«Феррари»: неровный фильм с Адамом Драйвером про основателя автомобильного бренда
21 декабря в российский прокат вышел «Феррари» — биографический фильм об итальянском конструкторе Энцо Феррари.
Картину снял знаменитый режиссер Майкл Манн, известный по «Схватке» и «Соучастнику». Манн мечтал поставить «Феррари» на протяжении нескольких десятилетий, но задумку удалось реализовать только сейчас.
Рассказываем, почему «Феррари» вряд ли впечатлит любителей байопиков и фанатов гоночных фильмов.
Что за «Феррари» (Ferrari)
Дата премьеры: 21 декабря 2023 года — в российском прокате
Страны производства: США, Великобритания, Италия, Китай
Режиссер: Майкл Манн
Сценаристы: Трой Кеннеди-Мартин, Брок Йейтс
В ролях: Адам Драйвер, Пенелопа Крус, Шейлин Вудли, Сара Гадон, Гэбриел Леоне, Джек О’Коннелл, Патрик Демпси, Микеле Савойя, Эрик Хауген, Бен Коллинз
Жанры: драма, биография, история
Фильмы, похожие на «Феррари»: «Спенсер», «Манк», «Дом Gucci», «Ford против Ferrari»
Продолжительность: 2 часа 4 минуты
Где смотреть: в российских кинотеатрах
Фильм неинтересно показывает историю Энцо Феррари
Италия, 1957 год. Уже десять лет изобретатель Энцо Феррари управляет компанией по производству автомобилей. Предприниматель уделяет все внимание гонкам и хочет, чтобы его бренд ассоциировался исключительно с победами в соревнованиях. Параллельно мужчина конфликтует с женой Лаурой и воспитывает внебрачного сына с любовницей Линой Ларди.
Режиссер Майкл Манн вновь исследует внутренний мир неоднозначного героя и наглядно показывает проблемные стороны его маскулинности. Энцо Феррари всеми силами пытается удержать контроль над ситуацией, но у него не получается балансировать между работой и двумя семьями. Он — традиционный для фильмографии Манна профессионал, непревзойденный в своей области.
По структуре это не традиционный байопик, здесь нет истории успеха или провала — нам показывают героя уже на пике славы. Из-за этого центральный конфликт фильма о душевных метаниях визионера не работает так, как мог бы. Феррари всегда находится в безопасной позиции, ему никогда ничего не угрожает.
К началу истории герой уже известен во всем мире, а жена смирилась с его изменами. Даже новости о возможном банкротстве Ferrari не вызывают сильных эмоций: есть аж несколько запасных вариантов финансирования.
Герои слишком уж буднично относятся к возникающим проблемам. Скандалы в прессе никак не влияют на самого Феррари. Кое-как режиссер пытается пробудить интерес к истории через участие команды в соревновании Mille Miglia: от его исхода зависит репутация компании. Но и это подается скорее как рутинное препятствие, где Ferrari особенно не сталкивается с давлением.
Возможно, главная проблема сценария — в его излишнем благоговении перед самим Энцо Феррари. Создатели будто не хотят показывать недостатки героя, в любой ситуации его выставляют праведником.
Даже измена жене показана не как что-то плохое, ведь Феррари все равно хотел как лучше — получить от любовницы наследника после смерти первого сына. О внутренних демонах мужчины остается только догадываться. Он так и остается полубожественной и загадочной фигурой.
При этом предприниматель изредка становится интересным персонажем — но только в немногочисленных флешбэках. Там, в прошлом, он выглядит живым человеком с живыми эмоциями. Но большую часть фильма герой лишь ходит в темных очках со скучающим видом.
«Феррари» не может определиться с жанром
Картина будто мечется между семейной драмой и гоночным триллером. В фильме показывают более десятка разных персонажей, но их лица не получается запомнить — все остаются лишь статистами. Многочисленные помощники Феррари выглядят и звучат блекло, для сюжета они не важны. Даже внебрачный сын и мать героя не выделяются запоминающимися чертами.
«Феррари» по-настоящему раскрывается в гоночных сценах, где показывают харизматичных водителей вроде Альфонсо де Портаго. В эти моменты Манн будто снимает совершенно другой фильм — технически почти безупречный. Рев моторов оглушает, мы одинаково хорошо слышим и звук промчавшегося мимо болида, и стук поломанных деталей в двигателе.
Оператор сериала «Охотники за разумом» Эрик Мессершмидт здесь часто ставит камеру за плечами гонщиков, чтобы зритель еще сильнее погрузился в происходящее. От каждого резкого поворота захватывает дух, смотреть за противостоянием очень интересно.
Вот только в «Феррари» мало гоночных сцен. Между ними приходится смотреть за банальной семейной драмой. Да и сам Энцо Феррари никак в этих гонках не участвует, а часто выглядит откровенно лишним. Он просто следит за ходом соревнований рядом с треком или на экране телевизора. Предприниматель разве что подбадривает гонщиков и вдохновляет их на победу своим присутствием.
Но этого явно недостаточно: титульный герой на фоне спортсменов выглядит самым неинтересным персонажем. Хотя должно быть наоборот.
Из-за неправильно расставленных акцентов кажется, что Энцо Феррари в собственном фильме — лишь второстепенный участник событий. Вероятно, картина смотрелась бы интереснее, будь главным героем де Портаго или какой-нибудь другой гонщик. Ведь и самого Майкла Манна будто не очень интересует судьба Феррари: даже концовку его сюжетной линии он показывает титрами на черном фоне.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult