВНЖ. Но оказалось, что это необязательное условие: после того как истечет оплаченный пакет по туристическому тарифу, можно сразу перейти на план Vrh и платить 10 € (958 ₽) за месяц. Смена тарифа доступна по номеру *105# или в офисе Mtel. Мы не знали об этом и пришли в офис, только когда получили ВНЖ. Там мы заключили договор постоянного пользования и теперь платим 10 € (997 ₽) в месяц, лимиты остались прежними.
Пополнить баланс можно через приложение оператора или в ларьках Tabacco, раскиданных по всему городу, где заодно продают всякую мелочь. В Tabacco мы платим только наличными, а в приложении — картой. Еще оператор периодически балует абонентов дополнительными 50—100 Гб интернета. Обычно уведомления об акционных гигабайтах приходят в смс — значит, вам их уже подключили. Так что даже при активном использовании сложно остаться без связи.
Позже помимо мобильной связи у нас появился домашний интернет Mtel. Чтобы подключить его, связались с хозяйкой квартиры — уже на следующий день пришли два мастера и быстро все сделали. За первый месяц с учетом скидки для новых клиентов мы платили 24 € (2294 ₽), после — 28 € (2676 ₽).
Иногда домашний интернет немного подтормаживает, и в такие моменты выручает мобильный. К работе мобильного интернета вопросов нет: даже в летний сезон он справляется с нагрузкой и исправно обеспечивает стабильное соединение.
Как повлиял на нас переезд
Дети. С самого начала мы открыто обсуждали планы по переезду с детьми. Это позволило им не только морально подготовиться, но и воспринять переезд как увлекательное приключение. Но без трудностей не обошлось.
Переезд в Черногорию означал расставание с родственниками, с которыми мы раньше часто общались. Старшим детям пришлось оставить любимый шахматный кружок, в котором они занимались много лет, расстаться с близкими друзьями. От переезда пострадал ютуб-канал, где дети выкладывали видеоролики с постройками из блочного конструктора. За шесть лет коллекция конструктора стала внушительной, и забрать ее с собой в Черногорию мы не смогли — отдали родственникам. Теперь на канале выходят видео только по «Майнкрафту».
Но дети довольно быстро привыкли к новым обстоятельствам и местам. Никакого недовольства они не выражали. Наоборот, радовались морю и красотам природы. Двое старших снова ходят на шахматы и уже участвуют в местных турнирах.
Русскоязычным детям есть чем заняться в Будве: танцами, спортом, языками, театром, программированием и даже граффити. Цены на кружки разные в зависимости от тематики. Например, наши знакомые платят за месяц танцев 14-летней дочери 80 € (7646 ₽), занятия у них 3—4 раза в неделю. Кружок граффити раз в неделю стоит 60 € (5734 ₽) в месяц.
Какой-то особый досуг детям мы не организуем. Они часто гуляют втроем. В свободное от работы время мы вместе с ними исследуем окрестности, города на побережье, столицу Подгорицу.
Взрослые. Конечно, переезд заметно сказался и на нас с мужем. Чтобы поддерживать привычный уровень жизни, нам пришлось упорно работать и увеличить наш доход в три раза. Первое время было сложно, но мы справились. Великолепные пейзажи вокруг мотивируют нас работать еще усерднее, чтобы и дальше иметь возможность наслаждаться ими каждый день.
Из приятного: мы стали больше гулять, дышать морским воздухом и любоваться горами. В Нижнем Новгороде мы вели малоподвижный образ жизни, теперь в окружении природы стали намного более активными. Я открыла для себя хайкинг и почти каждые выходные исследую новые пешие маршруты.
Всей семьей мы периодически выбираемся в небольшие путешествия. Успели побывать во многих соседних городах: Которе, Баре, Тивате, Херцег-Нови, Подгорице, и старинном Цетинье. В каждом из них есть что посмотреть.
Еще после переезда мы стали чаще ходить в кафе и рестораны. Раньше как-то не складывалось, возможно, потому, что жили в небольшом городке. Теперь у нас в пешей доступности три десятка ресторанчиков, и в большинстве из них очень вкусная еда. Отмечаем там дни рождения и какие-то памятные события, встречаемся с друзьями и просто приятно проводим время.
Единственное, чего нам немного не хватает, — это возможности чаще видеться с родными и близкими, которые остались в России.
Итоги
Переезд оказался не таким страшным. Наличие детей — вовсе не повод отказаться от эмиграции. На практике выяснилось, что разобраться с документами, найти жилье и развлечения детям вполне реально. Конечно, остались некоторые бытовые вопросы, но постепенно все решится. Дети нам очень помогают, они сами — наш стимул не падать духом.
Начинать с нуля на новом месте порой сложно, но мы справляемся. А когда вокруг такая красота, гораздо проще привыкать к новой жизни. Но мы присматриваемся и к другим вариантам, так как наслышаны, что в Черногории сложно получить гражданство.
После пяти лет жизни по ВНЖ можно получить ПМЖ на пять лет, и только после этого есть возможность претендовать на гражданство. Но не факт, что его одобрят. Например, наши знакомые сербы, которые живут в Черногории уже 15 лет, не имеют гражданства. Слышали истории про женщин, которые вышли замуж за черногорцев и живут в стране больше 12 лет. Их дети — граждане страны, а сами женщины без гражданства. И не потому, что не занимались оформлением, а потому, что получали отказы. Так что особой надежды на Черногорию в этом плане нет. Но поживем — увидим.
Все важное про эмиграцию и релокацию — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе: @t_emigration